Оценка результатов обучения и развития личности ребенка в 1 классе

Татьяна Каравашкина
Личностные результаты учащегося в условиях безотметочного обучения (1 класс)

Сегодня мы говорим о личностных результатах ребёнка, т. е. о развитии личности.

Важно научить ребёнка начальным навыкам адаптации в быстро развивающимся и изменяющимся мире, принять и освоить социальную роль обучающегося, развить формирование личностного смысла учения.

Научить не создавая конфликтов выходить из спорных ситуаций, формировать установки к работе на результат, чтобы ученик осознавал смысл учения и понимал ответственность за будующий результат. Формировать у него адекватную самооценку.

Слайд – 1

Поэтому сейчас мы поговорим о формировании контрольно – оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения.

Значит мы должны научить детей оценивать себя и свои поступки, научить самооценке. Но нельзя путать отметку с оценкой.

Слайд — 2

Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого — чего – нибудь. Это есть сравнение результата с эталоном.

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день, т. е. его эмоциональное состояние. Для этого они должны выбрать рисунок

Слайд – 3 (Смайлики)

С соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

-самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Необходимо отметить, что для самооценивания, особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например: красота, аккуратность выполнения работы)

Слайд – 4 (тетради)

(Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше)

— чтобы укрепить у ребенка уверенность в свои силы, учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

Слайд – 5

Лесенка успеха, (Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.)

— графики скорости чтения,

— листы успеха учащихся

учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Вводятся специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся специально направленное обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.

Слайд – 6

(символы(+ — согласен,? –предлагаю повторить материал, !- поработаем ещё раз вместе, — -испытывает затруднения в выполнении задания)

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Следующие способы оценивания:

Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо — «Умница!», «Молодец!», «Отлично, если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т. д.

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Слайд – Алгоритм

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки и исправлять ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классахк алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т. д.

Слайд — Портфолио

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д., а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

— показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

— показатели метапредметных результатов;

— показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик для использования и демонстрации личностных достижений, которые походят путь УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.Например:

• не скупиться на похвалу

. не ставь несколько задач

. начинай беседу без слова НЕ….

. найди в море неуспеха островок успешности

Анализируя результатыпроведенной работы делаем выводы:

Выводы:

— происходит реальное развитие оценочных умений + формирование личностного смысла учения.

— снижается уровень общей и учебной тревожности.

— система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

— у ребёнка сформирована адекватная самооценка.

Проблемы:

— Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся

— Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению

— Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку

Источник

Как оценить работу первоклассника?

           В первом классе дети не получают отметки. Это весьма сложно для родителей, привыкших к старой системе оценивания, становится невыносимым для первоклассника, ведь его дома уже запрограммировали, что он будет или должен получать в школе пятёрки, а получить их не удаётся целый год. Как всякий человек, ребёнок хочет быть замеченным и оценённым.Как же учителю стимулировать деятельность первоклассника при безотметочной системе? Об этом читейте в данной статье.

       Вопрос, касающийся оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки созрел довольно давно. Одним из направлений программы по улучшению содержания и структуры образования является поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе.

        Безотметочное обучение в 1-м классе уже давно не является неким экспериментом или министерскими рекомендациями. Факт отсутствия оценок в первом классе на данный момент является именно законодательным требованием, получившее оформление в министерских документах, которые существуют в современном мире. Данный вид обучения не породил волну несогласия и негативных эмоций, а был принят, как само собой разумеющийся факт. Ни для кого не секрет, что начало школьной жизни, поступление в первый класс, является большим событием в жизни как самого ребенка, так и его семьи. От того, как ребенок переступит порог первого класса, пройдет адаптационный период, зависит вся дальнейшая его учеба, общение с одноклассниками, а также  взаимопонимание с учителями.

             Современные школьные психологи придерживаются мнения, что наиболее частая проблема, которая встречается в школе у детей,  это тревога школьников по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции на нее одноклассников и родителей на результаты учебы.

      Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил вероятность сделать данный процесс более гуманным и радостным для ученика. Однако, какие бы новые способы не выдвигались к методам оценки и контроля знаний, в первую очередь, необходимо, чтобы учитель принимал и осознавал эти подходы, а также имел возможность перестраиваться в своей работе, иногда полностью изменяя свой стиль общения с учениками и манеру ведения урока. Учитель должен в корне видоизменить  процедуру оценивания  и  свою  позицию  в ней: формировать  оценивание  как  коллективное действие,  постепенно передавая  инициативу оценки  ученического  действия  в руки  самого  ребенка.

             Безотметочное обучение базируется на трех главных принципах:

  • отметка отменяется, а содержательная оценка работы максимально дифференцирована;
  • ученики приобретают от учителя четкие критерии самооценки;
  • самооценка школьника  предшествует оценке учителя.

Дети вступают на порог школы с неодинаковым уровнем подготовки к обучению, с различным социальным опытом и психологическим развитием. В связи с этим, необходимо начинать  со стартовой  работы, цель которой заключается в  оценке начального уровня подготовки школьников. (Результат: количество баллов за выполнение каждого задания)

Лист индивидуальных достижений:

п/п

Формируемые навыки и умения

                                     Даты

           Старт

Октябрь

      Ноябрь

       Декабрь

      Январь

   Февраль    

          Итог

1

Навыки чтения

1.1.

Техника (Чтение слогов)

Затем сравнению подвергаются  итоги работы, которая произошла в начале,  с итогами работы в конце изучения раздела – и  анализируется  «прирост» в достижениях каждого ученика.

              Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием  контроля и самоконтроля, с обучением самооценке, со способностью анализировать «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться».

         Начиная с самых первых уроков в первом классе, школьник учится оценивать результаты своей работы. Словарный запас ученика незначителен, в связи с этим,  можно  ввести  для самооценки трехцветные фигурки, круги. Цветовой спектр выбирается различный. Например, красный – «Я доволен своей работой, всё знаю, умею»;

синий — «Немного затруднялся в выполнении, сомневался, допускал ошибки, не совсем доволен работой»;

 желтый будет означать  «Работой не очень доволен, не все получалось, нужна помощь».

          )      В практике нашли свое применение лесенки «успеха». Ученик поднимается на ту ступеньку, на которую считает необходимым.

                                               Лесенка   успеха

!

!

отлично (повышенная сложность)

+

+

хорошо, норма

х

х

ниже нормы

?

?

Доработать

          Текущую  оценку  учебных достижений  можно  закреплять при помощи   особых условных шкал (линеечек). Этот инструмент самооценки широко используется в психологической диагностике.

Нет ошибок – делай отметку на самом верху, все ошибки – в самом низу. Если учитель согласен, он обводит достижения ученика, если нет, то учитель ставит там, где заработал ученик.

+

Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать.

           Использование оценочных шкал для письменных заданий, которые ребята чертят в тетради и отмечают на шкале свои успехи в работе или неудачи, натолкнули на более интересные видоизменения шкал в «волшебные линеечки», в которых нашли свое применение сказочные персонажи и фигурки. Например, для устной оценки письменной работы или какого- либо задания применяется обычная линейка, к которой прикреплен флажок, бабочка, птичка, двигающаяся по нитке вверх, вниз, взлет ракеты на разную высоту в зависимости от результата.

   Поднятый вверх флажок может говорить о том, что учение доволен работой, а также все запомнил на уроке и научился хорошо писать новую букву.…. С помощью линеечек можно измерить все, что угодно. Учитель должен четко объяснить, что фигурка на самом верху линеечки говорит о том, что вся работа сделана верно. Например, все слова в диктанте написаны правильно, а в самом низу, слова написаны все с ошибками, в середине – ошибки, которые допустили в некоторых словах. Как правило, такие же линеечки есть и у учителя. Показом на своей линейке он может согласиться или опровергнуть самооценку ученика, может наглядно показать отношение к работе как всего класса, так и  отдельных учеников.

        Отличие волшебных линеечек от стандартных отметок состоит в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти не предоставляется возможным  перевести на язык традиционных отметок.

              В своей работе  учителю необходимо дать развернутую и содержательную оценку каждому ученику. Для того, чтобы поставленная цель имела успех,  в  помощь  учителю разработан  диагностический  метод  оценивания.

           При  применении  данного  метода:  учитель, ученик, родители знают и видят:        

  • результат  успеваемости ребенка;
  • его личные достижения;
  • перспективы развития в дальнейшем знаний, умений и навыков.  

   Методика проведения диагностического метода.

В качестве поощрения за правильно выполненную работу и правильные ответы, на каждом уроке учитель выдает ученикам жетоны различных цветов:

Например:      

русский язык ;

литературное чтение;

английский язык;

математика;

окружающий мир;

музыка;

изобразительное искусство;

художественный  труд;

физическая культура.

            Еженедельно в тетрадь успехов (обычная ученическая тетрадь в клеточку) ученик вклеивает  узор из геометрических фигур, которые он получил за неделю. Например:

             Каждый месяц, собирая тетради успехов, учитель подсчитывает итоги и создает графики достижений учащихся:
Например: 1 неделя. С 1 сентября по 5 сентября:
— русский язык – 9 — литературное чтение – 12 — английский язык – 8 — математика – 16 — окружающий мир. ОБЖ – 3 — музыка – 2 — изобразительное искусство и художественный труд – 8 — история и культура СПБ (мир музея), этико-правовой курс – 3 — физическая культура – 6
                      График достижений учащихся за сентябрь месяц: 

                  В конце каждого года создается график достижения учащихся по месяцам. Для этого подсчитывается число жетонов за каждый месяц,  и строится график. Например:  Сентябрь – 21; октябрь – 28; ноябрь – 18; декабрь – 20; январь – 16; февраль – 30; март – 32; апрель – 40; май – 50.

               На каждом родительском собрании и при индивидуальных беседах с родителями учитель знакомит родителей, анализирует результаты и подводит итоги диагностического метода оценивания.

  Выводы, которые можно сделать при диагностической форме оценивания:

  • на каких уроках школьник проявляет большую активность, чем на остальных;
  • материалы какого предмета ребенку нравится изучать больше остальных;
  • проявление интересов ребенка;
  • общая активность ребенка в учебном процессе;
  • результативность его обучения в школе;
  • его личные достижения и неудачи;
  • какие темы ребенок усвоил лучше других на отдельных предметах;
  • работоспособность ребенка по неделям и месяцам;
  • уровень успеваемости в классе по неделям, месяцам, а также за год;
  • ответы на возможные вопросы родителей.

           При внедрении  безотметочной  системы оценивания важно  учитывать  советы Г.А.Цукермана:  

  • не  скупитесь  на  похвалу;
  • хвалите  исполнителя, критикуйте  только исполнение (давайте  в этом примере найдем две ошибки);
  • ставьте  перед  детьми только конкретные цели и не более одной задачи;
  • стремитесь не применять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других».

      Следование этим принципам содействует формированию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.

Источник