Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни

Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни thumbnail

Кукла Полина Г
Психологические особенности детей первого года жизни

Рождение является для организма ребенка большим потрясением.

Внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психиче-ском развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.

С первого дня жизни вступают в строй зрительные и слуховые анализаторы, но их работа крайне не совершенна. Зрительные реакции возникают только на яркий свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев зрение и слух быстро совершенствуется.

Развитие зрения и слуха новорожденного происходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зрительных и слуховых анализаторов, совершенствование реакций на влияние раздражителей происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.

Ребенок с рождения способен различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который вносит безусловно – рефлекторный характер, впоследствии переходящий в плач. По характеру крика, выражению лица новорожденного и по его общему виду можно отметить наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний, которые выделяют как чувственные эмоциональные состояния.

В первый месяц жизни для ребенка не существует ни кто-то, ни что-то, что он все раздражение и все окружающее переживает только как субъектив-ное состояние.

Ребенок еще не выделяет себя и свои переживание от восприятия объек-тивных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.

В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатление выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия [ ].

У новорожденного нет специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами новорожденности. В этот период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.

Около 80% времени новорожденный проводит во сне, который недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому чаще у ново-рожденных наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном.

Таким образом, можно отметить, что новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и она носит совершенно своеобразный характер.

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).

Для ребенка первого года жизни характерен очень быстрый темп развития, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, в результате чего длительность активного бодрствования увеличивается от 20-30 минут в период новорожденности до 3-3,5 часов к концу года.

С первых месяцев жизни у ребенка развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции, движения, элементарные действия с предметами. К концу первого года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Он начинает понимать речь, употреблять первые слова, выполнять простые действия с предметами. Развиваются память, внимание, мышление. Отмечаются первые проявления самостоятельности, ин-терес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления»особая эмоци-ально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножкам и, издает различные звуки.

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная. Ребенок про-являет узнаваемость близких, радуется им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия проявляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям.

Непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место эмоциально-опосредованному (ситуативно-деловому) общению. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоциональное отношение взрослого к совместным действиям с малышом во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка.

Быстрый темп и неравномерность развитие ребенка позволяют условно разделить первый год жизни ребенка на периоды, в каждом из которых выде-ляются умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Конец периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев.

Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зри-тельных и слуховых ориентировочных реакций.

В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, на 3-м — «комплекс оживления». Постепенно «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.

В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление.

В возрасте от 3 до 5-6 месяцев продолжают совершенствоваться зрительные и слуховые ориентировочные реакции, сенсорное развитие, движения; формируется более сложное поведение.

К 3-4 месяцам ребенок может захватывать предметы ручками, ощупывает и рассматривает их. Далее к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. На этой основе развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт.

На 4-м месяце совершенствуются умение слежения за предметом или лицом взрослого, другими ребенком. Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в про-странстве.

Читайте также:  Ребенок 2года 3 месяца развитие

На 4-5 месяце ребенок начинает различать интонации, мелодии, голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на новую обстановку и на незнакомых людей. К 6 месяцам по звучанию узнает свое имя.

На данном возрастном этапе у ребенка происходит развитие подготови-тельных этапов активной речи. Ребенок длительно гулит – к 4 месяцам, к 5 месяцам – певуче и с разной интонацией.

В этот период ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, пытается при-близиться к привлекшему его внимание предмету.

В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев внимание ребенка возрастает к предметам, находящихся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми воз-можностями в овладении пространством – в этом возрасте ребенок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. Благодаря этому расширяется кругозор ребенка, становится богаче жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем.

От 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. К 7 месяцам находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте по просьбе взрослого, а в 8 уже может показывать несколько предметов, выполнять простые действия.

С 6-7 месяцев начинают развиваться действие с предметами, которые ре-бенок производит одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств, а к 8-9 начинает использовать предметы с учетом их свойств. К 9 месяцам ребенок по подражанию сначала выполняет знакомые действия, а затем и новые.

Понимание речи развивается и ребенок уже может выполнять действия по речевой инструкции взрослого, воспроизводя то, чему его научили раньше.

В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движением взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.

В данный возрастной период ребенок начинает лепетать. В 7 месяцев он повторяет отдельные слоги в различных сочетаниях, в 8 повторяет их за взрос-лым, а в 9-10 при повторении произносит уже новые слоги.

К 6 месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по разному эмоционально реагирует на близких и не-знакомых людей.

От 9-10 до 12 месяцев бодрствование ребенка увеличивается от 2,5 до 3,5 часов. Он проявляет все больше самостоятельности при исследовании предметов и игрушек: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т. д. Особый интерес ребенок проявляет, к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. К концу 9-10 месяцев из отрывочных впечатлений у ребенка складываются целостные впечатления о предметах наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.

С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуются зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

В 11-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Ребенок начинает многое понимать. К концу году некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обогащенные характер.

Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь – овладевая навыком речевого подражания, ребенок начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. К году в активном словаре имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше.

Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность.

В конце первого жизни общение со взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками и предметами, в процессе которых ребенок знает и запоминает названия предметов. Появляются более сложные эмоциональные переживания – радость, обида и др. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение.

Таким образом, основными новообразованиями данного возраста будут: 1) развитие зрительных и слуховых анализаторов, которое во втором полугодии жизни ребенка перестает удовлетворять его потребности в познании окружаю-щего мира, поэтому ребенок начинает предпринимать попытки встать на ноги. Благодаря тому, что ребенок встает на ноги, он получает возможность видеть окружающие его предметы и явления в иной плоскости, расширяя кругозор ребенка – это дает новый толчок к его физическому и психическому развитию; 2) развитие эмоций; 3) ребенок начинает понимать речь окружающих, совершенствуется его артикуляционный аппарат, он способен произносить несколько облегченных слов; 4) благодаря развитию зрительного и слухового восприятия, предпосылок формирования активной и понимаемой речи у ребенка появляется умение овладевания различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоциально выразительных реакций и первых слов; 5) развитие тактильного восприятия.

Источник

Сенсорная сфера человека играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. От уровня ее развития в значительной степени зависит успешность развития личности в целом — как физического, так и умственного. Благодаря сенсорному развитию, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для обучения и воспитания, расширяется мировоззрение. Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Эта система называется сенсорной (чувствующей). Несмотря на наличие готовых к функционированию органов чувств, все это является лишь предпосылками для восприятия окружающей действительности. Полноценное восприятие окружающего мира осуществляется благодаря сенсорному развитию и воспитанию [30].

Читайте также:  Развитие ребенка второй год жизни по месяцам

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира [46]. Важность сенсорного развития в младенчестве и раннем детстве сложно переоценить, поскольку именно этот период наиболее благоприятен для усовершенствования деятельности органов чувств, обогащения представлений об окружающем мире. Многие выдающиеся зарубежные деятели в области психолого-педагогических наук (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) совершенно справедливо полагали, что сенсорное воспитание, сосредоточенное на обеспечении полноценного сенсорного развития, есть одна из основных сторон воспитания детей раннего возраста [15].

Постижение окружающего мира возникает на основе восприятия предметов и явлений. Остальные формы познания — память, мышление, воображение — развиваются на базе образов восприятия, являются следствием их переработки. Вот почему нормальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое мы понимаем как непосредственное, чувственное отражение реальности в сознании, способность воспринимать, различать и осваивать явления внешнего мира [24].

Восприятие складывается на базе ощущений различной модальности. Информация, которую человек получает в процессе визуального наблюдения, в звуках, запахах, разнообразных вкусах и т.п., неисчерпаема. Такие исследователи как, С.М. Вайнерман, Л.В. Филиппова и другие утверждают, что в детском возрасте не выявлено оптимумов развития даже в отношении самых элементарных сенсомоторных реакций, что свидетельствует о незавершенности в этот возрастной период процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития. Познание детьми окружающего мира и его объектов, их основных геометрических, кинетических и динамических свойств, закономерностей пространства и времени осуществляется в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности [26].

Учеными установлено, что онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей. По мнению рядя ученых А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Е.А. Янушко и др. восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (чувствительных рецепторов кожи, слуха, глаз) [8].

По мнению Курашовой Р.А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.

Курашова Р.А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:

1) формирование сенсорных эталонов;

2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);

3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины) [27].

Л. А. Венгер утверждает, что в раннем возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане [16].

Базылева А.Е. говорит, что для полноценного сенсорного развития следует тренировать органы чувств с самого рождения, только в этом случае у детей развивается способность чутко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности [5]. Сенсорные процессы развиваются не отдельно друг от друга, а во время комплексной деятельности детей и зависят от условий и характера этой деятельности [2].

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, H.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей младенческого возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования [4].

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие [6].

В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели сенсорного развития младенцев.

Зрение ребенка. В первые 3-5 дней после рождения глаза новорожд?нного еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении. К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Через 10-14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20-40 см от его лица. К 4-й неделе жизни малыш уже может 5-10 секунд удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

На втором месяце жизни у ребенка начинает развиваться предметное зрение. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40-50 см над его грудью, в течение 20-25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Читайте также:  Что купить ребенку для развития моторики

Примерно с 3-4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи — и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого. К концу 4-го месяца жизни способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней.

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам. Начиная с 6-ти месяцев, кроха уверенно различает близких и чужих людей. В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» — он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение длится недолго, всего 5-10 с.

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом. В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойные и ритмичные мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной. В 5 месяцев начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

К 6-7 месяцу малыш уже знает свое имя. В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. К 10-12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты. Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к лицу, изучая его при помощи касаний. После 3-4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками. С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом — «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах. В возрасте 2-3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Г.А. Урунтаева выделяет следующие особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

— складывается акт рассматривания предметов;

— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;

— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым [43].

Таким образом, сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Познание детьми окружающего мира и его объектов, их основных геометрических, кинетических и динамических свойств, закономерностей пространства и времени осуществляется в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности. Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте: складывается акт рассматривания предметов; устанавливаются зрительно- двигательные координации; формируется хватание; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. Изучение сенсорного развития имеет важное теоретической и практическое значение, так как онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей.

Источник