Особенности умственного развития ребенка в дошкольном возрасте

Особенности умственного развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

На
основе сформировавшегося понимания
речи взрослых, становления основных
познавательных процессов ребенок
третьего года жизни уже способен к
планомерному, а следовательно, и к
программному ознакомлению с окружающим,
усвоению определенного круга знаний,
навыков и умений. Это позволяет выдвинуть
более сложные задачи умственного
воспитания, расширить его содержание.

Основными
задачами умственного воспитания детей
дошкольного возраста являются:

1)
формирование системы элементарных
знаний о предметах и явлениях окружающей
жизни как основы воспитания правильного
отношения к ней;

2)
развитие элементарных навыков и умений
умственной деятельности, познавательных
процессов и способностей, развитие речи
детей;

3)
формирование первых познавательных
интересов и любознательности;

4)
приучение детей к умственному труду.

Все
эти задачи взаимосвязаны. Специфика их
определяется возрастными возможностями
ребенка дошкольного возраста. Решение
каждой задачи связано с определенным
содержанием умственного воспитания.

В
годы дошкольного детства ребенок
овладевает основными умениями и навыками
различных видов продуктивной деятельности
(рисование, лепка, конструирование,
трудовая деятельность), игры и учения.
Растет и практическая самостоятельность
ребенка. Расширяется общение — его
формы и содержание. Взрослые предъявляют
все усложняющиеся требования к поведению
ребенка, требуют усвоения определенных
правил и норм поведения. Все это определяет
круг тех знаний, которыми должен овладеть
ребенок.

Как
и в раннем детстве, в содержание знаний
детей об окружающем входят знания о
предметах, об их свойствах и качествах,
о способах использования, а затем и
изготовления. Круг этих предметов связан
прежде всего с деятельностью ребенка,
с теми новыми видами ее, которые
формируются в дошкольном детстве: игрой,
изобразительной деятельностью,
конструированием, трудом и учением.
Знание предметов и их свойств является
одним из условий развития продуктивных
видов деятельности ребенка.

Читайте также:  Критерии в основе периодизации психического развития ребенка

Развитие
игры и общения, формирование поведения
и отношения ребенка к окружающему
связано с усвоением знаний об общественной
жизни, труде и деятельности взрослых,
о предметах и явлениях природы.

В
содержание умственного воспитания
входит знание элементарных правил и
норм поведения (правила использования
предметов и вещей, правила, регулирующие
отношения ребенка со взрослыми и
сверстниками).

Трудовое
воспитание детей, формирование
элементарных основ материалистического
отношения к природе требуют сообщения
детям знаний о предметах и явлениях
неживой природы, их свойствах (свойствах
песка, глины, воды, почвы). Знания свойств
растений, условий их произрастания
совершенствуют труд детей в природе,
понимание ими значения труда взрослых.
Формирование знаний, их содержание
должно обеспечить и развитие познавательного
отношения ребенка к окружающему. На
основе все увеличивающегося запаса
знаний у ребенка формируется потребность
проникнуть в сущность явлений, увидеть,
узнать причины, связи. Знания о сезонных
изменениях в природе, о приспособлении
животных и растений к условиям жизни
связаны с этой потребностью ребенка.
Знакомя детей с явлениями общественной
жизни, взрослые начинают раскрывать
мотивы поступков и действий людей.
Дальнейшее формирование познавательной
деятельности как особой специфической,
отличной от продуктивной деятельности,
также связано с определенной системой
знаний. Это прежде всего знания о
количественных и пространственных
отношениях предметов окружающего мира.
Несомненно, эти знания имеют и практическую
значимость — повышают ориентировку
ребенка в окружающем, совершенствуют
его деятельность.

Формирование
познавательных процессов, системы
умственных действий тесно связано как
с содержанием знаний, так и со способами
их освоения.

Основной
особенностью умственной деятельности
детей дошкольного возраста является
ведущая роль в ней сенсорных процессов.
На основе ощущений и восприятий идет
формирование содержания знаний —
представлений, имеющих при всей
обобщенности ярко выраженный образный
и, следовательно, сенсорный характер.
Основные формы мышления, функционирующие
в дошкольном возрасте,— это
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление. К концу дошкольного возраста
все большее место и все большую роль
начинает играть словесно-логическое
мышление.

Вторая
особенность умственной деятельности
дошкольника — все возрастающая
произвольность познавательных процессов:
развитие произвольного воспроизведения
в деятельности памяти, целенаправленного
восприятия с перерастанием его в
деятельность наблюдения. Развиваются
произвольные формы внимания.

Третья
особенность — постепенное изменение
мотивов умственной деятельности. В
младшем дошкольном возрасте основные
мотивы умственной деятельности связаны
с игровыми интересами ребенка, с
результатами продуктивной деятельности
(узнать, рассмотреть, чтобы нарисовать,
и т. д.). Постепенно к старшему дошкольному
возрасту начинают формироваться
познавательные интересы как мотивы
умственной деятельности. Исходя из
этого, задача формирования навыков и
умений умственной деятельности, развития
умственных способностей может быть
конкретизирована в следующих направлениях:

1.
Формирование у детей чувственных
способов познания как основы последующего
развития умственной деятельности —
формирование обобщенных способов
сенсорного обследования предметов и
развитие на этой основе тонкости ощущений
и точности восприятия как умственной
способности.

2.
Формирование системы основных умственных
действий (анализа, сравнения, обобщения,
классификации и т. д.). Развитие
познавательных процессов — ощущений,
целенаправленности и полноты восприятия,
постепенное углубление анализа,
нарастание широты обобщения и т. д.

3.
Развитие речи как одного из основных
компонентов умственной деятельности
ребенка.

4.
Формирование общего метода умственной
деятельности, ее упорядоченности.
Формирование элементарной самостоятельности
умственной деятельности.

Краткий
анализ становления умственной деятельности
ребенка в раннем возрасте свидетельствует
о том, что чувственные способы познания
генетически развиваются и осваиваются
ребенком раньше, чем логические, более
абстрактные способы. В дошкольном
возрасте продолжается совершенствование
чувственных, наглядных способов познания:
восприятия, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления. Внутри
этих форм осуществляется развитие
основных умственных действий: анализа,
сравнения, обобщения, классификации и
т. д. Эти умственные операции протекают
на сенсорном уровне — в процессе анализа
в предметах выделяются сенсорные
свойства и качества: цвет, форма, величина,
характер поверхности, материал,
пространственное положение предмета
и т. д. В ходе этих операций дети осваивают
основные эталоны характеристики
предметов. Сравнение, обобщение и
классификация окружающих предметов
осуществляются по этим же признакам.
Основное содержание знаний, формирующихся
на основе этих способов познания,—
представления.

По
мере расширения круга представлений
возникает потребность в дальнейшем
обобщении знаний. Развивающиеся
деятельности (трудовая, конструктивная,
изобразительная и др.) требуют и приводят
к выделению в окружающих предметах и
явлениях более существенных и значимых
сторон. Происходит дальнейшее развитие
абстрагирования. Сравнение, обобщение,
классификация становятся возможными
на основе более существенных, не всегда
чувственно воспринимаемых признаков.

Решающее
влияние на перестройку способов познания
оказывает развивающаяся речь ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий [28].

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Общая линия развития мышления в это время такова: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями во внешнем плане, с помощью внешних действий ребенок переходит к решению их в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действий. Это путь от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной.

Читайте также:  Влияние общения на развитие качеств личности ребенка

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир [38].

За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.

Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоенных знаний.

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям.

В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.

Г.А. Урунтаева отмечает, что своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая — отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая — несформированность способов умственной деятельности. Третья — недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. Поэтому его рассуждения, хотя и противоречивы и нередко поверхностны, в то же время оригинальны. Для них характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умозаключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее [43].

Особенности детских рассуждений — не только «недостаток», но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир.

Характерной особенностью мышления дошкольника является его эгоцентрический характер, описанный Ж. Пиаже. Из-за него ребенок сам не попадает в сферу собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, сменить позицию, точку зрения, потому что не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «Я». Яркими примерами интеллектуального эгоцентризма являются факты, когда ребенок при перечислении членов своей семьи себя в их число не включает. Так, если попросить ребенка 5 лет нарисовать всю его семью, он вполне может «пропустить» себя, а если попросить накрыть на стол, то не поставить для себя прибор.

На уровне наглядно-образного мышления ребенок зависим от восприятия, подчинен ему. Не умея отвлечься, абстрагироваться от некоторых, наиболее бросающихся в глаза, свойств рассматриваемого объекта, дети демонстрируют эгоцентрические феномены. Преодоление эгоцентризма и смена наглядно-образного мышления мышлением в понятиях связано со свободным переносом начала координат, системы отсчета — децентрацией мышления: происходит расширение мыслительного поля, овладение мерой, понятиями обратимости, сохранения и т.д. Это позволяет построить систему отношений и классов, независимых и децентрированных по отношению к собственному «Я».

Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях.

В опытах А. В. Запорожца установлено, что к концу дошкольного возраста дети понимают некоторые механические, физические, биологические связи и отношения и используют их при решении практических задач. Так, дети знают, что снег при нагревании станет водой, что круглые предметы катятся, что бумага горит, что стекло бьется, что по льду можно прокатиться, а по асфальту — нет и т.д. Понимание связей и отношений между предметами и явлениями связано с расширением собственного опыта ребенка и получением новых знаний от взрослых или путем самостоятельных практических преобразований [20].

Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям.

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Н.Н. Поддьяков отмечает, что другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям. Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами. Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия. Накопленный опыт в процессе множества попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только так ребенок может ответить на поставленный вопрос и сформулировать его словесное решение. То есть, дошкольник подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает предварять действие [32].

Читайте также:  Цели и задачи развития художественной одаренности ребенка

Первое дает нам наглядно-образное мышление, позволяющее представить себе реальное действие с объектом и результат этого действия. Второе требует отвлечения от конкретных объектов и использования слов, чисел и других знаков как заместителей предметов и явлений. Такое мышление именуется понятийным и опирается на суждения и умозаключения. Оба вида мышления позволяют ребенку ориентироваться на существенные связи и отношения между объектами и явлениями. Образное мышление позволяет решать те задачи, где требуется воспроизвести те свойства, которые представимы, наглядны (например, растапливание снега на огне и т.п.). Словесно-понятийное мышление ориентировано на вычленение логическим путем скрытых, непредставимых наглядно свойств объектов (например, удельный вес тела и жидкости при определении плавучести предметов), но воспроизводимых в словах, числах, знаках.

Вполне понятно, что о понятийном мышлении в дошкольном возрасте можно говорить лишь в плане формирования его предпосылок и отдельных элементов. Преобладает же от 3 до 6—7 лет мышление наглядно-образное. Здесь ребенок уже более свободен от того, чтобы трогать объекты и манипулировать с ними в ходе решения задач, хотя в случаях затруднений эти практические действия сохраняются. Это мышление специфично своей опорой не на действия, а на представления и образы: при решении задач дошкольник может представить себе ситуацию и мысленно действовать в ней [43].

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому, что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.

В. С. Мухина отмечает, что развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам [25].

Развитие мышления не происходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка, с изменением его отношения к окружающей действительности. На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в жизни и в формировании психических особенностей. Если, например, игра в дошкольном возрасте оказывает решающее влияние на умственное развитие ребенка, то в школьном возрасте она отходит на задний план, уступая место учению. Невозможно понять развития мышления, не учитывая, внутри какой деятельности оно происходит и, какую роль оно выполняет. Только при таком подходе, справедливо указывает А.Н. Леонтьев, может быть правильно понята ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношение к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание [19]

Для более глубокого и систематического усвоения знаний уже недостаточно выделения отдельных познавательных задач, связанных с мотивами игры или практической деятельности, необходимо появление новых познавательных мотивов. Как показывает опыт наших детских учреждений, при соответствующей организации воспитательной работы, такие изменения действительно происходят к концу дошкольного возраста.

Эти изменения идут по двум направлениям: с одной стороны, наряду с игрой, начинает формироваться новый вид деятельности — учебная деятельность, а с другой стороны, в самой игре появляются такие новообразования, как интеллектуальные игры, головоломки и т.д.

В старой форме игры начинает реализоваться новое содержание — познавательная деятельность, которая подготавливает ребенка к процессу систематического усвоения знаний в школе.

Таким образом, в дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, совершенствуется наглядно-образное, происходит развитие мышления по направлению формирования логического понятийного мышления, формирования мыслительных операций, что расширяет возможности познания и позволяет устанавливать причинно-следственные связи.

Источник