Отнесение картины развития ребенка к определенной категории

2.1. Общие принципы построения современной классифика­ции отклоняющегося развития

В своей трактовке типологии отклоняющегося развития мы исходим из ставших уже классическими трудов В.В. Лебединского (1985) и В.В. Кова­лева (1995), в свою очередь построенных на работах Г.Е. Сухаревой (1959) и Л. Каннера (1955). Классификацию В.В. Лебединского [19] можно считать наиболее отвечающей как по психологическому содержанию, так и по тер­минологии задачам выделения собственной классификационной и термино­логической области специальной психологии. Плюсом классификации сле­дует считать ее «прозрачность», то есть достаточную понятность ее терми­нологии для специалистов «смежных» профессий (медицинских работников, педагогов-дефектологов и др.).

Для полноты описания современных клинико-психологических класси­фикаций нельзя не остановиться хотя бы на перечислении синдромов онто­генеза психики дезадаптивной части детской популяции, используемых в рамках нейропсихологии детского возраста.

В основе данной классификации лежит деление на «синдромы несфор-мированности», «синдромы дефицитарности» и «атипию развития» [31, 34] (Предлагаемое деление методологически связано с учетом онтогенеза развития ребенка, при котором субкортикальные образования к концу первого года жизни практически заверша­ют свое структурно-морфологическое развитие. Следовательно, строго говоря, начиная с этого возраста, их состояние может обозначаться как «предпатологическое», «субпатологическое», но никак не «несформированное». С точки зрения нейропсихологического языка описания, «функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры).

Таким образом, нейропсихологическая классификация отклоняющего­ся развития принимает вид:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взафимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело);

4) функциональная несформированность правого полушания мозга;

5) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер);

6) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром;

7) атипия психического развития.

Каждый из представленных синдромов определяет своеобразие всей совокупности психической феноменологии, «…целостный ансамбль психи­ческой деятельности ребенка, способный адекватно отреагировать на те тре­бования, которые ему предъявляет окружающий мир» [31].

Для нас является важным, что такие параметры, как квалификация актуального психического статуса, определение в ретроспективе (включая и внутриутробный период) времени и места «поломки», соотнесение ситуации развития ребенка с возрастными нормативами и идеальным уровнем разви­тия всех ВПФ, должны быть описаны не только на языке психических про­цессов, но и на языке нейропсихологии. В результате и образуется интегративный статус, позволяющий выбрать адекватные развивающие и коррекционные программы, соответствующие характеру онтогенеза ребенка.

В предлагаемой нами типологии отклоняющегося развития мы попыта­лись создать систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержатель­ное поле деятельности психолога от содержания деятельности других спе­циалистов (логопедов, дефектологов, психиатров). Наиболее удобно предста­вить такую типологию в виде схемы (рис. 2.1).

Предлагаемая типология базируется на синдромальной диагностике как единице психологического диагноза, что находит подтверждение в высказы­ваниях Л.С. Выготского: «Переход от симптомологической диагностики … к клинической диагностике, основанной на определении внутреннего хода самого процесса развития». И далее: «… синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых мы называем личностью, входит в рамки исследования» (Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т 4. — М.: Педагогика, 1983. — С. 267-268). Таким образом, мы считаем возможным и правомерным говорить о синдромологическом анализе состояния ребенка, то есть отнесении его развития к той или иной категории (типу и виду) откло­няющегося развития. Необходимо только помнить, что отнесение к той или иной группе или типу отклоняющегося развития представляет собой исклю­чительно динамическую оценку, не являясь «ярлыком», приклеенным к ребенку раз и навсегда.

В отечественной психиатрии и психологии [11,13,19] выделяются три основные группы собственно психологических синдромов:недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие (последнее выступает скорее как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специ­фика феноменологических проявлений развития), определяемых, в первую очередь, спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляю­щих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, то есть не яв­ляется абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося разви­тия.

Читайте также:  Образец карты психического развития ребенка

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающе­го в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) — воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

В свою очередь, каждая группа отклоняющегося развития (в соответ­ствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные подгруппы.

Следует также отметить, что для каждого типа, той или иной подгруппы могут быть определены не только такие диагностически важные психологические показатели (критерии), какобучаемость, критичность и адекватность, но и специфичный для них профиль структуры базовых составляющих. Все это позволяет более уверенно относить развитие ребенка к тому или иному типу, на которые, в свою очередь, «расщепляется» каждая подгруппа (рис 3а, б, в).

Следует отметить, что предлагаемая классификация достаточно условна. Как и любая другая, наша типология описывает относительно «чистые», изолированные варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут (как это часто и происходит) частично накладываться друг на друга, пересекаться, «смыкаться» по своим феноменологическим проявлениям. Учитывая также благоприятные или неблагоприятные факторы развития детей, мы можем достаточно уверенно прогнозировать и «отклонение», девиацию развития ребенка в сторону иного психологического типа. Длительное (на протяжении 3-5 лет) наблюдение за развитием и обучением детей в различных об­разовательных учреждениях позволяет делать подобные выводы.

Для описания различных подгрупп и типов отклоняющегося развития, каждый из которых характеризуется собственной спецификой, «профилем» не только феноменологических проявлений, но и базовых составляющих психического развития, спецификой таких «единиц» психологического анализа, как обучаемость, критичность, адекватность, мы предлагаем следующую схему:

1) наиболее типичные для данной группы отклоняющегося развития феноменологические проявления;

2) специфическая структура формирования базовых предпосылок (составляющих) психического развития;

3) наиболее целесообразные варианты и формы развивающей и коррекционной помощи ребенку, в том числе и адекватная последователь­ность проведения этих мероприятий;

4) вероятностный прогноз развития ребенка в различных образовательных и социальных условиях;

5) наиболее типичные диагнозы других специалистов (в первую очередь — детских психиатров, неврологов и логопедов);

6) возможный ведущий специалист, назначаемый школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом, консультацией образовательного центра.

Кроме того, наиболее характерные феноменологические проявления каждого из вариантов отклоняющегося развития, особенности отдельных сторон деятельности детей и характер развивающей и коррекционной работы, необходимой в каждом случае, приводятся в сводной таблице (прилож. 1, 2, 3).

 
 

Рис. 3а. Типология отклоняющегося развития

 
 

Рис. 3б. Типология отклоняющегося развития

 
 

Рис. 3в. Типология отклоняющегося развития

Уровень причин возникновения тех или иных проявлений и, следовательно, того или иного варианта дизонтогенеза в силу особенностей построения данного пособия не описан подробно, но косвенно представлен в рекомендациях (а именно: необходимость привлечения врачей, обеспечения медикаментозной поддержки, изменения социальных условий и т.п.). Естественно, подобные описания не могут претендовать на абсолютную полноту изложения, как феноменологических характеристик, так и коррекционных мер для детей младшего дошкольного и подросткового возраста, поскольку ориентированы на «средний» возраст 5-11 лет, так как именно по поводу детей в этом возрасте наиболее часто обращаются за помощью к психологу.

Точно так же в приводимом описании вариантов развития мы ориентировались на те типы психического дизонтогенеза, которые наиболее часто представлены в практике консультационно-диагностической и коррекционной деятельности психолога образования. Так, при описании искаженного развития преимущественно эмоционально-аффективной сферы мы приводим особенности лишь наиболее «мягких» его вариантов, оставляя «за скобками» наиболее тяжелые формы: 1-ю и 2-ю группы РДА — по О.С. Никольской [35]. Однако принципиальным является то, что представляемая типология отражает наиболее типичные, характерные особенности различных вариантов отклоняющегося развития и его структуру.

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 5236; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте также:  Что оказывает тормозящее влияние на развитие мозга ребенка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Предлагаемой типология отклоняющегося развития представляет систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержатель­ное поле деятельности психолога от содержания деятельности других спе­циалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).

