Поет ребенок с нарушениями в развитии

Поет ребенок с нарушениями в развитии thumbnail

Шелыганова Алина Сергеевна

Учитель музыки

МОУ СОШ 27 ( Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области)

Статья- Пение,как способ развития детей с нарушением речи.

2017

Пение,как способ развития детей с нарушением речи.

Статья посвящена сложной и неоднозначной проблеме инклюзивного подхода в образовании, актуальность которой связана с осознанием необходимости оптимального включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются некоторые аспекты инклюзивного подхода в применении к развитию школьников с нарушениями речи, а также возможные формы его реализации в условиях школы.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Не редко, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью.

Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания.

Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушение словарного запаса и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.

Чаще всего инклюзия связывается с наличием у ребенка каких-то действительно тяжелых проблем, часто инвалидности, — в области слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи. Но существует и более широкий подход к проблеме инклюзии, который предполагает включение абсолютно каждого ребенка, а не только детей с грубыми нарушениями развития, в некий социум, в котором этот ребенок чувствовал бы себя комфортно. И более того, такая инклюзия должна помочь каждому ребенку проявить и развить все те способности, которые у него имеются, в максимальной степени.

В школьных учреждениях, встречаются речевые нарушения такие, как, например, заикание или нарушение произношения отдельных звуков, когда у ребенка неправильно произносятся, или отсутствуют 1-2 звука или отдельные группы звуков, и больше никаких нарушений, казалось бы, нет. Тем не менее, более углубленное обследование показывает, что у этих детей, кроме отдельных нарушений звукопроизношения, имеются и другие нарушения речевых и неречевых функций, которые в ряде случаев становятся проблемой для этих детей и препятствуют комфортному включению этих детей в социум, – в детский коллектив, в нашем случае.

Как известно, у многих детей с речевыми нарушениями, в том числе и негрубыми фонетическими, часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, когда в стрессовой ситуации или просто новой, необычной ситуации у ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. В результате ребенок не отвечает на вопрос, даже если знает на него ответ, не выполняет задание в присутствии постороннего человека, хотя только что выполнял его в более комфортной для себя обстановке, испытывает трудности с публичными выступлениями, например, во время ответа домашнего задания, – то есть демонстрирует более низкий уровень развития, чем он есть на самом деле. Именно такие дети долго не могут автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывает трудности с коммуникацией. И это то, что не может не беспокоить и заставляет искать каких-то новых подходов к таким детям, чтобы обеспечить комфортность их пребывания в социуме. Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, они кажутся уже как бы заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но все дело в том, что по-настоящему инклюзивный подход подразумевает не просто механическое включение детей с нарушениями в класс наряду с детьми без нарушений, этого явно недостаточно, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого ребенка, с тем, чтобы его пребывание в этом классе было комфортным и способствовало бы его самореализации.

При таком подходе необходимо создание особой единой профессиональной среды, серьезное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка, поиск разных форм реализации инклюзивного подхода.

Музыкальная терапия

Любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений.

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др.

В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

  • помогает ускорить прогресс речеобразования, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

Основной вид музыкотерапии для детей с нарушением речи, это конечно Пение. Активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от дефектов речи, так как пение –это комплексная работа над звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции.

Детям школьного возраста очень близка народная манера пения. Характерные черты народной манеры пения у детей: естественность звукоизвлечения, взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией — доступно для детского голоса.

Звукоизвлечение, звукообразование является важнейшей проблемой для детей с еще не окрепшим, а развивающимся, растущим организмом. Прежде всего, следует отметить, что должна быть мягкая атака звука, спокойное дыхание. Дыхание в целом бесшумное, незаметное.

В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает работа над отдельными звеньями певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п. Все эти подводящие, частичные движения, отрабатываемые отдельно, потом должны быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка.

Распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический (формируется на речевой основе). Фонетический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию. Принимая во внимание речевую составляющую вокального звука, целесообразным представляется применение упражнений в виде разговорных распевок. Упражнения в рамках подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:

  • определить гласные, на которых удобно и полезно развивать голосовой аппарат;

  • соединить гласные звуки с согласными;

  • развить

  • беглость и гибкость голоса.

Безусловно, полезны в практике занятий с детьми советы выдающегося педагога Н.К. Мешко которая рекомендует для выработки разговорного положения рта при пении:

  1. проговаривать желаемую фразу в разговорной манере.

  2. проговаривать эту фразу нараспев в 2раза медленнее, следя за артикуляцией.

  3. пропевать эту фразу на одном звуке в ритме песни.

  4. петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

Читайте также:  Роль общения в психологическом развитии ребенка кратко

Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении согласные, как, например, к, п, ,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные с и ш.

Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко.

Активная, четкая, правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость и несогласованность в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют.

Вокальная речь имеет свои особенности. Гласные в выпеваемом слоге удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. Это очень удобно для учеников имеющих проблемы с речью.

Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются такие упражнения:

  •    Вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.

  •    При сомкнутых губах развести верхнюю и нижнюю челюсть, языком “колоть” щеки.

  •   Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.

  •    Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).

  •   При вялости языка – слог «ля», «яли-яли-яли» (внимание на кончик языка),

  •    Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.

  •    Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.

  •     Использовать для тренажа различные скороговорки (например — Брибрэ-бро-бру-бра), или дикционные распевки:

hello_html_5bca9707.png

Ва — рва-ра ва-ре-нье до — ва-ри -ва-ла, во — рча-ла,да при — го — ва-ри-ва-ла

hello_html_5bca9707.png

Ве -ни-ки,ве-ни-ки,да ве-ни-ки по-ме-ли-ки, на пе-чи ва-ля-ли-ся,да с пе-чи о-бор ва-ли-ся

  • «Дразнилки» — Упражнение для активизации работы языка. Пара учеников становится друг против друга и быстро, первый без перерывов повторяет «да,да,да» ,а второй «нет,нет,нет..»

  • Многократно произносить «ДЗЗз», при этом губы поочередно вытягивая вперед, а затем разводя в полуулыбке.

Работа над скороговорками преследует важную цель — научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками надо в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст. Очень полезно поначалу тренироваться в беззвучном произношении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух.

Пение в ансамбле, в хоре очень полезно для детей, поскольку создает для них необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям обстановки. Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные музыкальные занятия детей с речевыми нарушениями и детей без нарушений. Это могут быть, например Музыкальные спектакли в форме игровой деятельности.

Интересными получаются и совместные занятия по развитию интонационной выразительности речи. Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями наблюдается и бедность интонационной стороны речи. Но оказывается, что и дети без явных признаков речевых нарушений также испытывают проблемы с мелодической организацией речи.

Так некоторые из детей не могут воспринять и воспроизвести изменение высоты тона голоса, которое является неотъемлемым компонентом мелодического рисунка фразы. Поэтому такие совместные занятия полезны не только детям с речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и необходимы в ряде случаев в том числе и детям без явных речевых нарушений. И так же, совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу

Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет правильно произносить, а кто-то умеет, зато с выразительностью речи у него проблемы.

Совместные, музыкальные занятия, репетиции – приносит много радости и детям и взрослым. Для многих детей это как раз та деятельность, в процессе которой они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи, сценического движения и т.д., и развивают свои способности, но и учатся постепенно в чем-то преодолевать себя, справляться с теми трудностями, которые у них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, т.е. происходит коррекция психо-эмоционального фона и развитие личности ребенка.

Таким образом, организация работы детей с нарушениями и без них создает психологически комфортную обстановку, в которой каждый из детей имеет возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени проявить и развить имеющиеся у него способности. Репертуар для вокальных занятий с обычной группой детей и где есть ученики с нарушением речи, должен побираться с учетом возраста, так же необходимо учитывать психологическое состояние и голосовые данные. Для начальной школы Хорошо подходят русские народные, детские, игровые и шуточные песни. В народных песнях как правило простые слова, не сложная мелодия и понятный смысл. Исполнение таких песен, безусловно, помогает детям, раскрыть свой творческий потенциал, войти в роль, почувствовать себя в своей «Детской» среде.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.

Использованная литература:

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика/, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  2. Егоров П.Р.Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. – М.: 2011.

  3. Пантелеева Л. А.Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Логопед 2004 No4

  4. Попов А.С., Мусукаева Ф.В.Актуальные вопросы и инновационные подходы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи: сборник методических статей. – М.: 2012.

  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи – М.: Издательство. «Просвещение», 2010

  6. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2005.

  7. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. — М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005.

  8. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб: Изд-во «Питер», 2004.

  9. Гаранина Л.А., Российская Е.Н., Зубарева Т.Г., Полякова Н.А., Петелина Н.Г. Готовность образовательной среды к инклюзии и региональный опыт проектирования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников «Практика инклюзивного образования». // Дефектология. 2015. № 5.

  10. Зубарева Т.Г. Проектирование инклюзивной образовательной среды: проблемы и решения.— Курск: Изд-во ООО «Веер», 2010.

  11. Зубарева Т.Г. Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения как одна из эффективных форм оказания помощи детям с проблемами в обучении, воспитании и развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. №7.

  12. Искусство народного пения : практическое руководство и методика обучения искусству народного пения / Н. Мешко. — Архангельск : Правда Севера, 2007

Читайте также:  Психическое развитие ребенка младенческого возраста кратко

Источник

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

  Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за  особенностей развития этих детей.

Основные особенности детей с нарушениями речи:

  1. Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.). Нарушение артикуляционной  моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи. Это вызывает соответствующие трудности в работе над пением.
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У таких детей наблюдаются проблемы с запоминанием названий музыкальных произведений, фамилий композиторов. Им бывает сложно узнать даже знакомую музыку по вступлению или по фрагменту мелодии. Легче воспринимается музыка вокальная, чем инструментальная, т. к. в ней единство текста и музыки, и звучание музыки в этом случае связывается с каким-либо конкретным образом.

У  детей  с  нарушениями  речи  нарушены  процессы  возбуждения  и               торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная   заинтересованность).

  1. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

 — Состояние психомоторных и сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно ниже возрастной нормы;

 — Отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая, мелкая и артикуляционная моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.

 — Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.

   Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

   Цель и задачи музыкального воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

   Цель: музыкальное развитие детей и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

   Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение коррекционных задач.

   Коррекционные задачи:     

  1. Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
  2. Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

    Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого  занятия включаются речевые игры и упражнения на развитие дыхания.

   Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Невозможно  выучить песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку, определить характер, темп.

  Для слушания предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. Вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков и других наглядных пособий) методы. Музыкальное восприятие становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей: музыкальными движениями (хлопки, притопы и др.), игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием. Ребенку при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами.

   Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры. Например, при слушании пьесы «Колокольчики звенят» (В. Моцарт) используется игра «Тихие и громкие звоночки». Для определения жанра пьес «Вальс» (Д. Кабалевский), «Марш» (Д. Шостакович), «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов) применяется музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»

   Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку. Прилагательные в их словарном запасе представляют наименьшую группу. Помогают наводящие вопросы педагога. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?)

  Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым.

 Выбирая песенный материал, следует учитывать: доступность  содержания и текста песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и др.

 В качестве подготовки к пению по согласованию с логопедом можно использовать артикуляционную гимнастику.

   Основой пения, как и речи, является дыхание. Воздушная струя попадая на голосовые связки приводит их в движение, порождая звук. У детей с тяжелыми нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью укрепления дыхания используются специальные упражнения. Приложение 1. ( Упражнения на развитие дыхания. Перспективный план на 2 года.)

   Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Читайте также:  Принцип активности и развитие ребенка

   На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен каждому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции.

   На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, графическое изображение, дидактические игры и др. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ.

   На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения. Инсценирование песен развивает творческую инициативу детей. В течение всего учебного года дети в логопедических группах разучивают несколько песен. Но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило, надо время от времени их повторять. Можно устроить концерт для кукол, концерт по заявкам детей или воспитателя, поиграть в «Угадайку», когда дети будут угадывать песню по мелодии или ритму и исполнять ее.

   В двигательной сфере детей с нарушениями речи наблюдается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация. Следовательно, есть необходимость использования в музыкально-ритмической работе специальных упражнений, направленных на развитие общей и артикуляционной моторики, координации слова – музыки – движения. Среди таких упражнений особое место занимают речевые игры и упражнения.

   Речевые игры,  используемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Стихи подбираются очень яркие, образные, легко запоминающиеся. Ребенок словом и движением создает единый образ. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно  исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности. Приложение 2. (Речедвигательные игры и упражнения. Перспективный план на 2 года.)

   Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.

   Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использование предметов и игрушек (кукол, мишек, зайцев, мячей, обручей и т. д.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

   При выборе танца важен правильный выбор музыки. Музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей: справиться ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

   Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще чем другие виды танцев.

   Игра является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

 Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

   Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

  • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развитие координации движений при игре не таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.
  • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».
  • Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
  • Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

   Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударношумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.

Литература:

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт – Петербург. 2000.

2. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., Изд. «Гном и Д», 2002.

3. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. М., 1994.

4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. «Детство – пресс».1999.

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. СПб. «Детство-пресс» 2001.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. «Гном-Пресс» 1999.

7. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Ж. «Музыкальный руководитель» №3  2005.

8. Смирнова С. Б., Тихонова О. А., Полетаева Н. А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР. Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития».

Источник