По каким показателям оценивают состояние здоровья и развитие ребенка
Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)
|
20-03-2018, 19:50
|
Здоровье ребенкаПоказатели здоровья ребенка
Само по себе понятие «здоровье» довольно сложно и обширно. До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению в отношении этого определения. Отечественные специалисты под понятием «здоровье» принято подразумевать состояние организма, при котором функции всех органов и систем гармонично взаимодействуют с окружающей средой, а также отсутствие в них каких-либо патологических изменений.
Показателем нормального функционального состояния организма, а также состояние гармоничного взаимодействия с окружающей средой для детей раннего и дошкольного возраста является возможность овладевать знаниями, умениями и навыками, возможность посещать дошкольные учреждения и полноценно усваивать предусмотренную в них программу занятий.
Контроль за состоянием здоровья ребенка – основа всей оздоровительной, профилактической и воспитательной работы, которая должна осуществляться не только родителями и медицинским персоналом, но и персоналом детских дошкольных учреждений. Такой контроль должен проводится каждый день, а также во время плановых медосмотрах в строго установленные сроки: детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц, до 2 лет – 1 раз в 3 месяца, до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев; затем, до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев.
Главными показателями нормального состояния здоровья ребенка являются:
— уровень физического и нервно-психического развития;
— состояние иммунитета – возможность устойчивости организма к разного рода заболеваниям (частота заболеваний за период перед плановыми медосмотрами);
— показатели уровня основных функций организма;
— отсутствие или наличие каких-либо хронических заболеваний;
— отсутствие или наличие каких-либо отклонений в раннем периоде развития (в том числе на протяжение беременности, при родах, в период новорожденности).
Заключение о состоянии здоровья ребенка делает врач при каждом плановом медицинском осмотре с учетом вышеперечисленных показателей.
Состояние иммунитета определяется по кратности острых заболеваний ребенка. На первом месте среди острых заболеваний среди детей раннего и дошкольного возраста занимают острые респираторные вирусные инфекции и острые детские инфекции (скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит), затем острые отиты, острые заболевания желудочно-кишечного тракта и др.
По частоте перенесенных острых заболеваний на протяжении года детей принято делить на:
— ни разу не заболевших или эпизодически болеющих (1-3 раза в год), что указывает на хороший иммунитет;
— на часто болеющих (4 раза в год и более), что говорит о пониженной иммунной защите организма к воздействию острых заболеваний.
Общий уровень острой заболеваемости достигает пика, как правило, на втором году жизни, по сравнению с детьми первого года жизни и более старшего возраста. Такое состояние специалисты объясняют особенностями развития детей в этом возрастном периоде: снижение уровня пассивной иммунной защиты, который ребенок получает с материнским молоком, а также с недостаточно сформированного собственного иммунитета на фоне увеличения количества и частоты контактов с факторами внешней среды.
С целью определения уровня основных функций организма у детей прежде всего обращают внимание на характер поведения (особенно у детей раннего возраста). При этом необходимо оценивать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, аппетит, манеру и характер общения со сверстниками; у более старших детей важно контролировать степень усвоения учебной программы, уровень усталости в процессе занятий, возможность сосредоточения, насколько часто ребенок отвлекается. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые в значительной степени определяют его поведение: активный или пассивный, насколько легко и быстро он идет на контакт со сверстниками и взрослыми, степень коммуникабельности, плаксивость и др.
Функциональное состояние организма ребенка определяется совокупностью поведенческих реакций. Необходимую информацию о поведении ребенка врач получает от родителей и педагогов дошкольных учреждений. Полученные сведения, в совокупности с данными функциональных исследований (антропометрические данные, артериальное давление, частота пульса и дыхания, анализы крови и др), врач использует для составления объективной оценки состояния здоровья.
Опросник для контроля поведения ребенка первого года жизни
1. Эмоциональное состояние, преобладающее в повседневной жизни ребенка (эмоционально не выражено, неустойчивое, положительное, отрицательное).
2. Засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное, требуется дополнительное воздействие).
3. характер сна (прерывистый, спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий).
4. Длительность сна (соответствующий возрасту, длительный, короткий).
5. Аппетит (избирательное отношение к пище, повышенный, хороший, неустойчивый, плохой).
6. Характер бодрствования (малоактивный, пассивный, активный).
7. Плохие привычки (сосание пальца, пустышки, раскачивание и др).
8. Характер общения с детьми и взрослыми (отсутствие взаимоотношений, положительный, отрицательный).
9. Индивидуальные особенности (вялый, быстро утомляется, легко возбудим, застенчив, уравновешен, обидчив, инициативен, легко идет на контакт, навязчив, ласков, подвижен, легко обучается и т.д.).
Опросник контроля поведения детей второго и третьего годов жизни
1. Настроение (подавленное, неустойчивое, раздражительное, спокойное, бодрое).
2. Сон:
— засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное);
— характер сна (спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий);
— длительность сна (соответствует возрасту, короткий, длительный).
3. Аппетит (избирательное отношение к еде, плохой, неустойчивый, хороший, повышенный).
4. Характер бодрствования (пассивный, активный, малоактивный).
5. Индивидуальные особенности (легко поддается обучению, легко идет на контакт, любознательный, обидчивый, внимательный, ласковый, агрессивный и т.д.).
При плановом осмотре ребенка педиатр может обнаружить разного рода заболевания (аллергию, сколиоз, разит, ревматизм и др) или констатировать, что ребенок здоров. Во время первого осмотра педиатр собирает подробные сведения (анамнез), которые включают состояние здоровья обоих родителей (в том числе наличие у них вредных привычек: курение, алкоголь и др), течение беременности и родов, особенности периода новорожденности, а также другие сведения (перенесенные ребенком заболевания, вакцинация, посещение ребенком дошкольных учреждений и др). Основываясь на полученные данные, врач проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка, что дает ему возможность определить группу состояния здоровья. Разные классификации подразумевают разные критерии отношения детей к той или иной группе, как и количество самих групп здоровья. В нашей стране детей по состоянию здоровья принято делить на пять групп:
— Первая группа – здоровые дети, без каких-либо хронических заболеваний, имеющие нормальные показатели функционального состояния, которые редко болеют, физическое и нервно-психическое развитие в пределах нормы, отсутствуют какие-либо отклонения в анамнезе;
— Вторая группа – здоровые дети, у которых имеются функциональные отклонения разного рода (например, поведение), с начальными изменениями в нервно-психическом или физическом развитии, или их отсутствие, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют симптомы хронических заболеваний, есть отклонения в анамнезе;
— Третья группа – дети с хроническими заболеваниями (ревматизм, холецистит, тонзиллит и др) в стадии компенсации (без признаков нарушения общего самочувствия), болеют редко, обострения хронических заболеваний возникают не часто;
— Четвертая группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, у которых наблюдаются нарушения общего самочувствия, болеют часто, обострения хронического заболевания происходит 2-4 раза в год;
— Пятая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, не посещающие детские учреждения общего типа, на момент исследования в условиях стационара (в больнице) или амбулатории (проходят лечение на дому), или в специальном дошкольном учреждении.
Большинство детей относят к 1-й и 2-й группам, то есть здоровые дети. При этом количество детей значительно преобладает во 2-й группе. Эти дети нуждаются в особом внимании взрослых и медиков, а также в индивидуальном подходе при назначении и выполнении воспитательных и оздоровительных мероприятий. Отметим, что ко 2-й группе здоровья относятся дети с факторами риска (у которых на момент рождения родители страдали от каких-либо заболеваний, алкоголизма, наркомании и др, а также при осложнениях во время беременности, например, токсикоза, угроза выкидыша и др), недоношенные дети, дети, перенесшие асфиксию новорожденных или получивших родовую травму, дети с аллергией или склонностью к таковой (например, начальные, непостоянные симптомы кожных высыпаний экссудативного диатеза и др), реконвалисцентны рахиту, часто болеющие острыми заболеваниями (4 и более раз в год), с риском развития анемии, нарушением осанки, плоскостопием, после перенесенной пневмонии (воспаления легких), эпидемического гепатита (болезни Боткина), менингита и других детских инфекционных заболеваний (ветряной оспы, скарлатины и др), которые имели тяжелое течение и сопровождались осложнениями.
Во 2-й группе здоровья особое внимание необходимо уделять детям, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют какие-либо хронические заболевания. Это дети, страдающие острыми заболеваниями более 3-х раз в год. Повторные острые заболевания, как правило, возникают в результате действия острой респираторной вирусной инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусные заболевания и т.д.).
На сегодняшний день известно большое количество причин, влияющих на увеличение количества и частоты возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди детей. Эти причины условно разделяют на эндогенные и экзогенные. К эндогенными причинами являются: осложнения во время беременности и родов, а также разные хронические заболевания у матери; болезни, перенесенные ребенком в период новорожденности; ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание (до 3 месяцев), наличие у ребенка гипотрофии, анемии, рахита и др.
Экзогенные факторы, влияющие на количество и частоту возникновения ОРЗ в основном связаны с состояние окружающей среды: химические выбросы в атмосферу и воду, употребление нездоровой пищи (с низким содержанием питательных компонентов, недостаточным количеством клетчатки, с большим количеством красителей, консервантов и ароматизаторов и др), вредные привычки родителей и других окружающих (курение, алкоголь и др), несоблюдение правил гигиены (уборка помещений, соблюдение правил личной гигиены, нарушение режима дня и т.д.), частые стрессы (ссоры в семье, конфликты с товарищами и др).
Если ребенок часто болеет, он пропускает много занятий, что может стать причиной отставания в нервно-психическом и физическом развитии. В детских дошкольных учреждениях к таким детям применяются специальные оздоровительные и воспитательные меры, которые подразумевают щадящий режим, предусматривающий индивидуальный подход при медико-педагогическом назначении организации питания, физического воспитания, закаливания, сна, занятий, сроков вакцинации, лабораторных исследований и диспансеризации. Такие назначения дает педиатр. Педагог (воспитатель), в свою очередь, должен придерживаться этих назначений, тем самым способствуя сохранению здоровья и нормализации развития часто болеющего ребенка.
Стоит отметить, что большинство детей, которые относятся ко 2-й группе здоровья, имеют особенности в поведении: плохой аппетит, беспокойный сон, повышенное потоотделение. Такие дети часто плаксивые или раздражительные, плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, быстро утомляются во время занятий, часто отвлекаются или полностью отказываются выполнять даже самые простые поручения или упражнения. С целью нормализации поведения, педиатр должен назначить специальное лечение, направленное на улучшение общего состояния организма. Назначенное лечение, которое может включать ряд процедур и оздоровительных мероприятий, проводит обученный медицинский персонал с помощью взрослых (родителей или воспитателей). Как правило, для улучшения состояния ребенка, который относится ко 2-й группе здоровья, достаточно проявить индивидуальный подход, предусматривающий терпеливое и внимательное отношение со стороны взрослых во время разных мероприятий (при кормлении, на прогулках, занятиях, при укладывании спать и т.д.).
Необходимо понимать, что определение группы здоровья позволяет своевременно определить на начальном этапе разного рода отклонения в развитии разных органов и систем, а также ориентировать медицинский персонал, родителей и персонал детских дошкольных учреждений на обоснованное заключение в состоянии здоровья. Эти меры помогают вовремя назначить и предпринять соответствующие индивидуальные оздоровительные и воспитательные меры, целью которых является лечение, профилактика заболеваний или коррекция выявленных нарушений.
Источник
Добавил:
Вуз:
Предмет:
Файл:
Экзамен / Гигиена ответы на экзамен ПФ.docx
Скачиваний:
1006
Добавлен:
30.01.2018
Размер:
7.22 Mб
Скачать
Режим дня. Через каждые 45 минут
занятий нужно делать 15-минутные
перерывы, через каждые 15 минут –
менять позу.Кроме того, в дневном распорядке нужно
выделить время и для прогулок, и для
подвижных игр.Следует чередовать нагрузки для ума с
нагрузками для тела. Самыми полезными
видами спорта для ребенка считаются
плавание и велосипед.Питание. Очень важно, чтобы школьник
питался регулярно и разнообразно.
Особое внимание нужно уделять продуктам,
богатым солями калия, магния и витаминами
группы В. Эти вещества улучшают работу
сосудов и сердца, способствуют
восстановлению нарушенного баланса
между отделами вегетативной нервной
системы.Критерии комплексной оценки состояния
здоровья детей и подростков.
Наличие
или отсутствие хронических заболеваний
в момент обследования.Уровень
функционального состояния основных
систем организма.Степень
сопротивляемости организма неблагоприятным
условиямУровень
достигнутого развития и степень
гармоничности.
1. Выбирается наихудшая группа,
поставленная группой из врачей2 и 4
пункт 113 и 115 билет – оценка
физического развития3. Количество обращений в год.
Iгруппа – 0-3 раза в год
IIгруппа – 4 и более.
Группы здоровья
Здоровые
дети и подростки с нормальным развитием
и нормальным уровнем функцийЗдоровые
дети и подростки имеющие функциональные
и некоторые морфологические отклонения,
а также сниженную сопротивляемость к
острым и хроническим заболеваниям.Больные
дети и подростки, имеющие хронические
заболевания в компенсированном состоянии
с сохраненными функциональными
возможностями организма.Больные
дети и подростки хроническими
заболеваниями в состоянии субкомпенсации
со сниженными функциональными
возможностями организма.Больные
дети и подростки с хроническими
заболеваниями в состоянии декомпенсации
со значительно сниженными функциональными
возможностями организма.
Принадлежность ребенка к группе здоровья
устанавливает медицинская комиссия в
составе педиатра и врачей-специалистов
по результатам комплексного
профилактического осмотра.При наличии нескольких функциональных
отклонений и заболеваний у одного
ребенка окончательное заключение о
состоянии его здоровья выносится по
наиболее тяжелому из них. 5 группа не
ставится, поскольку такие дети не
участвуют в массовых осмотрах.«Комплексная оценка состояния здоровья ребенка»
Порядок действий:
Определить точный паспортный возраст
ребенка и выбрать необходимую возрастную
группу.Используя одномерные центильные шкалы,
определить номера центильных интервалов
для следующих показателей: длина тела,
масса тела, ИМТ, окружность грудной
клетки, жизненная емкость легких,
динамометрия правой кисти, динамометрия
левой кисти, САД, ДАД, ЧСС, толщина
жировой складки на животе, толщина
жировой складки на плече.Определить группу физического развития(с.16)
Определение уровня биологического
развитиясогласно зубной или половой
формулам. Если дана зубная формула,
просто сравнить количество имеющихся
постоянных зубов с должным количеством
для данного возраста (табл.4, с.21). Если
дана половая формула: используя
Приложение 1, найти сумму баллов (каждая
стадия развития признака имеет свою
балльную оценку) и сравнить полученную
сумму с должной суммой для данного
возраста (табл. 5♂, 6♀, с.22). Дать заключение:
УБР (уровень биологического развития)
соответствует паспортному возрасту,
опережает или отстаёт.Оценить функциональное состояние
организма: показатели ЖЕЛ и динамометрии,
оцененные по 3 – 6 центильным интервалам,
считаются удовлетворительными, по 1 –
2 центильным интервалам –
неудовлетворительными, по 7 – 8 центильным
интервалам характеризуются как высокие.
Показатели САД и ДАД в 3-6 центильных
интервалах – возрастной норматив, 2 и
7 – пограничные значения, 8 – артериальная
гипертония, 1 – гипотония. Показатели
ЧСС в 3-6 ц.и. – возрастной норматив, 2 и
7 – пограничные значения, 8 – тахикардия,
1 – брадикардия.Дать заключение по оценке гармоничности
морфофункционального развития(табл.7, с.23)Проанализировать имеющиеся у ребенка
хронические заболевания,
соответствующие им группы здоровья и
выбрать наихудшую группу здоровья.Оценить резистентность организмапо количеству заболеваний по обращаемости
за год:
не болеющие дети – 0 раз/год
эпизодически болеющие – 1-3 раз/год
часто болеющие – 4<раз/год
Соседние файлы в папке Экзамен
- #
- #
Источник
«Утверждаю»
зав. кафедрой
педиатрии,
д.м.н., профессор
А.И. Кусельман
——————————
«——»————2007
Методические
рекомендации для студентов по теме:
Комплексная
оценка состояния здоровья детей
различного возраста. Критерии оценки.
Группы здоровья.
(пропедевтика
детских болезней 3 курс)
Вид
занятия: практическое
Продолжительность
занятия 2 часа
Цель занятия:
Изучить особенности и методику оценки
состояния здоровья детей различного
возраста. Уметь определять группу
здоровья, знать основные критерии
оценки. Изучить правила и принципы
диспансеризации детей различного
возраста.
Студент должен
знать:
Определение
здоровья согласно ВОЗ.Критерии оценки
здоровья.Группы здоровья.
Общее понятие о
диспансерном наблюдении.Организация
динамического профилактического
наблюдения за развитием и состоянием
здоровья ребенка.Диспансерное
наблюдение: организация диспансерного
профилактического наблюдения за
развитием и состоянием ребенка.Основные элементы
диспансеризации.Схема диспансерного
наблюдения детей первых 7 лет жизни.схема диспансерного
наблюдения детей школьного возраста.
Студент должен
уметь:
Правильно оценить
состояние здоровья ребенка.Правильно проводить
антропометрию, психометрию детей
различного возраста.Определять группу
здоровья.
Вопросы для
самостоятельной работы студентов:
самостоятельная
курация больных.комплексная оценка
развития ребенка.алгоритм определения
группы здоровья детей.
По определению
ВОЗ 1990 г. индивидуальное здоровье
– это состояние полного социального,
биологического и психического
благополучия, когда функции всех органов
и систем организма человека уравновешены
с природной и социальной средой,
отсутствуют какие-либо заболевания,
болезненные состояния и физические
дефекты.
Учитывая то, что
детский организм растущий, развивающийся,
понятие «здоровье» применительно к
детству должно включать и наличие
условий для обеспечения последующего
оптимального развития ребенка.
Общеизвестно, что
все, что не тренируется, не работает,
постепенно атрофируется и даже отмирает!
Это касается не только мышечной системы,
но и высшей человеческой функции —
мышления. Яркий пример — феномен
«Маугли». При отсутствии интегральной
концепции здоровья в настоящее время
его оценивают по тем или иным физическим,
физиологическим, лабораторным или
другим показателям. Это привело к тому,
что как парафраз известного афоризма
И. Гёте: «Если человек займется
исследованием своего организма или
морального состояния, то непременно
признает себя больным» — возникла
справедливая шутка: «Уровень медицины
настолько высок, что признать кого-либо
здоровым в настоящее время невозможно».
Система комплексной
оценки состояния здоровья основывается
на 4-х базовых критериях:
Наличие или
отсутствие функциональных нарушений
и/или хронических заболеваний (с учетом
клинического варианта и фазы течения
патологического процесса).
Физические
заболевания или врожденные пороки
развития определяют во время осмотра
педиатром или врачом-специалистом и
оценивают как «здоров», «пограничное
состояние» или «болен».
Проводится
биологический и генеалогический анализ,
социальные условия жизни.
Уровень
функционального состояния основных
систем организма.
Определяется
сравнением показателей основных
функциональных систем с нормой.
Степень
сопротивляемости организма неблагоприятным
внешним воздействиям.
Резистентность и
реактивность – определяют кратность
острых заболеваний по обращаемости за
предшествующий период (обычно год).
Хороший результат – отсутствие или
редкие (до 3 раз) заболевания.
Для детей первого
года жизни определяется индекс острой
заболеваемости:
J=N/T,
где N
– количество острых заболеваний, Т –
возраст ребёнка в месяцах.
Возраст в месяцах | Среднее значение | Сигма |
2 месяца | 0,65 | 0,03 |
3 месяца | 0,47 | 0,22 |
4 месяца | 0,39 | 0,02 |
5 месяцев | 0,35 | 0,22 |
6 месяцев | 0,30 | 0,02 |
7 месяцев | 0,28 | 0,02 |
8 месяцев | 0,27 | 0,17 |
9 месяцев | 0,23 | 0,02 |
10 месяцев | 0,27 | 0,17 |
11 месяцев | 0,26 | 0,17 |
12 месяцев | 0,20 | 0,10 |
Таблица: Индекс
острой заболеваемости у детей 1-го года
жизни (Т.Я. Черток, 1987 год, ЦОЛИУВ).
Часто
болеющие дети (ЧБД)
—
это термин, обозначающий группу детей,
выделяемую при
диспансерном наблюдении, характеризующуюся
более высоким, чем их сверстники, уровнем
заболеваемости острыми респираторными
инфекциями.
Критерии
выделения детей в группу ЧБД сформулированы
в 1986 г. В.Ю. Альбицким и А.А. Барановым
[1]. Они приведены в таблице, из которой
видно, что в возрасте до 1 года к группе
ЧБД относят
ту категорию детей, которые перенесли
4
и более эпизодов ОРЗ в год. Среди детей
от 1 до 3 лет
в нее включают детей, перенесших в
течение года
6 и более эпизодов ОРЗ, соответственно,
среди детей
от 3 до 5 лет — 5 и более эпизодов, а среди
детей
старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год
.
Таблица
1. Критерии
включения детей в группу часто болеющих
Возраст ребенка | Частота в |
До | 4 и |
1 | 6 и |
4 | 5 |
Старше | 4 и |
Оценивается
физическое развитие и степень его
гармоничности (антропометрия и оценка
полученных данных с помощью сигмальных
отклонений или центильных критериев),
а также психическое развитие и степень
его гармоничности (таблицы НПР).
Основным методом,
позволяющим получить характеристики,
на основании которых дается комплексная
оценка состояния здоровья, является
профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья
каждого ребенка или подростка с
формализацией результата в виде отнесения
к одной из «групп здоровья» дается
с обязательным учетом всех перечисленных
критериев.
В зависимости от
состояния здоровья дети могут быть
отнесены к следующим группам:
— к I группе
здоровья относятся здоровые дети,
имеющие нормальное физическое и
психическое развитие, не имеющие
анатомических дефектов, функциональных
и морфофункциональных отклонений;
— ко II группе
здоровья относятся дети, у которых
отсутствуют хронические заболевания,
но имеются некоторые функциональные и
морфофункциональные нарушения,
реконвалесценты, особенно перенесшие
тяжелые и средней тяжести инфекционные
заболевания; дети с общей задержкой
физического развития без эндокринной
патологии (низкий рост, отставание по
уровню биологического развития), дети
с дефицитом массы тела (масса менее M —
2 сигма_R) или избыточной массой тела
(масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или
длительно болеющие острыми респираторными
заболеваниями; дети с физическими
недостатками, последствиями травм или
операций при сохранности соответствующих
функций;
— к III группе
здоровья относятся дети, страдающие
хроническими заболеваниями в стадии
клинической ремиссии, с редкими
обострениями, с сохраненными или
компенсированными функциональными
возможностями, при отсутствии осложнений
основного заболевания; дети с физическими
недостатками, последствиями травм и
операций при условии компенсации
соответствующих функций, степень
компенсации не должна ограничивать
возможность обучения или труда ребенка,
в том числе подросткового возраста;
— к IV группе
здоровья относятся дети, страдающие
хроническими заболеваниями в активной
стадии и стадии нестойкой клинической
ремиссии с частыми обострениями, с
сохраненными или компенсированными
функциональными возможностями или
неполной компенсацией функциональных
возможностей; с хроническими заболеваниями
в стадии ремиссии, но с ограниченными
функциональными возможностями, возможны
осложнения основного заболевания,
основное заболевание требует поддерживающей
терапии; дети с физическими недостатками,
последствиями травм и операций с неполной
компенсацией соответствующих функций,
что, в определенной мере, ограничивает
возможность обучения или труда ребенка;
— к V группе
здоровья относятся дети, страдающие
тяжелыми хроническими заболеваниями,
с редкими клиническими ремиссиями, с
частыми обострениями, непрерывно
рецидивирующим течением, с выраженной
декомпенсацией функциональных
возможностей организма, наличием
осложнений основного заболевания,
требующими постоянной терапии;
дети-инвалиды; дети с физическими
недостатками, последствиями травм и
операций с выраженным нарушением
компенсации соответствующих функций
и значительным ограничением возможности
обучения или труда.
Отнесение больного
ребенка или подростка ко II, III,
IV или V группам здоровья проводится
врачом с учетом всех приведенных
критериев и признаков (см. приложение
1.). Врач-специалист на основании анализа
данных, содержащихся в истории развития
ребенка, медицинской карте ребенка для
образовательных учреждений, результатов
собственного осмотра, а также
инструментальных и лабораторных
исследований, выносит (по своей
специальности) полный клинический
диагноз с указанием основного заболевания
(функционального нарушения), его стадии,
варианта течения, степени сохранности
функций, наличия осложнений, сопутствующих
заболеваний или заключение «здоров».
Оценка состояния
здоровья по группам при нескольких
диагнозах у ребенка дается по самому
основному и тяжелому из них. При каждом
последующем осмотре в декретированные
сроки отмечается динамика в состоянии
здоровья ребенка, например переход из
2 группы в 1 группу здоровья ( в случае
улучшения ) или в 3 и 4 ( в случае ухудшения
). Своевременное обследование и
оздоровление детей 2 группы здоровья
препятствует развитию у них патологического
состояния с переходом в 3 группу здоровья.
Комплексную оценку
состояния здоровья ребенка на основании
заключений специалистов и результатов
собственного обследования дает
врач-педиатр, возглавляющий работу
медицинской бригады, проводящей
профилактический осмотр.
Детям, с впервые
заподозренными в момент осмотра
заболеваниями или функциональными
нарушениями, а также с подозрением на
изменившийся характер течения болезни,
уровень функциональных возможностей,
появление осложнений и др., по результатам
профилактического медицинского осмотра
комплексная оценка состояния здоровья
не дается. В таких случаях, необходимо
проведение в полном объеме диагностического
обследования. После получения результатов
обследования выносится уточненный
диагноз и дается комплексная оценка
состояния здоровья.
Все дети, независимо
от того, к какой из групп здоровья они
отнесены, ежегодно проходят
скрининг-обследование, по результатам
которого определяется необходимость
дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные
к I группе здоровья, проходят
профилактические медицинские осмотры
в полном объеме в сроки, определенные
действующими нормативно-методическими
документами.
Контроль за
состоянием здоровья детей, отнесенных
ко II группе здоровья, осуществляется
при профилактических медицинских
осмотрах и ежегодно — врачом-педиатром.
Дети, отнесенные
к III — V группам здоровья, проходят
профилактические медицинские осмотры
в соответствующие возрастные периоды.
Кроме того, контроль за состоянием их
здоровья и оценка эффективности лечебных
и реабилитационных мероприятий
осуществляется на основании результатов
диспансерного наблюдения.
Результаты
комплексной оценки состояния здоровья
могут, в определенной степени (в качестве
скрининга), помогать решать прикладные
специальные задачи в отношении состояния
здоровья детей — отнесение к определенным
группам для занятия физической культурой,
спортивный отбор, решение экспертных
вопросов в отношении профессионального
выбора, военной службы и др.
Таблица 2. Группы
здоровья.
Группа | Характе-ристика | Состав группы | Хроническая | Функциональное | Резистентность | Физичес-кое |
I | Здоровые дети, | A. Дети, развитые Б. Дети с вариантами B. Подгруппа | Отсутствует | Отклонений нет | Редкие, легко | Нормальные, |
II | Здоровые дети, с | A. Подгруппа Б. Подгруппа B. Подгруппа | Отсутствует | Функциональные | Продолжительные | ФР нормальное, |
III | Дети со стойкими | A. Б. Дети с B. Дети с нетяжелыми | Хроническая | Функциональные |