Особенности развития ребенка в период новорожденности и младенчества

метки: Взрослый, Ребенок, Реакция, Жизнь, Человек, Младенец, Восприятие, Оживление

Гл, а в, а 8

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

8.1. Период новорожденности и младенчества

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два этапа -период новорожденности, который длится от четырех до шести недель и кончается с появлением комплекса оживления, и период младенчества, который заканчивается в год.

Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым, вне-утробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций — зрительного и слухового сосредоточения (умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), появления первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Она заключается в том, что развитие сенсорных процессов (зрения, слуха, осязания) существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем органы чувств.

Зрительное и слуховое сосредоточение, которые возникают соответственно в 4−5 и 3 недели, фактически закладывают основу перехода от ощущений к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом движение предмета или повернуть голову за перемещающимся источником звука- Эти реакции развиваются по принципу доминанты — в момент сосредоточения все другие реакции ребенка прекращаются, он замирает и к°нцентрируется только на том звуке или объекте, который привлек его внимание. На основе этих сформировавшихся реакций рождается °мплекс оживления, который и является показателем перехода к но-ому этапу развития — младенчеству. Комплекс оживления также пред-тавляет собой своего рода доминанту, так как в этот момент все дру-Ие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему под-°Дит взрослый, он замирает, а затем начинает усиленно двигать ручка-

259

ми и ножками, улыбаться, гулить — словом, делать все, чтобы привлек к себе внимание.

14 стр., 6752 слов

Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего пс

… системы жизнедеятельности функционируют нормально.[3] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Период новорожденности — первый критический период развития ребенка. Это первая травма, и вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы … реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека …

Такая реакция на взрослого доказывает, что близкие люди являются для младенца не просто необходимым условием развития, но его ис. точником. В этом также заключается существенное отличие младенцев человека от детенышей животных — среда, общение со взрослыми, окружающая культура, язык не просто ускоряют или замедляют темп раз. вития, благоприятствуя или, наоборот, препятствуя формированию, становлению определенных качеств, но и направляют это развитие, обогащают его новым содержанием, которое может существенно изменить саморазвитие детей. Об этом важно помнить всем взрослым, окружающим детей с первых дней их жизни.

Реакция на взрослого представляет собой не только первую собственно психологическую реакцию ребенка, но и первую его социальную реакцию. Л. С. Выготский, говоря о развитии младенцев, писал, что это максимально социальное существо, и отчасти это справедливо, так как ребенок полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет все его потребности. Сам ребенок никогда бы не смог выжить; именно взрослый, окружая его вниманием, заботой и уходом, помогает ему нормально сформироваться. С зависимостью от заботы взрослого связан и тот факт, что у младенцев человека в первые месяцы жизни доминирует сенсорное развитие, а у детенышей животных — моторное. Развитие восприятия все первые годы жизни, фактически весь дошкольный возраст, — один из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте, как будет показано позднее, во многом зависят и другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И.Лисиной, Л.И.Божович, Э. Эриксона, А. Адлера, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни для ребенка крайне важны эмоциональный контакт, привязанность и защита, которые исходят от близкого взрослого. Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, М.И.Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие (а не только развитие эмоций и речи) в значительной степени определяется общением со взрослым. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети, которые имеют постоянный тактильный контакт с матерью (например, привязаны у нее за спиной, как во многих африканских племенах), быстрее развиваются.

8 стр., 3856 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека 2

… лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. а) Условия развития. Покидая стены школы после9-го класса, … учиться. Большое значение имеетрождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супруговпоявляются новые обязанности, … Кризис 40 лет. Коррективыжизненного замысла. в) Отношения с детьми. г) Зрелость ипсихологический возраст. III. Психотерапевтическийподход к возрастной …

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей — константность, правильность, предметность, сг стемность. Появление этих свойств связано с развитием локомоиР детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаютс видеть предмет под разными углами зрения, узнавать его в разных с< четаниях, с различного расстояния и под разнообразными углами зр

яия. Появляются первые сенсорные эталоны — постоянные образы окупающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объек-ТЬ15 воспринимаемые в окружающем мире. Так как первые эталоны еще не являются обобщенными и отражают свойства конкретных предме-т0 В, они получили название предметные эталоны.

Основные закономерности и нормативы психического развития младенцев были установлены в первые десятилетия XX в. благодаря исследованиям Н.М.Щелованова и А.Гезелла.

Систематическое изучение генезиса развития психики ребенка было начато Н. М. Щеловановым еще в 1922 г. с открытием лаборатории генетической рефлексологии. Метод, который применялся в лаборатории, заключался в беспрерывном, систематическом наблюдении за ребенком с регистрацией всех его реакций, возникающих под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Применялся также метод рефлексологического эксперимента, т. е. формирование искусственных сочетательных рефлексов у младенцев (например, рефлекса на молоко в рожке определенной формы и цвета).

Н.М.Щелованов и его сотрудники Н.Л.Фигурин и П.М.Денисова установили важнейшие закономерности развития детей в периоды новорожденное™ и младенчества. Они зафиксировали динамику перехода от сна к бодрствованию, описали развитие сенсорных анализаторов, показали возможность формирования первых условных рефлексов на втором — третьем месяце жизни. Они открыли и описали зрительное и слуховое сосредоточение, установили нормативы развития памяти и восприятия младенцев, выявили этапы становления моторики и сенсо-моторной координации в первый год жизни. Были открыты комплекс оживления (термин был введен в психологию именно этими учеными) и кризис одного года. На основе полученных данных были разработаны критерии диагностики психического развития младенцев, с некоторыми модификациями использующиеся и в современной практической психологии.

Читайте также:  Ребенок 1 год 1 мес развитие ребенка

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

… жизни, о животных и т.д.; Повторяет слова и фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок … за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими … Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на …

Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес и американский психолог А.Л.Гезелл. Гезелл — создатель Иель-ской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезел-да, поскольку он считал, что за первые 3 года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития максимальные именно в первые 3 года, а затем постепенно за-медляются со временем.

Исследования темпа психического развития детей привели другого

Известного психолога — В. Штерна к мысли о том, что индивидуаль-

ый темп психического развития, который проявляется прежде всего

скорости обучения, входит в число важнейших индивидуальных

°иств ребенка. Исходя из этого, Штерн, который был одним из осно-

телей дифференциальной психологии, доказывал, что существует не

260

261

только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. Поэтому нарушение индивидуального темпа развития может привести к серьезным отклонениям, в том числе и к неврозам.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

… планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. … известный момент обе линии развития пересекаются, перекрещиваются. Этот момент в развитии ребенка Штерн назвал величайшим открытием, которое делает ребенок в своей жизни. Именно, он открывает …

Исследования Гезелла, в отличие от работ Щелованова, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые 3 года жизни, а на установление нормативности этого развития. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло применяемое для объективного наблюдения за поведением детей).

Он также ввел в психологию новые методы исследования -лонгитюдный (метод изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близ-нецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов).

На основе этих исследований была выработана система тестов для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим параметрам: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. В модифицированном виде эти тесты также лежат в основе современной диагностики психического развития младенцев.

В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и движения, но и память. Именно в это время формируются все генетические виды памяти — эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7−9 недель возникает и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают формироваться привычные жесты — начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память (сначала в виде узнавания знакомых предметов), а в 8−9 месяцев — воспроизведение того, что ребенок видел ранее. Как возникновение моторной памяти способствует организации движений, локомоции детей, так появление образной памяти существенно влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. С развитием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнавать приятных и неприятных людей. Дифференцируется и его реакция на них — оживление и улыбка на приятных сменяются плачем при виде неприятных лиц. Развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивов, или, как их называет Л.И.Божович, мотивирующих представлений ребенка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей среды. Если раньше взрослый мог регУ» лировать поведение ребенка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше зависит от окружающих услО’

7 стр., 3486 слов

Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

… значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Важнейшей особенностью в развитии сознания младших школьников является то … особенности кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста; · Определить ведущий тип памяти детей младшего школьного возраста; · выявить уровень развития произвольной памяти детей  7 лет; · …

262

рйЙ, так как у него появляются устойчивые желания, связанные с объек-тами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Так возникает постоянные побуждения, или мотивы, направляющие деятельность ребенка.

Развивается и мышление младенцев. К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений, локомоции ребенка. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакции на новые предметы, стремление их обследовать. Недаром Л.В. Запорожец, исследовавший познавательное развитие в первые годы жизни, подчеркивал, что различные психические процессы являются, по сути, разными видами ориентировки в окружающем мире. Так, восприятие, по его мнению, представляет собой ориентировку в свойствах и качествах предметов, мышление — в отношениях и связях между ними, а эмоции — в их личностном смысле. Поэтому время, в течение которого ребенок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе, — это важный показатель интеллектуального развития младенца. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

… вам станет по плечу даже гениальность! Развитие образного мышления на все случаи жизни! Развитие образного мышления, казалось бы, актуально … — пешеход — прогулка — парк — качели — дети и т.д.   Как видите, развитие образного мышления — очень даже увлекательное занятие. Повторяйте … —  незаурядная личность и творческая натура. Все дети очень креативны — это подтверждают многие тесты. Но со …

Читайте также:  Роль общения в развитии психики ребенка

На первом году жизни начинает развиваться речь, прежде всего пассивная — ребенок слушает и различает звуки. Появляется и собственная, автономная речь детей (напомним, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а внутренней — от предложения к слову).

Большое значение для понимания психического развития детей первого года жизни имеют данные, полученные в работах Э. Эриксона. С его точки зрения, каждый этап становления идентичности не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Все стадии способствуют формированию противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать. Выделяя период до года в качестве первой стадии психического развития, Эриксон считал, что в это время психика Детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости миру или настороженности, закрытости. Базовое доверие впоследствии позволяет детям доброжелательно относиться к окружающим, °ез опаски и внутреннего барьера общаться с новыми, незнакомыми лК) дьми. В некоторой степени работы Эриксона показывают, что мотивация общения закладывается именно в этот период. В этом концепция эриксона очень близка к данным М. И. Лисиной о значении для младенца эмоционального общения со взрослыми.

Об этом же писал английский психолог и психиатр Дж. Боулби, добывавший, что тесная эмоциональная связь между матерью и ребен-

263

ком устанавливается в период младенчества. Нарушение этой связи, как уже говорилось выше, приводит к серьезным отклонениям в психиче-ском развитии ребенка. Работы Боулби способствовали в 1950-х годах в Англии, а позднее и в других странах, изменению условий госпитализации маленьких детей, которых теперь не разлучают с матерью.

Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных кон. тактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. С этим связано возникновение критического периода, в том числе таких его негативных составляющих, как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти проявления неустойчивы и с окончанием кризиса проходят, но при полном игнорировании стремлений и активности ребенка могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка возрастная периодизация

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Источник