Закономерности роста и развития ребенка возрастная периодизация

ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

План

1. Возрастная физиология и школьная гигиена, предмет, задачи, связь с другими науками

2. Понятие роста и развития. Закономерности роста и развития.

3. Периоды развития организма.

1 вопрос

1. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития своеобразия этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметом возрастной физиологии как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Задачи возрастной физиологии:

· выяснение основных закономерностей возрастного развития;

· определение временных границ возрастных периодов;

· выявление сенситивных и критических периодов развития;

· ознакомление с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков;

· ознакомление с физиологическими механизмами таких сложных психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и физиологическими основами речи и эмоциональных реакций;

· развитие у будущих учителей и воспитателей умение использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии их ВНД при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений.

2. Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и широко использует данные из многих других биологических наук. Для понимания закономерностей формирования функций в процессе онтогенеза человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем.

В тоже время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и т.д. А данные возрастной физиологии в свою очередь могут быть использованы для развития научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развитии педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

3. Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику развития психических и психофизиологических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности.

4. Ученные, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и лабораторным экспериментом.

· Метод наблюдения является основным в познании окружающей действительности и широко используется в любом научном исследовании.

· Естественный эксперимент является промежуточный формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Проводят его в обычных (естественных) условиях жизнедеятельности организма, лишь подбирая соответственно целям и задачам своего исследования.

· Метод лабораторного эксперимента отличается от естественного эксперимента тем, что какой либо функции организма в специально организованных условиях. Активно меняя эти условия, исследователь может целенаправленно вызвать то или иное физиологическое явление или процесс и определять их количественные и качественные характеристики.

5. Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учеб­но-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

Задача объединенного курса «Возрастная физиология и школьная гигиена» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей:

— современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма;

— знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной и трудовой деятельности.

2 вопрос

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Читайте также:  Влияние сказки на развитие речи ребенка курсовая

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора; рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.

Закономерности роста и развития. Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:

1. Необратимость.

2. Постепенность.

3. Цикличность.

4. Разновременность.

5. Наследственность.

6. Индивидуальность.

3 вопрос

Периоды развития организма. Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.

В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребёнка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается— при рождении ребенка она равна в среднем 3,6—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок — роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Источник

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста, в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено 7 периодов созревания (табл. 7-1).

Таблица 7-1.Биологическая возрастная периодизация

В нашей стране широкое распространение получила возрастная периодизация, основанная на социальных принципах. Данная схема учитывает особенности учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, медицинского обслуживания и ряд других социальных факторов для каждой возрастной группы. Каждый возрастной период характеризуется своими морфологическими и физиологическими особенностями.

В социальной возрастной периодизации в развитии ребенка выделяют следующие возрастные периоды: грудной до 1 года; преддошкольный от 1 года до 3 лет; дошкольный от 3 до 6 (7) лет; школьный возраст: младший 6 (7)-10 лет, средний 11-14 лет; подростковый 15-18 лет.

В каждом возрастном периоде происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых

необходимо для правильной постановки обучения и воспитания детей, их умственного и физического развития и создания необходимых условий окружающей среды.

В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.

В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. Дети начинают рисовать, писать, лепить. Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки. Эффективно формируются двигательные навыки. Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.

Читайте также:  Предмет теории и методики физического воспитания и развития ребенка

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма. Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений. Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга. Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.

В подростковом возрасте структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения

за партой и давлении на грудь края стола. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки. Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения. Данный возраст совпадает с началом полового созревания, наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.

В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей — в 17-летнем, у девочек — соответственно в 13 и 14 лет. Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебномедицинской экспертизе.

На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.

Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека. Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.

Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают:

• неравномерность темпа роста и развития;

• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

• биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;

• детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности;

• обусловленность роста и развития средовыми факторами;

• эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции.

2)Работа с источниками открытого типа в лечебно-диагностической практике. Меры защиты при работе с открытыми источниками.

К открытым источникам относят радиоактивные вещества, с которыми по условиям их применения необходимо проводить манипуляции: расфасовывать, растворять, разбавлять, вводить в организм пациента в форме инъекций и т.д. Открытый источник, кроме того, что является источником ионизирующего излучения, еще и обладает соответствующими данному химическому веществу (соединению) физико-химическими свойствами, может оказывать токсическое действие. Если же источник закрытый, то вокруг него возникает поле g-излучения или поток корпускулярных (например, b) частиц.

Когда радиоактивное вещество не контактирует с телом человека, а на организм воздействует g- и корпускулярные излучения, говорят о внешнем облучении. Все закрытые источники ионизирующего излучения являются источниками внешнего облучения. Открытые же источники могут стать причиной как внешнего, так и внутреннего облучения (при инкорпорировании радионуклида).

Рентгенодиагностические процедуры с гигиенических позиций по характеру дозовых нагрузок и технологии могут быть разделены на 2 группы: рентгенографию и рентгеноскопию.R-графия – получение снимков с использованием специальной (рентгеновской) фотопленки;R-скопия (просвечивание) – визуальное наблюдение с применением усиливающих экранов.

Для работы с открытыми радиоактивными веществами специально оборудуются рабочие помещения. Прежде всего, в их планировке и оборудовании, предусматривают полную изоляцию помещений, где сотрудники не имеют дела с источниками излучения, от остальных, в которых работают с этими источниками. Изолируются также помещения для работы с разными по характеру и мощности источниками. И наконец, во всех случаях рабочие помещения должны быть разделены на зоны: чистые, где находится обслуживающий персонал, и грязные или горячие, где находятся источники излучений. Горячие отделения, в свою очередь, делятся на две зоны: рабочую и вспомогательную; в рабочей зоне горячего отделения производятся основные работы с источниками, а во вспомогательной — все вспомогательные (мытье посуды и аппаратуры, ремонт последней и т. п.), а также транспортировка источников. Особо тщательная изоляция и в отношении непроницаемости для излучений и в отношении герметичности должна быть между чистыми и грязными отделениями; сообщение между ними осуществляется только через специальный шлюз или чаще всего через санитарный пропускник, где рабочий должен надеть дополнительную спецодежду, соответствующие индивидуальные защитные средства и т. п.

Читайте также:  Игры для раннего развития ребенка

Все помещения обязательно вентилируются. Преимущественно используются местные отсосы от мест возможного выделения в воздух радиоактивных паров, газов или аэрозолей. Расчет вентиляции производится на полное удаление выделяющихся вредностей, причем так, чтобы в случае нарушения герметичности изоляции между зонами и отдельными помещениями воздух подсасывался из чистых помещений в грязные, а в последнихиз менее грязных в более грязные. Все вентиляционные выбросы подлежат обязательной очистке в специальных фильтрах.

Мебель, полы, стены и другие поверхности рабочих помещений, особенно грязных, облицовываются непористым, хорошо моющимся материалом (полихлорвиниловые пленки, пластики, нержавеющая сталь, глазурованная или стеклянная плитка, эпоксидная смола и др.).

Входные двери, въездные ворота, дверцы шкафов, водопроводные краны и другие открывающиеся устройства должны снабжаться специальными механизмами для их открывания без прикосновения рук (педальные устройства, фотоэлектрические блокировки и т. п.).

Санитарно-бытовые отделения строятся по типу строгого санпропускника с изолированными помещениями для чистого белья, грязной спецодежды (включая и нательное белье), дозиметрической службы, складов чистого и грязного белья, индивидуальных защитных средств и др. В планировке санитарно-бытовых отделений следует предусматривать последовательность прохождения рабочим необходимых помещений как туда, так и обратно. Должна быть исключена возможность нарушения этой последовательности и особенно прохождение с работы, минуя моечное отделение.

При необходимости выполнения каких-либо работ в горячем отделении или при непосредственном контакте с открытым источником (монтажные, аварийные и др.) рабочие обязаны пользоваться индивидуальными защитными средствами: резиновыми или полиэтиленовыми перчатками, резиновыми сапогами, фартуками и нарукавниками из пластиков, респираторами «Лепесток», пневмокостюмами с принудительной подачей чистого воздуха и др.

Дозиметрическая служба в случае контакта с открытыми радиоактивными веществами, помимо контроля за величинами внешнего облучения, строго контролирует величины возможного загрязнения спецодежды, рук и других поверхностей тела рабочего. Для этого по окончании работы каждый рабочий обязан пройти дозиметрический контроль. В случае обнаружения загрязненности спецодежды или белья радиоактивными веществами их нужно немедленно сдать для дезактивации, то есть обезвреживания. Обнаруженная загрязненность рук или других частей тела смывается специальными отмывочными средствами.

3) Применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) является одной из мер предупреждения неблагоприятного воздействия опас- ных и вредных производственных факторов на работающих.

При решении вопроса о снижении интенсивности воздействия этих факторов по возможности всегда следует отдавать предпочтение коллективным методам защиты перед индивидуальными. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения.

Среди мероприятий, направленных на защиту работающих, применение СИЗ находятся на четвертом месте после:

— технологических, при которых устранение образования вредностей происходит путем изменения технологического процесса;

— технических, при которых создаются препятствия выделению вредностей в производственную среду благодаря герметизации оборудования, механизации и автоматизации процессов и т.д.;

— санитарно-технических, при которых происходит удаление вредных факторов из производственной среды или ослабление их действия до допустимых уровней (вентиляция и др.).

Таким образом, при проведении повседневных работ индивидуальную защиту используют как дополнительное вспомогательное средство в общем комплексе средств защиты.

При аварийных, ремонтных и других эпизодически проводимых работах индивидуальную защиту персонала следует рассматривать в большинстве случаев как одно из основных мероприятий в системе организации безопасности проведения работ.

Целью применения любого СИЗ является снижение до допустимых уровней или полное предотвращение влияния на организм вредных производственных факторов. При этом отрицательное влияние СИЗ на жизненно важные функциональные системы организма и трудовой процесс должно быть сведено к минимуму.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 30; Нарушение авторских прав

Источник