Довербальный этап в развитии речи это когда ребенок

Довербальный этап в развитии речи это когда ребенок thumbnail

Введение. 3

1. Этапы довербального и начального вербального
развития детей. 4

2. Довербальное развитие речи ребенка. 6

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Процесс становления у детей первой функции речи, т.е.
овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит
несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих
взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,
обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На
втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению.
Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои
первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап
охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с
окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает — ничто в
их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь
присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными
высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что
это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!”), заставляет ребенка овладевать речью.
Следовательно, только в общении с взрослым перед ребенком встает особая
разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и
произнести вербальный ответ.

Цель нашей работы – рассмотреть особенности развития речи
ребенка в довербальный период.

В ходе выполнения работы решим несколько задач – рассмотрим
этапы довербального и вербального развития ребенка и значение общения для
развития речи ребенка.

Период до трех лет — наиболее важен для развития речи
ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития
детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они
не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых
существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.

·                    
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента
рождения: крик и плач;

·                    
1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое
общение с ребёнком. Улыбка при общении;

·                    
3 месяца. Комплекс оживления (т.е.
эмоционально-двигательная реакция) при общении с взрослыми. Появляется специфическая
для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия
лепета). Обычно гуление — это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;

·                    
4 месяца. Дифференцированность комплекса
оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок
отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется
смех;

·                    
5 месяца. Ребенок дифференцирует направления
звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на
лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки:
шум машины, шелест деревьев, лай собаки;

·                    
6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е.
многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма. Появляется готовность к
совместной игровой деятельности;

·                    
8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо.
Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к
похожим на слова т.н. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения,
а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит
произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в
“ладушки”;

·                    
10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной
речи, предметно-действенное общение с взрослыми, использование 4-5 лепетных
слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций,
дополняемых жестами;

·                    
15 месяцев. Словарный запас увеличивается до
6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;

·                    
18 месяцев. Словарный запас увеличивается до
7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;

·                    
21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов,
использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей
тела;

·                    
24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50
слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;

·                    
30 месяцев. Адекватно использует местоимения
“я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной
последовательности, имеет представление о числе “один”;

·                    
36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов,
использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных
и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых
предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.; [1]

Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по
сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное
значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативно-личностное
общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет, по крайней мере,
две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими
взрослыми. 

Читайте также:  Фгос дошкольного образования стандарт условий развития ребенка

Оно характеризуется следующими чертами:

·                  
общение находится на положении ведущей
деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

·                  
содержание потребности детей в общении сводится
к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения
является личностный мотив;

·                  
основным средством общения с окружающими людьми
служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений
и поз.

Ситуативно-деловое
общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием,
переходит на уровень второй, более сложной формы общения с взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно
отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций,
составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение
ведущей;

2) содержание потребности детей в общении обогащается новым
компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с
окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в
доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив,
так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности,
ищут теперь контактов с взрослым;

4) основным средством общения с окружающими людьми для
младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и
поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве
коммуникативных сигналов.[2]

Эмоциональные и первые простые практические контакты,
замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не
требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не
обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз
наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть
поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у
младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их
неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр
мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе
ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик
при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового
аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых
выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до
напряженного сосредоточения (гукание).

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с
упражнений  в произношении отдельных
звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки «АИЫ»,
«ОИУ». Здесь итог доброй традиции «огукать» с детьми.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми,
хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец
может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным
звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с
предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто
вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П.
Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые
вокализации в состав «комплекса оживления», который является видом
социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе
привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого
возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или
о состоянии дискомфорта.

Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают
словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в
случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые
вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100
слов.[3]

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать
звукам, которые слышит.

Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный
период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих
взрослых.

Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков
речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской
восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого
вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько
секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к
младенцу, вызывает у него «комплекс оживления» (радостное поведение,
выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением,
и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по
эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии
ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у
детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении
ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется
ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди
звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих
людей.

Читайте также:  Показатели развития ребенка с синдромом дауна

К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже
самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во
втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию с взрослым.
В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах
коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная
(понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

Общение — один из важнейших факторов общего психического
развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев
воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста
малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,
радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя
звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой
пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. 

В наше время развитие средств массовой информации сильно
сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие
детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими
детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной
речи. 

 Решающую роль в
становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного
характера.  Первая — межиндивидуальная —
функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в
становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только
по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой
воспитания детей.

 Существуют печальные
примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не
говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его
дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит
ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка
на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной
изоляции.

Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале
18-го века захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе
которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не
разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат
этого эксперимента плачевен — все младенцы умерли. Этот пример также
подтверждает то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.[4]

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже
реагирует  на общение  с ним:  перестает плакать,
сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем,
в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание».

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении
со взрослым, «гукание».Такие звуки возникают  как реакция
на  улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а
также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в
ответ на эмоциональное общение с взрослым.        

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет»,
меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка
появляется первый слог ба или ма.

7 месяцев.  Малыш уже готов к игровой
деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения
внимания окружающих.

8 месяцев.  Возникает реакция на незнакомое
лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи —
лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,  да-да, па-па и
т.п.  В речи используются звуки: п,
б, м, г, к, э, а
.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов,
с радостью играет в «ладушки».

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении
как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба),
понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3
«лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок
употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает  отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?»,
«дай ручку», «нельзя»).

Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка.
Выяснено, что на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:

а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в
общении сводится к нужде во внимании взрослых.

б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в
общении обогащается новым видом деятельности — предметной манипуляцией.

Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к
произвольному поведению — оно начинает управляться не только зримой ситуацией,
но и словами взрослого.

Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое
количество слов и  узнавать названия
многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение  активных слов в решающей степени зависит от
степени общения с взрослым.  Чем больше
родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также
обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них,
тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно,
развивается его активный словарный запас.[5]

Читайте также:  Развитие и цели своего ребенка

Таким образом, в нашей работе были рассмотрены особенности
развития речи ребенка в довербальный период.

В ходе выполнения работы решили несколько задач –
рассмотрели этапы довербального и вербального развития ребенка и значение
общения для развития речи ребенка.

1.               
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М.,1991.

2.               
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М.-Л.,1982

3.               
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития
ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987.

4.               
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н., 1982

5.               
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических
процессов ребенка. – М., 1956.

[1]
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н.,
1982, с.25

[2]
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.
– М.-Л.,1982, с.87

[3]
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и
младенец. — М.,1991.

[4]
См:  Карпова
С.Н., Труве Э.И.
Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону,
1987.

[5]
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и
развитие психических процессов ребенка. – М., 1956.



Источник

Первый год жизни является довербального периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка.

Потребность ребенка в общении со взрослыми в этот период по своему содержанию является стремление к доброжелательного внимания, обмена положительными эмоциями, на основе которого формируется мотивация признание и положительной оценки. В этот период происходит интенсивное развитие интонаций и появляются так называемые псевдослова. Первые интонации являются попытками обратить на себя внимание взрослого.

Довербальный этап развития речи

На основе потребности в общении ребенок начинает подражать звукам человеческой речи, затихает, прислушивается, когда взрослый с ней разговаривает. Подготовка к появлению речи происходит на основе развития понимания речи взрослых (развитие пассивного речи), а также развития предречевую вокализаций ребенка, предшествующих активном речи. Развитие понимания речи связан с развитием речевого слуха, языковых вокализаций с отработкой языковых артикуляций. Пассивное речи усваивается ребенком быстрее, чем активное. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Умение его использовать связано с приобретением соответствующих навыков, ознакомлением со словесными формами, накоплением содержания для вещания, установлением социальных связей. Развитие речи ребенка связано с возникновением и усилением потребности в общении со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первой половине 1-го года жизни он особенно реагирует на ритмично мелодичные звуки голоса человека, во втором — из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звуки речи. Особенно чувствительны к интонации, с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождаются высказывания. Четкое произношение слов, которые выражают похвалу, вызывает у него положительные эмоции, а слова, сказанные с нахмуренным лицом, — отрицательные.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано: уже на 3-й неделе она сосредоточивается на голосе; на 2-м месяце — перестает кричать, если с ним разговаривают, сосредоточивается на лице взрослого. Во второй половине 1-го года жизни устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Сначала дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. В 5-6 месяцев ребенок подползает к взрослому, когда он его зовет жестом. На словесный вызов малыш приближается к взрослому только после 11,5 месяцев.

Со временем реакции ребенка на речь взрослого усложняются. В 7-8 месяцев малыш возвращается к предмету в ответ на вопрос взрослого «Где?». Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчиво: если предмет меняет свое местонахождение, младенец не узнает. В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местонахождения. 7-8-ми-сячний малыш выполняет изучены движения, когда их называет взрослый («Встань», «Сядь» «До свидания») 9-10 меся-ной — понимает элементарные поручения («Дай мне ложку»), 10-11-месячный — по указанию выбирает предметы. К концу 1-го года жизни у него возникает связь между названием и самим предметом. Проявляется он в поиске и нахождении этого предмета. Это основными признаками начальной формы понимания речи. Понимание связи между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. Позже на этой основе могут возникнуть представление.

На 1-м году жизни у ребенка формируются предпосылки слушания: она сосредоточивается не только на языке взрослого, которая выразительнее действиями или мимикой, но и на звучании небольших песен, стихов.

Источник