План развития двигательных навыков у ребенка до 3 лет

Анна Яковлева
Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности

Актуальность темы:

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического развития ребенка, неоспорима. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов. По данным кандидата наук Руновой Марины Алексеевны двигательный режим в дошкольных учреждениях обеспечивается лишь на 55-60 % естественной потребностью детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей, а именно подвижные игры.

Поэтому тему для нашего проекта мы выбрали: «Развитие двигательной активности детей 2-3 лет средствами подвижных игр».

Цель проекта: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления физического здоровья детей через формирование у них двигательных навыков, посредством подвижных игр.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие Задачи:

Для детей:

• Создать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;

• Укреплять здоровье и повышение защитных сил организма;

• Укреплять нервную систему

Развивать психические качества: внимание, память, самостоятельность и инициативу.

• Заложить основу для развития физических качеств.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения и интерес к участию в подвижных играх.

Для родителей:

• Повысить педагогическую компетентность по вопросу физического развитию ребенка 2-3 лет и формирование ЗОЖ в семье;

• Привлечь родителей к участию в образовательном процессе;

• Пополнить развивающую среду.

На подготовительном этапе нами было проведено анкетирование родителей на тему: «Здоровье Вашего ребёнка» с целью выявления отношения семьи к ЗОЖ, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.

Совместно с родителями была улучшена предметно развивающая среда группы, а именно приобретены: многофункциональная массажная дорожка, маски для проведения игр пополнился нестандартным оборудованием физкультурный уголок.

Мы подготовили для родителей:

— консультации на тему: «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников»; «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», в которые посвящены вопросам укрепления здоровья детей дошкольного возраста, подчеркивается исключительное значение физического воспитания, представлены рекомендации по организации совместной двигательной активности родителями с детьми дома;

-картотеки по разделам: «Подвижные игры для детей младшего возраста»; «Физкультминутки».

На основном этапе проекта, основываясь на темообразующий фактор, мы отобрали и совместно с детьми разучили подвижные игры, такие как: «Делай как я», «Солнышко и дождик»; «Кошки мышки»; «Мой веселый звонкий мяч»; «Достань морковку», «Листопад», которые способствовали:

— созданию психологического и эмоционального комфорта в группе;

развивать двигательную активность детей;

— воспитывали бережное отношение к своему и чужому здоровью.

Первая игра, на которую хочется обратить ваше внимание «Делай как я». Целью данной игры является чередование разных видов ходьбы и бега. А также действовать по сигналу воспитателя. С этой игры мы начали знакомство с подвижными играми. Сначала детям было сложно выполнять действия по сигналу. Затем уже все выполняли их без особого труда. В процессе этой игры дети учились подчиняться общим правилам и действовать в коллективе, что способствовало развитию чувства сопереживания и желанию помогать друг другу.

Следующая игра «Мой веселый звонкий мяч».

Ведя поиск эффективных способов развития подвижности у детей 2- 3 лет, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих из них является мяч. Поэтому мы посчитали, что мяч является прекрасным инструментом, который с успехом может быть использован в подвижных играх с детьми. Ведь с помощью мяча можно решать разнообразные задачи, а именно:

• совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

• регулировать силу и точность движений;

развивать общую моторику, ловкость и быстроту реакции.

Игра с мячом вызывала у детей положительные эмоции, они с удовольствием прыгали как мячики, прокатывали его, подбрасывали и ловили.

Подвижная игра «Листопад».

С этой игрой нам хочется познакомить вас еще и по той причине, чтобы показать, что с помощью подвижных игр мы не только развивали двигательную активность детей, но и закрепляли знания о цвете, величине осенних листьев, старались конкретизировать понятие «листопад».

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц мальчик

В ходе проекта мы старались привлечь к сотрудничеству родителей, которые с радостью поделились с нами своим опытом, а именно оформили с детьми фоторассказы «Бережем здоровье детей вместе

Родители Лоховой Лизы рассказали нам о пользе прогулок, о пользе физкультуры и конечно же подвижных игр:

«Чтоб здоровым быть сполна

Физкультура мне нужна.

Для начала по порядку

Утром делаю зарядку.

И без всякого сомненья

Есть хорошее решенье –

Бег полезен и игра,

Занимайся детвора!».

Семья Кузнецова Владимира поделилась с нами фотографиями своего активного отдыха, как они вместе совершают прогулки, занимаются спортом, а так же не забыли напомнить нам о правилах гигиены и питания.

Во второй половине дня старались привлечь родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, приглашая их присоединиться к нашим подвижным играм. В рамках данной формы родители не только приобретали теоретические знания, но и овладевали практическими умениями в области физического воспитания детей. С помощью таких совместных игр мы постарались решить следующие задачи:

— содействовать вербальному и невербальному общению родителя с ребенком;

— обогащать двигательный опыт детей и развивать психофизические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу;

— формировать у родителей практические умения в области физического воспитания ребенка;

— повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей;

— поощрять у детей и взрослых стремление к двигательному творчеству;

— формировать гармоничные взаимоотношения между детьми и родителями.

На заключительном этапе нами было проведено итоговое мероприятие, а именно физкультурно — оздоровительный досуг «По лесочку мы гуляли…». С целью: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в физкультурно — оздоровительном досуге, закреплять двигательные навыки детей, создать атмосферу дружелюбия и радости.

Результат проекта:

Совместная деятельность родителей и педагогов помогла заложить в детях ценнейшие морально-волевые качества: чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, выдержку, внимание, смелость, упорство, дисциплинированность.

Анализ посещаемости детского сада показал, что воспитанники стали реже болеть, уменьшилось количество дней пропущенных по болезни, после января 2014 года посещаемость детей составляла 100%.

Таким образом, реализация проекта показала, что укрепление физического здоровья детей через формирование у них двигательных навыков, посредством подвижных игр обеспечивает достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей; повышает выносливость детского организм; повышает защитные силы организма; способствует развитию психических качеств.

Вовлечение родителей в образовательный процесс обеспечивает преемственность подходов в воспитании и развитии каждого ребенка, что помогает достичь стабильных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей.

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Д. Локк.

Источник

Галина Колесник
Развитие основных видов движений детей 2–3 лет (часть 2)

Влияние основных видов движений на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Ходьба. Во время упражнений и игр с ходьбой решаются задачи:

— Совершенствование пространственной ориентировки: двигаться в заданном направлении, перемещаться между предметами, не наталкиваться на предметы и на друг друга.

Развитие быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал.

Развитие координации движений.

— Ходьба на носочках укрепляет свод стопы.

Бег. Во время упражнений и игр с бегом решаются задачи:

Развитие быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал.

Развитие координации движений.

— Бег развивает быстроту, выносливость.

— Бег активизирует работу мышечной, сердечно — сосудистой систем, бег укрепляет сердечную мышцу.

— Бег развивает дыхательные пути и объем легких. Повышается выносливость организма.

— Бег стимулирует работу печени, улучшая отток желчи.

— Польза бега для иммунитета — бег закаляет организм. Ребенок будет меньше болеть простудными заболеваниями и гриппом.

Прыжки.

— Упражнения с прыжками способствуют укреплению мышц и связок нижних конечностей и мышц тазового пояса.

Развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений.

— После прыжков активизируется сердцебиение, дыхание.

Метание.

— Упражнения с метанием способствуют укреплению мышц рук и плечевого пояса.

— Упражнения и игры с метанием развивают глазомер, ловкость и координацию движений.

Лазание.

— Упражнения с лазанием способствуют укреплению мышц верхних и нижних конечностей, плечевого и тазового пояса.

Деятельность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость основных движений — один из показателей правильного психического развития:

• координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства);

• способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение);

Читайте также:  Рекомендации по интеллектуальному развитию ребенка

• внимания к своим движениям и действиям других;

• умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение);

• инициативности в движениях;

• анализа движения по качеству его выполнения (мышление) ;

развитие основных видов движения

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Весьма существенное место в системе физического воспитания детей 2-3 летнего возраста занимают подвижные игры, которые я широко применяю в работе с детьми. Основной формой обучения детей движениям признана непосредственно-образовательная деятельность.

Проанализировав все выше изложенное, я определила цель моей системы работы: развитие основных видов движений детей 2 — 3 лет

Задачи:

• Овладение детьми основами двигательной культуры.

Развитие основных двигательных навыков на основе основных видов движений (ходьба, бег, ползания, метания и т. д.).

• Содействовать развитию базовых двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, внимания, координации).

• Содействовать в физическом развитии ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

• Воспитание умения соблюдать элементарные правила в игре, реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Обучение основным движениям в процессе физического воспитания строю на следующих дидактических принципах: (Схема № 2).

• сознательности и активности;

• наглядности;

• доступности и индивидуализации;

• систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к выполнению заданий. С этой целью я объясняю детям важность и значение упражнений, технику их выполнения; приучаю детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждаю их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекаю к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности заключается в том, что я стараюсь воспитать у детей инициативу, самостоятельность, умение творчески решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.

Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на образовательной деятельности, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно; двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям привлекаю все анализаторы и применяю разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Поэтому определяю посильность предлагаемых детям заданий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому я со временем усложняю требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания придерживаюсь определенных правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям всегда соблюдаю постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно.

Принцип систематичности и прогрессирования. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому провожу образовательную деятельность через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующей деятельности наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Сущность принципа прогрессирования заключается в том, что в процессе физического воспитания я постепенно повышаю требования, ставя все более трудные новые задания, наращиваю объем и интенсивность нагрузок.

В рамках системы работы «Развитие основных видов движений детей

2 -3 лет» я использую здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие технологии» – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса. Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из важных задач современной педагогики.

Усилия работников в доме ребенка в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирование ЗОЖ. Неслучайно, именно эти задачи приоритетные в программе модернизации российского образования.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года

Актуальным решением поиска эффективных путей укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности является применение физкультурно-оздоровительных технологий, внедрение современных инноваций в образовательный процесс, без которых немыслим педагогический процесс современного дома ребенка.

Источник

Марина Воронцова
Перспективное планирование по развитию двигательной активности у детей 2–3 лет

Перспективное планирование по развитию двигательной активности у детей 2-3 лет.

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

Занятие №1, №2

Задачи:

1. Учить детей начинать ходьбу по сигналу;

2. Развивать равновесие – ходить по ограниченной поверхности.

Занятие №3, №4

Задачи:

1. Учить детей ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал;

2. Развивать умение ползать.

Занятие №5, №6

Задачи:

1. Учить детей соблюдать указанной направление во время ходьбы и бега;

2. Приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу;

3. Развивать внимание.

Занятие №6, №7

Задачи:

1. Учить детей ходить по ограниченной поверхности;

2. Учить подлезать под веревку;

3. Учить бросать предмет на дальность правой и левой рукой;

4. Развивать умение бегать в определенном направлении.

ОКТЯБРЬ

Занятие №1

Задачи:

1. Учить детей лазать по гимнастической стенке;

2. Развивать чувство равновесия;

3. Совершенствовать бег в определенном направлении;

4. Совершенствовать умение реагировать на сигнал.

Занятие №2

Задачи:

1. Учить детей ходить по ограниченной поверхности;

2. Учить катать мяч;

3. Упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие;

4. Помогать преодолеть робость;

5. Способствовать развитию умений действовать по сигналу.

Занятие №3

Задачи:

1. Ознакомить детей с выполнением прыжка вперед на двух ногах;

2. Учить бросать в горизонтальную цель;

3. Совершенствовать умение реагировать на сигнал.

Занятие №4

Задачи:

1. Учить детей ходьбе по гимнастической скамейке;

2. Учить бросанию из-за головы двумя руками;

3. Упражнять в ползании на четвереньках;

4. Развивать чувство равновесия;

5. Совершенствовать умение передвигаться в определенном направлении.

Занятие №5

Задачи:

1. Учить детей прыгать в длину с места;

2. Закреплять метание на дальность из-за головы;

3. Способствовать развитию чувства равновесия и координации движений.

Занятие №6

Задачи:

1. Учить детей ходить парами в определенном направлении;

2. Учить бросать мяч на дальность от груди;

3. Упражнять в катании мяча;

4. Приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движений.

Занятие №7

Задачи:

1. Учить детей ходить по наклонной доске;

2. Упражнять в метании на дальность от груди;

3. Приучать детей согласовывать движения с движениями других детей;

4. Действовать по сигналу.

Занятие №8

Задачи:

1. Учить детей бросать и ловить мяч;

2. Упражнять в ходьбе по наклонной доске;

3. Упражнять в метании на дальность от груди;

4. Приучать детей согласовывать движения с движениями других детей;

5. Действовать по сигналу.

НОЯБРЬ

Занятие №1

Задачи:

1. Упражнять детей в прыжках в длину с места;

2. Упражнять в бросании мешочков на дальность правой и левой рукой;

3. Упражнять в переступании через препятствия;

4. Закреплять умение реагировать на сигнал;

5. Воспитывать действия реагировать по сигналу.

Занятие №2

Задачи:

1. Учить детей ходьбе по кругу, взявшись за руки;

2. Упражнять в ползании на четвереньках;

3. Упражнять в переступании через препятствия;

4. Упражнять в катании мяча;

5. Учить ходить на носочках;

6. Приучать соблюдать определенное направление.

Занятие №3

Задачи:

1. Учить детей ходить в разных направлениях, не наталкиваясь;

2. Упражнять в ходьбе по наклонной доске;

3. Упражнять в бросании мяча на дальность правой и левой рукой4

4. Воспитывать умение сдерживать себя.

Занятие №4

Задачи:

1. Развивать у детей умение организованно перемещаться в определенном направлении;

2. Учить подлезать под рейку;

3. Совершенствовать прыжок в длину с места на двух ногах;

4. Упражнять в ползании;

5. Развивать ловкость и координацию движений.

Занятие №5

Задачи:

1. Учить детей бросать в горизонтальную цель;

2. Учить прыгать в длину с места;

3. Закреплять умение ходить по кругу, взявшись за руки.

Занятие №6

Задачи:

1. Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке;

2. Упражнять в катании мяча под дугу;

3. Закреплять умение не терять равновесие во время ходьбы по гимнастической скамейке.

Занятие №7

Задачи:

1. Учить детей прыгать в длину с места;

2. Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз;

3. Развивать ловкость, глазомер и чувство равновесия.

Занятие №8

Задачи:

1. Упражнять детей в прыжках в длину с места на двух ногах;

2. Упражнять в ползании на четвереньках и подлезании;

3. Воспитывать умение слышать сигналы и реагировать на них.

Источник