Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка thumbnail

А. Я. Психология

6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка.

Постановка вопроса о фундаментальной основе развития, о том, что главное: ассоциация, подкрепление, инстинкт или таксис — также послужила толчком для разносторонних исследований раннего онтогенеза животных и человека.
Идеи 3.
Фрейда, К.
Лоренца, Ж.
Леба, Ч.
Шеррингтона впитывались американскими учеными и далее разрабатывались для объяснения буквально лавины фактов о сензитивных, критических периодах онтогенетического развития.
Но каждый раз перед учеными выступала лишь одна сторона факта.
Так, американский зоолог Т.
Шнейрла, которого соотечественники считают основателем, отцом современной американской сравнительной психологии, еще в 30 — х годах высказал идеи, намного опередившие свое время.
Т.
Шнейрла провозгласил, что изучение развития — это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов.
Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения.

Т.
Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него.
Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др.
Это самые простейшие реакции мотивированного поведения животного.
Их возникновение, зависит от интенсивности стимула.
Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а; низкой интенсивности — приближения к стимулу.
Основная линия эволюции, несомненно, устлана «останками видов», которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий, — писал Т.
Шнейрла.

У всех животных: у низших — на протяжении всей жизни, у высших — на ранних стадиях онтогенеза приближение и удаление зависит от генерализованных эффектов, регулируемых энергией стимула, а не от того, что этологи называют инстинктами и регулирующими их врожденными механизмами.
Новорожденные котята находят мать с помощью реакций на исходящие от нее термальные и тактильные стимулы; муравьи следуют друг за другом, приспосабливая свои движения к стимульному полю, в котором преобладают слабые ольфакторные и тактильные воздействия.

Представление о том, что стимул сам по себе вызывает реакцию, неадекватно (если это понимать обобщенно) для любого животного на любой стадии.
Используя понятие «врожденный реализующий механизм», этологи не учитывают изменение стимула в ходе онтогенеза.
Эти идеи Т.
Шнейрла направляет как против этологов, так и против сторонников классического бихевиоризма.

Исследования по сенсорной депривации показывают, по мнению Т.
Шнейрлы, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности — от гнездования до решения задач — первичная потребность организма.
Исследования на кошках показали, что постоянное присутствие комплекса химических и тактильных стимулов от гнездового окружения и связи с матерью и собратьями, начиная с момента рождения, необходимы для нормального развития.
Все их последующее развитие строится на основе селективного научения.

У новорожденных млекопитающих эти ранние двухфазные процессы физиологического порядка, возбуждающиеся в соответствии с величиной стимула, обеспечивают основу для последующего индивидуального развития.

В соответствии с теорией двухфазных процессов Т.
Шнейрла объясняет, например, развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз.
Поведенческие данные говорят о том, что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая.
При помощи стимула низкой интенсивности можно получить «механическую улыбку», при более высокой интенсивности — различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка — это реакция — гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития.
Хотя эту реакцию могут вызывать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи — «газовая улыбка»), все они обладают общим свойством — низкой интенсивностью.
Этот процесс постепенно специализируется благодаря обуславливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Улыбка, возбуждающаяся сначала тактильными стимулами, затем регулируется визуальными стимулами низкой интенсивности, когда зрительное восприятие достигает достаточного совершенства.

Визуальный эффект сначала очень генерализован и распылен, но со временем он становится более специфическим.
Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трех месяцев, не четко отличающейся от общей «лицевой активности», до более четкого ее выражения.
Далее возникает «социальная улыбка», обращенная к знакомым лицам.
Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степени зависящего от обстановки, в которой происходит развитие.

В поисках внутренних механизмов развития Т.
Шнейрла игнорировал качественную грань между животными и человеком.

В отличие от американской психологии, которая, по существу, остается психологией научения, европейские психологи (3.
Фрейд, Ж.
Пиаже, К.
Левин, А.
Валлон, X.
Вернер) разрабатывали на основе созданных ими оригинальных методов исследования новые подходы к пониманию психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения.

Жан Пиаже и его последователи создали одно из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка — Женевскую школу генетической психологии.
Как известно, психологи этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка.
Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж.
Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов.
Работы Ж.
Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами.
Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последовательно.
Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.
) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план.

В младшем — школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции.
Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок.
Согласно Ж.
Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.

Читайте также:  Развитие внимания ребенка через дидактические игры

Современник Ж.
Пиаже и его постоянный оппонент, французский психолог Анри Валлон высоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к психическому развитию ребенка и было предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития.
Ж.
Пиаже отказался рассматривать ощущения в качестве элемента психической жизни.
По его мнению, таким элементом должно стать движение, точнее, действие.
Эти представления легли в основу создания нового направления в исследовании развития психики ребенка.

Однако это направление в психологии, естественно, не могло решить всех проблем и во многих отношениях было ограниченным.
Это заметил А.
Валлон.
Он не нашел в концепции Ж.
Пиаже ответа на вопрос: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание, хотя, как известно, Ж.
Пиаже пытался ответить и на этот вопрос.
Он наметил последовательность стадий развития от простых рефлекторных движений до сложных интеллектуальных операций.
Фактически он руководствовался принципом «после этого — значит, по причине этого».
Ошибку сразу же заметил А.
Валлон: увидеть в генетическом процессе его этапы — еще не означает объяснить сам процесс.
Кроме того, в концепции Ж.
Пиаже моторные схемы и связи между ними соотносились с логическими системами, а они, как заметил А.
Валлон, отражают господствующие идеи какой — либо научной школы или исторической эпохи.
Недостатки теории Ж.
Пиаже, по мнению А.
Баллона, — недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни.
По убеждению А.
Баллона, трудности традиционной психологии нельзя преодолеть, если факторы психической жизни искать только в индивиде.

Принципиальная методологическая установка А.
Валлона — j необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномии в 1 ходе развития ребенка, ибо «познание с самого начала и по своему | существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать | их».
Поэтому, с точки зрения А.
Валлона, при изучении развитияпсихики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и | подобии процессов, сколько на различиях между ними.
Более того, для разрешения противоречий важно даже углубить различия между 1 явлениями, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одного состояния к другому.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А.
Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее.
Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.
Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».

Подобно либидо у 3.
Фрейда, эмоции у А.
Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального.
Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям.
Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое.
Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция.
Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим.
То же самое можно сказать и об улыбке младенца.
Будучи первоначально проявлением «вегетативного благополучия» ребенка, она связывает ребенка с его окружением и, прежде всего, с матерью.
Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их «непосредственным органом».

В концепции А.
Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение».
У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни.
По мнению А.
Валлона, среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций — это тоническая или постуральная функция.
Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир.
Благодаря ей осуществляются локомоции, — схватывание, манипуляции.
В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к

другим

людям.

Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А.
Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция.
Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка.
Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил А.
Баллону выделить психомоторные типы развития ребенка, что составило основу дифференциальной психологии.
Связь эмоции с движением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.


Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка Постановка вопроса о фундаментальной основе развития, о том, что главное: ассоциация, подкрепление, инстинкт или таксис — также послужила толчком для разносторонних исследований раннего онтогенеза животных и человека. Идеи 3. Фрейда, К. Лоренца, Ж. Леба, Ч. Шеррингтона впитывались американскими учеными и далее разрабатывались для объяснения буквально лавины фактов о сензитивных, критических периодах онтогенетического развития. Но каждый раз перед учеными выступала лишь одна сторона факта.

Так, американский зоолог Т. Шнейрла, которого соотечественники считают основателем, отцом современной американской сравнительной психологии, еще в 30-х годах высказал идеи, намного опередившие свое время. Т. Шнейрла провозгласил, что изучение развития — это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов. Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения.

Т. Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др. Это самые простейшие реакции мотивированного поведения животного. Их возникновение, зависит от интенсивности стимула. Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а; низкой интенсивности -приближения к стимулу.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам родничок

Основная линия эволюции, несомненно, устлана «останками видов», которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий,— писал Т. Шнейрла.

У всех животных: у низших — на протяжении всей жизни, у высших — на ранних стадиях онтогенеза приближение и удаление зависит от генерализованных эффектов, регулируемых энергией стимула, а не от того, что этологи называют инстинктами и регулирующими их врожденными механизмами. Новорожденные котята находят мать с помощью реакций на исходящие от нее термальные и тактильные стимулы; муравьи следуют друг за другом, приспосабливая свои движения к стимульному полю, в котором преобладают слабые ольфакторные и тактильные воздействия.

Представление о том, что стимул сам по себе вызывает реакцию, неадекватно (если это понимать обобщенно) для любого животного на любой стадии. Используя понятие «врожденный реализующий механизм», этологи не учитывают изменение стимула в ходе онтогенеза. Эти идеи Т. Шнейрла направляет как против этологов, так и против сторонников классического бихевиоризма.

Исследования по сенсорной депривации показывают,по мнению Т. Шнейрлы, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности — от гнездования до решения задач — первичная потребность организма. Исследования на кошках показали, что постоянное присутствие комплекса химических и тактильных стимулов от гнездового окружения и связи с матерью и собратьями, начиная с момента рождения, необходимы для нормального развития. Все их последующее развитие строится на основе селективного научения.

У новорожденных млекопитающих эти ранние двухфазные процессы физиологического порядка, возбуждающиеся в соответствии с величиной ‘стимула, обеспечивают основу для последующего индивидуального развития.
В соответствии с теорией двухфазных процессов Т. Шнейрла объясняет, например, развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз. Поведенческие данные говорят о том, что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая. При помощи стимула низкой интенсивности можно получить «механическую улыбку», при более высокой интенсивности — различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка — это реакция-гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития. Хотя эту реакцию могут вызывать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи — «газовая улыбка»), все они обладают общим свойством — низкой интенсивностью. Этот процесс постепенно специализируется благодаря обуславливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка

Источник

Уровень развития теории определяет
стратегию исследования в науке. Это
полностью относится и к детской
психологии, где уровень теории формирует
цели и задачи этой науки. Сначала задача
детской психологии заключалась в
накоплении фактов и расположении их во
временной последовательности. Этой
задаче соответствовала стратегия
наблюдения. Конечно, уже тогда исследователи
пытались понять движущие силы развития,
и каждый психолог об этом мечтал. Но для
решения этой задачи не было объективных
возможностей… Стратегия наблюдения
реального хода детского развития в тех
условиях, в которых оно стихийно
складывается, привела к накоплению
разнообразных фактов, которые необходимо
было привести в систему, выделить этапы
и стадии развития, чтобы затем выявить
основные тенденции и общие закономерности
самого процесса развития и в конце
концов понять его причину.

Для решения этих задач психологи
использовали стратегию естественно-научного
констатирующего эксперимента, который
позволяет установить наличие или
отсутствие изучаемого явления при
определенных контролируемых условиях,
измерить его количественные характеристики
и дать качественное описание Обе
стратегии — наблюдение и констатирующий
эксперимент — широко распространены в
детской психологии. Но их ограниченность
становится все более очевидной по мере
того, как выясняется, что они не приводят
к пониманию движущих причин психического
развития человека. Это происходит
потому, что ни наблюдение, ни констатирующий
эксперимент не могут активно воздействовать
на процесс развития, и его изучение идет
только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатывается
новая стратегия исследования — стратегия
формирования психических процессов,
активного вмешательства, построения
процесса с заданными свойствами Именно
потому, что стратегия формирования
психических процессов приводит к
намеченному результату, можно судить
о его причине. Таким образом, критерием
для выделения причины развития может
служить успешность формирующего
эксперимента.

Каждая из названных стратегий имеет
свою историю развития. Как уже говорилось,
детская психология начиналась с простого
наблюдения. Огромный фактический
материал о развитии ребенка в раннем
возрасте был собран родителями, известными
психологами в результате длительных
наблюдений развития собственных детей
(В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников,
Н. А. Менчинская, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина,
М. Кечки и др.). Н.А. Рыбников в работе
«Детские дневники как материал по
детской психологии» (1946) дал исторический
очерк этого основного метода изучения
ребенка. Анализируя значение первых
зарубежных дневников (И. Тэн, 1876; Ч Дарвин,
1877; В. Прейер, 1882), появление которых
стало поворотным пунктом в развитии
детской психологии, Н. А. Рыбников
отмечал, что русские психологи по праву
могут претендовать на первенство,
поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела
систематические наблюдения за речевым
развитием ребенка от его рождения до
17 лет.

Длительное систематическое наблюдение
за одним и тем же ребенком, ежедневная
регистрация поведения, доскональное
знание всей истории развития ребенка,
близость к ребенку, хороший эмоциональный
контакт с ним — все это составляет
положительные стороны проводившихся
наблюдений. Однако наблюдения разных
авторов проводились с разными целями,
поэтому их трудно сопоставлять друг с
другом. К тому же, как правило, в первых
дневниках отсутствовала единая техника
наблюдений, и их интерпретация часто
носила субъективный характер Например,
нередко уже при регистрации описывали
не сам факт, а отношение к нему.

Советский психолог М.Я.Басов разработал
систему объективного наблюдения — этого
основного, с его точки зрения, метода
детской психологии. Подчеркивая значение
естественности и обычности условий
наблюдения, он описал как карикатурную
такую ситуацию, когда в детский коллектив
приходит наблюдатель с бумагой и
карандашом в руках, устремляет свой
взгляд на ребенка и постоянно что-то
записывает. «Сколько бы ребенок ни
изменял своего положения, как бы он ни
перемещался в окружающем пространстве,
взор наблюдателя, а иногда и он всей
своей персоной следует за ним и все
чтото высматривает, при этом все время
молчит и чтото пишет» М.Я.Басов
правильно считал, что исследовательскую
работу с детьми должен вести сам педагог,
воспитывающий и обучающий детей в
коллективе, в который наблюдаемый
ребенок входит.

Читайте также:  Развитие ребенка в рамках школы

В настоящее время большинство психологов
к методу наблюдения как основному
способу исследования детей относятся
скепгически. Но, как часто говорил Д. Б.
Эльконин, «острый психологический
глаз важнее глупого эксперимента».
Экспериментальный метод тем и замечателен,
что он «думает» за экспериментатора.
Факты, полученные методом наблюдения,
очень ценны. В. Штерн в результате
наблюдений за развитием своих дочек
подготовил двухтомное исследование о
развитии речи. А. Н. Гвоздев также
опубликовал двухтомную монографию о
развитии речи детей на основе наблюдений
за развитием своего единственного сына.

В 1925 г. в Ленинграде под руководством
Н.М.Щелованова была создана клиника
нормального развития детей. Там наблюдали
за ребенком 24 часа в сутки и именно там
были открыты все основные факты,
характеризующие первый год жизни
ребенка. Общеизвестно, что концепция
развития сенсомоторного интеллекта
была построена Ж. Пиаже на основе
наблюдений за тремя своими детьми.
Длительное (на протяжении трех лет)
изучение подростков из одного класса
позволило Д.Б.Эльконину и Т.В.Драгуновой
дать психологическую характеристику
подросткового возраста. Венгерские
психологи Л.Гараи и М.Кечки, наблюдая
развитие собственных детей, проследили,
как происходит дифференциация социальной
позиции ребенка в условиях семьи. В. С.
Мухина впервые описала развитие поведения
двух сыновей-близнецов. Эти примеры
можно продолжить, хотя уже из сказанного
ясно, что метод наблюдения как начальный
этап исследования не изжил себя и к нему
нельзя относиться пренебрежительно.
Важно, однако, вместе с тем помнить, что
с помощью этого метода можно выявить
только явления, внешние симптомы
развития.

В начале века были сделаны первые попытки
экспериментального исследования
умственного развития детей. Министерство
просвещения Франции заказало известному
психологу А.Бине разработку методики
отбора детей в специальные школы. И уже
с 1908 года начинается тестовое обследование
ребенка, появляются измерительные шкалы
умственного развития. А.Бине создал
метод стандартизированных задач для
каждого возраста. Немного позднее
американский психолог Л.Термен предложил
формулу для измерения коэффициента
интеллекта.

Казалось, что детская психология вышла
на новый путь развития – психические
способности с помощью специальных задач
(тестов) могут быть воспроизведены и
измерены. Но надежды эти не оправдались.
Скоро стало ясно, что в ситуации
обследования неизвестно, какая из
психических способностей исследуется
с помощью тестов. В 30-е годы советский
психолог В.И.Аснин подчеркивал, что
условием надежности психологического
эксперимента служит не средний уровень
решения задачи, а то, как принимает
задачу ребенок, какую задачу он решает.
Кроме того, коэффициент интеллекта
долгое время рассматривался психологами
как показатель наследственной одаренности,
который остается неизменным на протяжении
всей жизни человека. К настоящему времени
представление о постоянном коэффициенте
интеллекта сильно поколеблено, и в
научной психологии им практически не
пользуются.

С помощью метода тестов в детской
психологии проведено очень много
исследований, но они постоянно подвергаются
критике за то, что в них всегда представлен
усредненный ребенок как абстрактный
носитель психологических свойств,
характерных для большей части популяции
соответствующего возраста, выявленных
с помощью метода «поперечных»
срезов. При таком измерении процесс
развития выглядит как равномерно
возрастающая прямая линия, где все
качественные новообразования скрыты.

Введением в детскую психологию стратегии
формирования мы обязаны Л.С.Выготскому.
Он применил свою теорию об опосредованном
строении высших психических функций
для формирования собственной способности
запоминания. По рассказам очевидцев,
Л. С. Выготский мог продемонстрировать
перед большой аудиторией запоминание
около 400 случайно названных слов. Для
этой цели он использовал вспомогательные
средства – связывал каждое слово с
одним из волжских городов. Затем, следуя
мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести
каждое слово по ассоциированному с ним
городу. Этот метод был назван Л.С.Выготским
экспериментально-генетическим методом,
который позволяет выявить качественные
особенности развития высших психических
функции.

Стратегия формирования психических
процессов приобрела в конце концов
большое распространение в советской
психологии. Сегодня существует несколько
идей осуществления этой стратегии,
которые в сжатом виде можно представить
следующим образом:

Культурно-историческая концепция
Л.С.Выготского, согласно которой
интерпсихическое становится
интрапсихическим. Генезис высших
психических функций связан с употреблением
знака двумя людьми в процессе их общения,
без выполнения этой роли знак не может
стать средством индивидуальной
психической деятельности.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева:
всякая деятельность выступает как
сознательное действие, затем как операция
и по мере формирования становится
функцией. Движение осуществляется здесь
сверху вниз – от деятельности к функции.

Теория формирования умственных действий
П. Я. Гальперина: формирование психических
функций происходит на основе предметного
действия и идет от материального
выполнения действия, а затем через его
речевую форму переходит в умственный
план. Это наиболее развитая концепция
формирования. Однако, все, что получено
с ее помощью, выступает как лабораторный
эксперимент. Как же соотносятся данные
лабораторного эксперимента с реальным
онтогенезом. Проблема соотношения
экспериментального генеза с реальным
генезом – одна из самых серьезных и до
сих пор нерешенных. На ее значение для
детской психологии указывали А.В.Запорожец
и Д.Б.Эльконин. Определенная слабость
стратегии формирования состоит в том,
что она до сих пор применялась лишь к
формированию познавательной сферы
личности, а эмоциональноволевые процессы
и потребности оставались вне
экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности –
исследования Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова,
в которых разрабатывалась стратегия
формирования личности не в лабораторных
условиях, а в реальной жизни – путем
создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания»
И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, в
которой намечены начальные этапы
формирования психики у слепоглухонемых
детей.

Стратегия формирования психических
процессов – одно из достижений советской
детской психологии. Это наиболее
адекватная стратегия для современного
понимания предмета детской психологии.
Благодаря стратегии формирования
психических процессов удается проникнуть
в суть психического развития ребенка.
Но это не означает, что другими методами
исследования можно пренебречь. Любая
наука идет от феномена к раскрытию его
природы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник