Особенности возрастных периодов развития ребенка грудной период

Особенности возрастных периодов развития ребенка грудной период thumbnail

Период
грудного возраста — с 29-го дня жизни
ребенка после рождения до конца первого
года жизни. Этот период характеризуется
интенсивным нарастанием массы тела
ребенка и роста, интенсивным физическим,
нервно-психическим, интеллектуальным
развитием. Само название говорит о
близком контакте ребенка с матерью в
этом периоде. В период грудного возраста
закладывается фундамент здоровья
человека. У грудного ребенка имеется
врожденная потребность в активном
познании окружающего его мира.

Особенности
роста и развития. 
Интенсивное
нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит
удвоение массы тела при рождении, к
концу года масса тела составляет 10–10.5
кг. Отмечаются значительные темпы роста:
длина тела увеличивается на 50% длины
при рождении и к году достигает 75–77см.
Окружность головы к году составляет
46–47 см, окружность груди — 48 см. Происходит
быстрое развитие моторики и двигательных
умений ребенка. Наблюдается три «пика»
двигательной активности. Первый — в
возрасте 3–4 мес — связан с существенными
морфофункциональными изменениями
проекционной зрительной зоны; для него
характерны комплекс оживления, радости
при первом общении со взрослыми. Второй
— в возрасте 7–8 мес — активация ползания,
формирование бинокулярного зрения и
овладение пространством. Третий пик —
11–12 мес — начало ходьбы. Определяют
указанные типы двигательной активности
сенсорно-моторные связи, а детерминируют
процессы роста и развития скелетная
мускулатура ребенка и его двигательная
активность.

Особенности
ЦНС. 
К
году происходит увеличение массы мозга
в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная
дифференцировка нервных клеток мозга
в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое
значение в развитии имеет ориентировочный
рефлекс, отражающий врожденную потребность
ребенка в движении и деятельности
органов чувств. Нервные связи между
ребенком и окружающими людьми
устанавливаются посредством мимики,
жеста, голосовых интонаций. Развитие
тонких движений пальцев рук способствует
развитию мозга и речи. Имеет большое
значение возникновение связи между
словами и ответными двигательными
реакциями ребенка, затем связывание
малышом зрительного и слухового
восприятия объектов со словами, названиями
предметов при их показе, связи с отдельными
действиями («дай», «покажи») — это
оптимальный ход развития, необходимый
как основа для последующих периодов
детства. Потребность контакта со
взрослыми определяет психическое
развитие ребенка.

Особенности
ЭЭГ: в 2–3 мес отмечается устойчивый
ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны,
а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная
индивидуализация.

Особенности
эндокринной системы. 
В
грудном периоде у детей отмечается
усиление функции гипофиза и щитовидной
железы. Уровень тироксина и трийодтиронина
выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют
метаболизм, рост и развитие ребенка,
обеспечивают нормальную дифференцировку
головного мозга и интеллектуальное
развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная
система наиболее ранима и чувствительна
к неблагоприятным воздействиям, особенно
к факторам внешней среды, экологическим.
Клинически это характеризуется снижением
темпов нарастания массы тела, развитием
анемии и учащением ОРВИ. В грудном
периоде наблюдается усиление функции
надпочечников и биологической активности
кортикостероидов. Происходит частичная
инволюция фетальной зоны коры
надпочечников.

Особенности
иммунитета. 
По
сравнению с периодом новорожденности
происходит некоторое снижение количества
Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского
IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается
первый критический период иммунитета,
который характеризуется ослаблением
пассивного гуморального иммунитета,
полученного от матери, и отмечается
самый низкий уровень специфических
антител — физиологическая
гипоиммуноглобулинемия. Синтез
собственного IgG начинается ребенком с
2–3 мес жизни, постоянный уровень его
устанавливается после 8 мес–1 года.

Уровень
IgM к концу года жизни достигает 50% уровня
взрослого. Нарастание секреторного IgA
происходит медленно. Содержание IgE у
здорового ребенка на протяжении года
незначительное, при проявлениях
атопического дерматита значительно
возрастает. Для грудного периода
характерен синтез IgM, не оставляющих
иммунологической памяти. В связи с
указанным наблюдается высокая
чувствительность к респираторно-синцитиальным
вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам;
атипично протекает корь, коклюш, не
оставляя иммунитета.

Неспецифические
факторы резистентности. 
У
детей грудного возраста наблюдается
высокое содержание лизоцима и пропердина,
быстро нарастает уровень комплемента
сыворотки крови и с первого месяца жизни
содержание его не отличается от уровня
взрослого. С 2–6 мес формируется
завершающая фаза фагоцитоза к патогенным
микроорганизмам, за исключением
пневмококка, стафилококка, клебсиеллы,
гемофильной палочки.

Физическое
развитие грудного ребенка и развитие
речи происходит настолько быстро, что
оценивается по четвертям года.

Развитие
ребенка 1–3 мес. 
Прибавка
массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г,
на втором месяце жизни — 800 г; на третьем
месяце — 700–800 г. Рост увеличивается
каждый месяц на 3 см и окружность головы
— на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в
1 мес.

Моторные
функции: 
в
1,5–2 мес держит головку, прогрессируют
движения руки, случайно ударяет по
подвешенной игрушке. Протягивает руку
к предмету, но еще не хватает. Первые
дифференцированные движения ручками
возникают на 2-м — начале 3-го месяца
жизни.

Развитие
речи: 
появляется
гуление с 1.5–2 мес.

Нервно-психическое
развитие. 
В
первой четверти года у ребенка
устанавливается психический биоритм:
сон–бодрствование; переходные между
ними отрезки — засыпание–пробуждение,
составляющие 10 мин. Если переходные
промежутки превышают 30 мин, то это
препятствует психическому развитию
ребенка в указанный возрастной период
(1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается
зрительно-слуховой поиск и зрительное
сосредоточение на лице взрослого —
прислушивание, рассматривание широко
раскрытыми глазами. Характерна реакция
общего мимического оживления в ответ
на обращенную речь взрослых, особенно
матери. С 2 мес появляется осознанная
улыбка, а с 3 мес — смех, узнавание матери;
появляется выраженная потребность в
общении со взрослым. С 3 мес у малыша
появляется умение взглядом находить
источник звука. К концу 3-го месяца
наблюдается длительность зрительного
сосредоточения — 7–10 мин. Очень важно
формирование в 3 мес положительного
мимико-соматического комплекса — в
ответ на обращенную речь появляются
вздохи, вскидывание ручек, перебирание
ногами.

Задержка
психического развития — отсутствие
активного бодрствования.

Ведущие
линии развития
 —
это то, что получает наибольшее развитие
на данном возрастном этапе и является
прогрессивным для дальнейшего развития
ребенка. В 1–3 мес — это развитие
зрительных, слуховых, ориентировочных
и положительных эмоциональных реакций.

Развитие
ребенка в 3–6 мес. 
Прибавка
массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина
тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность
головы на 1 см каждый месяц, окружность
груди на 1–1.5 см/мес.

Моторные
функции. 
Поднимает
голову в положении лежа на животе — 3
мес, лежа на спине— 4 мес. Делает мост —
4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище,
опираясь на руки — 6 мес. Переворачивается
на живот из положения лежа на спине —
5–6 мес, на спину из положения на животе
— 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно
сидит.

В
возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается
быстрое развитие движений руки: в 3–4
мес он предпочитает рассматривать свои
руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в
4 мес схватывает предмет и удерживает
в руке 20–30 сек; на 5-м месяце схватывает
предмет наложением пальцев («обезьянье»
хватание); в 6 мес держит по предмету в
каждой руке и рассматривает их, либо
тащит в рот.

Развитие
речевых функций. 
В
5 мес — певучее гуление, самоподражание
в гулении; в 5–6 мес начинает произносить
первые слоги «ма», «ба». Появляется
способность локализовать звук в
пространстве, дифференцированная
реакция на звук.

Нервно-психическое
развитие. 
Ребенок
3–3.5 мес быстро отыскивает источник
звука. В 5 мес появляется самоподражание
в гулении: притормаживает движение,
прислушивается. Появляется новое
качественное приобретение в психомоторном
развитии: зрительно-тактильно-моторная
координация, познавательный треугольник
глаз–рука–предмет, различает основные
формы предметов. У ребенка 3–6 мес
доминирующей формой деятельности
является занятие игрушкой. После 5 мес
появляются познавательные элементы в
реакции на новизну (чем бы ни занимался
— новое становится главным). Меняются
реакции общения со взрослыми, проявляется
радость или страх (последнее является
признаком повышенной нервной возбудимости).

Читайте также:  Центр развития ребенка г владимир

Ведущая
линия развития 

движение руки, подготовительные этапы
активной речи — подражание слогам.

Задержка
психического развития. 
Если
к 5–6 мес ребенок продолжает рассматривать
свои руки — это ранний симптом задержки
психического развития. Отсутствие
элементов самоподражания в гулении.

Развитие
ребенка 6–9 мес. 
Прибавка
массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г.
Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см +
1.5 см, окружность головы за второе
полугодие на 2.5 см, окружность груди —
.5 см–1 см в месяц.

Моторные
функции. 
В
7 мес ребенок встает на ноги, держась за
опору, на 7-м месяце ползает вкруговую,
в 7.5 мес ползает вспять, а на 8-м месяце
ходит на четвереньках. С 8 мес садится
самостоятельно, придерживаясь опоры.
Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен
на каком-либо виде деятельности, его
необходимо обучать новым действиям,
например, катить мяч, открывать коробки,
закрывать крышки у кастрюли и т. п.

Развитие
движений руки. 
В
8 мес. ребенок использует способ хватания
«клешней», а в 9 мес. начинает хватать
предметы пальцами.

Развитие
речи. 
В
этот период развивается понимание речи,
ребенок внимательно прислушивается,
когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется
лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная
речь — понимание значения отдельных
слов, произносимых взрослыми. Это
выражается поворотом головы, протягиванием
ручек в направлении называемого предмета
или лица.

Нервно-психическое
развитие. 
В
6–7 мес проявляется знание назва- ний
отдельных предметов. Это является одним
из необходимых условий становления
активной речи у ребенка. В 8 мес называемый
предмет отыскивает взглядом в ответ на
вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки»
в ответ на просьбу.

Характерно
настойчивое стремление добиваться
выполнения своего желания, при этом
кричит, но не плачет. В голосе слышны
гневные нотки, но и понимает твердые
интонации матери при этом. Так можно
воспитать реакцию на слово «нельзя». В
8–9 мес ребенок внимательно присматривается
к предметам, усваивает название основных
игрушек. В это же время интересуется
своим отражением в зеркале. С 9 мес
отмечается появление первых слов (при
правильном воспитании ребенка). В 9 мес
он следит за падающим предметом, отвечает
на просьбу «дай ручку».

Ведущие
линии развития. 
Это
развитие общих движений, действий с
предметами. Развитие подготовительных
этапов понимания активной речи. Стремление
достичь результата.

Задержка
психического развития. 
О
задержке психического развития в этом
периоде может свидетельствовать бросание
игрушек без интереса к ним и задержка
развития речевых функций.

Развитие
ребенка 9–12 мес. 
Прибавка
массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г.
Длина тела увеличивается в каждый месяц
на 1.5 см.

Моторные
функции. 
В
10 мес ребенок стоит сам в течение
нескольких секунд (без поддержки), ходит,
придерживаясь руками за взрослого или
барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью
взрослого; ходит, держась за опору или
за одну руку взрослого. В 12 мес ребенок
встает на ноги самостоятельно без
помощи. В возрасте 1 года или начала 2-го
года — ходит самостоятельно.

Развитие
руки. 
В
9–10 мес захватывает предметы двумя
пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в
отверстия. С 11 мес малыш манипулирует
с игрушками, а в 12 мес уже долго играет
с ними.

Развитие
речи. 
Наблюдается
тесная связь между развитием тонких
движений пальцев руки и формированием
речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается
истинное ситуационное понимание
обращенной к нему речи и ответ действием
на словесную инструкцию; отыскивание
игрушек. В 9–10 мес появляются первые
осознанные слова, а к концу года — 8–10
слов. Появляется новый интерес —
рассматривание книг с картинками.

К
концу года возникает связь между
названием предмета и самим предметом.
Это и есть начальная форма понимания
речи ребенком.

Нервно-психическое
развитие. 
С
9 мес у ребенка проявляется повышенный
интерес к новым предметам, выражается
это мимикой удивления и настороженности,
однако при этом одновременно он совершает
целенаправленное действие, причем как
бы предвидит его результат. В 9–10 мес
отличается развитие тонких движений
пальцев рук, что способствует развитию
мозга и речи (показывает пальцем руки
называемые предметы, узнаваемых животных,
птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес
появляется реакция на звук нового
качества — связь с содержанием и
значением этого звука (лай собак, тиканье
часов и др.). К 10–11 мес появляется
привязанность к близким людям. В 11–12
мес формируется понимание обобщающей
функции слова (большая–маленькая
собачка, черная–белая). Выражен интерес
к ритмам простых песен. Появляется
дифференцированная реакция на незнакомое
лицо. Контакт устанавливается не сразу
(сначала ребенок «изучает» незнакомое
лицо). К концу года знает название многих
предметов и выполняет 5–10 инструкций
— сочетание слова с предметом и действием.
Таким образом, по просьбе взрослого
выполняет небольшие поручения.

Ведущая
линия развития. 
Развитие
общих движений, действий с предметами;
понимание и развитие активной речи.

Задержка
психического развития. 
Отсутствие
дифференцированной избирательной
реакции на незнакомое лицо. Реакции
страха и протеста свидетельствуют о
повышенной нервной возбудимости ребенка.

Важным
периодом, в котором решается вопрос,
будет ли ребенок самостоятельным,
является вторая половина первого года
его жизни. У ребенка в это время проявляется
интерес ко всем людям и вещам,
«разведывательная деятельность», и не
надо ему мешать в ее осуществлении.

По
данным психологов, в возрасте одного
года ребенок имеет 37% логической
способности взрослого и 16% оперативной
памяти. Это уже человек со своими
понятиями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденноти (условно до 4 нед. после рождения) и период грудного возраста, или младший ясельный (от 4 нед. до 1 года). В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребенка, от чего во многом зависит дальнейшее умственное и физическое развитие ребенка. В этом возрасте организм ребенка еще недостаточно развит, органы его несовершенны, он очень восприимчив к различным заболеваниям и поэтому нуждается в особенно тщательном правильном уходе.

^ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка.

Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания, так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты.

Грудной ребенок после 2 — 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой.

Читайте также:  Довербальный этап в развитии речи это когда ребенок

На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью.

Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания. Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация, направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

^ Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие — это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни — формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин — как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

^ 1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела прирождений + 800 х n , где n — число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г — средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п — возраст в месяцах, а 400 г — средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 — 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 — 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

^ Индекс Эрисмана — разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой) представляет собой следующее соотношение : 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 — 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

^ Нервно-психическое развитие детей грудного возраста

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой — при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

^ Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них — к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

^ Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го — начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

Читайте также:  Развитие ребенка неделя за неделей

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

^ Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.
^ Основные критерии (линии) развития.

Аз — анализатор зрительный.

Ас — анализатор слуховой.

Э — эмоции.

До — движения общие.

Др — движения руки.

Ра — речь активная.

Н — навыки.

Рп — речевые понимания,

Ср — сенсорика.

И — игра и действия с предметом.

Д — движения.

НПР — нервно-психическое развитие.
^ Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. — Аз Ас До Э Ра.

мес. — Ас Аз До Э Ра.

мес. — Аз До Э Др.

мес. — Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. — Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. — Ас Др До Ра Н.

мес. — Др До Рп Ра Н.

мес. — Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. — Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес — Э Др До Рп Ра Н.

12 мес — Э Аз Др До Рп Ра Н.


^ Особенности вскармливания детей грудного возраста

Учитывая главную особенность детского организма — постоянный рост и развитие, — питание для него приобретает первостепенное значение.

«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
^ Массаж и гимнастика

С возрастом малыш становится все более сильным и умелым. В 10-11 месяцев ребенок пытается ходить при поддержке за одну руку, затем делает первые шаги самостоятельно. Чтобы ребенок нормально развивался, ему нужно предоставить свободу передвижений, всячески поощрять желание ребенка ползать, преодолевать препятствия, познавать мир. Даже если он иногда будет падать, то это будет способствовать его развитию. В этом возрасте потребность организма в движениях гораздо больше, чем у взрослого человека. Желательно приобрести для ребенка специальный детский спортивный комплекс, а если нет такой вВоздушные ванны. При их приеме надо учитывать следующее: температура воздуха в детской должна быть для детей от 3-12 месяцев должна быть 20°С. Зимой 4-5 раз в день по 10-15 минут, а летом практически постоянно держите форточки открытыми. Проветривать можно и в присутствии детей: температура воздуха снижается на 1-2°С и это является закаливающим фактором. Только ни в коем случае не устраивайте при ребенке сквозняк!

Обливание. Чтобы ребенок полюбил обливания, сделайте их максимально комфортными для крохи. В возрасте от 9 месяцев уже делают общее обливание. Малыш может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от его тела (на расстоянии 25-30 см), а струя воды должна быть не очень сильной, чтобы не пугать кроху. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания растирают до легкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35-37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на ГС, доведя до 28°С.

Обтирание. Очень полезно влажное обтирание махровой рукавичкой. Смочите ее водой (t=33-36°С) и обтирайте ручки любимого чада от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 минут. Все эти манипуляции сопровождайте улыбками и стишками-прибаутками. Создайте ощущение игры и комфорта, тогда малыш быстро привыкнет, и будет рад ежедневным обтираниям и водным процедурам. Один раз в 5 дней понижайте температуру воды на один градус, доведя, в итоге до 28°С. В конце процедуры каждую часть тела крохи необходимо вытереть насухо так, чтобы кожица слегка покраснела. Влажные обтирания проводятся в жаркую погоду, когда малыши легко потеют Их полезно делать и утром, и днем после прогулки. Обтирания могут быть полными (все тело) и частичными, но в любом случае проследите, чтобы в комнате не было сквозняков.

^

Во время всех закаливающих процедур следите за реакцией ребенка. Никакого насилия! Во благо идет лишь то, что малышке приятно.

Игрушки. К подбору игрушек нужно отнестись с большим вниманием. Они должны быть различны по форме, по цвету и фактуре, звучащие из разного материала — куклы, птички, зайчики, рыбки и др. Ребенок должен в полной мере познавать окружающий мир.

Для этого рекомендуется предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Малыш с большим интересом относится ко всему, что его окружает, он находится в постоянном движении, трогает и ощупывает разные предметы, бывает, что он иногда ломает и портит их. Все, что малыш делает руками, — собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. — способствует развитию его интеллекта и творческих способностей.

Для развития действия с предметами следует давать детям мячи и игрушки для катания, всевозможные легкооткрывающиеся коробочки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, яички для вкладывания и выкладывания (не более чем из 2 — 3 предметов), небольшие пирамидки (из 2 — 3 толстых колец). Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, корзиночки, небольшие бидончики и т.д. Ребенок сможет вкладывать в них шарики и небольшие игрушки.

Лекция №5

«Вскармливание, его виды. Методы расчета питания. Основы рационального питания»

План лекции

9.
Потребность грудных детей в основных пищевых ингредиентах. Определение вида вскармливания.

10.
Питание кормящей матери

11.
Естественное вскармливание. Состав и биологические функции грудного молока.

12.
Правила и режим кормления грудью.

13.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери

14.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка.

15.
Режим свободного вскармливания

16.
Признаки лактазной недостаточности

17.
Гипогалактия и её профилактика

18.
Смешанное вскармливание

19.
Искусственное вскармливание

20.
Методы расчета

21.
Организация прикорма и основные правила введения прикорма. Сроки веления прикорма.

22.
Схема введения прикорма.

Источник