Специфика психического развития ребенка кратко

Специфика психического развития ребенка кратко thumbnail

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб
– ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии
подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.

Специфика психического развития ребенка кратко

На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.

Четвертая стадия
объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.

Специфика психического развития ребенка кратко

При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.

Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.

Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.

Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.

Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:

«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,

Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной
ему там не найти».

Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.

Биогенетический
подход
, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Социогенетический
подход
, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».

Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».

Специфика психического развития ребенка кратко

Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:

«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри

ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;

2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.

В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;

2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Специфика психического развития ребенка кратко

Специфика психического развития ребенка кратко

Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста

Специфика психического развития ребенка кратко

Специфика психического развития ребенка кратко

1.    
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.

Источник

Специфика психического развития ребенка кратко

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. ​​​​​​​Детское развитие — это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: «Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир»). В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Источник

Тема
«Общие вопросы психологии дошкольного
возраста»

  1. Детская
    психология – наука о психическом
    развитии ребенка

  2. Специфика
    детского развития

  3. Детство
    как социокультурный феномен

  4. Детская
    психология в системе наук

  1. Детская
    психология – наука о психическом
    развитии ребенка

Детство
— период наиболее быстрого и интенсивного
развития человека. Ни в каком другом
возрасте человек не проходит такое
множество своеобразных этапов, как в
раннем и дошкольном детстве. За первые
5—6 лет жизни он превращается из совершенно
беспомощного младенца в достаточно
сформированного человека со своими
интересами, чертами характера, привычками,
взглядами. Именно в эти годы ребенок
начинает ходить, действовать с предметами,
говорить, думать, общаться, воображать
и пр. Этот огромный путь психического
развития ребенка и является основным
предметом детской психологии.

Скорость
появления новых качеств ребенка
впечатляет взрослых. Постоянное движение
ребенка вперед, возникновение все новых
форм его самостоятельности и
самодеятельности характеризуется
фактами, присущими детскому развитию.
Этими фактами и оперирует детская
психология.

Долгое
время ребенка рассматривали как
маленького взрослого: он многого не
знает, не умеет, не понимает. Он не может
организовывать и контролировать себя,
не может рассуждать, выполнять свои
обещания и пр. Можно еще долго перечислять,
чего ребенок не может. Но если мы будем
рассматривать ребенка как неразумного,
недоразвитого взрослого, мы никогда не
поймем, откуда возникают его способности,
качества, поступки. Можно перечислить
множество занятий, которые дети могут
делать лучше, чем взрослые. Они могут
часами рисовать картинки, придумывать
воображаемые ситуации и превращаться
в разные персонажи, страдать за судьбу
бездомного котенка и пр. Все это обычно
недоступно взрослому человеку. Поэтому
важно искать не то, что дети еще не могут,
а то, чем они отличаются от взрослых,
т. е. специфику их внутренней душевной
жизни.

Основная
трудность в изучении психической жизни
маленьких детей заключается в том, что
эта жизнь находится в постоянном
развитии, и чем младше ребенок, тем более
интенсивно происходит это развитие. Он
не только растет, но и развивается.
Понятия «рост» и «развитие» следует
различать.

Рост
— это количественное изменение или
усовершенствование какой-либо функции.
Увеличиваются вес и рост ребенка, он
все лучше действует с предметами,
говорит, ходит и пр. Это количественное
накопление. Если мы будем рассматривать
ребенка как неполноценного взрослого,
то весь его жизненный путь сведется
только к количественным изменениям —
т. е. к увеличению и усилению того,
что в нем изначально присутствует, и
ничего принципиально нового не образуется.

В
отличие от этого, развитие
характеризуется, прежде всего,
качественными изменениями, возникновением
психических новообразований.

Например,
неделю назад младенец вовсе не
интересовался игрушками, а сегодня
тянется к ним и постоянно требует их от
взрослого. Раньше он не обращал внимания
на оценки окружающих, а теперь обижается
на замечания и требует похвалы. Значит,
произошли какие-то качественные изменения
в его психической жизни, возникло что-то
новое, а старое отошло на задний план,
т. е. изменилась структура его
психических процессов.

Развитие
характеризуется неравномерностью
возникновения разных структур, когда
одни из них «отстают», а другие «забегают
вперед».

Несмотря
на различия, которые, безусловно,
существуют между детьми одного возраста,
каждый этап детства имеет свои
специфические особенности. Например,
в 3—4 месяца все младенцы радуются
взрослому, около года дети предпочитают
играть с игрушками, а около двух лет
начинают говорить и пр. Эти изменения
носят не случайный, а закономерный
характер. Если у того или иного ребенка
они происходят иначе, можно говорить
об отклонениях в их психическом развитии:
отставании, опережении или деформации,
которые всегда имеют свои причины.

Выяснение
закономерностей развития и объяснение
его причин — важнейшая задача детской
психологии.

Все
дети проходят в своем развитии определенные
стадии или этапы, которые характеризуются
специфическими особенностями их
психической жизни.

Изучение
закономерностей психического развития
ребенка составляет основной предмет
детской психологии. Ее основная задача
описать
и объяснить особенности психической
жизни ребенка на каждом возрастном
этапе
.

Чем
же определяется специфика детского
развития? Главный вопрос, который здесь
возникает, это вопрос об относительной
роли природных свойств организма и
человеческих условий воспитания ребенка.
Для ответа на него следовало бы провести
эксперимент, когда дети с первых дней
жизни росли бы в условиях изоляции от
взрослых: не слышали бы речи, не видели
бы других людей, не пользовались бы
обычными для нас предметами. Если бы в
таких условиях дети развивались примерно
так же, психические способности ребенка
можно было бы считать врожденными,
заложенными самой природой.

Понятно,
что ни один ученый и ни один родитель
не позволит провести с ребенком такой
рискованный эксперимент. Однако в
истории человечества подобные случаи
бывали. Дети вырастали вне человеческого
общества, воспитывались животными. Их
называют «дети-Маугли», по аналогии с
героем знаменитого романа Р. Киплинга.

Например,
в начале XX в. индийский ученый Рид
Сингх увидел, как волчица выводит на
прогулку своих волчат, среди которых
оказались две девочки — одна примерно
восьми, а другая полутора лет. Сингх
увез девочек с собой и попытался их
воспитывать. Оказалось, что эти дети
были лишены всех без исключения
специфически человеческих форм поведения.
Они передвигались на четырех конечностях,
ели сырое мясо, вели ночной образ жизни,
выли по ночам, огрызались при виде людей
и пытались скрыться. Словом, они
значительно больше были похожи на
волчат, чем на человеческих детей.
Младшая из них, Амала, умерла через год,
не выдержав человеческих условий жизни.
Старшая, Камала, прожила до 17 лет. За 9
лет ее удалось с большим трудом обучить
прямохождению и некоторым гигиеническим
навыкам. Однако полноценное психическое
развитие оказалось для девочки
невозможным. Она так и не смогла думать,
чувствовать и говорить по-человечески,
оставаясь существом с типично волчьими
повадками.

Может
ли ребенок развиваться по-человечески,
если не создавать ему человеческие
условия жизни и не воспитывать
по-человечески? Ответ на этот вопрос
дают наблюдения за детьми, выросшими в
условиях госпитализма. Явление
госпитализма характеризуется изоляцией
детей от взрослых и долгим пребыванием
ребенка раннего возраста в одиночестве.
Во время войны случалось, что дети были
разлучены со своими матерями и
воспитывались в специальных детских
приютах.

Так,
немецкий психолог Р. Шпиц описал
детей одного приюта, которые не видели
своих матерей с 3-месячного возраста.
Уход, питание, гигиенические условия в
этом учреждении были типичными для
удовлетворительно функционирующих
заведений такого рода. Однако у всех
детей произошла резкая задержка не
только психического, но и физического
развития. В течение 2 лет погибло около
половины детей. Оставшиеся в живых в
3—4 года были абсолютно не способны к
самостоятельному передвижению, не умели
сидеть без поддержки, не могли есть
ложкой и самостоятельно одеваться, не
реагировали на окружающих.

Итак,
дети, оставшиеся в первые месяцы жизни
вообще без внимания взрослых, несмотря
на нормальное питание и физический
уход, либо просто не выживают, либо
перестают развиваться и остаются в
эмбриональном состоянии. Это может
свидетельствовать о том, что наличие
человеческого мозга — далеко не главное
условие человеческого развития.
Недостаточно родиться человеком, чтобы
стать им. Ребенок впитывает в себя то,
что дается условиями жизни, воспитанием.
И если эти условия звериные — волчьи,
собачьи, обезьяньи, ребенок вырастает
зверем соответствующего вида. Если же
ребенок остается один на один с внешним
миром, без «воспитывающей» среды он
просто не выживает и не развивается.
Человеческая психика не возникает без
человеческих условий жизни. Она не
заложена в мозгу или в организме ребенка.

И
в то же время психическая, душевная
жизнь присуща только человеку, и никакое
животное ни при каких условиях не может
стать человеком.

В
науке неоднократно делались попытки
развить у животных человеческие качества.
Например, советский зоопсихолог
Н. Н. Ладыгина-Котс воспитывала в
своей семье маленького шимпанзе от
полутора до четырех лет. Обезьянку учили
пользоваться вещами, играть с игрушками,
разговаривать и относились к ней вполне
по-человечески. Но результаты оказались
весьма скромными. Шимпанзе с трудом
научился некоторым человеческим навыкам
(держать карандаш или веник, стучать
молотком и пр.) Но совершенно недоступным
для него оказался смысл человеческих
действий: водя карандашом по бумаге, он
не мог нарисовать что-нибудь осмысленное,
«подметая» пол, он перекладывал мусор
с одного места на другое и пр. У него
отсутствовала какая-либо тенденция к
усвоению слов, даже при настойчивой
специальной тренировке. Эти данные
говорят о том, что без человеческого
мозга не могут возникнуть и человеческие
качества психики.

Что
же получается? Вроде бы никаких природных
предпосылок к человеческому развитию
у ребенка нет, и в то же время только
человеческий ребенок может стать
человеком. Значит, все-таки есть в
человеческом организме что-то, что
позволяет ему столь быстро и успешно
усвоить все формы человеческого
поведения, научиться думать, переживать,
управлять собой.

Да,
есть. Как ни странно, главным преимуществом
ребенка оказывается его врожденная
беспомощность, его неспособность к
каким-либо определенным формам поведения.
Чрезвычайная
пластичность человеческого мозга —
одна из главных его особенностей,
обеспечивающих психическое развитие.

У животных большая часть мозгового
вещества уже «занята» к моменту рождения
— в нем закреплены врожденные формы
поведения — инстинкты. Мозг ребенка
открыт для нового опыта и готов принять
то, что дают ему жизнь и воспитание.
Ученые доказали, что у животных процесс
формирования мозга в основном заканчивается
к моменту рождения, а у человека этот
процесс продолжается долгие годы после
рождения и зависит от условий жизни и
воспитания ребенка. Эти условия не
просто заполняют «чистые страницы»
мозга, но и влияют на само его строение.
Поэтому первые, детские годы имеют столь
важное, кардинальное значение для
становления человека.

Мозг
человека практически не изменился со
времен наших далеких предков, живших
несколько десятков тысяч лет тому назад.
В то же время человечество за это время
сделало гигантский путь в своем развитии.
Это стало возможным потому, что развитие
человека происходит принципиально
по-другому, чем развитие в животном
мире. Если в животном мире определенные
формы поведения передаются по наследству,
так же как и строение организма, или же
приобретаются в процессе индивидуального
опыта отдельной особи, то у человека
свойственные ему формы деятельности и
психические качества передаются другим
путем — путем наследования
культурно-исторического опыта. Каждое
новое поколение «стоит на плечах» всей
предшествующей истории человечества.
Оно приходит не в природный мир, а в мир
культуры, в котором уже есть науки,
литература, музыка, дома, машины и многое
другое. Есть представления о том, как
должны развиваться дети и какими они
должны стать к зрелому возрасту. Всего
этого сам ребенок никогда не изобретет,
но он должен овладеть этим в процессе
своего человеческого развития. Вот в
чем заключается культурное или социальное
наследование. Поэтому развитие ребенка
определяется не только и не столько
созреванием организма, но прежде всего
социальными и культурными условиями
жизни и воспитания ребенка в обществе.
Эти условия существенно различаются в
разных культурах в разные исторические
эпохи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник