Родитель ребенок педагог модели развития взаимоотношений

Родитель ребенок педагог модели развития взаимоотношений thumbnail

Подробное описание

Введение

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.

Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть её в плохом влиянии сверстников, улицы, в том, что были с ребёнком недостаточно строги, мало наказывали
и т. п. А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной практической деятельности человека,
и много другого.

У ребёнка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот – отношение к другим людям: когда переживание ребёнком острого чувства жалости при виде страданий другого побуждает его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда перед окружающими за совершённый им нечестный поступок заставляет раскаяться в нём, удерживает от повторения подобного поступка.

Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы
на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают
у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия. В противном случае нередко растёт отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.

Достаточно типичной является следующая ценность – собственного «Я». Всё это делает его открытым добру, положительным влияниям.

Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и на праздниках не обеспечивает должной адаптации к социуму, не позволяет ребёнку накопить опыт социальных ролей.

Ситуация:

– Мама, почитай мне сказку, – просит больной малыш, лёжа в постели.

– Ты сам хорошо читаешь. Скоро шесть лет тебе исполнится.

– Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у которых бабушки есть. Они не только книжки читают, но и сказки рассказывают.

Ребёнок расплакался ещё сильнее, расстроилась и мать.
На следующий день она рассказала об этом случае коллегам. Оказалось, что они тоже не могли точно вспомнить, когда в последний раз читали своим детям книжки. А одна пожилая сотрудница задумчиво произнесла:

– А ведь детям ещё и колыбельные петь надо… (Батури-
на Г. Л.)

Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребёнку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Нетрудно предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная чёрствость, искажённая система ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.

Нередко молодая семья отказывается от помощи бабушек
и дедушек. И напрасно! Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке. Не забудутся малышу эти сказки, если нет-нет да и скажет бабушка: «Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, красивая, как Василиса». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом «…не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены – а это верная примета». И внучка уже бежит за веником. А если в доме много грязной посуды, то вновь от бабушки слышится… «Учти, муж будет рябой, если посуда долго лежит немытая». Глядишь –
и нет грязной посуды. Вот и сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы наказания и поощрения. Конечно, многое зависит от отношений, которые складываются в семье. Они во многом определяют будущее ребёнка. Как бы ни велика была любовь бабушек и дедушек к своим внукам, они должны всегда помнить
об обязательном приобщении ребёнка к посильному труду, необходимому для других и для себя самого, т. е. о включении ребёнка в реальную жизнь.

В последние годы оправдана направленность педагогики
на возрождение интересов к глубинным истокам воспитания и народной культуры. При этом в основе лежит не повторение того, что сказал воспитатель, родители, а последовательное освоение секретов любого дела от «смотри, как это красиво и добротно сделано», через «помоги мне это сделать», «давай сделаем вместе», «у тебя хорошо получается»… Только такой подход
к воспитанию и обучению, сложившийся исстари, помог сохранить секреты народной вышивки, росписи и др.

Читайте также:  Реферат на тему здоровье ребенка и его физическое развитие

Эффективность действия средств народной педагогики в семье определяется следующими педагогическими условиями:

– каждая семья, независимо от структуры и состава, должна создавать и развивать свои традиции;

– семья не должна существовать изолированно. Для правильного воспитания детей нужно создавать специальный круг семейных знакомств по принципу дружбы семей и дружбы
по интересам;

– дети в семье должны выполнять определенную посильную, но нужную для всех членов работу;

– в семье должна существовать система правил и норм: поведения, общения, деятельности каждого её члена;

– семья должна способствовать участию детей в общественных видах труда, в помощи другим семьям и детям;

– семья должна постоянно интересоваться успехами ребёнка, знать круг его общения, друзей;

– в семье нужно постоянно обращаться к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т. д.

Оказать помощь современной семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов-профессионалов, воспитателей, психологов. Чем квалифицированнее будет помощь семье со стороны детского сада, тем теснее будет это содружество, эффективнее результат.

Содержание

Введение    3

И. А. Жёлтикова, педагог-психолог высшей квалиф. категории

«Творческие гостиные» – модель взаимодействия «роди-тель – ребенок – педагог»    7

Встреча первая «Мое солнышко»    13

Встреча вторая «В гостях у Ёжика»    16

Встреча третья «Зимняя сказка»    20

Встреча четвертая «Мои ручки»    23

Встреча пятая «В гости к нам пришли игрушки»    27

Встреча шестая «Моя мама лучше всех»    32

В. Е. Лампман

Народные праздники – средство формирования детско-взрослой нравственной общности    39

Совместные музыкально-театрализованные представле-ния с участием педагогов, родителей и воспитанников ДОУ    56

В. Е. Лампман, Н. С. Иванова

Музыкально-театрализованное представление по русской на-родной сказке «Гуси-лебеди»    56

В. Е. Лампман, Н. С. Иванова

Музыкально-театрализованное представление по русской на-родной сказке «Крошечка-Хаврошечка»    68

В. Е. Лампман, Н. С. Иванова

Музыкально-театрализованное представление-ярмарка «Делу вре-мя, потехе час!»    79

В. Е. Лампман, Н. С. Иванова

Музыкально-театрализованное представление по сказке «12 ме-сяцев»    86

В. Е. Лампман

Музыкально-театрализованное представление по сказке «Сне-гурочка»    102

В. Е. Лампман

Консультация для родителей    110

Тема: Все начинается с колыбельных песен, потешек, сказок…    110

Встречи в семейном клубе    121

Тема: Роль игры в формировании личности ребенка    121

С. М. Бобровский

Тема: У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем    129

Литература    136

Источник

добавлена 23 февраля в 07:08

Сегодня – 23 февраля!
День праздничный, день необыкновенный!
И всех мужчин, тепло души даря,
Поздравим с этой датой непременно!

Вас любим, ценим, и гордимся мы,
Как воздух, вы нам так необходимы!
Пусть крепнет с каждым днём броня страны –
Хранима богом и непобедима.

Достойные защитники, как вы, –
Опора наша в жизни неизменно,
Природой мужество с отвагой вам даны,
Чтобы владели ими вы отменно!

Быть на коне: ум, честь, мужская стать!
Сегодня праздник ваш, святая дата!
Но уж

добавлена 19 февраля в 17:29

Музыкальные занятия. Старшая группа
Арт. 4303
Купить????https://www.uchmag.ru/estore/e144014/?partner=484
В пособии представлен опыт работы по музыкальному воспитанию детей 5-6 лет. Предложены разработки музыкальных занятий и репертуарный план, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», предполагающая развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания прои

добавлена 19 февраля в 14:27

Празднование Дня Победы. 1-11 классы: Годовой цикл мероприятий
Арт. 6406
Купить????https://www.uchmag.ru/estore/e1961141/?partner=484
В преддверии великой даты — 75-летия Победы в Великой Отечественной войне — каждая образовательная организация планирует деятельность, направленную на реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и требований ФГОС; формирование у обучающихся чувства гордости за героизм советского народа, проявленный в суровые годы

добавлена 19 февраля в 10:13

добавлена 18 февраля в 17:53

Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А. К. Аксеновой, Э. В. Якубовской
Арт. 3459
Купить????https://www.uchmag.ru/estore/e132998/?partner=484
Русский язык является одним из основных предметов в специальных (коррекционных) классах, и его главная задача — корректировать речь и мышление учащихся, имеющих нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, устранять недостатки всех сторон развития ученика с ОВЗ, расширять языковую и речевую базу его умений с учетом

добавлена 18 февраля в 13:51

ОГЭ по русскому языку. 9 класс. Экспресс-подготовка
Арт. 1338а
Купить????https://www.uchmag.ru/estore/e2440560/?partner=484
В пособии предложены тесты, тренировочные задания по разделам русского языка, которые рассматриваются в демоверсиях ОГЭ, что обеспечит учащимся 9 классов максимальную тренировку с минимальными затратами при подготовке к такому ответственному в их жизни испытанию. Назначение учебно-практического пособия — помочь школьникам подготовиться к экзамену по русскому языку, поэто

Читайте также:  Консультации для родителей в старшей группе роль книги в развитии ребенка

добавлена 18 февраля в 10:41

Алгоритм учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 5-11 классы
Арт. 5218
Купить????https://www.uchmag.ru/estore/e2132680/?partner=484
Достижение новых образовательных результатов, основанных на сотрудничестве школьников и их самостоятельной деятельности, — одно из главных требований, необходимых для реализации ФГОС. В пособии представлен комплекс общеучебных алгоритмических действий учеников на уроках истории и обществознания, позволяющих учителю формировать метапредметные уни

добавлена 17 февраля в 18:56

17 февраля в 1906 году родилась Агния Барто, детская писательница
«Она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое» — так писал Расул Гамзатов о замечательной детской писательнице Агнии Львовне Барто, родившейся 17 февраля 1906 года.

«Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет». Ее стихи знает каждый. Их не возможно не знать, так как каждый был ребенком. И каждое стихотворение этой удивительной женщины делало нас чище и добрее. После войны Агния Барт

добавлена 17 февраля в 16:54

добавлена 17 февраля в 13:50

Оформительский плакат «Правильно сиди и читай»: Формат А2
Арт. КПЛ-273
Купить????https://www.uchmag.ru/estore/e2453582/?partner=484
Плакат «Правильно сиди и читай» предназначен для помощи педагогам и родителям в формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание и иллюстративный материал плаката-памятки составлены на основе современных требований к образовательному процессу, представленных в нормативных документах: ФГОС дошкольного образовани

Источник

Библиографическое описание:

Кобылянская Т. М., Курмакаева Г. З. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 15-16. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3076/ (дата обращения: 25.02.2020).



Родители и воспитатели — два незаменимых фактора в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение.

Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:

‒ Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.

‒ Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.

‒ Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.

Одна из важнейших задач воспитателя — способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества воспитателей, родителей и детей. Дети, родители, воспитатели — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия.

Для создания необходимых условий, формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития педагогической компетентности родителей родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги — родители — дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Наряду с использованием общепринятых форм и методов взаимодействия с родителями мы нашли для себя прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала семьи. Это наша «Родительская гостиная».

Каждая семья уникальна своими традициями, приоритетами, увлечениями, потенциалом, стилем общения, отношением к воспитательно-образовательному процессу. Мы заметили, что всех их объединяет желание поделиться собственными познаниями, умениями, навыками, опытом. Этой возможностью самореализации родителей в роли педагогов стали тематические встречи в нашей уютной, полной любви, доверия и взаимопонимания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог — ребенок», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.

Читайте также:  Критерии оценки развития ребенка в изобразительной деятельности

Тематика наших встреч была самой разнообразной: от путешествия веселой непоседливой капельки до появления прекрасного цветка на воде, от приготовления аппетитных кексов из соленого теста до знакомства с ритмичными движениями спортивного танца, от встречи с таинственным фокусником до волшебного превращения осенних листочков, от советов доброго доктора Айболита до знакомства с инструментами умелого мастера…

Принимая и уважая мнения и чувства родителей, мы предоставили им возможность реализовать себя как педагоги, проявить собственную инициативу, оригинальность в выборе темы и использование собственного решения в ее раскрытии.

Атмосфера в нашей «Родительской гостиной» всегда теплая, доверительная, дружелюбная. В таком общении дети, родители, педагоги становятся полноправными собеседниками, творцами, единомышленниками.

Такая модель педагогического партнерства способствует обеспечению эмоционального, физического, социального благополучия ребенка, повышает потенциал взаимного доверия в системе отношений «дети — родители — педагоги», гармонизирует детско-родительские отношения, изменяет восприятие родителями личности ребенка в положительную сторону, обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей и родителей.

Она позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
  2. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. — М.; Просвещение,2015 г.
  5. Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г.
  6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ СФЕРА, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Похожие статьи

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс…

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детскородительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба…

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс…

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное…

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Источник