Перцептивное развитие ребенка раннего возраста

Статья «Развитие перцептивных навыков у детей

раннего возраста»

       Один из ведущих факторов развития ребёнка — активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и т.д.), которое формирует систему восприятия. Восприятие — доминирующая функция сознания.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия — зрительного, слухового, тактильно-двигательного; формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребёнка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, слухового, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова — названия этого предмета.

Отсутствие или неполноценность представлений сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в ограниченных условиях и по отношению к определённым предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, слухового, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.

Чтобы развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия у детей с задержкой речи (общим недоразвитием речи) проходило полноценно, необходимо систематически проводить грамотно организованную коррекционную работу.

Чем раньше начинает проводиться работа, направленная на развитие перцептивных навыков у детей, тем больший вклад вносится в коррекцию их общего психического развития.

Период двух-трёхлетнего возраста является начальным этапом сензитивного периода для развития всех видов восприятия. У ребёнка на 3-ем году жизни появляется очень важное качество, которое положительно сказывается на его обучении, — ребёнок становится способным чётко выполнять инструкцию, выполнять задание по образцу, слушать словесные пояснения, его импрессивный словарь становится шире и он способен понимать взрослого. Более точными становятся движения пальцев и кисти руки, он лучше осуществляет зрительный контроль за движениями. Это даёт возможность воспитателю шире использовать дидактический материал в играх на развитие перцептивных навыков у детей. Используя различный дидактический материал, воспитатель способен научить ребёнка рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у ребёнка перцептивные действия. Ребёнок начинает обозначать сенсорные признаки словом.

На третьем году жизни ребёнка задания по сенсорному воспитанию могут включаться и в элементарную продуктивную деятельность: рисование, лепка, конструирование. То есть наряду с умениями рисовать, лепить и строить дети воспринимают, сравнивают, обобщают.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В раннем возрасте усвоение знаний, формирование умений и навыков должно проходить систематически. Сенсорное воспитание детей осуществляется в различных формах:

—       В организованной деятельности (занятия рисованием, лепкой, конструированием, «Первые шаги в математику»)

—       В нерегламентированной деятельности (совместной и индивидуальной)

Важными условиями обеспечения работы по развитию перцептивных навыков у

детей раннего возраста являются:

*накопление разнообразного дидактического материала и пособий; игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной предметов; игр на развитие слухового восприятия; игр и пособий для развития тактильных ощущений • детей;

*организация развивающей среды группы: наличие зон дидактических игр, экспериментирования, конструирования, уголка «Маленькие художники»

* соблюдение при планировании работы принципа последовательности, предполагающего постепенное усложнение предлагаемых детям заданий и игр.

Источник

Светлана Першан
Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста»

Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста.

Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей имеет большое значение для психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Усвоение детьми сенсорных эталонов – многофункциональный процесс. Он расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.

Психолог Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного воспитания детей раннего возраста, которым еще не доступен интеллектуальный путь овладения.

Будучи усвоены системы сенсорных эталонов ребенком, они выступают в качестве основных средств осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных примеров, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Усвоение детьми систем сенсорных эталонов перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

Читайте также:  Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Какие главные свойства восприятия? –это предметность и константность – и развиваются они, как показал Л. А. Венгер (1969, во второй половине первого года жизни в процессе действий ребенка с предметами, благодаря формированию так называемых сенсомоторных предэталонов, которые рассматриваются как необходимые предшественники сенсорных эталонов.

Параметры развития восприятия определяется: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Для формирования обобщения, так же как и других мыслительных операций развитие перцептивных действий — наиболее значимое качество и дает возможность в дальнейшем объединить каждый предмет в классы и понятия.

В раннем возрасте дети еще не умеют и не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит. Поэтому, действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. А именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.

На втором году жизни детей ведущая роль в сенсорном развитии принадлежит предметной деятельности. В процессе действий с игрушками, особенно дидактическими, строительным материалом, а также с бытовыми предметами дети получают представления об их величине, форме, окраске, звучании и др.

Ребенок овладевает действиями, которые определяются не только внешними свойствами предмета, но и их функциональным назначением (ложкой можно кормить куклу, гребенкой причесывать и т. п.).

Для выполнения подобных действий ребенок должен учесть особенности формы, пространственного расположения предметов и др.

Задания на выбор по образцу предметов соответствующей формы, величины, цвета, выполняемые первоначально в плане практической ориентировки,интериоризируются: задачи, решавшиеся путем прикладывания предметов, ребенок начинает решать в уме. В качестве средства для перевода детей к этому типу ориентировки Л. А. Венгер рекомендует заменять действия с предметами действиями с их изображениями, а также вводить отсроченный выбор. Материалом для обучения детей соотносящим действияммогут служить различные разборные игрушки: пирамидки, матрешки, яички, грибки, разрезные картинки и т. п. для выбора по образцу можно использовать плоскостные и объемные предметы.

При специальном обучении предметным действиям соотнесения геометрических фигур (объемных и плоскостных) и отверстий по форме можно развить к 1 году 7 месяцам – 1 году 9месяцам (т. е. в более ранние сроки) сопоставление предметов по форме на основе зрительной ориентировки. Это ведет к совершенствованию восприятия предметов, их величины и цвета, а также самой предметной деятельности.

Дети второго-третьего года жизни в процессе дидактических занятий (по данным Л. А. Венгера, 1969) могут научиться различать все основные геометрические формы и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки, что превышает требования ныне действующей «Программы воспитания в детском саду».

Обучение детей действиям с предметами осуществляется главным образом на занятиях. Лишь после того как они научатся действовать с игрушкой в соответствии с ее назначением, игрушку передают в самостоятельное пользование. Без предварительного обучения действия детей носят манипулятивный характер и не достигают развивающего эффекта.

Большое значение имеет умение взрослого заинтересовать ребенка, организовывать его деятельность таким образом, чтобы поддержать интерес к действию. Наибольшая активность ребенка при действии с предметом достигается в том случае, когда он самостоятельно открывает новое свойство.

Основным методом обучения действиям с предметами служит показ, сопровождаемый объяснениями взрослого, а в случаях затруднений – совместное с ребенком выполнение. При построении занятий учитывается выдвинутый Е. И. Тихеевой (1967) принцип сочетания сенсорного и речевого развития: ребенку предлагают подобрать «такой же» кирпичик, мяч и т. п. Введение этих выражений, а также обозначения размера (маленький, большой, поменьше и др.) не только обогащает речь, но и способствует правильному выполнению действия, а следовательно, сенсорному развитию.

Заключение.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, в исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.

Читайте также:  Влияние оценки взрослого на развитие ребенка

Источник

. ПЛАН

1. Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

2. Особенности сенсорно-перцептивного развития ребенка раннего возраста

3 сенсорные-пецептивний развитие ребенка от 3 до 7 г

31. Формирование сенсорных эталонов в процессе ориентирующих действий

32. Развитие наблюдения — целенаправленного восприятия

4. Развитие различных видов восприятия ребенка от рождения до 7 лет

. Литература

1. Альтхауз. Д,. Дум. Э.. Цвет — форма — количество:. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /. Пер с нем под ред. В. В. Юртайкина -. М:. Просвещение, 1984 —

64 с

2. Ананьев. Б. Г,. Рыбалко. Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей -. М:. Просвещение, 1964 — 304 с

3. Артемова. Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников -. М.:. Томирис — 112 с

4. Бауэр. Т. Психическое развитие младенца -. М:. Прогресс, 1979

— 320 с

5. Венгер. Л,. Пилюгина. Э.. Г,. Венгер. Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Просвещение, 1988 — 144 с

6. ВетлугинаН. Музыкальное развитие ребенка -. К, 1978 — 252 с

7. Запорожец. А. В,. Венгер. Л,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Восприятие и действие /. Под ред. А. В. Запорожца -. М:. Просвещение, 1967 — 324 с

8. Запорожец. А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / /. Избр психолог труды:. В 2 т -. М, 1986-Т 1 -. С 91-99

9. Ендовицкая. Т. В,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Развитие ощущений и восприятий / /. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /. Под ред. А. В. Запорожца,. Д. Б. Эльконина -. М, 1964 -. С 13-71

10. Люблинская. Г. О. Детская психология -. М.:. Высшая школа, 1974

-. С 114-153

11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /. Под ред. М. В. Антроповой,. М. М. Кольцовой -. М:. Педагогика, 1983 — 160 с

12. Мусейибова. Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание — 1970 — № 3 -. С 36-41

13. Мусейибова. Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание — 1972 — № 2 —

С 48-55

14. Проскура. Е. В,. Шибицкая. Л. Как учит самых маленьких

-. М.:. Сов школа, 1987 — 112 с

15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Педагогика, 1986 — 223 с

16. Репина. Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги / /. Вопросы психологии — 1960 — № 5 -. С 115-124

17. Рихтерман. Т. Д. Формирование представлен в времени у детей дошкольного возраста -. М:. Просвещение, 1991 — 47 с

18. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /. Под ред. А. П. Усовой,. Н. П. Сакулиной -. М, 1965

19. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология -. М:. Изд центр»Академия», 1997 -. С 141-157

1 Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

Ощущение и восприятие — начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем

. Ощущение — это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств те.

Наиболее распространенная классификация ощущений за органами чувств предложена. Аристотелем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В настоящее время осязательные разделяют на тактильные (давления) и температурные. Выделяют промежуточные м между тактильными и слуховыми — вибрационные, что имеют место, когда мы распознаем музыку, держа руку на громкоговорители. Общие для всех анализаторов — болевые, которые не имеют специфического рецептортора.

Восприятие — это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия, в ощущение позволяет отображать лишь отдельные свойства предметов и объявлениящ.

Как и ощущение, восприятие возникает лишь при непосредственном воздействии на анализаторы. Переход от ощущения к восприятию означает более полное и сложное отражение предметов

Образ восприятия выстраивается благодаря активности человека. Неточности и ошибки в функционировании отдельного анализатора исправляются и уточняются с помощью слаженной работы др.. В результате человек на получает образ, адекватный действительноститі.

Виды восприятия различаются по: 1) конкретным содержанием объекта (восприятие текста, искусства, природы, учебного материала) 2) формами существования материи (времени, пространства, движения), 3) ведущим анализато тором (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное, кинестетических или двигательное.

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания

протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека вообще. Ряд психологических и психофизиологических их исследований (Денисова. Н. М,. Фигурин. Н. Л,. Еще-лованов. Н. М,. Аксарина. Н. М,. Голубева. Л. Г,. Кистяковский. М. Ю и др.) раскрывают, как происходит сенсорно-перцептивный развитие в немовлячому вицмовлячому віці.

Читайте также:  Консультация развитие правильной речи ребенка в семье

Для понимания закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы младенца важно принять во внимание, что его моторное развитие отстает от развития анализаторов. Ограниченность двигательных возможностей младенца пяти сдерживает и развитие чувства и восприятия, ибо, как отмечалось выше, эти процессы носят активный характер и на основе движений анализаторов формируется адекватный перцептивный образ. Сразу после рождений ния ребенок совершает хаотичные, неуправляемые движения ручками, ножками, не может держать головку, останавливать взгляд тощщо.

Первые ощущения тесно связаны с эмоциональной сферой ребенка. По реакциями новорожденного на различные зрительные раздражители заметно, что он различает среди них неприятные и приятные. Приятные раздражители вызывают хотя и непродолжительное сосредоточения, ребенок как бы»замирает»Неприятные — порождают беспокойство, попытки блокировать поступление сигналов из окружения: закрывает глаза при очень ярком свете, отдергивает ручку хо лее холодных, горячего, начинает плакать тощ плакати тощо.

Движения глаз развиваются постепенно, остановить взгляд новорожденный не может, только к концу первого месяца он может сосредоточить его на несколько секунд. Лучше ребенку дается отображения движущихся предметов. Уже е в конце первой декады жизни малыш прослеживает глазами движущийся предмет. Появление в 2-3 недели конвергенции глаз позволяет ребенку лучше различать предметы на разном расстоянии от анализатора. Расстояние эта постепе во растет: в 4-5 недель составляет 2-4 м, в 3 мес — 4-7 м. С 6-10 недель возникают круговые движения глаза, позволяющее отслеживать предмет, движущийся по коло колу.

Слуховой анализатор малыша также от рождения полностью готов к функционированию. На первом месяце жизни малыш сосредотачивается на голосе взрослого, приятных, тихих мелодичных звуках. Новорожденный не е любит громких, резких звуков: вздрагивает, беспокоится, плачет. От шума ребенок легко просыпается. Первые игрушки ребенка — звуковые, они привлекают малыша своей способностью издавать звук вследствие определенных х действий с ними: потрясти погремушку. Между зрительным и слуховым анализаторами постепенно устанавливаются связи: в 2-4 месяца ребенок начинает возвращать лица к источнику звука (голос взрослого, игрушкаашка).

Развитие сенсорно-перцептивной сферы не только опирается на развитие моторики ребенка, но и способствует последнем. Стремление ребенка рассмотреть, прислушиваться развивает как анализаторни мышцы, так и движения всь ього тела, до 3-х месяцев они становятся лучше управляемыми, плавными, свободными. Интенсивно развивается осязательный анализатор, способствуя появлению действия хватания. Сначала рука ребенка случайно наталкивается на пред цели, расположенные рядом (кубик, погремушка, платок), захватывает их, вызывая радость малыша. С 5 месяцев хватание становится более точным, направленным на определенный предмет. Ребенок может свободно достать, схватить и утр имати подвешенную игрушку, или взять ее из рук взрослого. Довольно часто наблюдаются ложные движения, в 8 месяцев их становится меньше, в 12 месяцев ребенок сразу захватывает нужный предмет, находящийся на п евний расстоянии от неід неї.

дальнейшем хватания значительно совершенствуется. До 8 месяцев ребенок удерживает предмет, прижимая его пальцами ладони. Пальцы еще не получили достаточной гибкости, в движениях ребенка выступают как единое целое до конца эта 1-го года возникает и совершенствуется способность захватывать и удерживать предметы пальцами. Роль пальцев при этом дифференцируется. Особенно важно противопоставление большого пальца остальным. До 10-11 м ис ребенок заранее складывает пальцы по форме и величины предмета, который хочет взять: для мячика растопыривает и округляет пальцы, для карандаша — составляет их пальцем. Чтобы приспособить свою руку к пре дуете, ребенок должен учитывать его форму, принимает на зрение. Зрение при этом направляет движения ребенка, возникают зрительно-двигательные координации. Развития последних способствуют манипуляции ребенка с предметампредметами.

Совершенствование хватание предметов с 6-ти месяцев приводит к манипуляций ребенка с ними. Удерживая предмет, ребенок поворачивает его различными сторонами, бьет об пол, сжимает, бросает, трясет, перекладывает. Ее зрительные анализаторы направлены на разглядывание, прислушивание, вкушение на вкус. При этом ребенок ориентируется в пространстве: например катит мячик в ту сторону, где нет препятствий. В процессе манипуляций ребенок узнает о различных свойствах предметов — форму, величину, гущу, вес, упругость, температуру, устойчивость и др.. Обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к й х свойств и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, с неизменными свойствами. В 9-10 месяцев ребенок ищет пропавшие из поля восприятия предметы следовательно, понимает, что предмет находится в другом месте місці.

Развитие зрительного восприятия ускоряет понимания речи ребенком. Взрослый показывает предмет и спрашивает:»где?». АЛЮКОМ предмета в ответ на просьбу взрослого»покажи, где? «покажи, де?».

Заключение об особенностях сенсорно-перцептивного развития в немовлячому возрасте:

— ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;

— развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторики ребенка и способствует последнему;

— развитие моторики, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулирования предметами, становится условием их восприятия;

— адаптация руки к захвата предмета в соответствии с его формы свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;

— развиваются мижанализаторни связи — зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;

— начинает формироваться первые познавательное действие — обследование предметов

Источник