План развития ребенка с нарушением зрения в доу

План развития ребенка с нарушением зрения в доу thumbnail

Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014-2015 учебный год.

Линии развития. Задачи                                                

Игры и упражнения

Социально-личностное развитие

1.Формирование адекватного взаимодействия с педагогами и детьми.

2.Учить адекватно реагировать на присутствие сверстника и его действия.

Узнай по голосу,кто позвал

Угадай товарища наощупь

Играем в паре

Познавательно-речевое развитие

1.Формирование представлений о самом себе.

2.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

3.Развивать произвольное внимание и память.

Назови фамилию,имя, отчество

Составь свой словесный портрет

Лото

Домино

Найди отличия

Слушай и выполняй команду

Найди пару

Физическое развитие

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать тактильную чувствительность рук.

3.Развивать зрительно-двигательную координацию.

Чудесный мешочек

Разложи отдельно все деревянные, металлические, пластмассовые предметы

Дорису половину предмета

Лабиринт

Путаница

Ведущая деятельность

1.Учить наблюдать за предметно-бытовыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражать его действиям.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Зоопарк», «Правила движения на улице»

Продуктивная деятельность

1.Формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

2.Учить проводить прямые и замкнутые линии.

3.Учить штриховать, соединять по точкам.

4.Учить лепить по образцу.

По плану воспитателей индивидуальное сопровождение на занятиях.

Работа в индивидуальной тетради «Послушный карандаш»

Обводка по контуру на приборе «Светлячок»

Лепка, работа с ножницами

Коррекционные задачи

Игры и упражнения

Зрительное восприятие

 Цвет

1.Учить отличать основные оттенки цветов.

2.Узнавать  и называть цвет реальных предметов в окружающем мире.

Подбери по цвету и оттенкам

Разложи от светлого к темному

Что в рисунке неправильно (цвет)

Собери цветной узор

Форма

1.Учить различать и называть геометрические фигуры и объемные геом. тела.

2.Учить соотносить формы предметов с геометрическим эталоном.

Назови фигуру, геом. тело

Какой предмет похож на круг, квадрат

Найди в группе круглые предметы. овальные, треугольные и т.д.

Найди предмет такой же формы

Величина

1.Упражнять в различении величины окружающих предметов.

2.Упражнять в обозначении в речи величины предметов.

3.Упражнять в выстраивании предметного ряда в возрастающем и убывающем порядке.

Найди высокие, широкие, узкие, низкие предметы

Сравни 2 дома по высоте, ширине, длине

Расставь матрешек по величине

Восприятие изображений

1.Учить видеть расположение предметов на картине; называть предмет, расположенный ближе, дальше.

2.Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

Что находится за вазой?

 Что на картинке ближе, что дальше?

Раскрась собаку и кошку так, чтобы они стояли по разные стороны забора.

Восприятие сложных форм

1.Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.

Составь из частей целое

Сложи кубики

Дорисуй предмет

Внимание, память

1.Учить находить различие и сходство в объектах, картинках.

2.Упражнять в запоминании и расположении предметов.

3.Упражнять в нахождении изменений в ряду предметов.

Чем похожи и чем отличаются предметы?

Что изменилось?

Четвертый лишний

Продолжи ряд

Ориентированность в окружающем

1.Упражнять в обобщении и классификации предметов.

Назови одним словом

Разложи карточки по группам

Ориентировка в пространстве

1.Упражнять в ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги)

2.Учить ориентироваться по картинке-плану.

3.Учить моделировать пространственные отношения из строительного материала.

Нарисуй в верхнем правом углу яблоко, в нижнем левом углу огурец и т.д.

Разложи квадраты слева направо, снизу вверх и т.д.

Расположи предметы как на схеме

Нарисуй схему по словесному описанию

Линии развития. Задачи                                                

Игры и упражнения

Социально-личностное развитие

ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)

Тема выступления на семинаре:

« Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности  коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения».

Коррекция — система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его  обучения, воспитания и развития.

Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.

В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.

Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:

1.Диагностическая работа обеспечивает

-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт);

— подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;

-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает:

1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)

2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)

3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)

4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)

5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)

Диагностическая работа включает:

-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической  информации от специалистов разного профиля;

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;

-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-составление индивидуальных программ развития;

-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности  и выявленных вторичных отклонений в развитии;

-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию  поведения.

Читайте также:  Обучение грамоте как средство развития речи ребенка

Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :

-сопровождение занятий

-совместное  тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)

-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ

-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)

-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление  в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка

-совместное проведение занятий, досугов

-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы

-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Организация  образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)

Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.

Плеоптика:

-повышение остаточного зрения

-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)

              Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов.

Ортоптика:

На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет

-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)

-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)

Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог  учит накладывать одно изображение на другое, подбирать  цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

Стереоптика:

-расширение полей зрения (на аппаратах)

-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)

На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).

Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).

 В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего   и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.

3.Консультативная работа  включает в себя консультирование специалистами:

-выработку совместных  рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)

-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы

-консультирование специалистами педагогов по выбору  индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками

4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и  помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями  можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.

Формы  работы с семьей:

-индивидуальное консультирование

-анкетирование

-информационные стенды

-печатные материалы

-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий)

-дни «открытых дверей»

-просмотр родителями открытых занятий

-обучение родителей использованию практических  способов и  приемов  воспитания и обучения детей

-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома

Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.

Используемая литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.
  2. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.
  3. Дружинина Л.А.  Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.
  4. Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
  5. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому  лечению. М., 2009.
  6. Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.
  7. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.
  8. Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.

                                                                  Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                  Мунасипова Алсу Раисовна

Февраль

 Тема «Мебель» (1-2 неделя)

-Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.

-Формировать представления о назначении мебели.

-Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду в соответствующие предметы мебели (книжная полка и т.д.)

-Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой-маленький, твердый- маленький).

-Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.

Тема СБО «Посуда» (3-4 неделя)

-Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда».

-Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды.

-Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету.

-Подключать мануальные действия к описательной речи ребенка.

-Учить выполнять элементарные действия с посудой.

Читайте также:  Развития отношений ребенка с окружающими

Развитие зрительного восприятия

-Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур соответствующими фигурами по размеру, цвету.

-Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать  предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).

-Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.

-Активизировать и стимулировать зрительные функции (движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации).

Развитие ориентировки в пространстве

-Учить определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкциям педагога).

-Побуждать использовать пространственные обозначения в речи.

-Учить брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.

Развитие осязания и мелкой моторики.

-Учить сортировать мелкие предметы по форме, величине и материалу.

-Учить узнавать и называть наощупь плоскостные и объемные геометрические формы.

Источник

Зрение – самый мощный источник знаний об
окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции
испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность,
раздражительность, нарушение осанки,
затруднение ориентировки в пространстве, что
приводит к гиподинамии и закомплексованности,
поэтому глаза ребёнка заслуживают особого
внимания и бережного отношения. Особенно сегодня
актуально говорить о тех перегрузках, которые
испытывают глаза, сидящего у компьютера и
телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими
нарушение зрительных функций начинаются далеко
за пределами дошкольного учреждения, а именно в
семье. Правильное воспитание и отношение
родителей к детям имеют большое значение для их
всестороннего развития. Родителям необходимо
найти правильный подход к своему ребенку, чтобы
не лишать его самостоятельности и не навредить
своей гипперопекой, окружить его вниманием,
заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это
член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить
собственника и эгоиста. Родителям необходимо
понимать, для того чтобы сохранить остаточное
зрение, следует соблюдать режим дня, питания,
отдыха ограничивать время просмотра
телепередач, игры на компьютере. Все эти условия
создаются в ДОУ, с родителями проводятся
индивидуальные консультации различных
специалистов: логопеда, психолога,
врача-офтальмолога, ежедневно с родителями
работают воспитатели, имеющие высокую
профессиональную подготовку и огромный опыт.
Взаимодействие с родителями слабовидящих детей
является одной из важнейших задач в
коррекционной работе, налаженный полноценный
контакт с родителями, приводит к более успешным
результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания
зрительной системы ребенка, становления всех
психических процессов и личностных качеств
детей. Примерная общеобразовательная программа
“Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени
А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А
Парамоновой, а также по программе специальных
коррекционных образовательных учреждений для
детей с нарушением зрения, под научной редакцией
Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии
с федеральными государственными требованиями,
на основе общедидактических и
тифлопедагогических принципов, обеспечивающих
всестороннее развитие ребенка с нарушением
зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа
детей родителям воспитателями предлагается
консультирование по теме “Особенности развития
детей с нарушением зрения”, “Некоторые
особенности работы с детьми” происходит
знакомство родителей с режимом дня и т.д.
Следующим этапом проводятся индивидуальные
консультации с врачом-офтальмологом, который
разъясняет родителям особенности состояния
зрения их ребенка, диагноз и рекомендует
необходимые медицинские назначения. Это может
быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и
занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В
домашней обстановке родители должны
придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в
ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская
сестра ортоптистка, ежедневно проводят
аппаратное лечение, контролируют состояние
зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с
детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога,
логопеда, воспитателей и родителей приведет
положительному результату в коррекции
зрительной функции, а следовательно и
всестороннему развитию ребенка.

img1.JPG (20140 bytes)

img2.JPG (26915 bytes)

Коррекционная работа в детском саду строится
как многоуровневая система, обеспечивающая
целостный, комплексный, дифференцированный
регулируемый процесс управления всем ходом
психофизического развития и восстановления
зрения на основе включения в процесс сохранных
анализаторов и потенциальных возможностей
детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении
состоит во взаимосвязи коррекционной работы со
всеми образовательными областями детской
деятельности, всесторонним воздействием
содержания приемов, методов, средств коррекции
на детей, организацию обеспечения оптимальных
условий для системного, комплексного, не
прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы
в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с
нормальным зрением подвергается воздействиям
систематически и многократно повторяемой
визуальной стимуляции. Значительное снижение
зрения существенно ограничивает естественную
стимуляцию, вследствии чего ребенок не может
приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт,
как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в
обедненной зрительной среде, при которой
генетические предпосылки развития восприятия
теряют свою силу. Коррекционная работа по
развитию зрительного восприятия в этом возрасте
способствует существенному улучшению сенсорной
основы когнитивного развития.

img3.JPG (20871 bytes)

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной
чувствительности, моторики пальцев и кистей рук
происходит потому, что дети с частичной потерей
зрения полностью пологаются на визуальную
ориентировку и не осознают роли осязания как
средства замещения недостаточности зрительной
информации. Из-за отсувствия или резкого
снижения зрения дети не могут спонтанно по
подражанию окружающим овладеть различными
предметно-практическими действиями.
Коррекционные упражнения направлены на
формирование у детей с нарушением зрения умений
и навыков осязательного мира, а также обучение их
приемам выполнения предметно-практических
действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что
образовательная область “Художественное
творчество” является наиболее интересной для
детей деятельностью, так на пример работа с
нетрадиционным материалом – лепка из соленого
теста (тестопластика) приводит детей в восторг.
Они с удовольствием лепят, чувствуя себя
творцами и художниками с гордостью
демонстрируют свои произведения родителям.
Таким образом, можно решить многие коррекционные
психолого-педагогические задачи и погрузить
родителей в совместный творческий процесс.

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны
недостатки развития движений и малая
двигательная активность; по сравнению с детьми у
которых зрение в норме, у слабовидящих ребят,
значительно хуже развиты пространственные
представления, возможности практической микро и
макро ориентировки, словесные обозначения
пространственных положений. Нарушения
глазодвигательных функций вызывает ошибки
выделения детьми формы величины
пространственного расположения предметов. В
ходе коррекционной деятельности дети учатся
выделять и анализировать различные
пространственные признаки и отношения, получать
информацию об окружающем пространстве с
привлечением всей сенсорной сферы. На практике,
применение здоровье-сберегающих технологий,
социо-игровых методов и приемов, тренировочных
упражнений для развития мелкой моторики пальцев
и кистей рук, дают возможность детям с нарушением
зрения стать более активными, любознательными в
процессе игры и обучения.

Читайте также:  Развитие звуковой стороны речи ребенка салахова

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой
ориентировке прежде всего направлена на решение
проблем социализации детей с нарушением зрения,
формированием навыков социально-адаптивного
поведения. Успешность социализации определяется
умением рационально пользоваться зрением,
получать сего помощью максимально полные
представления об окружающем мире, опираясь в
процессе познания и общения на информацию
поступающую через сохранные анализаторы
(осязание, слух, вкусовую, обонятельную и
температурную чувствительность), умением
самостоятельно ориентироваться в пространстве,
пользоваться определенным запасом
представлений об элементарных социально-бытовых
ситуациях, умением взаимодействовать с
окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации,
вновь поступивших в детский сад детей, мной был
разработан проект “Вхождение ребенка
дошкольника в мир социальных отношений” в
процессе реализации которого, мои воспитанники в
игровой форме знакомились с элементарными
правилами поведения и общения с взрослыми и
сверстниками.

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

Основные принципы организации
коррекционно-педагогического образовательного
процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей
    ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический
    подход к диагностике и коррекционной помощи
    ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение
    сроков обучения, перераспределения учебного
    материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в
    зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной
    подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и
    самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для
    медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации
коррекционно-педагогического образовательного
процесса строится модель социальной адаптации и
реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ
является система двигательной активности детей.
Детям с нарушением зрения трудно
зрительно-двигательно сориентироваться в
пространстве. Для преодоления данной проблемы
необходимо использовать здоровье-сберегающие
технологии, целый комплекс подвижных игр и
упражнений направленных на коррекцию
пространственных ориентировок. В
непосредственной образовательной деятельности
необходимо применять физ.минутки для глаз,. для
снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию
дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит
коррекционная физкультура, где применяется
комплекс упражнений направленных на коррекцию
осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все
это способствует повышению физических качеств и
улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном
подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать
    степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать
    возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для
    развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения
тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для
    тренировки больного глаза, закрепление знаний и
    навыков предусмотренных программой воспитания в
    дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в
    неделю в каждой возрастной группе, как в
    утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в
    соответствии с возрастом группы:
  3. Первая младшая группа – 10-15 минут.
    Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
    Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  4. Занятие проводиться в свободной форме, дети
    самостоятельно рассаживаются за столом.
  5. Занятия проводит одновременно со всеми детьми,
    но задания индивидуальные.
  6. Материал тренировочных занятий должен
    соответствовать знанию и навыкам
    предусмотренных программой дошкольного
    учреждения, для каждой возрастной группы.
  7. Пособия должны соответствовать возрасту детей
    и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет
необходимо обучать различным упражнениям для
глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно
игры непроизвольно станут потребностью для
ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки
разнообразны, в зависимости от диагноза.
Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1,
сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся
косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все
зрительные нагрузки это тренировочные игры
:мозаики разных размеров, шнуровки,
предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши,
бусины, а также специальные тренажеры

Зрительные маршруты и гимнастики.

В период ношения ребенком заклейки (аклюзии)
зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи
рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на
близком расстоянии, при близорукости игры и
предметы даются более крупного размера. При
дальнозоркости, напротив рекомендуются игры
более мелкие.

В процессе образовательной деятельности, чтобы
не было зрительной перегрузки необходимо
проведение зрительной гимнастики, физ. минуток
или работы с мини тренажерами, массажем активных
точек лица, его можно проводить одновременно с
несколькими детьми или индивидуально. Взрослее,
дети с удовольствием делают его самостоятельно в
виде игры.

Если ребёнок любит играть с машинками, можно
подобрать необходимую игру с тренажером
“Дорожка”, которую разработал кандидат
педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

img10.JPG (980546 bytes)

Из простейших игр дети должны усвоить понятия:
“направление движения”, “следить взглядом за
предметом”, “передвигать предметы по
направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”,
“обратное направление”, “возвращение на
исходную точку”.

Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты,
предложите ему тренажер “видео-азимут”,
разработанный тем же автором, по которому любой
сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

Использую световую указку, можно играть как
индивидуально, так и с группой детей в “бродилки
по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора
на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм,
которая находится на уровне глаз на расстоянии
30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в
дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и
на метку.

Таким образом, перефокусируем взор, то на точке,
то на дальнем объекте нарабатывая остроту
зрения.

Зная, что ведущий деятельность детей
дошкольного возраста является игра, наполнив
упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы
может добиться наработки остроты зрения, даже
самым маленьких детей, а следовательно развить
познавательные способности детей и помочь
развить творческий потенциал детей с нарушением
зрения.

План развития ребенка с нарушением зрения в доу

Список литературы

  1. Парамонова Л.А. примерная образовательная
    программа “Истоки”.
  2. Плаксина Л.И. программа специальных
    (коррекционных) образовательных учреждений IV
    вида (для детей с нарушением зрения).
  3. Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного
    утомления и развитие зрительных способностей.

Источник