Три феномена нарушенного развития ребенка

Три феномена нарушенного развития ребенка thumbnail

 Разграничение нарушенного развития и болезни

Давая определение дизонтогенезу как обычному развитию, протекающему в необычных условиях, мы тем самым пытались указать на

его природу или сущность

. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития разворачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства.

  • Именно поэтому неправомерно отожествлять
    нарушенное развитие с болезнью, хотя болезнь или ее последствия
    могут выступать в форме неблагоприятного условия
    или причины отклонений в развитии.
    Но единство причины и следствия не означает их тождество.
  • Кроме того, по своей сути и направленности
    болезнь как процесс представляет собой
    нечто противоположное феномену развития (схема 6.1).

 Функциональная локализация нарушений

Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами.

Наиболее обобщенно

в специальной психологии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития В. В. Лебединский.
К числу таких параметров относят:

  • функциональную локализацию нарушений, разделяя их на
    • частные — связаны с нарушениями отдельных функций:
      восприятия, предметных действий, речи и пр.
    • общие — проявляются в дисфункциях
      разных сторон регуляторных систем.

 Хроногенность (время появления нарушения)

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появления того или иного нарушения. Как указывал Л. С. Выготский:

  • Чем раньше возникает то или иное нарушение,
    тем тяжелее его последствия
    для психического развития.
  • Причем для раннего возраста
    наиболее характерны явления недоразвития,
    в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее
    преобладание повреждения и распада психических функций.

Кроме того, фактор хроногенности определяется:

  • возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение,
  • длительностью развития определенной функции.

Общим законом развития является то, что раньше других формируются функции с коротким временным циклом своего созревания. Именно эти функции чаще всего повреждаются. Более «молодые» функции имеют и соответственно более длительный цикл формирования — сложные образования дольше развиваются. В отношении этих функций в случае воздействия патогенного фактора речь, скорее всего, может идти:

  • или о недоразвитии,
  • или о задержанном развитии.

Временной фактор имеет и еще один аспект. В период наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности (от лат. «resistentia» — сопротивление, противодействие) по отношению к воздействию патогенного фактора.

Это также относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной фазы на другую

.

 Динамика формирования межфункциональных связей

Третий параметр связан с возрастной динамикой формирования межфункциональных связей. Как указывал Л. С. Выготский,
развитие представляет собой:

  • не столько изменения в параметрах работы отдельных функций
    (например, увеличение словаря или объема запоминания),
    это рассматривалось Л. С. Выготским как феномен роста;
  • сколько изменение отношений между разными функциями.

В современной психологии выд. 3 типа межфункциональных связей:

  1. Тип временной независимости функций,
    характерный для ранних периодов онтогенеза.
  2. Ассоциативный тип,
    в основе которого лежат появления целостных межфункциональных
    комплексов на основе пространственно-временной близости.
  3. Иерархический тип,
    для него характерна многоуровневая структура,
    при которой одни функции подчинены другим.
    Такой тип связей обладает большой пластичностью и,
    как следствие, устойчивостью.

В случаях отклоняющего развития весьма часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. По существу,

речь идет о нарушении процесса интеграции элементов психики

. Вместе с тем, можно вполне обоснованно предположить, что

причина замедления интеграционных процессов

(т. е. процессов объединения, установления связей) кроется

в соответствующем замедлении или незавершенности процессов дифференциации (выделение той или иной функции в качестве самостоятельного новообразования)

.

 Структура нарушенного развития (1-чные и 2-чные нарушения)

И, наконец, четвертый, наиболее сложный параметр дизонтогенеза, определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи в традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, принято обозначать структурой нарушенного развития.

  1. Первичные, или ядерные, нарушения
    представляют собой мало обратимые изменения
    в параметрах работы той или иной функции
    под непосредственным влиянием патогенного фактора.
  2. Вторичные нарушения
    нарушения в работе и развитии функций,
    так или иначе связанных с первично нарушенной.
    И в силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных,
    носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции.
    Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушений
    можно проиллюстрировать схемой 6.2.

На этой весьма упрощенной схеме представлен набор психических функций, объединенных в ассоциативные связи. Представим себе, что функция под номером

6 первично нарушена

, тогда связанные с ней функции

9, 3 и 5 будут нарушены вторично

. При этом всегда указывается:

  • чем теснее та или иная функция
    связана с первично нарушенной,
    тем более выраженным будет ее вторичное отклонение
    ;
  • И наоборот, чем «дальше» функция расположена
    от первично нарушенной, тем более она сохранна.
  • Третичные или неспецифические нарушения
    обычно обозначают как нарушения в работе функций,
    непосредственно не связанных с первично поврежденной.
  • Исходя из того, что
    процесс развития есть изменение отношений
    между разными компонентами психики, можно сделать вывод,
    • что набор вторичных нарушений
      (при одной и той же первично поврежденной функции,
      у одного и того же человека) с возрастом будет меняться.
      Равно как, впрочем, и то, что
    • одно и то же первичное нарушение
      (у разных людей) в разном возрасте может приводить к
      различным по характеру и тяжести вторичным отклонениям.

Соотношение первичных и вторичных нарушений часто описывается через такую характеристику как вектральность, выделяют 2 вида:

  1. Первый — «снизу вверх» — типичный для ситуаций, когда
    первично нарушена какая-то элементарная психическая функция,
    а вторично недоразвиваются более сложные,
    базирующиеся на ее основе функции.
    Диалектика процесса психического развития такова,
    что, формируясь на базе элементарных функций,
    более сложные впоследствии оказывают
    на них активирующее влияние
    .
  2. На этом положении базируется представление
    о втором виде вектральности — «сверху вниз»,
    — описывающем ситуации, при которых
    вторичное недоразвитие высших функций оказывает обратное,
    негативное влияние по отношению к более элементарной,
    первично нарушенной функции.
Читайте также:  В теории конвергенции развитие ребенка

Снова возвращаясь к анализу нашей схемы, обратим внимание на то, что

в ситуации первичного нарушения другой функции (в данном случае это функция номер 4), мы получаем набор вторичных отклонений 7, 1 и 5

. При этом последняя фигурировала в качестве таковой и при первично нарушенной функции номер 6. Это свидетельствует о том, что

  • при разных первичных нарушениях возможны
    • как разные (специфические) отклонения,
    • так и общие (неспецифические) отклонения.

Природа неспецифических отклонений кроется в общности межфункциональных связей. При этом, надо все-таки подчеркнуть, что неспецифические отклонения при разных первичных нарушениях никогда не являются полностью идентичными, ибо речь идет об общности связей, но между разными функциями.

Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на первый взгляд.

В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскируют первичный симптом

. В подобных ситуациях не исключена возможность ошибки, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть

неверные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы с ребенком

.

Именно поэтому

качественная квалификация нарушенного развития

подразумевает дифференциацию — выд. групп психических функций:

  1. Первично поврежденных,
  2. Вторично недоразвитых,
  3. Сохранных.

Иногда такое соотношение называют профилем нарушенного развития.

 Онтогенез и микрогенез – две из сторон психического развития

Но сложность анализируемой проблемы не ограничивается только вышесказанным. Процесс психического развития не является чем-то однородным, он имеет много сторон. Для простоты анализа выделим лишь две из них, наиболее важные:

  • Прежде всего, это онтогенез — возрастные изменения психики,
    временные масштабы которых измеряются годами.
    Но между периодами возрастных сдвигов
    психика не остается неизменной.
  • Возрастные изменения постепенно подготавливаются
    путем накопления более мелких изменений,
    обозначаемых понятием «микрогенез», т. е.
    изменениями в процессе непосредственного
    функционирования психики в данный момент:
    • актуализация мысли, воспоминания,
    • формирование перцептивного образа,
    • новое эмоциональное состояние и т. п.

Соотношение микро- и онтогенеза психики можно представить в виде

  • спирали,
    • где каждый ее виток это микрогенез,
    • а процесс перехода с одного витка на другой,
      более высокий — онтогенез.

При этом надо иметь в виду, что эта спираль живая и обладает особым способом собственного роста. Каждый предыдущий виток спирали как бы врастает, встраивается в последующий как его составная часть по механизму иерархизации. Спираль растет вверх, последовательно увеличивая диаметр каждого нового витка, и одновременно сокращается снизу за счет встраивания предыдущего. Ничего удивительного в подобной модели нет, она просто

является иллюстрацией классического философского принципа единства прерывности и непрерывности любого процесса

.

Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает действовать в какой-то строго определенный момент времени, постольку он всегда первично поражает именно микрогенез психики как особую сторону ее развития. Нарушения на уровне микрогенеза в виде уже описанных соотношений первичных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся на темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез, как сторона развития психики, всегда страдает вторично.

 Определение, характеризующее любой вид дизонтогенеза

Проанализировав свойства нарушенного развития, мы можем дать его

сущностное определение

, т. е. такое определение, которое могло бы характеризировать любой вид дизонтогенеза.

Отклоняющееся развитие — это обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Вследствие этого устойчиво изменяются параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики

.

Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возрастного развития

.

Источник

Если
форма может быть чувственно воспринята,
то содержание постигается чаще всего
интеллектуально, ибо увидеть сущность
нельзя. Таким образом определяется не
только направление научного познания,
но и острый драматизм этого процесса,
так как форма и содержание, несмотря на
тесную связь никогда не совпадают. В
противном случае необходимость в науке
отпала бы сама собой.

Говоря
о том, что специальная психология
занимается изучением процесса развития
в неблагоприятных условиях, которые
способны приводить к изменению его
параметров, мы с необходимостью должны
поставить вопрос о сущностной природе
самого феномена нарушенного развития.

развития
специальной психологии, постепенно
переходящей от феноменологического
уровня познания к объяснительному.

наука
начинала свое становление как
многоотраслевая дисциплина, занимаясь
изучением отдельных видов достаточно
грубых отклонений в развитии

Взятые
порознь, эти отклонения выглядят столь
очевидно, что не нуждаются ни в каком
сущностном определении по мере расширения
диапазона расстройств, многие из которых
носят смазанный, пограничный характер,
привело к пониманию необходимости
нахождения общих закономерностей.

Во
многом этому процессу способствовало
то обстоятельство, что среди детей с
проблемами в развитии резко увеличилось
число сложных аномалий, сочетающих в
себе несколько нарушений одновременно.

Дать
сущностное определение феномена
нарушенного развития весьма сложно,
ибо между интуитивно-эмпирическим (это
легко) и категориальным (установление
жеских границ – весьма затруднительно)
уровнями познания всегда было определенное
противоречие. В качестве примера приведем
лишь несколько терминов (помимо
употребляемых нами словосочетаний
«отклоняющееся» и «нарушенное» развитие).
В специальной психологии и коррекционной
педагогике используются такие понятия,
как аномальное развитие, ненормальное
развитие, ненормативное развитие,
анормальное развитие, ограниченное
развитие, отставание в развитии,
стесненное развитие, недостаточное
развитие, субнормальное развитие, а
также некоторые иные словосочетания:
дети с ограниченными возможностями в
развитии, дети с проблемами в развитии,
особый ребенок и многое другое. В
приведенных примерах хотя и фиксируются
различные характеристики дизонтогенеза,
но чаще всего они не раскрываются в
форме развернутого определения.

Читайте также:  Центр перинатальной диагностики нарушений развития ребенка

Приведенная
дихотомия: нормальное — нарушенное
развитие представляет собой лишь частный
случай более широкой и сложной проблемы
«норма — патология». Это одна из острейших
проблем современного человекознания,
по своему содержанию выходящая далеко
за пределы медицины. Ее можно обозначить
как мультидисциплинарную.

Очень часто
понятие нормаопределяется как
состояние, при котором индивид не
проявляет признаков патологии. Последняя
характеризуется как нарушение состояния
нормы.

Сущность
его состоит в том, что критерием
нормальности объявляется показатель
распространенности
,
или частотности того или иного значения:
чем большее распространение оно получает,
тем выше вероятность его отнесения к
категории нормы и наоборот. Эта точка
зрения прочно укоренилась как в обыденном,
так и в научном сознании в силу своей
простоты и кажущейся очевидности.

Частный
подход является противовесом
статистическому методу, не признавая
правомерность применение к сложным
процессам психики математических
методов.

Так
например известный отечественный
психолог Ю. Б. Гиппенрейтер. Статистический
подход с неизбежностью предполагает
количественные измерения изучаемого
предмета с последующим вычислением
средних показателей. При оценке такого
сложного объекта, каким является психика,
а тем более процесс ее развития, обойтись
измерением одного-двух свойств невозможно.

Часто
исследователи используют и так называемый
адаптациоиный подход. Его основная идея
состоит в том, что критерием нормальности
должна выступать способность человека
к адаптации, то есть приспособляемость.
Как определить последнюю остается
неясным.

Следует
признать тот факт, что серьезные нарушения
в процессе психического развития
способны приводить к снижению адаптационных
возможностей. Но из этого отнюдь не
следует, что наличие адаптационного
дефицита свидетельствует о нарушении
психического развития.

Вряд
ли можно назвать аномальным активное
нежелание человека приспосабливаться
к аморальным и антигуманным условиям
жизни, в которые он попал помимо своей
воли. Открытым остается и вопрос о
параметрах адаптационного критерия.
Как долго человек должен проявлять
признаки дезадаптации, чтобы это
состояние было квалифицировано как
отклонение от нормы?

В
рамках этнографии зародился и получил
широкое распространение
культурно-релятивный подход
трактовке
феноменов
нормальности и ненормальности
,
как акцентируют внимание на относительности
существующих критериев, определяемых
своеобразием и актуальным состоянием
той или иной национальной культуры.

Релятивный
подход
противостоит
попыткам установления жестких границ
между нормой и патологией, но одновременно
предельно размывает этот рубеж. Идея,
согласно которой между этими двумя
полюсами должны существовать многочисленные
пограничные состояния, имеет в современной
науке много приверженцев.

В
традициях гуманистической
психологии

возник еще один подход решения обсуждаемой
проблемы. Обозначим его как подход
описательных критериев
.
В данном случае выделяются
одновременно несколько признаков
психического здоровья
,
а не критерии психической патологии
(стоящей в центре других подходов).

Г.
С. Никифоров разделил все многообразие
критериев на несколько групп

по видам проявлений психических феноменов
— психические процессы, состояния и
свойства личности.

Сфера
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
:
максимальное приближение субъективных
образов к отражаемым объектам
действительности, адекватное восприятие
самого себя, способность к концентрации
внимания на предмете, удержание информации
в памяти, способность к ее логической
обработке, критичность мышления,
креативность, дисциплина ума.

Сфера
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: эмоциональную
устойчивость, зрелость чувств,
соответствующую возрасту, способность
контролировать негативные эмоции,
свободное и естественное проявление
эмоций и др.

Сфера
СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ (в данном контексте)
относят: оптимизм, нравственность,
адекватный уровень притязаний, чувство
долга, уверенность в себе, доброжелательность,
трудолюбие, самоуважение, энергичность,
активность, целеустремленность и пр.
Перечисление можно продолжить без
особого труда.

Следует,
однако, отметить, что представленные
критерии фиксируют уже сформированные
свойства индивида, ничего не говоря о
процессе их становления, в частности в
рамках системы обучения и воспитания.

Наиболее
сильной стороной гуманистического
подхода является, как мы уже говорили,
его позитивная ориентация и использование
субъективных критериев наряду с
объективными.

последние
десятилетия, особенно в рамках клинической
психологии, активно развивается
уровнево-типологический подход в решении
проблемы «норма — патология». Основываясь
на критериях эффективности социального
и биологического функционирования
человека, В. Н. Мясищев выделял четыре
соответствующих типа:

1)
тип социально и биологически полноценный,

2)
социально полноценный при биологической
недостаточности,

3)
биологически полноценный при социальной
недостаточности,

4)
социально и биологически неполноценный
тип.

Б.
С. Братусь рассматривает феномен здоровья
как неоднородное и многоуровневое
образование. Высшая его ступень —
нравственное самосознание личности,
представляющее собой внутреннюю
регуляцию внешнего социального поведения
человека. Более низкий уровень связан
с собственно отражательной, когнитивной
деятельностью человека; он обозначается
как психологический. И наконец, третий
уровень выступает как материальная
база психической деятельности, ее
биологический фундамент.

«Высший
уровень психического здоровья

личностно-смысловой,
или уровень
личностного здоровья
,
который определяет качество смысловых
отношений человека… Следующий уровень
уровень
индивидуально-психологического здоровья
,
оценка которого зависит от способностей
человека построить адекватные способы
реализации смысловых устремлений.
Наконец, уровень
психофизиологического здоровья
,
который определяет особенности внутренней
мозговой, нейрофизиологической
организации актов психической
деятельности.» (Братусь Б. С. Аномалии
личности. М., 1988, с. 72).

Каждая
из перечисленных ступеней имеет свои
собственные закономерности развития
и функционирования и, несмотря на тесное
единство с другими, обладает определенной
автономией.

Б.
С. Братусь, психическое здоровье может
страдать на одних уровнях при относительной
сохранности других. В рамках данной
модели соотношение нормы и патологии
предстает в виде многочисленных
переходных вариантов, расположенных
между двумя крайними полюсами, на одном
из которых находятся состояния,
характеризующиеся устойчивым
функционированием на всех трех уровнях,
на другом — состояния дефицита
функционирования на тех же обозначенных
уровнях.

Читайте также:  Алкоголь при внутриутробное развитие ребенка

Мы
рассмотрели лишь несколько наиболее
распространенных подходов к решению
проблемы «норма — патология», но и этого
вполне достаточно, чтобы убедиться в
ее чрезвычайной сложности.

Всякая
трактовка отклоняющегося развития
подразумевает наличие некой точки
отсчета, более или менее определенного
представления о том, каков должен быть
процесс нормального развития или
развития вообще как такового. Но в
современной психологии не существует
единого понимания природы, механизмов,
условий и сущности онтогенеза психики.
Психология развития представлена
многочисленными теориями, акцентирующими
внимание на разных его сторонах.

Но гораздо
чаще развитие определяется как
универсальные изменения, общие для всех
людей независимо от культуры, языка,
возраста и т. д. Особую роль в процессе
развития большинство исследователей
придают механизмам дифференциации —
прогрессивному вычленению разнородных
элементов из исходного нерасчлененного
целого. В самые последние годы сущность
развития все больше связывают с явлениями
цикличности. В этом смысле данный процесс
определяется как метаморфозы, которые
закономерно влекут за собой появление
новых перемен.

В
отечественной специальной психологии
в основу понимания феноменов нарушенного
развития положена культурно-историческая
теория Л. С. Выготского. Где развитие
— это непрерывно-поступательный,
необратимый процесс формирования
качественно позитивных изменений в
характере субъективного отражения
человеком внешнего и внутреннего мира
(в параметрах его полноты, точности,
глубины и взаимосвязности), обеспечивающих
все более эффективную саморегуляции»
внешней предметной и внутренней
психической деятельности.

Ю.
А. Кулагин полагал, что нарушенное
развитие имеет особый способ протекания,
при котором необходима специальная
коррекционная помощь. Нельзя с этим не
согласиться, но также трудно решить
вопрос, на основании каких критериев
мы можем говорить о необходимости и
форме коррекционной помощи

По
этому поводу следует отметить, что
некоторые авторы используют понятия
«отклоняющееся, нарушенное развитие»
и т. п., тогда как другие предпочитают
указывать на его субъекта, носителя.
При этом употребляются слова: дети с
отклонениями в развитии или лица с
проблемами в развитии.

В
целом же с приведенным выше определением
можно согласиться. Однако если речь
идет о приеме и переработке информации,
то необходимо учитывать, что это
многоканальный, а главное, многоуровневый
процесс. В таком случае требуется
указание, на каком именно уровне
происходят эти нарушения, только ли они
одни свойственны детям с отклонениями
в развитии и только ли им.

Л.
Пожару. «В нашем определении аномальные
дети — это дети и подростки с трудностями
социального функционирования, вытекающими
из дефицита роста или недостатка органа,
его функции и процесса, со специфическими
особенностями и характерными трудностями
в познании окружающего мира и общении
с людьми, а также со специфическими
особенностями формирования их личности»
{Пожар Л. Психология аномальных детей
и подростков — патопсихология. М., 1996,
с. 13). Таким образом, здесь описаны причины
и сферы проявления отклонений в развитии,
а сами отклонения раскрываются через
понятия «характерные трудности» и
«специфические особенности».

Данные
категории «трудность» и «специфичность»
— нуждаются в качественной квалификации.
В целом же данное определение можно
признать вполне адекватным, но излишне
общим и формальным.

Наиболее
точную и емкую дефиницию сущности
нарушенного развития в современной
специальной психологии дают Н. Я. Семаго
и М. М. Семаго. С точки зрения этих авторов,
«любое отклонение отдельной функции
или системы психических функций от
программы развития вне зависимости от
знака этого изменения «+» или «—»
(опережение или запаздывание), выходящее
за пределы социально-психологического
норматива, определяемого для данной
образовательной, социокультурной или
этнической ситуации и данного возраста
ребенка, следует рассматривать как
отклоняющееся развитие данной функции
или системы психических функций. Ребенок,
демонстрирующий подобные феномены,
должен быть отнесен к категории детей
с отклонениями в развитии» (Семаго Н.
Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М.,
2000,с.19).

Комментируя
данное определение, обратим внимание
на одну небезынтересную его особенность
— весьма большой объем. Это вполне
типично для сущностных определений в
любой науке; это свидетельствует о
чрезвычайной сложности исследуемого
объекта.

С
нашей точки зрения, отклоняющееся
развитие следует понимать как обычное
развитие, протекающее в необычных
(неблагоприятных) условиях, патогенная
сила которых превосходит компенсаторные
возможности индивида, не нарушая при
этом целостности психики, модифицируя
лишь, уровень ее опосредованности.
Вследствие этого относительно устойчиво
изменяются параметры и стороны микрогенеза
(когнитивные, эмоциональные, регуляторные),
что приводит к трансформациям в процессе
возрастного развития. Это прежде всего
проявляется а замедлении процесса
социализации, то есть в усвоении
культурно-исторического опыта. Именно
поэтому дети с признаками нарушенного
развития нуждаются в специальной
медико-социальной и психолого-педагогической
помощи.

Исходя
из настоящего определения феномена
нарушенного развития, мы не можем отнести
его к категории патологии, ибо в случаях
дизонтогенеза изменения касаются лишь
формально-динамических сторон процесса
психического развития. Безусловно,
предложенная нами дефиниция отнюдь не
окончательна и безупречна.

Скорее
это рабочее определение, на основе
которого только еще предстоит разработать
дифференциальные критерии. (Делают
акцент на) отсутствие жесткой границы
между нормальным и нарушенным развитием
-— идея континуума. Такая граница может
быть весьма подвижной. Нормальное
развитие, как и нарушенное, многовариантно.
Важной теоретической составляющей с
этих позиций становится идея многоуровневого
подхода в оценке характера развития. И
наконец, поиск объективных критериев
должен быть дополнен критериями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник