Кризис развития ребенка 7 лет андрущенко

Внезапные смены настроения, отказ от старых, некогда любимых игрушек, отрицание устоявшихся правил — всё это кризис 7 лет у детей. К дерзким поступкам добавляется яростное отстаивание своей территории и прав и трудности в общении с взрослыми. Естественные изменения в характере Вашего ребенка вызваны неосознанным желанием познавать, понимать, принимать решения. В этот период родителям нужно перестать удивляться и создать оптимальные условия для развития и укрепления новых навыков для самостоятельной жизни!

Главное — вместе, а не вместо!

Навык самостоятельности формируется и осваивается ребенком только при полноценной поддержке и помощи взрослых. В этот момент важно создать оптимально удобный и эффективный каркас образовательного процесса. Он поможет детям в период кризиса 7 лет обрести новые знания и способность принятия самостоятельных решений, полезные для будущей практической жизни.

Выполнение домашних поручений, подготовка к школе, преодоление затруднений в учебе будут осуществляться легче при отсутствии гиперопеки родителей. Кризис семи лет у детей проявится с меньшей яркостью в том случае, если Вы измените стиль воспитания и настроите ребенка на позитивное восприятие трудностей и возможность решения любого вопроса.

Совет родителям: Здесь важна подсказка, направление, поддержка и помощь, но никак не замещение! Нужно всё делать с ним, а не вместо него. Вы должны последовательно и терпеливо объяснять ребенку о необходимости самому пойти в школу, взять спортивную форму, учебные принадлежности, сделать уроки.

Вырабатываем мотивацию, повышаем самооценку!

Ваш ребенок — умный, способный, замечательный! В этом он должен убеждаться ежедневно и находить подтверждение в правильности своих поступков у родителей и близких людей. Кризис 7 лет Вы должны проходить вместе, постоянно беседуя, обсуждая нюансы трудностей, сохраняя контакт, демонстрируя, что Вам близки его проблемы, и Вы верите, что он с ними справится. Спокойная поддержка при выполнении домашних уроков выработает у него уверенность в собственных способностях и желание находить решения любых задач.

Концентрируйте внимание ребенка на успехе, и Вы подтолкнёте его к формированию правильных приоритетов в написании букв и слов, в выполнении математических примеров, в творчестве и в поведении. Выделяйте лучшее, акцентируйте внимание на удачных решениях и сдерживайте желание критиковать! Только Вы поможете своему ребенку легко пройти сложный период и адаптироваться к новой, школьной жизни с ее увеличивающимися нагрузками и постепенному взрослению.

Учим на ошибках, корректируем поведение!

Кризис 7 лет у детей совпадает не только с выпадением молочных зубов, но и с появлением нового авторитета. Им становится первый школьный учитель. Его одобрительное отношение, слова, фразы, замечания будут оказывать сильное влияние на успех в учебе и на дальнейшее формирование характера Вашего ребенка, на его поведение с друзьями и с Вами.

Совет родителям: Здесь важно адекватно реагировать на первые проявления самостоятельности и указывать ему на последствия его поступков. Так он сможет понять свои ошибки, выработать правильную линию поведения и избежать сложностей в будущем.

Тихий, застенчивый или гиперактивный ребенок может не получить достаточного внимания со стороны школьного учителя или, наоборот, вызвать несправедливую реакцию. Подготовьте ребенка к знакомству с новым человеком, который будет присутствовать в его жизни продолжительный промежуток времени.

Расскажите ему о положительных аспектах школьной жизни, знакомстве с новыми друзьями, интересных занятиях и не уставайте отвечать на все его вопросы, создавая спокойное отношение к переменам. Поддержите своего малыша на трудном повороте к взрослению и помогите легко пройти кризисный период!

Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. — Кризис развития ребенка семи лет

(скачать книгу можно совершенно бесплатно)

Название: Кризис развития ребенка семи лет
Автор: Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М.
Издательство: М.: Академия
Год издания: 2003
Язык: русский

Скачать бесплатно: Andruschenko-T.Yu.-Shashlova-G.M.-Krizis-razvitiya-rebenka-semi-let.pdf [252,8 Kb] (cкачиваний: 93)
(после закачки книги проверьте папку «Загрузки»)

Источник

Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М.

Год: 2003
Издательство: Академия
ISBN:
5-7695-1341-1
Серия: Высшее образование
Язык:
Русский
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы + слой
распознанного текста
Количество
страниц: 174
Учебное пособие
посвящено проблеме развития детей в
период перехода от дошкольного к младшему
школьному возрасту. Представлены
основные подходы отечественных
исследователей к рассмотрению
психологического содержания кризиса
7 лет. Предлагаются диагностические
методики, позволяющие определить
доминирующее содержание детско-родительского
общения, а также программа групповой
развивающей работы педагога-психолога
с детьми 6-7 лет.
Может быть полезно
широкому кругу читателей, интересующихся
вопросами детского развития.

Читайте также:  Детская психология наука изучающая и психического развития ребенка

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИИ………………………………………………………………………………………….6

Сива 1. РАННЕЕ ДЕТСТВО (теоретическая справка)

Периодизации детского возраста………………………………………………..8

Физическое развитие детей раннего возраста………………………………..13

Темперамент…………………………………………………………………………………..17

Предпосылки развития личности……………………………………………………21

Общение со взрослыми…………………………………………………………………..23

Общение со сверстниками……………………………………………………………..25

Игра………………………………………………………………………………………………28

1 Ьзнавательные процессы……………………………………………………………..32

Эмоциональное развитие………………………………………………………………..37

Кризис трех лет………………………………………………………………………………40

Глава 2. KOPPHKIЩОННО-ДИЛГПОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Игровая терапия……………………………………………………………………………44

Коррекпиоппая работа с агрессивными детьми……………………………..46

Коррекпиоппая работа с гиперактивными детьми………………………….50

Коррекционная работа с аушчными детьми………………………………….54

Коррекциониая работа с тревожными детьми……………………………….57

Диагностика………………………………………………………………………………….61

Работа с родителями………………………………………………………………………67

Работа в команде…………………………………………………………………………….70

Глава 3. ОПИСАНИИ ТРЕНИНГА

День первый……………………………………………………………………………………73

День второй……………………………………………………………………………………87

День третий…………………………………………………………………………………..103

День четвертый…………………………………………………………………………….112

Дополнительные шры и упражнения……………………………………………121

Упражнение «Игры па развитие навыков общения детей раннего

возраста со взрослыми»…………………………………………………………..121

Упражнение «Развитие ребенка раннего возраста»………………..122

Упражнение «Что осталось ‘за кадром»………………………………….122

Упражнение «Новогодний набор» (модификация упражнения

К. Фопеля( 1999) «Горни яблоко»)………………………………………….123

Упражнение «Приему психолога»………………………………………….124

Глата 4. ИГРЫ

Игры в детском саду……………………………………………………………………125

Игра «Липучки»………………………………………………………………………126

Игра «Карусели» (ШинииынаЛ. М., СПб.. 1998)……………………..126

Игра «Конуру»……………………………………………………………………….127

И гра «11 аро вози к»…………………………………………………………………..127

Игра «Черепаха»……………………………………………………………………..128

Игра «Ищудруга»……………………………………………………………………128

Игра «Только вместе»……………………………………………………………..129

Игра «Самолеты» (модификация игры

С.Я.Аииитс, М.. 1978)……………………………………………………………129

Игра «Помоги Тане»……………………………………………………………….130

Игра «Это я. Уэнай меня » (известная игра)…………………………….131

Игра «Постарайся отгадать»………………………………………………….131

Игра «Мишка и мышка»………………………………:…………………………132

Игра «Лакомство для друга»…………………………………………………..132

Игра «Улитка»………………………………………………………………………..134

Игра «Добрый бегемотик»……………………………………………………..135

Игра «Самолет летит по небу»……………………………………………….135

Игра «Мой хороший попугай»…………………………………………………136

Игра «Паучки и комары»…………………………………………………………136

Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. II., 2000)………………………137

Игра «Зеркало» (Ко-шкО. И., 1999)………………………………………..137

Игра «Волшебное зеркало» (Филиппам А. Д., М.. 1963)…………138

Игра «Том и Джерри» (модификация известной шры)……………138

Игра «Пузырь» (известная игра)…………………………………………….139

Игра «Пушинка» (КозакО. К, 1999)……………………………………….139

Игра «Черепахи»…………………………………………………………………….140

Игра «Живаякартинка»………………………………………………………….140

Игра «Колокольчик»………………………………………………………………141

Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)…………………………………….141

Игра «Л я ганки»………………………………………………………………………142

Игра «Зайчик»…………………………………………………………………………143

Игра «Коршун» (модификация игры Килышо П. П.. М., 1965).. 143

Игра «Дождик» (НИМ Калининского района)………………………..J44

Игра «Ежики дождик»  (модификация игры Л. Дыкман (1998), Е. Ларечипой)…………………………………………………………………………145

Игра «Утреннее приветствие» (модифнкацияЛаречииой Е.)…..146

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Таблица «Динамика развития речи па разных этапах

раннего детства»…………….. …………………………………. 163

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Список высказываний к упражнению «Опять опоздал»……………………….163

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Список ситуаций для проведения упражнения «Горячо, утюг»……………..164

ПРИЛОЖИ НИ К 21

Карточки с вопросами для упражнения « Телефон доверия»…………………165

приложи ни К 22

Предметы и материалы, рекомендуемые для детей от 1,5 до 2 лет

(по Б. Уайту)____________________________________________________________________________________________166

ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Игры яля детей раннего возраста различных типов темперамента………..166

ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Образцы самодельных книг ятя детей………………………………………………167

приложи ни и: и

Список положительных и отрицательных черт детей трех лет,

сое га влеппый роди гелям и……………………………………………………………….170

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Таблица ятя упражнения «Хорошо и плохо»…………………………………….171

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Анкета участника международного симпозиума (к упражнению «Международный симпозиум»)……………………………………………………….147

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к упражнению   «Международный симпозиум»………………………147

ПРИЛОЖКНИК.1

Наклейка на конверт к упражнению «Письмо самому себе»………………..149

11РИЛОЖКНИН4

Психологи и педагоги о периоде раннего детства (цитаты)……………………149

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

К упражнению «I [сиходогический порфст ребенка

pai и ic го нозрас1’а»…………………………………………………………………………151

ПРИЛОЖЕНИЕ и

Цикличность настроения и поведения детей………………………………………152

[ 1РИЛОЖКНИ К 7

Возрастная шкала психического развития ребенка……………………………..152

[ 1РИЛОЖКНИК 8

Анкета для родителей…………………………………………………………………….153

ПРИЛОЖЕНИЕ’)

Карточки для проведения упражнения «Учимся наблюдать»…………………154

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рекомендации по проведению консультаций с родителями (обратной связи) но результатам наблюдения за ребенком……………………………………………155

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Тип темперамента взрослых (анкет)………………………………………………..156

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Определение типа темперамента ребенка…………………………………………158

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Карточки для упражнения «Уронили мишку на пол»…………………………..159

ПРИЛОЖЕНИИ 14

Список трудностей взаимодействия с детьми раннего возраста…………….160

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Бланк для упражнения «Работа в команде»………………………………….161

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Карточки с ситуациями для проведения упражнения «Работа в команде»…………………………………………………………………………………..162

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Картинка к упражнению «Трудно быть гиперактивным»……………………..162

Введение

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться, Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.

Читайте также:  Группы раннего развития ребенка по метод

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей. Как отмечает А. И. Захаров (1997), «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются вдетстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений» (с. 6). Однако меры эти недостаточны.

В предисловии к книге «Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России» (1993) Е. Ф. Л ахова, советник президента России по вопросам семьи, материнства и детства, отмечает, что в нашей стране растет уровень детской смертности, ухудшается состояние здоровья детей, увеличивается число детей-сирот, инвалидов, растет детская и подростковая преступность. Цифры, приведенные в государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (1993) свидетельствуют о тяжелом положении и состоянии здоровья детей, в том числе детей от 0 до 3 лет.

Р. Ж. Мухамедрахимов (1999) приводит следующие данные экспертов: «При сохранении наблюдаемых тенденций к 2015 году в России доля здоровых детей среди новорожденных может сократиться до 15—20%» (с. 190).

С целью улучшения сложившегося положения целесообразно осуществить:

— разработку и внедрение специальных программ для детей от 0 до 3 лет;

— организацию комплекса скоординированных служб (социальных, педагогических, психологических, медицинских и др.) для младенцев групп риска и их семей;

— подготовку специалистов для работы с детьми от 0 до 3 лет.

Проведенный Р. Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации отом, как растут и развиваются дети, как учить детей, как играть с ними, как разговаривать с малышами.

Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне обслуживания, социальной поддержки и информирования родителей детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо уделять внимание созданию специальных программ для детей от 0 до 3 лет, подготовке специалистов для работы с ними, повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возрастай с будущими родителями.

Данная книга является обобщением многолетнего опыта работы авторов с детьми раннего возраста.

Книга имеет следующую структуру: в главах 1 и 2 собран теоретический материал, которым тренер может пользоваться при подготовке к занятиям, а также при проведении семинаров и встреч просветительского характера. В главе 3 представлены примерный план и программа проведения семинара-тренинга. Данный тренинг рассчитан на 4 встречи, его участниками могут быть педагога, медики, родители, психологи, начинающие работать в области психологии раннего возраста. Для тренеров, которые любят экспериментировать, приводятся дополнительные игры и упражнения, не включенные в данный вариант, но используемые нами. Глава 4 содержит авторские и уже известные игры для работы с детьми раннего возраста. Эта глава выполняет двоякую функцию — с одной стороны, подборка игр может быть использована в тренинге для проведения некоторых упражнений, с другой стороны — данные игры помогут тренеру в осуществлении коррекционной работы, педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) — при проведении индивидуальных и групповых занятий. В завершение даны приложения. Это раздаточный материал для тренинга. Мы надеемся, что он поможет сэкономить драгоценное время наших коллег тренеров. И наконец, для тех, кто захочет почерпнуть более развернутые сведения о периоде раннего детства, приводится список литературы.

В работе надданной книгой авторам помогали коллеги — психологи и педагоги, которым выражается глубокая признательность.

Психологи М. В. Луткина (ДОУ№ 17) и О. А. Орехова (ДОУ № 12), старший воспитатель М. В. Лебедева (ДОУ № 1) принимали участие в диагностическом обследовании детей, студентка института Управления и Экономики Н. С. Васькова участвовала в подготовке рукописи.

Читайте также:  Развитие ребенка в два с половиной годика

Логопеды-дефектологи Г. Д. Черпанова и А А. Слухова, психолог ДОУ № 52 С. М. Гребнева, психолог дома ребенка г. Мурманска Л. В. Левчук, сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района СПб., а также коллега из США Анастасия Иваненко любезно предоставили свои практические наработки.

Источник

Андрущенко Т.Ю. кандидат психологических наук, Профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психологии и социальной работы , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Волгоград, Россия, tandr@vspu.ru
Шашлова Г.М. кандидат психологических наук, кафедра психологии образования и развития,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Доцент, Волгоград, Россия, kolosova_g@inbox.ru

В статье представлено описание диагностической беседы, позволяющей выявить некоторые психологические условия благополучного проживания ребенком возрастного кризиса 6–7 лет. Методическая процедура релевантна психодиагностическим задачам психолога системы образования. При построении диагностической беседы авторы исходили из теоретических положений Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др., рассматривающих психологическое содержание кризисного возраста через призму таких его составляющих, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и возрастные психологические новообразования. Благополучное проживание кризиса семи лет авторы связывают с новообразованиями в сфере самосознания ребенка. Беседа проводится с использованием элементов материализации, помогающих ребенку, опираясь на схематическое изображение, выразить свое отношение к успешности выполнения им тех ли иных видов деятельности, представленных на сюжетных картинках. Контент-анализ лексической продукции, полученной в беседе с ребенком, позволяет определить у 6–7-летних детей новые качественные характеристики самооценки (дифференцированность и обоснованность), способность к различению Я-реального и Я-идеального.

Ключевые слова: кризис семи лет, возрастной кризисный статус, самооценка, дифференцированность самооценки, обоснованность самооценки, «Я-реальное» и «Я-идеальное», диагностическая беседа

Рубрика: Психология развития

DOI: https://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110201

“ фрагмент статьи

Проблема психологических условий благополучного проживания
детьми и подростками кризисных периодов развития актуальна в современной
практической психологии, что обусловлено сложностью этих отрезков жизненного
пути любого ребенка, возможностью возникновения серьезных последствий в случае
неблагоприятного разрешения возрастных кризисов. В теории и практике помогающих
профессий существует реальный запрос на создание научно обоснованных
технологий, позволяющих специалистам своевременно обнаружить трудности
возрастного развития «кризисных» детей и начать поиск конструктивных путей их
преодоления.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития
    детского самосознания // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М.:
    Педагогика, 1980. С. 103–127.

  2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия
    формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии.
    1978. № 4. С. 147–151.

  3. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития
    ребенка семи лет: диагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога.
    М.: Издательский центр «Академия», 2003. 96 с.

  4. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика
    содержания общения 6–7-летних детей с близкими взрослыми // Психолог в детском
    саду. 2000. № 4. С. 39–53.

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
    возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4.
    Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

  7. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И.
    Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе
    кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 50–60.

  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:
    Педагогика, 1986. 143 с.

  9. Особенности психического развития детей 6–7-летнего
    возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136
    с.

  10. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами
    психолога и педагога // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С.
    57–61.

  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:
    Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.

  12. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в
    культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015.
    Том 11. № 3. С. 9–15. doi:10.17759/chp.2015110302

  13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.
    М.: Наука, 1977. 143 с.

  14. Шашлова Г.М. Развивающее общение в педагогическом
    взаимодействии // Психология обучения. 2007. № 11. С. 29–39.

  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
    Педагогика, 1989. 560 с.

Источник