Периодизация психического развития ребенка петровского
А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.
Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личности.
1. Адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами Д и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.
2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть такими как все» и стремлением к максимальной персонализации.
3. Интеграция – определяется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её самосовершенствованию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, либо изоляция личности, либо вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.
Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группe, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.
Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты.
На основе соотношения перечисленных выше фаз становления личности Петровским А.В. были выделены 3 эпохи ее развития.
1. Эпоха детства (раннее детство, детсадовское детство и младший школьный возраст). Преобладание адаптации над индивидуализацией.
2. Эпоха отрочества (средний школьный возраст). Доминирование индивидуализации над адаптацией.
3. Эпоха юности (старший школьный возраст). Доминирование интеграции над индивидуализацией.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие этапы в развитии возрастной психологии в России можно выделить?
2. Какой механизм формирования психики был открыт Л.С. Выготским?
3. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?
4. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина о природе детства.
5. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?
6. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка, по мнению, Леонтьева и Рубинштейна?
7. Что является критериями детства в периодизациях Петровского и Блонского?
8. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. – М., 1979.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1963.
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. Проблемы развития
психики. М., 1983.
5.Выготский Л.С. Там же. Т.4. Детская психология.
6.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
9. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. псих,
произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1.
10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
12. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №1.
13. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
М, 1990.
14. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.
17. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию /Избр .психологические труды. М., 1989.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.
20. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,
Тема 7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
7.1.Периодизация психического развития отечественных
Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.
Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.
Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.
2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
3. Кризис одного года — имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
4. Раннее детство (1год–3года).
5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.
6. Дошкольный возраст (3-7 лет).
7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
8. Школьный возраст (8-12лет).
9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
10. Пубертатный возраст (14-18 лет).
11. Кризис 17 лет.
Периодизация развития индивида по критерию ведущей
деятельности Д.Б. Эльконина
В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации.
Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.
2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису.
4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:
человек – человек
человек – вещь.
В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:
1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.
2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.
Таблица 1
Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину
Возраст | Ведущая деятельность | Тип деятельности |
1 | ||
Младенчество | Эмоциональное общение с матерью | Социальная |
Младший дошкольный (1-3 года) | Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) | Культурная |
Старший дошкольный | Ролевая игра | Социальная |
Младший школьный | Учебная | Культурная |
Средний школьный | Интимно-личностная | Социальная |
Старший школьный | Учебно-профессиональная | Культурная |
17- 30 лет | Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья | Социальная |
30-40 | Самореализация и творчество | Культурная |
Больше 40 | Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых | Социальная |
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
Периодизация психического развития по А. В. Петровском.
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.
Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).
Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)
А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:
1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.
2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
Российский советский психолог Aртур Владимирович Петровский (1924—2006) рассматривал развитие личности ребенка с позиций социальной психологии. В его периодизации прослеживается зависимость развития личности от интеграции или дезинтеграции ребенка в различных социальных группах.
Становление личности, по Л. В. Петровскому, определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Па каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, йотом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения.
Для любой такой группы характерны своя деятельность (или комплекс деятельностей) и особый стиль общения. Именно «деятельностно опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. «Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников» [1].
Для А. В. Петровского важна специфика развития личности — в отличие от психического развития (развития психических функций). Если психическое развитие определяется ведущей деятельностью (см. параграф 1.1), то развитие личности — деятельностно опосредованным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с референтной для него в определенный период группой.
Развитие личности на любом возрастном этапе связано с реализацией потребности в персонализации, которую называют потребностью быть личностью. Реализация потребности быть личностью — это «запечатление себя в другом», которое происходит «в конкретной деятельности, осуществляемой в конкретной ситуации». «Стремясь через активное участие в совместной деятельности привнести свое Я в сознание, чувства и волю других людей, приобщая их к своим интересам и желаниям, добиваясь в этом успеха, человек удовлетворяет тем самым потребность в персонализации». Человек, в том числе ребенок, «оказывается представленным в жизнедеятельности других людей и его личность получает возможность проявиться в общественной жизни. Потребность… в персонализации — это глубинная и не всегда осознаваемая основа таких неутилитарных форм общения людей, как альтруизм, аффилиация [2], стремление к общественному признанию и самоопределению в группе» [3].
В этой связи источником развития личности становится противоречие между потребностью личности в персонализации (стремлением проявить свою индивидуальность с тем, чтобы «отразиться», «запечатлеть себя» в членах референтной группы) и готовностью группы принимать только те индивидуальные особенности, которые соответствуют нормам, задачам и условиям функционирования и развития самой группы.
Когда ребенок входит в новую группу, он прежде всего приспосабливается к пей — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза вхождения в группу и одновременно становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе — и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей порождает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Hа третьей фазе происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.
Каждая фаза развития личности в группе имеет специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность [4], безынициативность, робость, неуверенность в себе.
Конформность проявляется в подчинении мнению группы с тем, чтобы избежать санкций или заслужить одобрение.
Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.
Ребенок может входить в просоциальную или в асоциальную группу; в последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На рисунке показаны линии вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе (рис. 1.3).
На своем жизненном пути ребенок включается в группы, различные по социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он может оказаться отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности.
Рис. 1.3. Развитие личности в группе:
П — потребность быть личностью; С — способность; И — источник; Р — результат; —► — просоциальное развитие личности; — -► — результат
Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в определенные социальные группы (семья, группа детского сада, школьный класс, неформальные подростковые объединения), и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.
На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок в своем личностном развитии проходит все три фазы. Если в каком-либо периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.
В периодизации А. В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста (рис. 1.4). Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (в которую входит старший школьный возраст) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, по А. В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности.
Рис. 1.4. Развитие личности при вхождении в референтные группы
по А. В. Петровскому:
- —► — просоциальное развитие личности;
- —-►— асоциальное развитие личности;
- 1 — адаптация; 2 — индивидуализация; 3 — интеграция
В юности должна произойти интеграция подростка в обществе.
Развитие личности на протяжении детства, в том числе младшего школьного возраста, и других школьных возрастов представляет собой восхождение к социальной зрелости.
Младший школьный возраст в этом процессе занимает важное место, завершая эпоху детства. Ситуация развития личности в это время сходна с ситуацией развития личности дошкольника: ребенок входит в новую для него группу сверстников, которой управляет педагог. По школьная учительница становится для детей более значимой (референтной), чем была воспитательница детского сада. Используя систему отметок, она влияет на взаимоотношения ребенка с родителями и другими взрослыми.
Подчеркивая роль взрослых в развитии личности в младшем школьном возрасте, А. В. Петровский отмечает интеграцию ребенка ну столько в системе «ученики — ученики», сколько в системе «ученики — учительница» и «ученики — родители».
Считая, что учебная, как и любая другая ведущая деятельность, определяет развитие психических функций ребенка, А. В. Петровский придает ей особое значение в становлении личности младшего школьника. «Фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка» [5].
Из периодизации А. В. Петровского можно сделать следующие выводы.
- 1. Младший школьный возраст входит в эпоху детства, в которой преобладают процессы адаптации (приспособления к тем социальным группам, в которые включен ребенок, к нормам, регламентирующим отношения, поведение, деятельность в рамках группового взаимодействия ).
- 2. Младший школьный возраст входит в эпоху детства вместе с ранним детством (периодом интеграции в семье) и дошкольным детством (периодом интеграции в группе детей в дошкольном образовательном учреждении). В это время референтной группой становится школьный класс. В младшем школьном возрасте отношения со сверстниками в классе так же, как и в дошкольном возрасте отношения со сверстниками в группе детского сада, опосредуются взрослыми — учителем, воспитателем, родителями, — которые регулируют, контролируют и оценивают эти отношения. В следующем среднем школьном возрасте разрушается система отношений «ребенок — взрослый — ребенок» и подростки устанавливают нормы взаимоотношений самостоятельно.
- 3. На данном возрастном этапе происходит интеграция в системе «ученики — педагог» и «ученики — родители». На развитие личности младшего школьника влияет отношение значимых взрослых к его учебной деятельности, успеваемости, старательности и дисциплинированности; если первокласснику трудно адаптироваться в классе, а трудности адаптации наблюдались и в дошкольном детстве, то у него появится тенденция к снижению уровня самооценки, развитию пассивности и конформности.
- 4. Если у младшего школьника возникают, причем не впервые, трудности в индивидуализации (проявлении своих индивидуальных особенностей, которые могут нe согласовываться с нормами, принятыми в классе), он будет склонен к завышению самооценки, проявлению негативизма и агрессивности.
- 5. Если ребенок не способен интегрироваться в группе одноклассников, он приобретает социально-психологический статус изолированного.