Особенности развития ребенка в подростковом возрасте

Особенности развития ребенка в подростковом возрасте thumbnail

Содержание

Подростковый возраст и его особенности

Анатомо – физиологические особенности подростков

Психологические особенности подросткового возраста

Поведенческие особенности подросткового возраста

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

особенности подросткового возраста, возрастные особенности подростков

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

личность, анатомо физиологические особенности подростков

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой  системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

подростковый возраст, особенности подросткового возраста кратко

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

подростковый период, подростковый возраст и его особенности

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

психологические особенности подросткового возраста

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.

Источник

4

Вопрос
№ 20

Особенности
психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период
от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из
самых сложных и ответственных в жизни
ребенка и его родителей. Как и любой
другой, подростковый возраст «начинается»
с изменения социальной ситуации развития.

Читайте также:  Недели развития ребенка в утробе матери описание

Специфика социальной ситуации
развития заключается в том, что подросток
находится в положении (состоянии) между
взрослым и ребенком — при сильном
желании стать взрослым, что определяет
многие особенности его поведения.
Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Подросток стремится отстоять свою
независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей
деятельностью
является общение со
сверствниками. Именно в процессе общения
со сверстниками происходит становление
нового уровня самосознания ребенка,
формируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для
подростков очень важным информационным
каналом.

В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация.

Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями,
происходящими в организме ребенка.
Половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие
подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения. Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за
короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость
    сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может
    смениться апатией, отсутствием стремлений
    и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность,
    безаппеляционность в суждениях быстро
    сменяются ранимостью и неуверенностью
    в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается
    с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко
    граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне
    недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием
    уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-либо из
окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13
лет, у девочек — на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в
развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо
концентрировать внимание в значимой
для него деятельности. Внимание становится
хорошо управляемым, контролируемым
процессом.

Память. Подросток способен
управлять своим произвольным запоминанием,
использовать различные мнемические
средства. Память в этом возрасте
перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому.
При этом перестраивается сама смысловая
память — она приобретает опосредованный,
логический характер, обязательно
включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис 13 лет относится
к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности
    и способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен.

Происходит переход на новую, высшую
ступень интеллектуального развития.
На смену конкретному приходит логическое
мышление. Это проявляется в критицизме
и требовании доказательств, его начинают
интересовать философские вопросы
(проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание
мира собственных переживаний. В этом
возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется
ярче и чаще, чем у девочек, и начинается
позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса
не обязательно имеет негативный характер.
Л.С.Выготский пишет о трех вариантах
поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Подросток недоступен
    уговорам старших, возбудим или, наоборот.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить,
что негативизм — следствие недостатков
педагогического подхода.

Основные линии развития подростков
связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и
приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор
новой взрослой идентичности, нового
отношения к себе и к миру. Внешне это
проявляется в активном интересе к себе:
подростки постоянно что-то доказывают
друг другу и самому себе; они общаются
на темы, затрагивающие моральные и
нравственные вопросы, межличностные
отношения; появляется интерес к
исследованию себя, уровня развития
своих способностей через прохождение
тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания
обуславливает интерес к себе, поэтому
ребенок в подростковом возрасте склонен
к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Поэтому любая оценка со стороны значимых
взрослых может вызвать бурную и
непредсказуемую реакцию.

Читайте также:  Созревание нервной системы у ребенка и развитие

Становление нового уровня самосознания
выражается также в стремлении понять
себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и
свое отличие — уникальность и
неповторимость. Познание себя через
отличие зачастую происходит через
противопоставление себя миру взрослых.
Отсюда может идти негативизм в отношении
норм и ценностей взрослых, их обесценивание.
«Я не такой как вы! Я никогда не стану
таким!», — вот достаточно характерные
для подросткового возраста фразы. Как
следствие, в этом возрасте наблюдается
резкое понижение ценности общения в
семейном кругу: самыми большими
авторитетами становятся друзья, а не
родители.

Познание себя через сходство с
другими происходит у подростков при
общении со сверстниками. Подростки
имеют свои собственные нормы, установки,
специфические формы поведения, которые
образуют особую подростковую субкультуру.
Для них очень важно чувство принадлежности,
возможность занять свое место в
референтной группе
.

Таким образом, можно сказать, что в
подростковом возрасте резко падает
авторитет взрослого и возрастает
значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от
семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости.
Внешне это выглядит как стремление к
самостоятельности и независимости. Он
стремиться расширить свои права, делать
так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое
поведение часто провоцирует запреты.
Но это необходимо, т.к. именно подобном
противостоянии со взрослыми подросток
исследует свои границы, пределы своих
физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет
потребности в самопознании и
самоутверждении, узнает свои возможности
и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового
возраста характерны следующие особенности:

— половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие, обуславливающие
эмоциональную неустойчивость и резкие
колебания настроения;

— изменение социальной ситуации развития:
переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
взрослости;

— смена ведущей деятельности: учебную
деятельность вытесняет интимно-личностное
общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я»,
поиск собственного места в системе
человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление
миру взрослых и через чувство принадлежности
к миру сверстников. Это помогает подростку
найти собственные ценности и нормы,
сформировать свое представление об
окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание
подростка признания своей «взрослости».
В этом возрасте подростки стремятся
освободиться от эмоциональной зависимости
от родителей.

Источник

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Ученик начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

Самый важный факт физического развития подростков — половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а также от особенностей индивидуальной жизни (состояние здоровья, перенесенные болезни, питание, режим труда и отдыха, окружающая обстановка и т.д.). Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, а девочек — к 13-14 годам. Несмотря на то, что организм к 13-15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя.

Читайте также:  Условия нормального психологического развития ребенка

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу — и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Труд подростка. Как правило, подростки очень охотно трудятся. Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта, как активность подростков. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. Таким образом, трудовая деятельность подростков — это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих трудовых обязанностей, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания.

Труд дает возможность формировать у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. Поэтому важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о способах выполнения и последовательности отдельных трудовых операций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.

Формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.

Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляет собой устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята — юноши 17-20 лет. Конечно, далеко не все такие компании должны вызывать настороженное отношение со стороны воспитателей. Но во всяком случае необходимо присмотреться к ним, понаблюдать и постараться вовлечь их в сферу влияния общественных организаций.

Следует выделить ряд важнейших направлений, по которым идет развитие личности. Это интенсивное формирование и развитие: а) нравственного (морального) сознания, 6) самосознания, в) чувства взрослости и г) деятельности общения.

Таким образом, подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всего организма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В это время активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы. Современный подросток стремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкий круг духовных запросов, интересов и увлечений. Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям. Стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность. Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности. Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке.

Источник