Критерии в основе периодизации психического развития ребенка

Критерии в основе периодизации психического развития ребенка thumbnail

Разделение
жизненного пути ребенка на периоды
позволяет лучше понять закономерности
детского развития, специфику отдельных
возрастных этапов. Содержание (и название)
периодов,
их временные границы
определяются представлениями автора
периодизации о наиболее важных,
существенных сторонах развития.

Л.С.
Выготский различал три группы периодизации:

  • по
    внешнему критерию,

  • по
    одному и

  • нескольким
    признакам детского развития.

Для
первой группы характерно построение
периодизации на основе внешнего, но
связанного с самим процессом развития
критерия. Примером
могут
служить периодизации, созданные по
биогенетическому принципу. Поскольку,
согласно этой позиции, онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез,
процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными периодами биологической
эволюции и исторического развития
человечества. Один из вариантов

периодизация В. Штерна

был приведен в
§ 2
главы
1.

Еще
один пример

периодизация Рене Заззо. В ней этапы
детства совпадают со ступенями системы
воспитания и обучения детей. После
стадии раннего детства (до
3
лет) начинается стадия
дошкольного
возраста
(3-6
лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дошкольном учреждении. Далее следуют
стадия начального школьного образования
(6-12
лет), на
которой ребенок приобретает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе
(12-16
лет), когда он получает общее образование;
и позже

стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны, и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпадают с переломными моментами в
детском развитии.

Во
второй группе периодизаций используется
не внешний, а внутренний критерий. Этим
критерием становится какая-либо одна
сторона развития, например, развитие
костных тканей у
П.П. Блонского и
развитие детской сексуальности у
3.
Фрейда.

Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак

появление и смену
зубов. Детство
делится поэтому на три эпохи: беззубое
детство (до 8
месяцев
— 2-2,5
лет), детство молочных зубов
(
примерно до
6,5
лет) и детство постоянных зубов (до
появления зубов мудрости).

Зигмунд
Фрейд считал главным источником,
двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной
энергией. Сексуальное развитие,
следовательно, определяет развитие
всех сторон личности и может служить
критерием возрастной периодизации.
Детская сексуальность понимается
3.
Фрейдом широко, как все, приносящее
телесное удовольствие,

поглаживания, сосание, освобождение
кишечника и
т.д.
Стадии развития связаны со смещением
эрогенных зон

тех областей тела, стимуляция которых
вызывает удовольствие.

На
оральной стадии (до
1
года) эрогенная зона

слизистая рта и губ. Ребенок получает
удовольствие, когда сосет молоко, а в
отсутствие пищи

собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного
3.
Фрейдом «Оно», развивается вторая
инстанция

«Я». Формируются такие черты личности,
как ненасытность, жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.

На
анальной стадии
(1-3
года) эрогенная зона смещается в слизистую
оболочку кишечника. Ребенка в это время
приучают к опрятности, возникает много
требований и запретов, в результате
чего
в личности ребенка начинает формироваться
последняя, третья инстанция

«Сверх-Я» как воплощение социальных
норм, внутренняя цензура, совесть.
Развиваются аккуратность, пунктуальность,
упрямство, агрессивность, скрытность,
накопительство и некоторые другие
черты.

Фаллическая
стадия
(3-5
лет) характеризует высшую ступень
детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся гениталии. Если до сих
пор детская сексуальность была направлена
на себя, то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс),
девочки к отцу (комплекс Электры). Это
время наиболее
строгих запретов и
интенсивного формирования «Сверх-Я».
Зарождаются новые черты личности

самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная
стадия
(5-12
лет) как бы временно прерывает сексуальное
развитие ребенка. Влечения, исходящие
из «Оно», хорошо контролируются. Детские
сексуальные переживания вытесняются,
и интересы ребенка направляются на
общение с друзьями, школьное обучение
и
т.д.

Генитальная
стадия
(12-18
лет) соответствует собственно половому
развитию ребенка. Объединяются все
эрогенные зоны, появляется стремление
к нормальному сексуальному общению.
Биологическое начало

«Оно»

усиливает свою активность, и личности
подростка приходится бороться с его
агрессивными импульсами, используя
механизмы психологической защиты.

Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон развития. Кроме того,
в них не учитывается изменение роли
выбранного признака в общем развитии
ребенка на протяжении детства, а значение
любого признака меняется при переходе
от возраста к возрасту.

В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей этого развития. Это
периодизация Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина. В них
используются три критерия

социальная ситуация развития, ведущая
деятельность и центральное возрастное
новообразование.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка до 1 года проблемы

С
периодизацией Л.С. Выготского мы
познакомились в предыдущем параграфе.
Остановимся на периодизации Д.Б.
Эльконина, который развил представления
Л.С. Выготского о детском развитии.

Д.Б.
Эльконин рассматривает ребенка как
целостную личность, активно познающую
окружающий мир

мир предметов и человеческих отношений,
включая его при этом в две системы
отношений: «ребенок

вещь» и «ребенок

взрослый». Но вещь, обладая определенными
физическими свойствами, заключает в
себе и общественно выработанные способы
действий с нею, это по сути

общественный предмет, действовать с
которым ребенок должен научиться.
Взрослый тоже не только человек, имеющий
конкретные индивидуальные качества,
но и представитель какой-то профессии,
носитель других видов общественной
деятельности, с их специфическими
задачами и мотивами, нормами отношений,
т.е. общественный взрослый. Деятельность
ребенка внутри систем «ребенок

общественный предмет» и «ребенок

общественный взрослый» представляет
единый процесс, в котором формируется
его личность.

В
то же время эти системы отношений
осваиваются ребенком в деятельностях
разного типа. Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В
первую группу входят деятельности,
которые ориентируют ребенка на нормы
отношений между людьми. Это
непосредственно-эмоциональное общение
младенца, ролевая игра дошкольника и
интимно-личностное общение подростка.
Они значительно отличаются друг от
друга по содержанию и глубине, но
представляют собой деятельности одного
типа, имеющие дело, главным образом, с
системой отношений «ребенок

общественный взрослый» или, шире,
«человек

человек».

Вторую
группу составляют ведущие деятельности,
благодаря которым усваиваются общественно
выработанные способы действий с
предметами и различные эталоны:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка раннего возраста, учебная
деятельность младшего школьника и
учебно-профессиональная деятельность
старшеклассника. Маленький ребенок
овладевает предметными действиями с
ложкой или стаканом, ребенок старшего
возраста
— математикой
и грамматикой, их деятельность мало
похожа внешне но, по существу, и то и
другое

освоение элементов человеческой
культуры. Деятельности второго типа
имеют дело с системой отношений «ребенок

общественный предмет» или «человек

вещь».

РКритерии в основе периодизации психического развития ребенкаис.
1.2.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ПО
Д.Б.
ЭЛЬКОНИНУ

Критерии в основе периодизации психического развития ребенкаКритерии в основе периодизации психического развития ребенкаКритерии в основе периодизации психического развития ребенка
развитие мотивационно-потребностной
сферы;

— развитие интеллектуально-познавательной
сферы; —
переходы от эпохи к эпохе;

переходы от
периода к периоду.

В
деятельности первого типа, главным
образом, развивается мотивационно-потребностная
сфера, в деятельности второго типа
формируются операционно-технические
возможности ребенка, т.е.
интеллектуально-познавательная сфера.
Эти две линии образуют единый процесс
развития личности, но на каждом возрастном
этапе получает преимущественное развитие
одна из них. Так

как
ребенок поочередно осваивает системы
отношений «человек

человек» и «человек

вещь», происходит закономерное чередование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает,
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и
т.д.
(см. рис.
1.2).

Д.Б.
Эльконин так формулирует закон
периодичности3.
«К каждой точке своего развития ребенок
подходит с известным расхождением между
тем, что он усвоил из системы отношений
человек

человек, и тем, что он усвоил из системы
отношений человек

предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».

Таким
образом, каждый возраст характеризуется
своей социальной ситуацией развития;
ведущей деятельностью, в которой
преимущественно развивается
мотивационно-потребностная
или
интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями,
формирующимися в конце периода, среди
них выделяется центральное, наиболее
значимое для последующего развития.
Границами возрастов служат кризисы

переломные моменты в развитии ребенка.

Соседние файлы в папке общая психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В процессе онтогенеза
эмпирически выделяется ряд сменяющих
друг друга периодов, качественно
различающихся с точки зрения строения,
функционирования и соотношения различных
психических процессов и характеризующихся
особыми личностными образованиями.
Поэтому поиск научных основ периодизации
психического развития ребенка выступает
как коренная проблема отечественной
психологии развития от разработки
которой во многом зависит стратегия
построения целостной системы воспитания
растущих людей.

Проблема
периодизации психического развития

неоднократно обсуждалась в зарубежной
психологии. В своих трудах Д.И. Фельдштейн
дает подробный анализ зарубежных
периодизаций психического развития
(Э. Эриксона, Э. Шпрангера, Г. Салливена
и других), указывая, что эти концепции
раз­личаются, прежде всего, в соответствии
с разными критериями, лежащими в их
основании. В одних случаях границы
возрастных периодов выделялись исходя
из сложившейся системы учебно-воспитательных
учреждений, в других ‑ в соответствии
с «кризисными» периодами в развитии
ребенка, в третьих- согласно анатомическим
и физиологическим особенностям,
характеризующим это развитие. Значительная
группа периодизаций психического
развития строилась на основе вычленения
какого-либо одного признака детского
развития как условного критерия для
разделения его на отдельные периоды.

Читайте также:  Развитие речи у современного ребенка

Цель любой
периодизации ‑ обозначить на линии
развития точки, отделяющие друг от друга
качественно своеобразные периоды
.
Вопрос лишь в том, что обуславливает
это качественное своеобразие.
В
свое время А. Геззел, 3. Фрейд, Ж. Пиаже,
Л.С, Выготский и др. выделяли разнообразные
основания для построения периодизации.
Систематизация этих попыток была
предпринята Л.С. Выготским в работе
«Проблема возраста».

Понять закономерности
возрастного развития, специфику отдельных
возрастных этапов позволяет разделение
жизненного пути на периоды. Содержание
(и название) периодов, их временные
границы определяются представлениями
автора периодизации о наиболее важных,
существенных сторонах развития. Л.С.
Выготский различал
три группы периодизаций
:
по внешнему критерию, по одному признаку,
по нескольким признакам детского
развития.

Для первой
группы

характерно построение периодизации на
основе внешнего, но связанного с самим
процессом развития критерия. Примером
могут служить периодизации, созданные
по биогенетическому принципу. Согласно
этой позиции онтогенез в кратком и
сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому
процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными периодами биологической
эволюции и исторического развития
человечества. Один из вариантов ‑
периодизация ученика С. Холла Гетчинсона.
Гетчинсон на основании теории рекапитуляции
создал периодизацию психического
развития, критерием в которой был способ
добывания пищи.

Еще один пример ‑
периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства
совпадают со ступенями системы воспитания
и обучения детей. После стадии раннего
детства (до трех лет) начинается стадия
дошкольного возраста (3 ‑ 6 лет),
основное содержание которой составляет
воспитание в семье или дошкольном
учреждении. Далее следует стадия
начального школьного образования (6 ‑
12 лет), на которой ребенок приобретает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе (12 ‑
16 лет), когда он получает общее образование;
и позже ‑ стадия высшего или
университетского образования. Так как
развитие и воспитание взаимосвязаны и
структура образования создана на базе
большого практического опыта, границы
периодов, установленных по педагогическому
принципу, почти совпадают с переломными
моментами в детском развитии.

Ко второй группе
(самой многочисленной) Л.С. Выготский
отнес периодизации, которые основаны
на каком-либо одном (или нескольких)
отдельно взятом признаке развития.
Пример простейшей периодизации такого
типа он берет у П.И. Блонского, который
в качестве основания использовал
дентицию, и выде­лял соответственно
беззубое детство, молочнозубое детство,
период смены зубов, стадии прорезывания
премоляров и клыков, постояннозубое
детство. Он считал, что процесс развития
определяется нарастанием энергетических
ресурсов организма, которые и задают
время кальцинации — окостенения скелета,
смены зубов. Такой прямой параллелизм
ничем на подтвержден, не говоря уже о
том, что и выделенные периоды не
равнозначны: скажем время прорезывания
зубов очень важно для ребенка, а переход
к постояннозубому детству ничем в
психическом плане не примечателен.

В эту же группу
Л.С. Выготский помещает периодизацию,
предложенную В. Штерном, основанием
которой является собственно психологический,
а не биологический критерий ‑
собственная активность человека. Так,
к примеру, В. Штерн говорит о периоде,
когда ребенок только играет, о периоде
сознательного учения с разделением
игры и труда, о периоде юношества с
развитием самостоятельности и началом
трудовой деятельности. В. Штерну же
принадлежит и периодизация, в основе
которой положено развитие речи с
выделением фазы первого слова, фазы
однословных и двухсловных предложений,
фазы грамматизации и т.д.

К этой же группе
можно отнести и периодизацию З. Фрейда,
основанием которой является изменение
зон, в которых находит удовлетворение
либидо. З. Фрейд описывает следующие
стадии развития личности:

1) оральная фаза
(1-й год жизни): эрогенные зоны в области
рта; формы поведения — захват, удержание,
сосание, кусание, выплевывание;

2) анальная фаза
(2-3-й годы жизни): эрогенные зоны ‑ в
области заднего прохода; формы поведения
‑ интерес к функциям отправления;

3) фаллическая фаза
(с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны ‑ в
области первичных половых органов;
формы поведения — исследование своих
гениталий.

4) латентная фаза
(с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия полового
созревания): эрогенные зоны не выделяются
и специфических форм поведения нет;

5) генитальная фаза
(фаза половозрелости): во главе с
гениталиями активизируются все эрогенные
зоны и формы поведения.

Особое место в
периодизациях второй группы занимает
периодизация Ж. Пиаже, в основе которой
лежит развитие интеллектуальных
структур. Развитие интеллекта он считает
фактором достижения равно­весия с
окружающей средой и описывает: 1)
предоперациональную стадию мышления
(сенсомоторный интеллект) с его рефлексами
и приспособительными реакциями; 2) стадию
предпонятийного и интуитивного мышления
(внутренних действий с образами,
символами); 3) стадию конкретных операций
и 4) стадию формальных операций.

По аналогии со
стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основу
периодизации Л. Колберг положил
становление морали, описывая с этих
позиций доморальный уровень (связанный
с ориентацией на избегание наказания
и получение поощрения), уровень
конвенциональной морали (связанный с
ориентацией на образец или авторитет)
и уровень автономной морали (связанный
с ориентацией на общественный договор
и общепринятые моральные нормы).

Читайте также:  Вопросы по влияние среды на психическое развитие ребенка

Перечислять
варианты периодизаций этой группы можно
бесконечно. Все они названы Л.С. Выготским
моносимпатическими, поскольку в основании
большинства из них лежит лишь один, хотя
и важный, признак развития.

Третью группу,
по Л.С.
Выготскому, должны составить периодизации,
связанные с
выделением существенных особенностей
самого развития.
Наиболее
близко к построению периодизации такого
типа подошел А. Гезелл, обнаруживший,
что «плотность» развития с взрослением
уменьшается.

Л.С. Выготский
предложил собственную периодизацию,
руководствуясь диалектической моделью
развития и идеей скачков-переходов к
новому качеству. Он выделял в развитии
стабильные и кризисные возрасты
(периоды). В стабильных периодах происходит
медленное и неуклонное накопление
мельчайших количественных изменений
развития, а в критические периоды эти
изменения обнаруживаются в виде
скачкообразно возникших необратимых
новообразований.
Новое
«не падает с неба», как писал Л.С.
Выготский, оно появляется закономерно,
подготовленное всем ходом предшествующего
развития. По мнению Л.С. Выготского,
стабильные
и критические периоды
в
развитии чередуются:
1) кризис
новорожденности. 2) стабильный период
младенчества, 3) кризис первого года
жизни, 4) стабильное раннее детство, 5)
кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный
возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный
младший школь­ный период. 9) пубертатный
кризис, 10) стабильный подростковый
возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.

Источником развития,
как уже отмечалось выше, является
социальная среда. Каждый час в развитии
ребенка меняет влияние на него среды:
среда становится совершенно иной, когда
ребенок переходит от одной возрастной
ситуации к следующей. Л.С. Выготский
ввел понятие «социальная ситуация
развития» ‑ специфическое для каждого
возраста отношения между ребенком и
социальной средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, и
определяет тот путь развития, который
приводит к воз­никновению возрастных
новообразований.

Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С. Выготский
выделяет две
единицы анализа социальной ситуации
развития

деятельность
и переживание.
Легко
наблюдать внешнюю активность ребенка,
его деятельность. Но существует и
внутренний план, план переживаний. Одну
и ту же ситуацию в семье по-разному
переживают разные дети, даже дети одного
возраста ‑ близнецы. Один и тот же
ребенок, развиваясь, переходя от одного
возраста к другому, будет по-новому
переживать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация
развития меняется в самом начале
возрастного периода. К концу периода
появляются новообразования, среди
которых особое место занимает центральное
новообразование,
имеющее
наибольшее значение на следующей стадии.

Большое значение
Л.С. Выготский придавал кризисам и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития. В настоящее время у нас чаще
говорят о переломных моментах в развитии
ребенка, а собственно кризисные негативные
проявления относят на счет особенностей
его воспитания, условий жизни. Близкие
взрослые могут эти внешние проявления
смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся не долго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стечении обстоятельств растягиваются
до года или даже до двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
происходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах. Развитие может
принять в это время катастрофический
характер. Кризис начинается и завершается
незаметно, его границы размыты,
неотчетливы. Обострение наступает в
середине периода. Для окружаю­щих
ребенка людей оно связано с изменением
поведения, проявлением «трудновоспитуемости»,
как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит
из-под контроля взрослых, и те меры
педагогического воздействия, которые
раньше имели успех, теперь перестают
действовать. Аффективные вспышки,
капризы, более или менее острые конфликты
с близкими ‑ типичная картина кризиса,
характерная для многих детей. У школьников
падает работоспособность, ослабляется
интерес к занятиям, снижается успеваемость,
иногда возникают мучительные переживания,
внутренние конфликты.

Главные изменения,
происходящие во время кризиса, ‑
внутренние. Развитие приобретает
негативный характер. На первый план
выдвигаются инволюционные процессы:
распадается, исчезает то, что образовалось
на предыдущей стадии. Ребенок теряет
интересы, но на ряду с потерями создается
и что-то новое. Новообразования, возникшие
в бурный, непродолжительный период,
оказываются неустойчивыми и в следующем
стабильном периоде трансформируются,
поглощаются другими новообразованиями,
растворяются в них и, таким образом,
отмирают.

В кризисные периоды
обостряются основные противоречия: с
одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его все еще
ограниченными возможностями, с другой
‑ между новыми потребностями ребенка
и сложившимися ранее отношениями со
взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие
проти­воречия часто рассматриваются
как движущие силы психического развития.

Соседние файлы в папке 1

  • #
  • #

    19.02.20167.28 Mб29Маклаков А.Г. — Общая психология.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник