Обучение грамоте как средство развития речи ребенка

Обучение грамоте как средство развития речи ребенка thumbnail

Ирина Баталова
Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»

Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования умений понимать и пользоваться языком: развитие звуковой стороны речи, словаря, коммуникативных умений, формирование грамматического строя, осознание речевой действительности.

Одной из важных задач речевого развития, решаемых в дошкольном возрасте, является обеспечение речевой готовности к школе. Под речевой готовностью понимается формирование общеречевых навыков и умений и готовность к овладению грамотой (чтением, письмом).

Обучение грамоте — это обучение умению читать и писать. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие, т. к. письменная речь формируется на базе полноценной устной речи. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов Д. Б. Эльконина, Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой, Г. П. Беляковой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской и др. показали, что пятый год жизни ребенка является периодом «языковой одаренности» — особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В этом возрасте должно начинаться знакомство детей со звуковой действительностью. Дети старшего дошкольного возраста способны к освоению навыков звукового анализа и освоению процесса чтения.

В настоящее время существуют различные методики обучения грамоте дошкольников («звуковой аналитико-синтетический метод», «метод целых слов», «методика обучения по кубикам Н. А. Зайцева» и др.).

Большинство современных программ дошкольных образовательных учреждений включают раздел «обучение грамоте». Обучение грамоте дошкольников позволяет успешно решать задачу подготовки детей к школе, обеспечить возможность успешного освоения программы начального обучения, поскольку одной из причин низкой успеваемости младших школьников являются затруднения, которые дети испытывают, овладевая чтением.

Разрабатывая свою программу обучения началам грамоты детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на теоретические исследования (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, методические рекомендации программы «Радуга», по которой работает наш детский сад, передовой педагогический опыт и личный опыт.

Важным являлось обеспечение преемственности в обучении грамоте с программой начальной школы, в которой обучается большинство выпускников дошкольного образовательного учреждения.

При определении содержания работы по обучению грамоте, выборе методов и приемов обучения учитывались также результаты диагностического обследования речевого развития детей в группе. Важными показателями речевой готовности к обучению в школе и освоению грамоты являются: развитие фонематического слуха, правильное звукопроизношение, различение основных единиц речи (слово, звук, предложение, богатый словарный запас, освоение грамматического строя речи, владение диалогической и монологической речью.

В основе методики обучения грамоте (чтению) в соответствии с рекомендациями программы «Радуга» лежит звукобуквенный метод обучения.

В течение года решаются следующие задачи:

Звук: научить правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний, учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец, работать над интонацией и выразительностью речи.

Слово: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей, учить правильно употреблять слова — названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить, определять и называть месторасположение предмета, время суток.

Работа над предложением и устной речью: обучение детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и составлению рассказов по содержанию картины или о предмете, совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Ознакомление с буквами: знакомство со всеми буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). Знакомство с заглавными и строчными буквами, правилами их написания.

Обучение чтению: формирование слогового чтения, формирование слитного чтения, чтение небольших по объему текстов, пересказ прочитанного.

Подготовка к обучению письму: развитие точности зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, вниз, вверх); ознакомление с правилами письма, развитие мускулатуры рук.

Отличительной особенностью методики является то, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, нравственно — волевых качеств личности ребенка. В процессе обучения грамоте происходит развитие всех сторон устной речи.

Методика обучения основывается на дидактических принципах: принцип сознательности; требования активного участия детей в процессе обучения; осуществление наглядного обучения; систематичность обучения; разнообразность учебной деятельности.

При обучении чтению используются разнообразные приемы анализа и синтеза. Приемы анализа: выделение слова из речевого потока, отчетливое произношение отдельного слова с выделением отдельного звука, выделение нового звука, выделение звука из слова, прием звукоподражания, перечисление слов с одинаковым начальным звуком, последовательное называние звуков в слове, анализ артикуляции звуков.

Приемы синтеза: чтение слова или слога, наращивание гласных или согласны, добавление звука в слова, перестановка звуков.

В обучении грамоте используются различные формы работы: специальные занятия по обучению грамоте; как часть занятий по развитию речи; кружковая работа.

Каждая из используемых форм имеет важное значение в решении задач развития речи и обучения грамоте. На специальных занятиях по обучению грамоте происходит освоение основного программного материала, последовательное ознакомление со звуками и буквами русского алфавита, формируются умения различения звуков в слове, звукового анализа, слогового и слитного чтения.

Речевые умения детей, формируемые на социальных занятиях по обучению грамоте, закрепляются на других речевых занятиях в форме речевых игр и упражнений. Так. На занятиях по обучению детей рассказыванию по картине проводятся речевые игры и упражнения, в которых есть определенный звук (буква, составляют предложения с заданным словом, выкладывают из букв разрезной азбуки название картины. После определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений к этим словам. Таким образом, во взаимосвязи решаются задачи обучения грамоте, активизации словаря и освоения грамматического строя речи.

Кружковая работа позволяет закрепить навыки, полученные на специальных занятиях. Приоритетной задачей кружковой работы является воспитание интереса к книге, чтению. На занятиях кружка учитывается уровень речевого развития детей, их интересы и предпочтения, что позволяет добиться лучших результатов.

Ведущими приемами в обучении грамоте являются речевые игры и упражнения, а также различный материал: ребусы, сканворды, кроссворды.

Из наглядных пособий в обучении грамоте используются: разрезные азбуки; алфавит; слоговые таблицы, таблицы слогов с наращиванием звуков; раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы; тексты для первоначального чтения; буквенные фризы; буквы из бросового материала.

Важным является подбор материала для самостоятельного чтения: книги-игрушки, книги, создаваемые совместно с детьми, иллюстрированные книги для первоначального чтения из серии «Читаем сами», «детские журналы».

Повышению эффективности решения задач речевого развития и обучения грамоте способствует организация общения и взаимодействия детей: работы в парах, в команде, свободный обмен мнениями.

Читайте также:  Развитие ребенка в один год и семь месяцев вес и рост

Приведем пример планирования работы по обучению грамоте кружка «Грамотейка».

Цель: обучение чтению, развитие устной речи.

Задачи:

1 Научить правильно произносить гласные и согласные звуки.

2 Развивать фонематический слух.

3 Активизировать словарь детей.

4 Совершенствовать диалогическую речь детей.

5 Прививать любовь к чтению, книге.

Блочно — тематический план работы кружка «Грамотейка»

Блоки

Методы и приемы

Элементы предметно — развивающей среды

1 «Буквы и звуки»

1 Чтение веселых стихов о буквах.

2 Загадывание загадок.

3 Изготовление букв из различного материала.

4 Рассматривание букв в разрезной азбуке.

5 Выкладывание букв из счетных палочек.

6 Изготовление букв фриза «Паравоз»

Использование букв на занятиях. Модель «Азбука». Буквенный фриз.

2 «Учимся играя»

Игры «С какого звука начинается слово», «Кто внимательный», «Назови и прочитай, «Узнай слово», «Какой звук пропал в слове», «Найди свою пару», «Дождик».

Модель «Буквы».

3 «Складывание слогов и слов»

Игры — упражнения

— «Сначала прочитаю я, потом ты»: чтение слов, состоящих из одного слога; выборочное чтение слогов; чтение слов существительных; и 6-12 слов прочитать любое слово; запомнить; читать все слова подряд; найти прочитанное слово; придумывать слова; разбор слова по буквам; запись печатными буквами.

Модель «слоги и слова»

4 «Читаем сами»

Упражнения и чтение

1 Придумать предложение, записать его. Придумать несколько подобных предложений. Чтение их, с использованием грамматического окошка.

2 Рассматривание книг разных видов, их оформление, иллюстрации и текстов.

3 Установление соответствие между сюжетными картинками и предложениями к ним.

4 Чтение текста в книге с картинкой. Медленное чтение с показом того слова, которое читается.

5 Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.

6 Пересказ перечитанного текста.

Модель «Грамматическое окошко»

Слоговые таблицы.

Детские книги.

Детские журналы.

Ребусы.

Кроссворды.

Таким образом, успешное решение задач формирования речевой готовности детей к школе возможно при условии тесной взаимосвязи работы по формированию устной речи и обучению началом грамоты, формированию положительной мотивации детей к обучению грамоте, учете уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей группы.

Список литературы

1 Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. -Спб. : Творч. центр,2007

2 Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -М., 2007

3 На пороге школы: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга».- М., 2003

4 Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. — М. Творч. Центр,2004

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»

Читаем по слогам.

Обучение грамоте как средство развития речи ребенка

Знакомство с алфавитом.

Обучение грамоте как средство развития речи ребенка

Читаем слоги.

Обучение грамоте как средство развития речи ребенка

Подготовка руки к письму.

Источник

Лингвистические игры как средство  развития речи у детей 6-7 лет

1.Теоретическая часть и актуальность.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь,  поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Я на занятиях по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всём их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, я внимательно слежу за настроением ребёнка, выявляю и учитываю его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

 Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Читайте также:  Роббинс развитие ребенка от 3 до 5 лет

Игра «Придумай слово».

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать воспитанников на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово — пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра «Строим дорожку».

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапевоспитатель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, авоспитательвыполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

 Игра «Ловушка».

Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

Игра «Поймай слог».

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты. Воспитатель  «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно».

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Посели в домик».

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.        

Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить,  сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игры на формирование грамматического строя речи.

В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

 Игровое упражнение «Подбираем рифмы».  

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Воспитатель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:

-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

-Даю вам честное слово!

Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:

-Кого видел поэт? В каком виде они были?

-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

-Даём честное слово:

 Вчера в половине шестого

 Мы видали двух сорок

 Без…(ботинок) и …(чулок).

 И щенков без …(носков).

 И синичек без …(рукавичек).

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению воспитателя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

Игра «Кузовок».

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе кузовок,

-Клади в него, что на –ок.

-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение «Чьё всё это?».

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

 Игра «Домики».

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Воспитатель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

 Игры на обогащение словарного запаса.        

Читайте также:  Развитие для ребенка с 23 недели беременности

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,

развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Воспитатель  говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Воспитатель называет словосочетания, делая паузы.Воспитанник должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

 Игра «Что бывает?»

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

 Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

Игровое упражнение «Распространи предложение».

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например,воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда?Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня».

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше Воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель  спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось  воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы…».

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»

-«Если бы я стал невидимым…»

-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Закончи сам».

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

           Используя  данные игры, активность и интерес  к занятию у воспитанников заметно  возрастает.

Источник