Периоды критического развития ребенка и их характеристика

Периоды критического развития ребенка и их характеристика thumbnail

Критические периоды онтогенеза.

   В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность

развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает

повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их

течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными

изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.

Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания

онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие

последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.

Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в

определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к

данной перестройке.

    Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.

 
    Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на

учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького

ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним

миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.

  1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное

освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию

жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой

наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и

тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования

легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).

 2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),

характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,

вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,

приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за

окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
 3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых

внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В

этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное

давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно

окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.

Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно

выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.

  4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.

Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и

внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения

внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,

формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,

преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается

выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.

          Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать

лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает

немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову

в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет

активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.

  5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)

системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется

активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть

и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,

издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и

рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.

          Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает

способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать

обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности

активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие

и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,

начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
          С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие

окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к

переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а

затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять

рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —

протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.

  6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.

Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает

доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и

экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.

Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от

их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для

становления речи.

          В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый

отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление

о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с

родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»

двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.

Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.

  7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться

индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа

анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется

личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.

Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге

(правой, потом левой).
          В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,

интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом

окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные

условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.

  8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением

навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится

членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные

качества личности.

  9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается

период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными

перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.

          В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том

случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или

факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены

правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с

благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —

стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы

мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только

способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул

к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.

    Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем

моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее

своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,

требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее

позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только

помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,

прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав

действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.

Так же вас может заинтересовать:

  1. Этапы развития речи.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

Кризис
новорожденного

отделяет эмбриональный период развития
от младенческого возраста, происходит
скачкообразная смена условий развития
в акте рождения, когда новорожденный
попадает в совершенно новую среду,
которая изменяет весь строй его жизни.
Именно в этот период больше, чем в любой
из последующих кризисов, ясно, что
развитие, по своей сути, есть процесс
образования и развития нового.

Кризис
одного года

связан с тем, что ребенок начинает
ходить. У него освобождаются руки для
манипулирования различными предметами
и исследования их, расширяется кругозор,
появляется возможность развития
зрительно-двигательной координации;
вместе с тем ребенок начинает овладевать
речью. То есть, встав на ножки, ребенок
приобретает новые возможности для
познания окружающего мира и себя в нем.

Кризис
трех лет

характерен тем, что к этому возрасту у
ребенка развивается речь, возникают
новые характерные черты личности,
связанные с ощущением собственного
«Я»,
выделения
себя из окружающего мира. Изменяется
характер взаимоотношений ребенка с
окружающими его людьми. Ребенок пытается
проявить свою самостоятельность,
отстаивает себя, свои чувства, желания.
Благодаря речи и диалоговому общению
со взрослыми и сверстниками появляются
новые возможности познания окружающего
мира. Теперь мир познается опосредствованно,
не только с помощью действий, но и, это
главное, с помощью слова. Неслучайно
именно этот возраст называют периодом
первичной социализации (Рыбалко, 1992).

Кризис
шести-семи лет

связан с появлением новых психических,
физических и социальных возможностей.
Ребенок физически окреп, у него развита
зрительно-двигательная координация,
ребенок может управлять тонкой моторикой
рук, сформированы первичные понятия о
предметах и явлениях окружающего мира,
ребенок может логически рассуждать и
воспринимать логические объяснения
окружающих, растет его самостоятельность,
он может себя обслуживать, контролировать
и регулировать свое поведение.

То
есть организм ребенка и его психика
готовы к освоению новых способов познания
действительности, к новым отношениям
с окружающими людьми и с миром в целом.
Именно в этом возрасте проводится
диагностика «готовности
ребенка к школе»,
то
есть готовности к организованной,
структурированной, требующей определенных
физических и психических усилий
деятельности.

Кризисы
по Выготскому

Переход
от одного литического периода к другому
характеризуется кризисами. «В
этих периодах на протяжении относительно
короткого времени (несколько месяцев,
год или, самое большое, два) сосредоточены
резкие капитальные сдвиги и смещения,
изменения и переломы в личности ребенка.
Ребенок в очень короткий срок меняется
весь в целом, в основных чертах личности».
Далее
в своей работе Л. С. Выготский отмечает
следующие особенности критических
периодов.

  • С
    одной стороны, кризисы характеризуются
    незаметным внешне началом и окончанием,
    а с другой — наличием кульминационной
    точки, в которой кризис достигает своего
    наивысшего обострения. Это обострение
    кризиса достигается чаще всего где-то
    в середине этого периода. Таким образом,
    период кризиса состоит из трех этапов:
    начала кризиса, его резкого обострения
    и окончания.

  • В
    критические периоды большинство детей
    обнаруживает трудновоспитуемость.
    «Дети
    как бы выпадают из системы педагогического
    воздействия, которая совсем недавно
    обеспечивала нормальный ход их воспитания
    и обучения»
    У
    детей школьного возраста часто
    обнаруживается снижение успеваемости,
    ослабление интереса к учебе, ухудшение
    работоспособности, наличие конфликтов
    с окружающими, хотя такие особенности
    наблюдаются далеко не у всех людей. В
    критические периоды ребенок меняется
    не относительно других детей, а
    относительно собственного развития в
    стабильные периоды. Именно в эти периоды
    необъяснимым образом пропадает
    «одаренность».
    Еще
    недавно ребенок рвался к мольберту и
    выдавал «шедевры»,
    то
    сегодня ничего не проявляется.

  • Следующей,
    наиболее важной особенностью критических
    периодов, по мнению Л. С. Выготского,
    является негативный характер развития.
    Здесь не происходит дальнейшего движения
    вперед, приобретения новых черт,
    свертываение, распад и разложение
    качеств, сформированных в предыдущий
    период.

«Ребенок
в критические периоды не столько
приобретает, сколько теряет из
приобретенного прежде. Наступление
этих возрастов не отмечается появлением
новых интересов ребенка, новых стремлений,
новых видов деятельности, новых форм
внутренней жизни. Ребенок, вступающий
в периоды кризиса, скорее характеризуется
обратными чертами: он теряет интересы,
вчера еще направляющие всю его
деятельность, которая поглощала большую
часть его времени и внимания, а теперь
как бы замирает; прежде сложившиеся
формы внешних отношений и внутренней
жизни как бы запустевают. Л. Н. Толстой
образно и точно назвал один из таких
критических периодов детского развития
„пустыней отрочества»».
Но
негативное содержание развития в
переломные периоды — это всего лишь
обратная сторона позитивных изменений
личности, составляющих основной смысл
любого критического периода.

Теоретическое
и экспериментальное исследования
литических и критических периодов
сквозь призму центрального психологического
новообразования позволяют выделить их
структуру и закономерности развития в
детском онтогенезе.

Начало
стабиль

ного
периода связано с окончанием предшествующего
этому периоду кризиса. Самое главное,
что происходит в критические возрасты,
подчеркивал Л.С. Выготский, выражается
в новообразовании кризиса. При этом
есть экспериментальные основания
говорить, что новообразование кризиса
связано с возникновением нового
самосознания. Это утверждение может
быть подкреплено указанием Л.С. Выготского,
например, о новообразовании кризиса
одного года, который он связывал с
сознанием «прамы»

Периоды критического развития ребенка и их характеристика

Итак,
по окончании критического периода (по
терминологии Л.С. Выготского – в пост
критический период) у ребенка появляется
но вое самосознание, выражающееся прежде
всего в особенностях самовосприятия и
отношении к самому себе. Развитие в
посткритический период связано с
изменением этого нового самосознания.

13

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ОЛЬГА АНАШКИНА
Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности

В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода:

1 период

Внутриутробный (перинатальный) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка.

2 период

Внеутробный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от момента рождения ребенка до самой смерти человека

В первый триместр

происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 недель – закладывается центральная и периферическая нервные системы;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

с 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки. Появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 недель – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр –

период развития чувствительности (сенсорный период):

с 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимым речевое общение родителей с ребенком;

к 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система.

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка, что влияет на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук,

дотрагивается до лица

и закрывает его руками;

с 20 недели можно

начинать обучение ребенка;

26 – 28 недель – ребенок

начинает

выражать основные эмоции.

Третий триместр –

чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, становление психики, способностей и интеллекта.

Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи.

Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя перинатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.

15—25 недель  внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга.

28 недель — закладке структур коры головного мозга.

30—40 недель — психологически характеризуется как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

Предродовой период (3—5 дней перед родами) предполагают гибернацию или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Период новорожденности( 28 дней)

— феномен «запечатления».

Возраст 3-4 недели

Он называется периодом первичного

социального поведения в виде зрительного

контакта с окружающим миром.

6—8 месяцев — определяется началом

дифференциации чувства Я,

индивидуализации, а также началом

формирования первичной привязанности,

избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.

15—17 месяцев — определяется появлением

первичной мотивации поведения.

2,5—3,5 лет — определяется как период

формирования самосознания, полного

обособления Я и индивидуальности

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

наследственные (генные и хромосомные заболевания);

гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание, что может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия, а при условии выраженной гипоксии может способствовать замедлению созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

травматические (внутричерепные кровоизлияния)

биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших)

заболевания матери во время беременности (острые и хронические);

химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотические препаратов, неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) –поражается ЦНС.

радиоактивное облучение;

иммунологическая несовместимость;

социально-психологические – затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);

травматические (родовая травма-повреждение новорожденного, возникают при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое, акушерско-гинекологическая патология.

В постнатальный период:

наследственные — проявляющиеся в период становления речи;

травматические (открытые и закрытые ЧМТ)  — произошедшие до трехлетнего возраста, при которых пострадали клетки КГМ, могут быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия;

биологические  — вызванные проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

химические — вызванные при комплексном взаимодействии с ослабленным соматическим состоянием ребенка может привести к отставанию психоречевого развития;

социально-психологические  — возникающие

в результате неправильного воспитания в семье.

В условиях несемейного воспитания у детей

наблюдается психическая депривация,

следствием которых может быть речевой

негативизм и нарушение коммуникативной

функции речи.

Профилактика психофизиологических отклонений на этапе перинатальной стадии жизни

Оптимальные условия для развития плода:

рациональный комплекс питания с преобладанием молочных

и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами;

установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех

неблагоприятных факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни.

хронические болезни, отравления);

прогулки на свежем воздухе;

женщине необходимо как можно больше радоваться

и переживать положительных эмоций и впечатлений;

предупреждение патологии родов

с удалением факторов, которые могут

привести к травмам лицевой области

(применение акушерского инструмента);

генетический контроль в семьях

с наследственной патологией.

Источник