Культурное развитие ребенка 5 лет

Культурное развитие ребенка 5 лет thumbnail

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии. Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника становиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.

Источник

Культурное развитие детей очень важно для каждого родителя. Ведь без чувства прекрасного и правил этикета ребенку будет сложно социализироваться в обществе. Интересно то, что только от мамы и папы зависит, насколько воспитанным и интересным вырастет их малыш. Так что за культурное развитие ребенка в семье отвечает старшее поколение.

Взрослые, которые довольны своей работой, досугом и вообще своей жизнью обычно воспитывают счастливых детей. Если родители живут активно и деятельно, если они постоянно читают, смотрят хорошие художественные и документальные фильмы, ходят на выставки, в музеи и театры, занимаются общественной деятельностью, то у них не возникнут проблемы культурного развития ребенка. Однако и в данном случае прививать культурные привычки следует организованно, планомерно и используя различные методические пособия.

Окультуриваем ребенка

С ранних лет родители должны заниматься культурным развитием детей дошкольного возраста. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что культура должна быть в душе, её нужно, как росток, посадить, чтобы она возросла. Ребёнок с детства должен различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя.

Обучение культуре должно проходить с ранних лет, ещё до того, как научить малыша читать и писать. Как только он начал говорить, уже тогда можно обучать его «волшебным» словам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Ребенок буквально с молоком матери должен впитать азы вежливости. Чтобы малышу было интереснее изучать и понимать правила культуры, можно обучать его в игровой форме. Тогда он быстрее будет воспринимать новую информацию и легче научится.

Читайте также:  Как помочь развитию ребенка с рождения

Окультуриваем ребенка

Несколько советов, как привить правила культуры ребенку

  • Когда ребенок тнаходится в дошкольном возрасте, читайте ему сказки, в которых прослеживаются отношения добра и зла, в которых главные герои общаются со сверстниками, взрослыми, животными.
  • Чем старше становится ребенок, тем более сложные произведения нужно выбирать. Читайте книги про борьбу и человеческие отношения.
  • После каждого чтения обсуждайте с ребенком прочитанное. Спросите его, что хорошего сделали герои, что плохого. Кто из них положительный персонаж, а кто отрицательный. Попросите сына или дочь аргументировать своё мнение.
  • Выбирая сказку на ночь, обратите внимание на её слог и язык. Ведь чем интереснее повествование, тем богаче будет словарный запас вашего ребенка. У него увеличится лексикон и разовьется образное мышление.
  • Маленькие дети всегда являются «почемучками». Родители должны быть готовы к тому, что их сын или дочь будет постоянно спрашивать у них про окружающий мир: Почему небо голубое? Как самолет летает и не падает? Зачем цветы распускаются? У мамы и папы должны быть готовы ответы на все вопросы. Если же вы сами чего-то не знаете, не бойтесь признаться в этом вашему ребенку. Предложите ему узнать что-то вместе. А после этого почитайте энциклопедию или посмотрите познавательный видеоролик.

Окультуриваем ребенка

  • Посещайте культурные места: театр, музей, выставку, галерею, цирк, зоопарк, океанариум, кинотеатр. Когда ребёнок ещё маленький, его следует водить в те места и на те представления, которые соответствуют его возрасту, чтобы он понял, что к чему. Чем старше становится сын или дочь, тем на более сложные спектакли и фильмы ребенка можно позвать. Также учитывайте тот факт, что просмотр драматургической пьесы в театре дастся сыну или дочери сложнее, чем просмотр мультфильма в кино. Но всё равно, после любого просмотра, обсуждайте с ребенком увиденное. Ведь культура – это не только просмотр интересных и познавательных вещей, это ещё и умение обсудить увиденное, рассказать свою точку зрение, аргументировать своё мнение. Уже в начальных классах можно отправляться с первоклассником в музеи и галереи, тем более интерактивные. Придумайте игры, которые помогут увлечь ребенка в месте изобразительных и скульптурных шедевров. Родители должны постараться, чтобы их дети извлекли из этого посещения максимум пользы.
  • Больше гуляйте за городом, в городе, парках, лесу. Ведь даже просто проходя по улицам, можно отметить культурное и некультурное поведение граждан. Обращайте внимание малыша на действия прохожих и обсуждайте с ним, кто что делает правильно и неправильно. Главное – не устраивать нудные лекции. Общение с ребенком должно проходить легко и продуктивно.
  • Занимайтесь спортом. Физическая культура тоже играет большую роль в развитии детей. Ведь занятия спортом приучают к дисциплине, ответственности, формируют характер, укрепляют силу духа. Что уж говорить о колоссальной пользе для здоровья.
  • Занимайтесь благотворительностью. Необязательно самим отдавать кучу денег и показывать это ребенку. Можно просто объяснить ему, что есть дома, где дети живут без родителей, им не так повезло. Если вы всё понятно расскажете, то малыш сам захочет отдать пару игрушек и кофточек в детский дом. Расскажите ребенку, как это здорово – помогать людям. Как прекрасно быть человеком, который всегда готов прийти на помощь ближнему.

Окультуриваем ребенка

Источник

Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.

Согласитесь весьма трудно представить развитие ребенка без участия со стороны взрослых. Ведь именно от них ребенок начинает осваивать манеры поведения и формы общения с людьми. Поэтому в этой статье я затрону весьма интересную тему которая будет полезна для многих родителей.

Ребенок с раннего и дошкольного возраста нуждается в постоянном общении и внимание со стороны взрослых, ведь благодаря этому он расширяет свой кругозор. На самых ранних этапах развития малыша главную роль играет — общение.

Поэтому очень важно чтобы родители уделяли своим крохам должное внимание в воспитании. На всем отрезке дошкольного возраста у ребенка может меняться характер по нескольку раз, точно так же как и настроение.

Чаще всего именно в этот период ребенок копирует поведение своих сверстников и родителей, иными словами для него усваиваются образы подражания и нормы поведения. Если в семье царит благоприятная атмосфера и общение с ребенком сформировано правильно, то он не испытает трудностей в школьной и взрослой жизни.

Так же главным аспектом в формировании личности и культурном развитии является труд. Благодаря ему у ребенка формируются нравственные качества, уважение к людям.

Труд развивает у детей целенаправленность и выполнение поставленных перед ними задач, а так же повышается уровень любознательности и растут волевые усилия.

Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а так же не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей возлагается задача как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его развитием.

Культура поведения детей в быту включает в себя:

— чистые руки и лицо;

— опрятная одежда;

— аккуратно сложенные вещи;

— убирание со стола после еды за собой;

— заправленная постель после сна и т.д.

Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью навыки которые ему пригодятся в дальнейшем.

Читайте также:  Отсталое развитие речи у ребенка

Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5 ти годам он сможет:

— ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;

— аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;

— беречь книги, игрушки и вещи;

— убирать за собой игрушки после игр;

— быть вежливым со старшими и своими сверстниками;

— активно и умело пользоваться столовыми приборами.

Не стоит держать ребенка постоянно взаперти дома, чем чаще вы будете появляться с ним в общественных местах тем быстрее он сможет освоить и привить себе навыки культуры поведения. Благодаря этому вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в школе с учителями.

Благодаря посещению общественных мест  (кафе, кино или театр), ребенок сможет усвоить почему именно так необходимо одеваться и выглядеть, почему необходимо всегда быть в чистой одежде и вести себя скромно. Находясь в общественных местах и заведениях требуйте от ребенка чтобы он был сдержанным, спокойным и добродушным к окружающим.

Сейчас очень часто молодые мамочки ездят со своими крохами в транспорте и начинают кричать о том, что бы им уступили место. Но поверьте, если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет то он вполне может постоять и уступить место, например пожилому человеку.

Поверьте он уже достаточно силен в этом возрасте, не стоит с такого раннего возраста прививать ему чувство «ему должны»! Так же находясь в общественном транспорте ребенок должен вести себя тихо, не кричать и не выкрикивать с места и привлекать к себе внимание со стороны попутчиков, а так же не залазить грязными ногами на сиденье.

Культурное развитие детей — это всегда беседа с ними. Знание этикета всегда должно подкрепляться практикой, это можно сделать в форме игры или в общении со сверстниками и взрослыми.

Старайтесь при ребенке не выражаться нецензурной лексикой, ведь он как » губка» все впитывает и запоминает. Будьте более сдержанными с ним, старайтесь разговаривать и объяснить, почему именно вот так нужно себя вести в том или ином месте.

Ребенок любит, когда с ним разговаривают и объясняют все в доступной и лояльной форме. Но он может категорически быть настроен, если ему все время запрещать или делать это все в более грубой форме. Тогда он может озлобиться и сделать все с точностью да наоборот.

Источник

Культурное развитие ребенкаМир балета и оперы завораживает своей красотой и выразительностью. Поэтому многие родители хотят приобщить своего кроху к этому высокому музыкальному искусству. Как выбрать музыку, оперу и балет для детей, и с какого возраста ребенка знакомить с ними? О культурном развитии ребенка мы расскажем в этой статье.

Влияние музыки на детей

Культурное развитие ребенкаВлияние музыки на детей трудно переоценить. Малышу с раннего возраста станет понятен мир музыки, если взрослые члены семьи любят и понимают классическую музыку, слушают и обсуждают ее, а также ходят в академический театр. Следует чаще беседовать с малышом о музыкальных произведениях и научить его слушать их вдумчиво и внимательно. Это – непростая задача, но справиться с ней помогут игры и сказки о музыке – они вовлекут малыша в волшебный мир звуков. Кроме того, старайтесь обращать внимание ребенка на «музыку» природы – шелест падающей листвы, шум дождя, пение птиц, завывание ветра, скрип снега под ногами… Многие детки любят рисовать под музыку: попросите ребенка выразить свои эмоции от прослушанной мелодии с помощью рисунка, после чего с ним следует обсудить, какие ассоциации она у него вызвала, понравилась ли она ему или нет.

Опера для детей

Культурное развитие ребенкаС жанром оперы для детей малыша может познакомить мультипликационный фильм «Пиф-паф, ой-ой-ой!» (1980 г), состоящий из 5 частей и включающий в себя жанр драматической постановки, оперы и оперетты. Увидев этот мультфильм, ребенок узнает, что в опере есть хор и солисты, диалоги (дуэты) и монологи (ария). Начиная с трех лет малышей можно водить на оперы или мюзиклы для детей, которые ставятся в театрах к новому году.

Балет для детей

Культурное развитие ребенкаПознакомить малыша с жанром балета можно на примере мультфильма «Щелкунчик» (1973 г), который пробудит в душе крохи светлые чувства, а также интерес к этому сложному виду искусства. Когда ребенок подрастет, то его стоит сводить на балет для детей в театр. Купить билеты в большой сегодня не составит труда – их продают и в кассах, и в интернете.

Культурное развитие ребенка

Культурным развитием ребенка следует заниматься с ранних лет. Малыша 2-3 лет для начала следует познакомить с миром танца и песни – в этом вам помогут музыкальные школы, хоровые и музыкальные кружки, куда можно сходить и посмотреть на творчество деток (часто в них устраивают отчетные концерты для всех желающих, чтобы показать, чему ученики научились за определенный период). Как правило, детские коллективы демонстрируют отдельные танцевальные и вокальные номера (часто по мотивам детских сказок). Такие выступления и мини-спектакли понравятся и малышам 4-5 лет.

Культурное развитие ребенкаДетей старшего дошкольного и школьного возраста можно водить в музыкальный театр на специальные постановки – детские мюзиклы. Ребятам 5-6 лет лучше посещать балетные и оперные спектакли, поставленные по сказочным сюжетам: они более понятны крохам.

Культурное развитие в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль: классическая музыка успокаивающе действует на психику малыша, давая ему ощущение полного психологического комфорта, опера и балет для детей помогают воспринимать мир, раскрывают в ребенке интеллектуальные и творческие способности.

Читайте также:  Особенности физическое развитие ребенка 9 лет

Статьи по теме:
Развитие памяти у детейКультурное развитие ребенка 5 лет
Рисование для детейКультурное развитие ребенка 5 лет
Как заниматься с ребенком самостоятельноКультурное развитие ребенка 5 лет

Источник

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Развитие ребенка в возрасте пяти лет

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Что должен уметь делать ребенок в возрасте пяти лет?

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник