Первый ребенок в семье особенности развития

Первый ребенок в семье особенности развития thumbnail

Особенности характера первого ребенка в семьи. Первенец — самый умный ребенок

По мнению австрийского психолога Альфреда Адлера, ученика Зигмунда Фрейда, существует определенная связь между очередностью рождения и характером человека. В связи с этим особый интерес вызывают утверждения психолога, что первенец отличается от остальных детей в семьи следующими особенностями характера:

1. Чрезмерное стремление к лидерству и совершенству. Первенец с самого рождения окружен вниманием и заботой родителей. Он чувствует себя «центром Вселенной» до тех пор, пока в семье не появляется второй ребенок. С появлением в семьи братика или сестренки первенец утрачивает свои привилегии и лишается «трона». Постоянно наблюдая за тем, как родители заботятся о младшем ребенке, первенец чувствует себя ненужным и лишенным родительской любви. «Меня будут любить больше, если я докажу, что я лучший» — примерно к такому неосознанному решению приходит первенец и начинает постоянно ставит перед собой цели, чтобы получить поощрение папы и мамы в качестве награды за свои успехи.

По мнению Альфреда Адлера, стремление к совершенству или перфекционизм первенцы проносят через всю свою жизнь. Верными спутниками детей, рожденных первыми в семьи, становятся стремление к лидерству, упрямство и перфекционизм. Стремясь сделать все идеально, первенцы не позволяют себе быть невнимательными и все тщательно планируют заранее. Отступить от этого плана для них подобно смерти. Они педантичны, организованы и пунктуальны, но могут производить впечатление зануд из-за чрезмерной требовательности к себе и окружающим.

Первенцы очень ответственные дети, они честолюбивы и чрезвычайно работоспособны. Эти черты характера помогают им добиться в жизни хороших успехов. Свидетельством этому является то, что Йосиф Сталин, Джордж Буш, Билл Клинтон, Уинстон Чечиль и Садам Хусейн были старшими детьми в семьи.

первенец в семье

2. Неумение признавать свои ошибки и воспринимать критику в свой адрес. Будучи детьми, первенцы все время боятся не оправдать ожидания родителей и не дают себе права на ошибки. Они не доверяют окружающим и не умеют делить обязанности. В связи с этим первенцы находятся в постоянном нервном напряжении, не умеют расслабляться и полноценно отдохнуть. В то же время они лучшие работники, их любит начальство. Но признавать свои ошибки и воспринимать критику в свой адрес первенцы не способны. Именно поэтому уже в подростковом возрасте они проявляют себя непослушными детьми и придерживаются правила: » Я об этом думаю так, а чужое мнение на этот счет меня не интересует».

3. Постоянное чувство вины. Несмотря на то, что первенец становится лидером и проявляет себя успешным человеком, по характеру он легко раним и обладает заниженной самооценкой. Возникновение всех проблем в семье старший ребенок считает собственной виной. Родители ссорятся — это он подвел их к конфликту своим плохим поведением, заболел младший ребенок — это тоже по его вине, потому что он его разозлил и заставил плакать. Если родители не смогут в детстве сломать этот комплекс, то чувство вины будет сопровождать первенца всю жизнь.

Любое проявление безразличия к себе он будет считать собственной виной, в том числе и недостаток любви со стороны партнера. Отсутствие взаимопонимания в семьи и недостаточное внимание со стороны супруга вызывает у старших детей болезненную реакцию. Они не могут смириться с таким отношением к себе и стараются изменить его, применяя для этого методы подчинения и угрозы.

первенец в семье

4. Комплекс ненужности и незаметности. Когда в семьи появляется второй ребенок, первенец замечает, что внимания ему родители уделяют меньше и старается всеми силами изменить ситуацию. Если же ему этого не удается, то он смиряется и больше не старается добиваться любви родителей. Именно с этим связано нежелание старших детей просить помощи или даже показать кому-то, что он в чем-то нуждается. То же самое происходит у них и на любовном фронте. Первенцы предпочитают, чтобы любили их и не придают значения тому, насколько они любят сами. Уверенность в любви партнера и в то, что он его никогда не бросит, очень важно для душевного спокойствия первенца.

5. Высокие интеллектуальные способности. Первенец — самый умный ребенок в семьи. Еще знаменитый английский антрополог Фрэнсисс Гальтон заметил, что старшие дети по умственным способностям превосходят младших. Многочисленные исследования американских, норвежских и голландских ученых доказали высказывание антрополога и подтвердили тот факт, что первенец умнее второго ребенка, а второй — третьего.

Ученые объясняют причину повышенных интеллектуальных способностей старших детей тем, что они получают с рождения больше родительского внимания, чем вторые и последующие. Кроме того, благодаря своему положению в семьи первенцы являются наставниками для младших детей, что также оказывает влияние на развитие их умственных способностей.

Несмотря на то, что многие особенности характера людей действительности зависят от очередности их рождения в семьи, утверждать, что успеха в жизни могут достичь только первенцы не следует. Иначе как объяснить тот факт, что гениальный химик Д.И. Менделеев был четырнадцатым ребенком в семьи, а поп-король Майкл Джексон стал известным на весь мир, будучи седьмым ребенком.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2097»

(ГБОУ ШКОЛА № 2097, ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОРПУС 10)

Пахомова Татьяна Николаевна

Особенности воспитания и развития личности единственного ребенка в семье

Москва 2018

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимо­исключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т. В. Андреева, «дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка, и сохраняет до зрелости детские черты»7.

Рассмотрим те положительные моменты,которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько де­тей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна — у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприятные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка — множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловажно в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на про­верку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высоким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей — стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционализм). Поэтому они бывают крайне расстрое­ны, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Как замечает по этому поводу Фредерик Т. Л. Леонг, родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственному ребенку в семье уделяется больше времени и внимания, чем тем детям, у кого есть браться и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те сферы деятельности, где возможен карьерный рост. Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем,разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка. За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в

семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обязательств, которые на него возлагают родители. Да и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые, решительные поступки, которых он был лишен в родительской семье. Кроме того, став взрослым, самостоятельным и независимым, он продолжает считать себя ответственным за все происходящее вокруг, не может справиться с ошибками и поражениями, очень много работает и нередко становится «трудоголиком». Некоторые дети, испытывая психологический дискомфорт в семье, удаляются в мир фантазий и держатся изоли­рованно от всех, принимая на себя роль «потерянного ребенка» (кроткого ребенка). Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями, не досаждая никому в доме. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности и интересы считает менее важным, чем проблемы и увлечения других, во всем уступает другим. Вместе с тем он сильно страдает от одиночества и из-за своей замкнутости склонен к дальнейшей изоляции. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблуждение. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут заменить ребенку сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родительской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родственниками, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждаются в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единственного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному

окружению за пределами семейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любящих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной осо­бенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе, возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует интеллектуальному развитию.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка заключаются в том, что он не привык к сложностям других индивидов, поэтому на протяжении всей жизни наи­более комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок — действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений. Даже педаго­гически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его свое­временной грамотной профориентации и т. п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится, или выходит замуж. Он не воспринимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единственный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему высокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания со стороны социально равных ему людей он не понимает. Однако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отношений требует у единственного ребенка значительного времени, во взрослом возрасте большинство из них прекрасно адаптируются в своем социальном окружении.

Источник

Вам приходилось когда-нибудь замечать, что зачастую в одной семье растут очень разные дети? Причем разные не только и не столько внешне, сколько по характеру, образу мышления, манере общаться…

На первый взгляд, довольно странное явление. Казалось бы, у них те же самые родители, одно и то же воспитание, и растут сиблинги (Сиблинги, или сибсы (англ. sibs, siblings — брат или сестра) — генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры, но не близнецы. У животных — потомки одних и тех же родителей от разных пометов) в одних и тех же условиях. Но почему-то один ребенок вырастает, к примеру, гиперответственным достиженцем, другой беззаботным манипулятором, а третий – творческим интравертом. Возникает резонный вопрос – почему так происходит? С чем связаны подобные различия?

Вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера. Так, у выросших старшими, средними, младшими или единственными детьми разных родителей можно наблюдать сходные особенности личности.

Первым задумался над этой проблемой и исследовал ее Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Считается, что важнейшим вкладом в психологию, сделанным им, является постулирование связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях по существу похожим способом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

Ученый утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка в структуре семьи. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, удовлетворение которых распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух сиблингов стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности, влияющие на стиль жизни, соответствуют порядку рождения конкретного ребенка.

Может быть, это не более чем предположение? Ведь история каждого человека уникальна и сугубо индивидуальна. И с этим трудно спорить. Насколько правомочны утверждения ученых о влиянии порядка рождения детей в семье на его формирование как личности?

Конечно, нельзя «грести всех под одну гребенку» и слепо следовать стереотипам. А в индивидуальной психотерапии – тем более! В то же время было бы неправильным не учитывать порядок рождения человека в семье как один из значимых моментов диагностики его личностных особенностей и способов реагирования на окружающий мир.

Кстати, доказательством описанных выше постулатов может служить следующий статистический факт: 80% руководителей в мире – это старшие и единственные дети.

Вот основные тенденции в развитии будущих руководителей, согласно порядка их рождения в семье (по материалам лекций доктора психологических наук, профессора Ю.В.Синягина, специалиста в области психологии управления).

1. Старший ребенок рождается на стадии самоутверждения родителей. И является, таким образом, средством их самоутверждения – им надо гордиться. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).

Черты характера: доверчивость, не дипломат, наивность в организации управления.

Если разница в возрасте с младшими детьми очень большая, может вырасти обиженным единственным. Если ждали мальчика, а родилась девочка – у нее может сформироваться психология среднего ребенка.

2. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души. Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален.

Как и в семье, на работе для младшего важен комфортный психологический климат. Для старшего же важнее дело, и при его руководстве могут быть плохие отношения в коллективе. Поэтому лучший вариант, когда младший ребенок является руководителем, а старший – замом. Поскольку руководителю желательно быть более демократичным, дипломатичным.

Черты характера: отличный манипулятор (работает на отношениях), дипломат, ходы, интриги в семье отрабатывает на старшем. В конфликтах умеет снимать напряженность. Не хватает усидчивости, не терпит рутины.

3. Единственный ребенок, образно говоря, – «гремучая смесь» старшего и младшего. Обладает высокой мотивацией достижений (избегание неудач). Его нужно отдавать в командные виды спорта для компенсации психологии единственности.

Черты характера: манипуляция родителями, высокая демонстративность, требуется публичная оценка достижений.

4. Средний ребенок – как бы ребенок без статуса. 70% средних детей после школы начинают самостоятельную жизнь. После потери родителей он перехватывает их функции. Организуют бизнес, трудоустраивая всех родственников.

Черты характера: успешный профессионал, самостоятельный.

Мы продолжим разговор на эту тему в дальнейших публикациях, где более подробно будет описано влияние порядка рождения человека на особенности развития его личности, черт характера, а также на его дальнейшую судьбу и брак.

Хамитова Инна Юрьевна – клинический психолог, семейный психотерапевт, Член общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКИП), Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA), Европейской Психотерапевтической Ассоциации (EAP). Доцент на кафедре системной семейной психотерапии ИППиП. Автор множества статей по семейной психотерапии и соавтор книг «Современный ребёнок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания» // Москва, изд.ОГИ, 2006 и «Системная семейная психотерапия: классика и современность»// Москва, НФ Класс, 2005.: Инна Хамитова Про сиблинговую позицию писали ещё Адлер и Дрейкурс. Альфред Адлер утверждал, что большая часть будущего отношения ребенка к жизни носит отпечаток положения его в родительской семье.

Именно, исходя из семейной структуры, ребенок делает первые выводы о жизни, о своей собственной ценности в сравнении с другими, и испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. В зависимости от интерпретации своей позиции он формирует уникальные отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе.

Рудольф Дрейкурс отмечал, что особенности личности и характера развиваются благодаря соревнованию между братьями и сёстрами, что соревнующиеся дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства, с помощью которых другой добивается успеха или терпит неудачу.

Там, где один из братьев добивается успеха, другой, в особенности следующий по возрасту за этим ребенком, может уступить; там, где один проявляет слабость и недостатки, другой может добиться успеха. Нет двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково. Это миф, что родители любят всех своих детей одинаково.

Возможно, они любят всех детей, но каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям.

С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.

Тоумман выделил 11 позиций, утверждая, что в зависимости от порядка рождения, пола и разницы в возрасте, человек обладает теми или иными характеристиками. Конечно, надо помнить, что здесь речь идет об американской и европейской культуре. Вполне возможно, что в иных культурах имеющих иные традиции, характеристики будут отличаться. Поэтому, не стоит сразу вешать ярлыки.

Тем не менее, в нашей культуре, считается, что единственные дети, больше, чем другие дети, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей и стараются им соответствовать. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Единственный ребенок часто более традиционен, честолюбив, добивается успеха, и нередко обладает лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков. С одной стороны — более эгоцентричны, а с другой стороны – обладают большими возможностями. Эти люди могут стать сверх избалованными и им довольно сложно научиться уживаться с другими. Поэтому при вступлении в брак им часто тяжело, ведь в браке необходимо все время помнить, что существует и другая точка зрения. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстаёт против них. Он редко придерживается середины.

Старшие дети более функциональны, более ответственны, более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Однако, появление в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму – травму свержения с трона. Отныне он перестаёт быть единственным, и далее вынужден делить со своим сиблингом родительскую любовь. Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. Например, в браке двух старших детей типичной проблемой может стать борьба за власть. Во взаимоотношениях с другими людьми старшие дети очень ответственны, они могут быть заботливыми, милыми, но с трудом будут принимать чужую помощь.

У младших – наоборот. Они привыкли, что о них все заботятся, за них всё решают, и типичной проблемой в браке младших детей может быть кризис принятия решения. Если в браке состоят два младших ребенка, то каждый может ждать, что другой о них позаботится и в результате никто не сдвинется с места.

Средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Ведь он всегда занимает «серединную» позицию. Он – и не первенец, и не самый младший. У него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят как нового малыша. Средний ребенок будет скорее связан с людьми вне семьи. Эти люди могут легко оказывать на него влияние, и он с легкостью будет принимать их ценности.

Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

Конечно, ни в коем случае не надо думать, что если ты родился младшим или старшим – твоя судьба предрешена. Но свои слабые и сильные стороны всегда бывает полезно знать.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЕСЛИ ВАМ БЛИЗКА ОБСУЖДАЕМАЯ ТЕМА, ВЫ МОЖЕТЕ ВСЕГДА ОБРАТИТЬСЯ К НАШИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

Хамитова Инна Юрьевнапсихолог, семейный психотерапевт, тел. консультации +7 (495) 682-11-14

Психологическая студия Рост

Урбанович Елена Владимировна, доктор психологических наук, психолог,

психоаналитически-ориентированный психотерапевт

Комарова Вера Леонидовна, сертифицированный специалист по системным семейным расстановкам (метод Б.Хеллингера) — «Порядок в семье важен для каждого члена семьи»

Источник

Читайте также:  Тренинг раннего развития в паре мама ребенок