Необходимо помнить, что отнесение к той или иной группе или типу отклоняющегося развития представляет собой исклю­чительно динамическую оценку, не являясь «ярлыком», приклеенным к ребенку раз и навсегда.

В отечественной психиатрии и психологии выделяются три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие(последнее выступает скорее как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специ­фика феноменологических проявлений развития), определяемых, в первую очередь, спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточ­ность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составля­ющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой разви­тия когнитивной сферы ребенка.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразви­тия, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляю­щих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляю­щей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, то есть не яв­ляется абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося разви­тия.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит нали­чие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающе­го в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависи­мости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) — воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

В свою очередь, каждая группа отклоняющегося развития (в соответ­ствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные подгруппы.

Следует также отметить, что для каждого типа, той или иной подгруп­пы могут быть определены не только такие диагностически важные психо­логические показатели (критерии), как обучаемость, критичность и адек­ватность, но и специфичный для них профиль структуры базовых состав­ляющих. Все это позволяет более уверенно относить развитие ребенка к тому или иному типу, на которые, в свою очередь, «расщепляется» каждая под­группа.

Следует отметить, что предлагаемая классификация достаточно услов­на. Как и любая другая, данная типология описывает относительно «чистые», изолированные варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут (как это часто и происходит) частично накладываться друг на друга, пересекаться, «смыкаться» по своим феноменологическим проявлениям. Учитывая также благоприятные или неблагоприятные факторы развития детей, можно прогнозировать и «отклонение», девиацию развития ребенка в сторону иного психологического типа.

Для описания различных подгрупп и типов отклоняющегося развития, каждый из которых характеризуется собственной спецификой, «профилем» не только феноменологических проявлений, но и базовых составляющих психического развития, спецификой таких «единиц» психологического ана­лиза, как обучаемость, критичность, адекватность, мы предлагаем следую­щую схему:

1) наиболее типичные для данной группы отклоняющегося развитияфеноменологические проявления;

2) специфическая структура формирования базовых предпосылок (со­ставляющих) психического развития;

3) наиболее целесообразные варианты и формы развивающей и коррекционной помощи ребенку, в том числе и адекватная последователь­ность проведения этих мероприятий;

4) вероятностный прогноз развития ребенка в различных образователь­ных и социальных условиях;

5) наиболее типичные диагнозы других специалистов (в первую очередь— детских психиатров, неврологов и логопедов);

6) возможный ведущий специалист, назначаемый школьным психоло­го-медико-педагогическим консилиумом, консультацией образователь­ного центра.

Представляемая типология отражает наиболее типичные, характерные особенности различных вариантов отклоняющегося развития и его структуру.

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 1108; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11021 — | 7451 — или читать все…

Читайте также:

Источник

К основным
категориям нарушенного и отклоняющегося
развития относятся:

Нарушения
интеллекта (умственно отсталые дети)

Понятие «умственная
отсталость» в отечественной специальной
психологии понимается как стойкое
нарушение познавательной деятельности,
возникшее в результате органического
поражения головного мозга.

Читайте также:  Центр естественного развития здоровья ребенка

По международной
статистической классификации болезней,
травм и причин смерти 9-го пересмотра
(МКБ-9) выделялись следующие группы:

а) умственная
отсталость в степени дебильности (дети
с относительно легкой, неглубокой
умственной отсталостью);

б) умственная
отсталость в степени имбецильности
(дети с глу­бокой умственной отсталостью);

в) умственная
отсталость в степени идиотии (дети с
наиболее тяжелой, глубокой умственной
отсталостью).

По современной
международной классификации (МКБ-10) на
основе психометрических исследований
умственную отсталость подразделяют на
четыре формы: легкая (IQ в пределах 40—69),
умеренная (IQ в пределах 35—49), тяжелая
(IQ в пределах 20—34), глубокая (IQ ниже 20)
умственная отсталость. (Справочник по
психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста. — СПб., 1999).

Задержка
психического развития у детей (ЗПР)

Задержка психического
развития чаще всего относится к
«пограничной» форме дизонтогенеза и
выражается в замедленном темпе созревания
различных психических функций. В целом
для данного состояния характерны
гетерохронность (разновременность)
проявления отклонений и существенные
различия как в степени их выраженности,
так и в прогнозе последствий. Данное
отклонение у ребенка может быть
обусловлено как биологическими, так и
социальными факторами, а также различными
вариантами их сочетания.

По этиопатогенетической
классификации различают следующие
варианты:

а) задержка
психического развития конституционального
генеза;

б) задержка
психического развития соматогенного
генеза;

в) задержка
психического развития психогенного
генеза;

г) задержка
психического развития церебрально-органического
происхождения.

Нарушения зрения

а) слепота (слепые
дети со светоощущением и с остаточным
зрением — острота зрения на лучше
видящем глазу от 0,01 до 0,04),

б) слабовидение
(дети с остротой зрения на лучше видящем
глазу при очковой коррекции от 0,05 до
0,2, а также в пределах 0, 30, 4 при значительном
нарушении других зрительных функций
или при прогрессирующих или рецидивирующих
заболеваниях);

в) косоглазие и
амблиопия (дети с остротой зрения выше
0,4).

Нарушения слуха

а) глухота (дети,
у которых средняя потеря слуха на лучше
слышащее ухо более 85дБ);

б) тугоухость
(дети, у которых средняя потеря слуха
на лучше слышащее ухо менее 85дБ);

в) поздняя потеря
слуха (отмечающаяся у детей, потерявших
слух в возрасте до 3—4 лет и позже,
сохранивших речь в связи с относительно
поздним возникновением глухоты).

Нарушения
опорно-двигательного аппарата

Данные нарушения
имеют причиной:

а) заболевания
нервной системы: детский церебральный
паралич; полиомиелит.

б) врожденную
патологию опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра;

кривошея;

косолапость и
другие деформации стоп; аномалии развития
позвоночника (сколиоз); недоразвитие и
дефекты конечностей; аномалии развития
пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное
уродство).

в) приобретенные
заболевания и повреждения опорно-двигательного
аппарата:

травматические
повреждения спинного мозга, головного
мозга и конечностей; полиартрит;

заболевания скелета
(туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

системные заболевания
скелета (хондродистрофия, рахит). При
всем разнообразии врожденных и рано
приобретенных заболеваний и повреждений
опорно-двигательного аппарата у
большинства этих детей наблюдаются
сходные проблемы. Ведущим в клинической
картине является двигательный дефект
(задержка формиро-иания, недоразвитие,
нарушение или утрата двигательных
функций).

Нарушения речи

а) системные
нарушения речи (алалия, афазия);

б) нарушение
строения и функции речевого аппарата
(ринола-)|ия, дизартрия, сложная дислалия);

в) нарушения чтения
и письма (дислексия, дисграфия);

г) нарушение
темпо-ритмической стороны речи (заикание);

д) нарушение
мотивообразующей стороны речи (мутизм).

Эмоциональные
расстройства

а) ранний детский
аутизм;

б) эмоциональное
расстройство, связанное с ранней разлукой
»’ матерью;

в) эмоциональное
расстройство, обусловленное сиблинговым
юперничеством;

г) фобическое
тревожное расстройство детского
возраста;

д) смешанные
расстройства поведения и эмоций.

Тяжелые множественные
нарушения

Эта категория
нарушений характеризуется сочетанием
двух или более выраженных психофизических
нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного
и познавательного развития у одного
ребенка. Например, сочетание глухоты и
слабовидения, умственной отсталости и
слепоты, нарушения опорно-двигательного
аппарата и т.д. В современной специальной
психологии в категории тяжелых
множественных нарушений наиболее
подробно описаны слепоглухие дети. К
этому контингенту относятся слепые и
слабовидящие дети с остротой зрения до
0,2 включительно и с более высокой остротой
зрения, у которых слух снижен в такой
степени, что это привело к отсутствию
или глубокому недоразвитию речи.

Источник