Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка

Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка thumbnail

Похожие главы из других работ:

Глобальные проблемы: наркомания

2.4 Самоспасение — наиболее перспективная стратегия спасения от наркомании

Рост распространенности наркомании среди подростков и взрослых — одна из самых острых проблем современного общества. Сложилась ситуация, когда жизненно важно создать препятствие для распространения наркоманий. Самым простым…

Глобальные проблемы: наркомания

2.7 Анализ наиболее распространенных наркотиков

Психодепрессанты

Препараты опия (морфий, героин, кодеин и др.). Опий — млечный сок снотворного мака, растущего повсюду в мире в сухих и солнечных местах. Он содержит алкалоиды: морфий, кодеин, папаверин…

Дискриминация работников рынка труда Пермского края

2.1 Возрастная дискриминация как наиболее распространённая форма дискриминации

В марте 2006 года [9], был проведён опрос с целью выяснить отношение граждан к этой актуальной проблеме. По мнению подавляющего большинства, дискриминация всё-таки является неизменным спутником поиска работы…

Негативная дезинтеграция как предмет социальной работы

2.1. Наиболее вероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности

Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением. Наступают те негативные последствия…

Отцовство как социокультурный феномен

1.2 Роль отца в воспитании ребенка, стили воспитания ребёнка

Роль отца в воспитании ребёнка продолжает эволюционировать по мере того, как всё больше матерей работают вне дома…

Подростковый алкоголизм: причины и меры профилактики

Глава 4. Подростковый алкоголизм и стадии опьянения

алкоголизация подростковый пьянство…

Подростковый алкоголизм: причины и меры профилактики

6.1 Подростковый алкоголизм

Согласно данным статистического отдела Роснадзора в 2011 году ежедневно употребляли спиртные напитки около 33% процентов юношей в возрасте до 20-ти лет и около 20% девушек того же возраста. Причем, самое страшное…

Профилактика употребления наркотиков подростками и молодежью

ГЛАВА 1 ПОДРОСТКОВЫЙ НАРКОТИЗМ — СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Роль семьи в воспитании детей

2.4 Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать…

Российское общество как сложный социальный институт

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное, устойчивое явление. Продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда…

Социализация личности, ее фазы и этапы

Подростковый возраст

В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием…

Специфика социальной работы с молодежью

1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи

Положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества…

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

1.2.1 Дошкольный возраст

Для детей дошкольного возраста, как отличается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых…

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

1.2.3 Подростковый возраст

У подростков отклонения в развитии сказываются, прежде всего, на взаимоотношениях с окружающими. Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновению поверхностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессивности и др…

Школа административного управления Г. Саймона

Современный этап в развитии социологии управления

Рассматривая процесс возникновения и развития социологии управления, можно выделить несколько этапов. Первый правильнее назвать до социологическим…

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г. Новый Оскол Белгородской области»

Самойлова Ирина Алексеевна

Педагог-психолог

Доклад на тему:

«Подростковый возраст, как наиболее сложный этап

в развитии ребёнка»

Подростковый возраст, как наиболее сложный этап в развитии ребенка

Подростковый возраст- период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Подростковый возраст протекает очень бурно, самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее.

Физиологические причины трудностей.

В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой. Задача педагога — учить подростка управлять собой и своим поведением. В связи с физиологическими особенностями, развитие девочки- подростки выглядят старше своих сверстников.

Психологические причины трудностей.

Подростковый возраст- это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно- тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между хотеть и мочь. В поведении, в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?

Социально-психологические причины трудностей.

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права. Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным возрастом. И можно выделить три группы причин, делающих его таким: физиологические, психологические и социально – психологические. Физиологические, то есть, бурный рост и половое созревание организма; психологические, а именно, становление нравственности. Приобретение новой социальной позиции; социально – психологические, то есть, усвоение социума, общих признаков устройства мира.

Читайте также:  Особенности роста и развития черепа ребенка

Социально – психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

Отрочество – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, советы, дружеское руководство со стороны родителей.

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, дает возможность смотреть на себя по — новому. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу у подростка усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя. В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значимых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимодействии «мы» и «я». «Мы» — это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обрести радость в конкретной общности. «Я» — это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пережить обе стороны и обрести себя между ними.
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте

В подростковом возрасте внимание, память, воображение и мышление уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими сам, по своей воле. Подросток может сам отрефлексировать какая из функций является для него наиболее значимой. Рассмотрим особенности развития каждой из них:

Внимание. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушение дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов; в трудовой деятельности, где он проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу; в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе, на уроках, внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя – долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников.

Память. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом смысловая память тоже перестраивается, она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Также с формой изменяется и содержание запоминаемого, становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратится в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же чувства, до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Мир воображения подростка – это особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и саму личность.

Мышление. Для подростка большое значение приобретает теоретическое мышление. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией. Подросток начинает ориентироваться не на возможное, а на очевидное. Благодаря своей новой ориентации, он получает возможность вообразить все, что может случиться, и очевидные, и недоступные восприятию события.

Подростковый возраст – время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими.Развивающееся самосознание именно в подростковом возрасте делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя своё прошлое, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В основе подросткового самосознания лежит ответственность за себя, за свои личностные качества, за своё мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

Читайте также:  Как составить характеристику ребенка с задержкой психического развития

В этом возрасте главное пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательные, детские имена и разные прозвища, но это и клички, которые беспощадно оценивают его индивидуальные свойства, или вовсе обесценивают его личность. Именно в этом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждение себя, своё собственное имя.

Список используемой литературы:

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб: Питер, 2005.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб: Речь, 2001.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2003.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. – М., 1994.

Источник

Подростковый возраст называют переходным. Примерно с 12 лет до 17 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) человек из ребёнка превращается во взрослого: меняются его организм, психика, отношение к нему окружающих, причём эти изменения могут происходить не одновременно, то помогая, то мешая друг другу. Биологически зрелый человек может ещё на долгие годы по состоянию души и положению в обществе оставаться ребёнком; кроме того, реальная степень взрослости может сильно отличаться от того, что думает о себе сам подросток и окружающие его люди. В возрасте около 13 лет, дети сталкиваются с очередным кризисом.

Наиболее очевидны физические изменения. Увеличивается рост, происходит половое созревание. Этот процесс сопряжен и не только с радостями, но и с трудностями. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяется неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток-акселерат порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно ещё не запомнил новых границ своего тела. Внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, работают с напряжением, отсюда утомляемость, сонливость.

Нередко обостряются хронические заболевания, появляются новые. Отражается на самочувствии и гормональная перестройка. Привычные для взрослого, но совершенно новые для подростка дозы половых гормонов потрясают его организм. Накатывая волнами, они вызывают то апатию, то беспричинное возбуждение, снижают умственную работоспособность, доставляют неприятности побочными явлениями: проблемами с кожей, полнотой. С гормональными выбросами просыпаются генетические программы, которые, подобно скульпторам, начинают лепить новое тело девушки или юноши.

Изменения тела в свою очередь вызывают смятение в душе. А вдруг не вырасту (вырасту слишком сильно)? Почему я такой худой (толстый)? По-моему, у меня очень маленькая (большая) грудь. У меня совсем не растут (так быстро растут) усы! Тело находится в процессе постоянных изменений, разные его органы развиваются в своем темпе, отсюда непропорционально длинные конечности подростков, высокий детский голос у здоровенного парня или заметная грудь у девочки, которая ещё выглядит и чувствует себя ребёнком. Подростку трудно поверить, что пройдет совсем немного времени, и дисгармония исчезнет, он обретет ладное юношеское тело. Год — полтора кажутся вечностью. Подстегиваемые гормонами эмоции могут заставить отказаться от долгожданной вечеринки из-за замеченного прыщика, или считать жизнь конченой ввиду «ужасного» изъяна во внешности, заметного, как правило, только самому его обладателю. Постоянное и сильное недовольство своим обликом может говорить о нервном расстройстве — дисморфофобии.

Однако трудности переходного возраста не исчерпываются физиологией. Само положение подростка в нашей культуре весьма двусмысленно. В древние времена и в ныне сохранившихся архаичных культурах человек, достигший половой зрелости, становился полноправным членом общества, получал право заводить семью, распоряжаться собой, на равных с другими принимать решения, касающиеся судьбы племени. Момент перехода из детей во взрослые отмечался особым обрядом — инициацией, который символизировал смерть человека как ребёнка и рождение его как взрослого. Нередко при этом происходила смена имени, изменялась внешность (прическа, узоры на теле, одежда). Хотя сам обряд был сопряжен с нешуточными испытаниями, сопровождался болью, страхом, разнообразными лишениями, иногда даже нанесением увечий, инициация была радостным и долгожданным событием. Ведь статус молодого человека после неё резко повышался, у него становилось намного больше прав и возможностей.

Совсем иначе обстоит дело в современной европейской цивилизации. В ней недостаточно уметь держать копье и построить шалаш, в котором можно поселиться с понравившейся девушкой из племени. Чтобы обеспечить не то что семью — самого себя — нужно долго учиться, осваивать множество навыков жизни в сегодняшнем мире: от оплаты счётов и пользования сложной техникой до взаимоотношений с начальством и организации своего рабочего дня. Проходит от 7 до 10 лет, прежде чем взрослый с точки зрения природы человек становится взрослым с точки зрения общества. Кроме того, поскольку специального обряда, подобного инициации, не существует, непонятно, в какой именно момент происходит окончательный переход. Кто-то считает рубежом достижение определённого возраста, кто-то — получение аттестата, диплома или первой зарплаты.

Взгляды самого подростка, его родителей, учителей, общественное мнение могут в этом отношении существенно расходиться. Двусмысленность положения подростка в своих собственных глазах и глазах окружающих вызывает немало трудностей. Действительно, он лишен большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьезности и ответственности за свои поступки. Закон, например, обычно предусматривает ответственность за совершение правонарушений с 13—14 лет. Учителя и родители тоже не склонны теперь снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия, беспечности, импульсивности — всего того, что прощают детям. Однако взрослых привилегий подростку пока не предоставляется. Он зависит от родителей материально и морально, он должен отчитываться перед ними, куда идёт, с кем и зачем, любой взрослый считает себя вправе сделать ему замечание, его общение и сексуальная жизнь находятся под пристальным вниманием. Между подростком и взрослыми словно идёт нескончаемый спор: «Я уже не ребёнок!» — заявляет он, отстаивая своё право на самостоятельность, на распоряжение собой. «Но ты же ещё не взрослый!» — отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я ещё не взрослый!» — говорит подросток, прося о поддержке, о помощи, о терпимости. «Но ты же уже не ребёнок!» — слышит он в ответ, и сталкивается с постоянным требовательным недовольством взрослых. Неудивительно, что подростков часто отличает конфликтность, раздражительность, даже агрессивность.

Читайте также:  Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка

Если биологические изменения происходят сами собой, а изменение социального статуса предусмотрено устройством общества, то работу по перестройке души приходится делать самому человеку. К 12 годам в основном уже проявляется все то, с чем ребёнок пришёл в мир: темперамент, характер, способности. За плечами важнейший опыт детства. Теперь на основе этого материала подростку предстоит начать строительство своей личности, того начала, которое в скором будущем позволит ему распоряжаться своей жизнью, самостоятельно принимать важные решения. Эрик Эриксон назвал эти переживания кризисом идентичности, цель которого — обрести самого себя.

Начинается работа по обретению себя очень тяжело. Подросток, в отличие от того жизнерадостного, уверенного в себе ребёнка, которым он был совсем недавно, остро чувствует своё несовершенство, свою зависимость от старших и от сверстников. Он старается быть лучше — и в результате страдает от чувства неискренности, фальши. Потом решает: «раз я такой плохой, нечего это скрывать» — и делает и говорит много такого, о чем потом жалеет. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Поведение, слова, чувства окружающих воспринимаются им через пелену собственных эмоций. Ему кажется, что все вокруг только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «проваливаться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлений. Мнительность подростков беззастенчиво используется рекламой: ее создатели прекрасно понимают, как пугает в этом возрасте образ привлекательной девушки, демонстративно отшатывающейся от тебя из-за «несвежего дыхания» или запаха пота.

Для человека в этом возрасте самое важное в жизни — отношения с людьми. Это отодвигает на второй план и учебу, и увлечения. Но вот парадокс — именно свойственная этому возрасту крайняя эгоцентричность, поглощенность собой, затрудняет контакт и взаимопонимание с окружающими.

Часто становятся очень напряжёнными отношения в семье. Подросток решает задачу по отделению от родителей, по преодолению в своем сознании их незыблемого авторитета. Он вдруг впервые видит вместо самого сильного, самого умного, самого справедливого на свете отца какого-то почти незнакомого ему человека: раздраженного, немолодого и, похоже, не очень умного. Вместо лучшей в мире, самой красивой и доброй мамы — уставшую, располневшую женщину, полную дурацких предрассудков насчёт секса и жизни вообще. Такое открытие пережить нелегко. Подросток вдруг понимает, насколько он и его родители — разные люди, как отличаются их вкусы, мнения, ценности.

Естественно, свои предпочтения он считает единственно верными, а родительские — устаревшими и скучными. Даже если это не говорится вслух, то сквозит в голосе и взгляде, и взрослые порой обижаются, как дети. Ведь они в это время и сами остро чувствуют приближение старости, а тут ещё собственный ребёнок нажимает на больное место. В результате обычный спор из-за музыкальных вкусов может разгореться в жесточайший конфликт, казалось бы, совершенно неадекватный теме. Подросток и его родители находятся словно в разных системах координат: он стремительно меняется — они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял своеволие — у него получается только наоборот. Растерянные происходящими в любимом ребёнке изменениями, родители срочно «берутся за воспитание», что окончательно портит отношения. Подросток приходит к выводу, что «с ними не о чем разговаривать». И вместе с тем ему остро не хватает близости с родителями, он страдает от одиночества, хочет возобновить контакт — и не знает как. Он отдаляется от семьи, подчёркивает своё равнодушие. Возможно, этот характерный для подростков способ психологической защиты и лег в основу распространённого убеждения, что семья в этом возрасте не важна. Однако исследования психологов показывают, что причиной психологических проблем, тяжёлых переживаний и даже попыток самоубийства у подростков в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с родителями. Хотя сами родители обычно бывают уверены, что «ему все равно».

Особую роль в жизни подростка играют сверстники. На самом деле, даже в школу, как показывают опросы, они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками. Успехи в учебе имеют для них смысл, только если способствуют авторитету среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может, например, специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям», потому что роль белой вороны, изгоя из коллектива для подростка намного хуже любых репрессий со стороны родителей и учителей. Он стремится одеваться, говорить, думать «как все наши». Существует и развивается (не без помощи бизнеса, делающего на этом огромные прибыли) целая подростковая субкультура: музыка, кино, журналы, одежда, спортинвентарь, электроника, напитки, жаргон, способы проведения досуга. Всем этим подростки как бы сообщают окружающим взрослым: мы уже не дети, мы не такие, как вы, и мы вместе. Взрослых, особенно родителей, мечтающих вырастить своего ребёнка независимо мыслящей, яркой индивидуальностью, очень раздражает этот групповой конформизм. Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуальному, чем их ребёнок, и обладающему неприятными чертами характера. Тратить усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом индивидуализации, подчёркивания своей неповторимости — а это произойдет совсем скоро.

Некоторые трудности подросткового возраста неизбежны. Однако далеко не для всех он становится очень тяжёлым, травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» — друзья, семья, учителя. Как писал Эриксон: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надёжность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Понравилась статья? Подписывайся на канал! Ваша Виктория.

Источник