Периодизация психического развития ребенка петровского

Периодизация психического развития ребенка петровского thumbnail

      А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.      

  Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается  в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личности.

1. Адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами Д и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть такими как все» и стремлением к максимальной персонализации.

3. Интеграция – определяется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её самосовершенствованию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, либо изоляция личности, либо вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфи­ческие трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к то­му, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группe, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты.

    На основе соотношения перечисленных выше фаз становления личности Петровским А.В. были выделены 3 эпохи ее развития.

1. Эпоха детства (раннее детство, детсадовское детство и младший школьный возраст). Преобладание адаптации над индивидуализацией.

2. Эпоха отрочества (средний школьный возраст). Доминирование индивидуализации над адаптацией.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст). Доминирование интеграции над индивидуализацией.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие этапы в развитии возрастной психологии в России можно выделить?

2. Какой механизм формирования психики был открыт Л.С. Выготским?

3. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?

4. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина о природе детства.

5. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?

6. Какова роль деятельности в психическом развитии ребенка, по мнению, Леонтьева и Рубинштейна?

7. Что является критериями детства в периодизациях Петровского и Блонского?

8. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.

Рекомендуемая литература

1.   Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2.   Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. – М., 1979.

3.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1963.

4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. Проблемы развития
психики. М., 1983.

5.Выготский Л.С. Там же. Т.4. Детская психология.

6.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.

7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

9. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. псих,
произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1.

10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

12. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №1.

13. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
М, 1990.

14. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.

17. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию /Избр .психологические труды.  М., 1989.

18. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте // Избр. психологические труды. М., 1989.

20. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

Источник

Психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

Тема 7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

7.1.Периодизация психического развития отечественных

Читайте также:  Апельсин центр развития ребенка пермь

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.

Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского

1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.

2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного года — имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст (8-12лет).

9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный возраст (14-18 лет).

11. Кризис 17 лет.

Периодизация развития индивида по критерию ведущей

деятельности Д.Б. Эльконина

В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации.

Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.

2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису.

4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:

человек – человек

человек – вещь.

В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:

1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.

2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.

Таблица 1

Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину

Возраст Ведущая деятельность Тип деятельности
1
Младенчество Эмоциональное общение с матерью Социальная
Младший дошкольный (1-3 года) Предметно-манипулятивная
(освоение предметов культуры)
Культурная
Старший дошкольный Ролевая игра Социальная
Младший школьный Учебная Культурная
Средний школьный Интимно-личностная Социальная
Старший школьный Учебно-профессиональная Культурная
17- 30 лет Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья Социальная
30-40 Самореализация и творчество Культурная
Больше 40 Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых Социальная

Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Периодизация психического развития по А. В. Петровском.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.

Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Читайте также:  Ведущие факторы в биологическом и психическом развитии ребенка

Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)

А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.

Источник

Российский советский психолог Aртур Владимирович Петровский (1924—2006) рассматривал развитие личности ребенка с позиций социальной психологии. В его периодизации прослеживается зависимость развития личности от интеграции или дезинтеграции ребенка в различных социальных группах.

Становление личности, по Л. В. Петровскому, определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Па каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, йотом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения.

Для любой такой группы характерны своя деятельность (или комплекс деятельностей) и особый стиль общения. Именно «деятельностно опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. «Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников» [1].

Для А. В. Петровского важна специфика развития личности — в отличие от психического развития (развития психических функций). Если психическое развитие определяется ведущей деятельностью (см. параграф 1.1), то развитие личности — деятельностно опосредованным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с референтной для него в определенный период группой.

Развитие личности на любом возрастном этапе связано с реализацией потребности в персонализации, которую называют потребностью быть личностью. Реализация потребности быть личностью — это «запечатление себя в другом», которое происходит «в конкретной деятельности, осуществляемой в конкретной ситуации». «Стремясь через активное участие в совместной деятельности привнести свое Я в сознание, чувства и волю других людей, приобщая их к своим интересам и желаниям, добиваясь в этом успеха, человек удовлетворяет тем самым потребность в персонализации». Человек, в том числе ребенок, «оказывается представленным в жизнедеятельности других людей и его личность получает возможность проявиться в общественной жизни. Потребность… в персонализации — это глубинная и не всегда осознаваемая основа таких неутилитарных форм общения людей, как альтруизм, аффилиация [2], стремление к общественному признанию и самоопределению в группе» [3].

В этой связи источником развития личности становится противоречие между потребностью личности в персонализации (стремлением проявить свою индивидуальность с тем, чтобы «отразиться», «запечатлеть себя» в членах референтной группы) и готовностью группы принимать только те индивидуальные особенности, которые соответствуют нормам, задачам и условиям функционирования и развития самой группы.

Когда ребенок входит в новую группу, он прежде всего приспосабливается к пей — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза вхождения в группу и одновременно становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе — и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей порождает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Hа третьей фазе происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность [4], безынициативность, робость, неуверенность в себе.

Конформность проявляется в подчинении мнению группы с тем, чтобы избежать санкций или заслужить одобрение.

Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную или в асоциальную группу; в последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На рисунке показаны линии вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе (рис. 1.3).

Читайте также:  Развитие личности ребенка с овз в семье

На своем жизненном пути ребенок включается в группы, различные по социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он может оказаться отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности.

Развитие личности в группе

Рис. 1.3. Развитие личности в группе:

П — потребность быть личностью; С — способность; И — источник; Р — результат; —► — просоциальное развитие личности; — -► — результат

Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в определенные социальные группы (семья, группа детского сада, школьный класс, неформальные подростковые объединения), и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок в своем личностном развитии проходит все три фазы. Если в каком-либо периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А. В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста (рис. 1.4). Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (в которую входит старший школьный возраст) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, по А. В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности.

Развитие личности при вхождении в референтные группы

Рис. 1.4. Развитие личности при вхождении в референтные группы

по А. В. Петровскому:

  • —► — просоциальное развитие личности;
  • —-►— асоциальное развитие личности;
  • 1 — адаптация; 2 — индивидуализация; 3 — интеграция

В юности должна произойти интеграция подростка в обществе.

Развитие личности на протяжении детства, в том числе младшего школьного возраста, и других школьных возрастов представляет собой восхождение к социальной зрелости.

Младший школьный возраст в этом процессе занимает важное место, завершая эпоху детства. Ситуация развития личности в это время сходна с ситуацией развития личности дошкольника: ребенок входит в новую для него группу сверстников, которой управляет педагог. По школьная учительница становится для детей более значимой (референтной), чем была воспитательница детского сада. Используя систему отметок, она влияет на взаимоотношения ребенка с родителями и другими взрослыми.

Подчеркивая роль взрослых в развитии личности в младшем школьном возрасте, А. В. Петровский отмечает интеграцию ребенка ну столько в системе «ученики — ученики», сколько в системе «ученики — учительница» и «ученики — родители».

Считая, что учебная, как и любая другая ведущая деятельность, определяет развитие психических функций ребенка, А. В. Петровский придает ей особое значение в становлении личности младшего школьника. «Фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка» [5].

Из периодизации А. В. Петровского можно сделать следующие выводы.

  • 1. Младший школьный возраст входит в эпоху детства, в которой преобладают процессы адаптации (приспособления к тем социальным группам, в которые включен ребенок, к нормам, регламентирующим отношения, поведение, деятельность в рамках группового взаимодействия ).
  • 2. Младший школьный возраст входит в эпоху детства вместе с ранним детством (периодом интеграции в семье) и дошкольным детством (периодом интеграции в группе детей в дошкольном образовательном учреждении). В это время референтной группой становится школьный класс. В младшем школьном возрасте отношения со сверстниками в классе так же, как и в дошкольном возрасте отношения со сверстниками в группе детского сада, опосредуются взрослыми — учителем, воспитателем, родителями, — которые регулируют, контролируют и оценивают эти отношения. В следующем среднем школьном возрасте разрушается система отношений «ребенок — взрослый — ребенок» и подростки устанавливают нормы взаимоотношений самостоятельно.
  • 3. На данном возрастном этапе происходит интеграция в системе «ученики — педагог» и «ученики — родители». На развитие личности младшего школьника влияет отношение значимых взрослых к его учебной деятельности, успеваемости, старательности и дисциплинированности; если первокласснику трудно адаптироваться в классе, а трудности адаптации наблюдались и в дошкольном детстве, то у него появится тенденция к снижению уровня самооценки, развитию пассивности и конформности.
  • 4. Если у младшего школьника возникают, причем не впервые, трудности в индивидуализации (проявлении своих индивидуальных особенностей, которые могут нe согласовываться с нормами, принятыми в классе), он будет склонен к завышению самооценки, проявлению негативизма и агрессивности.
  • 5. Если ребенок не способен интегрироваться в группе одноклассников, он приобретает социально-психологический статус изолированного.

Источник