Периодизация развития речи у ребенка

Периодизация развития речи у ребенка thumbnail

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

 I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет — адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше — до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м.  — 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба — ди (Бабушка, иди!).

Кука — бух (Кукла упала!).

Да яба — Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. —  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

Читайте также:  Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати лет

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

—   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.   Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

Читайте также:  Критические фазы роста и развития ребенка

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

Родители, бабушки и дедушки с нетерпением ждут первого слова от ребенка. Ну когда же, когда же он заговорит?

малыш может испытывать терпение родителей довольно долго. Несмотря на то, что в среднем дети овладевают несколькими простыми словами типа «мама», «баба», «деда» в возрасте около года, немало детишек предпочитают молчать и изъясняться жестами и в два с половиной года, особенно это касается мальчиков. В то же время есть дети, понятно выражающие свою речь и в восемь месяцев.

Дети показывают настолько разные результаты в развитии своей речи, что педиатрам до сих пор не удалось установить график, более-менее отражающий этот процесс. Детский психолог Шарлотта Бюллер изучила несколько тысяч детей и подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. Согласно полученным данным, в возрасте год и три месяца словарный запас разных детей может колебаться от «ни одного» до 232 слов.

На скорость овладения речью влияет множество факторов: количество людей, окружающих ребенка, как часто и как долго ему разрешают смотреть телевизор, как много с ним разговаривают взрослые, какого пола ребенок(мальчики в целом учатся говорит позже, чем девочки), читают ему книжки или нет, наличие старших братьев и сестер…

Независимо от этого, развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное, при котором ребенок не только понимает слова, но в состоянии обозначить их звуками или слогами. Развитие пассивной речи опережает развитие активную речи.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

7–8-м месяц — малыш понимает простые слова. Он произносит, часто повторяя, слоги: ба-ба, да-да-да и звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый и взглядом отыскивает их.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями, могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи может затянуться едва ли не до двух — двух с половиной лет. Прекрасно понимая все, что говорят ему взрослые, выполняя их простые требования типа «идем, дай, сядь, возьми», они не произносят ни одного слова — либо вообще молчат, либо объясняются при помощи лепета или жестами.

Однако это еще не повод для тревоги. Часто таких «молчунов» как будто прорывает, и дети, упорно молчавшие до двух лет, в три года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова в 8 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит, надо только подождать.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами, а ребенок, изъясняющийся при их помощи, считается говорящим.

Азбука воспитания

Источник

Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.

(консультация для родителей)

Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой  закономерности. Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно.

  • Младенчество

Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года жизни. Но задолго до этого ребёнок начинает общаться с миром.

От рождения до шести месяцев.

Уже к концу первого месяца по характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребёнок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным. В три- четыре месяца начинает  формироваться  избирательное внимание к речи окружающих. Ребёнок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появляется гуление. К концу четвёртого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи».

Изоляция ребёнка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в  развитии и изменения личности.

Речь не развивается вне общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребёнка всё время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать своё отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь способствует более полноценному развитию малыша.

  • Основания для беспокойства

— ребёнок не реагирует на звуки;

— не поворачивает голову в сторону взрослого;

Читайте также:  Значение народных промыслов в развитии ребенка

-у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие  вспомогательного кряхтенья перед криком, однообразное  гуление;

— отсутствие смеха;

— не формируется избирательное внимание к речи окружающих

  • 7-10 месяцев.

Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребёнка к окружающему. У него начинается период активного интереса.

Ребёнок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы. Развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. Н а 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов. Развивается отражённый лепет – повторение за взрослым и самолепет — собственная  речевая активность. Ребёнок начинает выполнять простые  словесные инструкции, дополненные жестами. В 8- 9 месяцев интенсивно развивается  понимание речи, возрастает  стремление контактировать со взрослыми.

  • Основания для беспокойства

— отсутствие  лепета;

— невыполнение простых словесных команд;

— отсутствие подражательных игровых действий

  • 10-12 месяцев

К концу первого года жизни ребёнок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими, он активен в освоении нового, начинает демонстрировать свои умения по просьбе. В это время ребёнок начинает овладевать элементами социально- бытовых навыков – проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т.д. Говорит простые слова, обозначающие желания, намерения.

Овладение ходьбой – важный этап взросления. Передвигаясь самостоятельно, ребёнок делает новые открытия, сам решает с кем ему общаться и играть. У него появляются новые желания, новые слова.

  • Основания для беспокойства

 -ребёнок не реагирует на своё имя;

-отмечается отсутствие лепетных слов

  • Ранний возраст

После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного – двух слогов. Возрастает потребность ребёнка в речевом общении в связи с различными видами его деятельности. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и  что с ним можно делать, для чего он нужен.  Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20 слов, в 2 года- 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы ребёнок начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться  регулятором поведения.

  • Основания для беспокойства

— стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам (такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых 3-5 слов); при появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, используя аморфные слова, например: дека- девочка, пику-купи, пэха-хлеб;

— ребёнок не строит из накопленных слов предложений; не появляются глаголы;

— ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например, Аня хочет нет – Я не хочу;

— не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»);

— во время речи кончик языка высовывается между зубами;

— звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

  • Дошкольный возраст

В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к 4 годам – 2000 слов. К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу  пятого года высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ.

К шести годам происходит овладение значением производных слов и словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи.

На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социального индивида: у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на различных этапах жизни. Язык может стать предметом изучения.

  • Основания для беспокойства

-у ребёнка ограничен бытовой словарь;

-он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.;

-затрудняется заменить слово синонимом: собака-пёс, смотреть – глядеть и т.д.:

-подобрать к слову антоним: сахар- соль, холодный — горячий, улыбаться- хмуриться и т.д.;

-ребёнок неактивен в речевом общении; он не может связно рассказать о происходящих событиях;

-неправильно произносит звуки;

-искажает слоговую структуру

Источник