Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

Педагогические условия интеллектуального развития ребенка thumbnail
Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

ТОП 10:

1. Использование в работе с детьми LEGO-конструктора, способствующего формированию образного и пространственного воображения, развитию креативных способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

2. Использование в работе с детьми ИКТ,способствующих развитию интеллектуального потенциала каждого ребенка, знания о работе с компьютером. .

3. Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

4. Организация разнообразных форм взаимодействия:«педагог – дети», «дети – дети».

5. Организация речевого общения детей

Формы работы с детьми по реализации образовательной области «Познавательно развитие»

Содержание Совместная
деятельность
Режимные
моменты
Самостоятельная деятельность
1.Формирование элементарных математических представлений *Интегрированные занятия.
*Проблемно – поисковые ситуации.
*Упражнения.
*Игры (дидактические, подвижные)
*Рассматривание.
*Наблюдение.
*Досуг, КВН. *Чтение.
 
*Игровые упражнения.
*Объяснение.
*Рассматривание.
*Наблюдение
 
*Игры (дидактические, развивающие, подвижные).
2.Детское экспериментиро-
вание
*Интегрированные занятия.
*Экспериментирование
*Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде.
*Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования.
*Игровые упражнения.
*Игры (дидактические, подвижные)
*Показ.
*Игры.
*Тематическая прогулка.
*КВН.
 
*Игровые упражнения
*Напоминание
*Объяснение
*Обследование
*Наблюдение
*Наблюдение на прогулке
*Игры экспериментирования
*Развивающие игры
*Проблемные ситуации
 
*Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
*Игры – экспериментирования.
*Игры с использованием дидактических материалов.
*Наблюдение.
*Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта его практическую деятельность: предметную, продуктивную).
 
3.Формирование целостной картины мира и экологической культуры *Сюжетно – ролевая игра.
*Игровые обучающие ситуации.
*Наблюдение.
*Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов.
*Труд в уголке природе, огороде, цветнике.
*Целевые прогулки.
*Экологические акции. *Экспериментирование
*Моделирование.
*Исследовательская деятельность.
*Комплексные, интегрированные занятие.
*Конструирование.
*Развивающие игры.
*Беседа.
*Рассказ.
*Создание коллекций, музейных экспозиций.
*Проектная деятельность.
*Проблемные ситуации.
*Экологические, досуги, праздники, развлечения.
*Сюжетно – ролевая игра.
*Игровые обучающие ситуации.
*Наблюдение.
*Труд в уголке природе, огороде, цветнике.
*Подкормка птиц.
*Выращивание растений.
*Экспериментирование
*Исследовательская деятельность.
*Конструирование.
*Развивающие игры.
*Беседа.
*Рассказ.
*Создание коллекций, музейных экспозиций. *Проблемные ситуации.
 
*Сюжетно – ролевая игра.
*Игры с правилами.
*Рассматри-
вание.
*Наблюдение *Экспериментирование.
*Исследовательская деятельность.
*Конструирование.
*Развивающие игры.
*Моделирование.
*Самостоятельная художественно – речевая деятельность.
*Деятельность в уголке природы.
 

Методы работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

1.Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)

2. Практические:

*игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные),

* труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

3. Словесные:

*рассказ,

* беседа,

*чтение.

4. Методы, повышающие познавательную активность:

  • Элементарный анализ.
  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству.
  • Группировка и классификация.
  • Моделирование и конструирование.
  • Ответы на вопросы детей.
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

5. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

  • Воображаемая ситуация.
  • Придумывание сказок.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты и элементы новизны.
  • Юмор и шутка.
  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии.

6. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности.
  • Перспективное планирование.
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность.
  • Беседа.

7. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

  • Повторение.
  • Наблюдение.
  • Экспериментирование.
  • Создание проблемных ситуаций.

Реализуемые технологии:

Технология на основе деятельностного подхода Игровые педагогические технологии Педагогические технологии обучения и развития Информационно-коммуникативные технологии
1.
 
2.
 
 
3.
 
 
4.
 
5.
 
 
6.
 
 
7.
Педагогическая технология — метод проектов
 
Технология развивающего обучения
 
 
Технология
LEGO-конструирования
 
Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей
 
 
Педагогическая технология детского экспериментирования
 
Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
 
 
Педагогическая технология «Блоки
Дьенеша»
 
 
Педагогическая технология «Палочки Кюизенера»
 
Технология обучения детей: раннего возраста – сенсорное развитие, формирование
общих сенсорных способностей.
 
Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста
 
Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ
 
Педагогическая технология формирования
основ безопасной жизнедеятельности
 
 
«Путешествие по карте»
 
 
Путешествие по «реке времени»
 
Технология эмоционально-чувственного погружения
 
 
ИКТ
 
 
Технология критического мышления
 
 
Читайте также:  Ж пиаже знаменит своими исследованиями в области развития ребенка

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕДЕОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры.

• Обогащение активного словаря.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие речевого творчества.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста:(с 2 до 3 лет):

— Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений словами:

*существительными: предметы, их части; объекты и явления природы (деревья, листья, трава, цветы, снег, дождь, ветер, названия животных);

*обобщающими словами: игрушки, посуда, одежда, животные;

*глаголами, обозначающими действия с предметами (поставить, положить и др.); действия, характеризующие отношение к людям, в том числе к сверстникам (жалеть, дарить, помочь); трудовые действия свои и взрослых людей (убирать, собирать, поднять, постирать и др.); действия, выражающие эмоциональное состояние и отношения (радуется, смеётся, плачет, жалеет); глаголами в не только в настоящем, но и в будущем времени прошедшем;

*прилагательными, обозначающими качественные характеристики предметов (маленький, мягкий, тяжёлый) и явлений природы (сильный ветер, чёрная туча, ясное небо);

*местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);

*наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).

— Согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными.

— Использовать в речи предлоги, союзы.

— Употреблять вопросительные слова (Куда, где, кто, что) и различные фразы.

— Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного голосового аппарата, речевого дыхания. Учить произносить изолированные гласные, согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания и слова.

— Формировать интонационную выразительность речи.

— Совершенствовать понимание речи взрослых: умение выполнять его поручения; слушать и воспринимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

— Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова; стимулировать инициативные общения в совместных действиях и играх.

— Развивать умение слушать и пересказывать сказки (совместно с взрослым – подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображённом на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта.

— Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному с взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.

— Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать своё отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несёт книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).

— На основе расширения представлений об окружающем мире (о природе, растениях, животных, рукотворных предметах, о людях, в том числе о самом себе) учить устанавливать связи между реальными предметами, слуховыми и зрительными образами.

— Поддерживать и развивать художественные предпочтения ребёнка.

— Содействовать развитию у детей воображения.

Формы и средства развития речевой сферы детей раннего возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности

*Настольно-печатные игры;

*Чтение художественной литературы;

*Речевые игры;

*Имитационныне игры;

*Стимулирование речевой активности;

* Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;

Читайте также:  Развитие психики ребенка в различных играх

* Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая;

*Разучивание стихов;

*Пальчиковые игры;

*Заучивание произведений устного народного творчества;

*Книжные выставки;

*Беседы;

*Дидактические игры.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста:(с 3 до 7 лет):



Источник

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Читайте также:  Развитие ребенка овощи фрукты карточки

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник