Развитие внимания ребенка через дидактические игры

Кристина Александровна
Картотека дидактических игр на развитие внимания у старших дошкольников

1. «Найди отличия».

Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

2. «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности).

Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

1-й уровень сложности — узоры в одну строчку

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

3. «Разведчики».

Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.

Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг) Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например: «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.

4. «Строители»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.

Игровые действия: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

5. «Найди героев передачи»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

6. «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

7. «Найди фото»

Цель – развивать концентрацию и распределение внимания, развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений.

Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить по две картинки «фотокарточки» клоунов, с различным изображением лиц) Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.

Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: «У тебя какой клоун?» (веселый, грустный и т. д.) «Как бы нам его назвать?» (Плакса, Ворчун, Хохотун и т. д.)

8. Игра «Слушай хлопки!»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

9. Игра «Шерлок Холмс»

Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.

10. «Кого испугался охотник»

Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.

Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.

Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу?

Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку.

11. «В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внимания. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы – зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

12. «Лото»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Игровые действия: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.

13. Игра «Архитектор»

Цель — развитие внимания, наблюдательности.

Игровой материал: кубики.

Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание.

14. Игра «Селектор»

Читайте также:  Основные условия психического развития ребенка дошкольного возраста

Один игрок выполняет роль «приемника» (он принимает сигнал, а остальные – «передатчики» (передают сигнал). Каждый передатчик передает свою информацию. Например, один считает вслух от 5 до 12, второй называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке, третий произносит название цветов радуги. Все это они делают одновременно, примерно с одинаковой громкостью и непрерывно. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно усилить тот или иной сигнал, он может повелительным жестом заставить «передатчик» говорить громче, жезлом он останавливает игру.

15. Игра «Веселое троеборье»

Выбери три вида занятий, например конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество.

16. «Запретное слово»

Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы.

17. Игра «Будь внимательнее».

Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.

Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».

18. Игра «Танграм».

Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.

Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.

Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

19. «Найди двух одинаковых животных».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых» .

20. «Что, где лежит?».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

Список использованной литературы:

1. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: Просвещение, С. 254-268.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. М.:Просвещение,1991.-160 с.

3. Венгер Л. А. игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение,1989.-127.

4. Коломинский Я. Л. Панько Е. А. Детская психология. Учеб. пособие. Мн.: Университетское, 1988.-399с.

Источник

ирина шафикова
Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей»

С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов, многообразие форм массовой культуры приводят к увеличению объема знаний, необходимых для успешного решения возникающих проблем.. Происходящие в обществе изменения не могут не сказываться на системе образования. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования как к развитию детей в целом, так, в частности, и к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат.

Как показывает практика, одной из актуальных для начальной школы является проблема развития внимания. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников, вчерашних дошкольников.

Система познавательных процессов обеспечивает общее развитие ребенка. Необходимо иметь в виду взаимосвязь всех подструктур этой системы мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. В связи с тем, что в наше время растут нагрузки на детей, а возможности для отдыха и для эмоциональной двигательной разрядки становиться меньше, многие дети, особенно старшего дошкольного возраста бывают не готовы к школьному обучению, т. к. познавательные процессы бывают развиты не в достаточной степени. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.

.Таким образом, я считаю эту тему актуальной в том, что действительно у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована концентрация и устойчивость внимания; Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением;

Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь управлять своим вниманием, а этому может помочь специально организованная, целенаправленная работа по развитию навыков произвольного внимания, который будет способствовать повышению уровня концентрации и устойчивости внимания.

Целью моей работы является 1)Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания в младшем дошкольном возрасте. 2)Целенаправленная работа по развитию устойчивости и концентрации внимания детей по разработанным конспектам в игровой форме.

Задачи:

1) Изучение научно-методической и психологической литературы по данной проблеме.

2) Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания у детей младшего дошкольного возраста.

3) Работа по развивающей программе, направленная на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте для подготовки детей к школе.

2.1. Изучение развития внимания у детей в младших группах.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Читайте также:  Взаимосвязь речи и развития ребенка

Свою работу начала с ясельной группы. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Главным условием игровых действий являлись привлекательность предметов и общение детей друг с другом. В этом возрасте про-водила такие игры, «Пальчик», «Прятки с игрушками», в этих играх учила детей выделять и держать цель действия. Например игра «Пальчик» развивает целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к при-влекательным картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из небольшого количества знакомых ему предметов изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Во второй млад-шей и средней группе эта игра усложняется тем, что, количество предметов увеличивается. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность. Она заключается в том, что

малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый.

В начале эту игру проводила в индивидуальной форме, а со второго полугодия во второй младшей группе внесла элемент соревнования, но построена так, что в нем не было проигравших. Подзывала к себе двух детей, предлагала им сесть друг против друга и садилась сама лицом к детям. Просила поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка. Затем произношу следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится … яблоко?» Дети показывают картинку, я обращаюсь к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку даю возможность «отыграться» и называю еще какую-нибудь картинку, желательно ту, которая находится прямо перед ним. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Следующая игра, это «Прятки с игрушками». Цель данной игры – развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. С детьми ясельной группы брала одну яркую игрушку, показывала, описывали внешний вид, затем просила детей закрыть глаза, спрятав игрушку просила найти эту игрушку. А во второй младшей группе эту игру усложняю тем, что использую пять-семь игрушек. Игрушки должны быть среднего размера, очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять в соседних группах детского сада). В этой игре предлагала детям сесть поудобнее, при-двигая столик с игрушками к ним поближе и объявляла, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Подзывала к себе троих детей и предлагала каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?» — спрашивала каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, предлагала встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки, а остальных участников просила соблюдать полную тишину, не подсказывать, где спрятаны игрушки, не выдавать общего секрета.

К процедуре прятанье игрушек привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Эта игра развивает детей и забавляет их, и как показывает практика, является одной из самых любимых, как для детей, так и для воспитателей. Во второй младшей и средней группе использовала больше игр, а знакомые игры усложняла и видоизменяла. Например, в игре «Раз, два, три – говори! Это игра дала мне возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным – это Миннигалиев А, Темерянова А, Худайбердина А, Бахтин Д, Батыров Д, Гильманова А, а остальным детям это дается с трудом. С такими воспитанниками я играла отдельно парами, подбирая детей с примерно равными возможностями. Отмечая неудачи отдельных детей, я проявляла тактичность. Показывала свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выражала уверенность в том, что он научится быть внимательным. В игру «Прятки с игрушками» привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Игра»Отзовись, не зевай?» помогала выявлять детей с неуправляемой активностью (Азнаев Т, Игнатьев С, Хиразов И, Шайхутдинов А, Галиева И, Тройно В, у них отсутствовало сосредоточенность и устойчивость внимания. С этими детьми играла в эту же игру отдельно, для того чтобы выяснить причины, мешающие им сосредоточится, и помогала преодолевать эти недостатки. Для детей с рассеянным, неустойчивым вниманием облегчала правила. Например, после выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре становится в тягость, поручала покормить птичек или отвести на место коров, т. е. выполнить дополнительные движения, которые служат разрядкой и продлевают интерес к игре.

Таким образом, я решила помочь развить у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность, т. к. сам ребенок не сможет своевременно научиться управлять своим вниманием.

2.2. Значение дидактических игр в развитии внимания детей.

Для выявления уровня развития внимания у детей средней группы в начале учебного года была проведена психологическая диагностика по методике «Найди и вычеркни». Результаты показали, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития внимания. (см. приложение №1)

Для того, чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, приобрели специальные развивающие игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. А также использовала следующие игры: «Не путай цвета», «Зеркало», «Четвертый лишний», «Кто живет в лесу» и т. д. Все эти игры проводятся в специально разработанных конспектах в игровой форме, которые проводились во вторую половину дня с группой детей, а также в индивидуальной форме.

Все эти игры начала проводить в начале учебного года в средней группе. В начале из-за слабо развитого устойчивости, сосредоточенности и целенаправленности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнение ребенком каких-либо заданий была трудной и неинтересной, которая требовала длительного сосредоточения. Ребенок начинал вертеться и отвлекаться.

Читайте также:  Диагностика интеллектуального развития ребенка в младшем школьном возрасте

В начале работы у детей преобладал в основном низкий и средний уровень развития устойчивости и сосредоточенности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения. После проведенной работы уровень внимания повысился, внимание детей можно и нужно воспитывать.

Хочу отметить, что родители очень заинтересовались в развитии внимания детей. Они помогали в приобретение дидактических игр. Такие как «Развитие внимания», «Свойства», «Закономерности», «Признаки», «Аппликация» и т. д. Все эти игры также помогали развивать внимание детей. Даже самые невнимательные дети, как Азнаев Т, Хиразов И, Игнатьев С, они с интересом играли в эти игры.

Зная что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно, и к одной, даже очень полезной игре. Я уделяла больше внимания играм с различными вариантами – одну и ту же игру видоизменяла. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохраняет еще некоторые время интерес к уже знакомой детям игре.

Например в игру «Подбери узор» я привлекала детей со слабо развитым вниманием. (Ахметов В, Бадретдинов И, Хиразов И, Вахитов И, Абубакиров Т, Тройно В, в этой игре я была ведущим и показывала фигурку, а дети находили, у кого на карточке был подходящий узор, и смотрели, подходит ли фигурка по форме. Выигрывал тот, кто быстрее находил все свои фигурки. Вначале им было трудно ориентироваться в своих карточках, поэтому я раздавала по одной, но путем многократного повторения, я стала увеличивать, количество карточек. Эта игра детям очень понравилось, потому что здесь возникало соревнование, и каждый ребенок хотел выиграть и стать победителем.

Игра «Запоминай-ка» проводилась со всей группой, небольшими группами, по очереди, дети решали общую задачу. Вначале показывала две одинаковые картинки. Учила детей видеть изменения, затем усложнила задачу. Брала две одинаковые картинки, показывала первую картинку, описывали, картинку переворачивала, затем показывала вторую такую же картинку, но с небольшими изменениями и дети по памяти должны были увидеть изменения и сказать, что было на первой картинке и какие изменения произошли во второй. Сначала детям сложно было решать эти задачи, но путем многократного повторения, они научились видеть изменения. Эта игра помогает детям быть собранным и внимательным.

В средней группе у многих детей, кроме Ахметова В, Хиразова И, Игнатьева С, Галиевой И, Бадретдинова И, Тимергазиной Л, Абубакирова Т после проведенной работы устойчивость и сосредоточенность внимания значительно повысился. Чем раньше начинаешь развивать внимание детей, тем эффективнее работа. Но все же по-настоящему о развитии внимания можно говорить лишь с 6-7-летнего возраста, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Сравнив детей шестилетнего возраста с 4-5-летними, я заметила, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Детей со слабо развитым вниманием, неуверенных в себе и своих возможностях, постоянно подбадриваю, внушаю им веру, в свои силы и помогаю работать. Благодаря этому многие дети стали более увереннее в себе, внимательнее. Так Марсель, Тимур, Данил, Наиль, Азалия Х, Диана, Вадим Г. Научились понемногу включаться в коллективную игру, проявляют интерес к ним.

Проблема внимания остается традиционно одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Как известно, внимание имеет очень важное значение в жизни и деятельности ребенка. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

Исследователи считают, что развитие устойчивости внимания детей нужно изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная деятельность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к 6 годам возрастают до полутора часов. Поэтому я усложняю, и буду усложнять задачу игровой деятельности. В связи с усложнением деятельности детей,их внимание приобретает больше сосредоточенности, устойчивости, но основное изменение внимания состоит в том, что дети начали управлять своим вниманием сознательно, который направлен на один предмет.

Я считаю, чтобы развить, внимание ребенка нужна обширная работа, это упражнения, дидактические игры, словесные игры. Игры занимают огромное место в жизни ребенка, она является очень хорошим средством развития внимания. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересует и на которых сосредоточить внимания не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Соблюдаю и определенную последовательность при подборе игр, учитываю, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. В дидактической игре заинтересовываю детей и решаю ту познавательную задачу, которую она призвана решать, к этой игре заранее тщательно подготавливаюсь. Если игра имеет несколько вариантов, располагаю по возрастающей степени трудности и следующий вариант даю детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий менее сложный вариант.

Таким образом, я не остановлюсь на достигнутом, так как требуется еще большая работа, направленная на дальнейшем изучении развития устойчивости и концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста по специально развивающей программе, направленная на развитие внимания дошкольника. Продолжу работу по этой интереснейшей тематике педагогического процесса. С интересом слежу за новинками игр в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», и т. д. Каждую новинку постараюсь внедрить в свою работу. Планирую еще больше обогатить дидактическими играми и пособиями игровой уголок. Думаю, мне удастся осуществить мои планы. Я считаю, что работа по развитию внимания очень помогла моему первому выпуску. По словам родителей выпускников, их дети успешно обучаются в школе. А это значит, что устойчивость и концентрация внимание детей подлежат коррекции, внимание детей можно и нужно воспитывать.

Источник