Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица thumbnail

Возрастные особенности 4-5 лет

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.

Физическое развитие

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Совет №3

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

Совет №6

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Совет №7

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.  

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Совет №8

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Читайте также:  Развитие легких у ребенка в утробе

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Совет №9

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.

Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.   

Совет №10

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

Совет №11

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.  

Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.

Информация по возрастным особенностям детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у  дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

Источник

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Берегите своих детей,
их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных
дней никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них
всерьез, даже если они провинились,

Ничего нет дороже
слез, что с ресничек родных скатились…

То, что
развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали
уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень
физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие
справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может
отклоняться в ту или другую сторону.

Для
правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом
делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых
несет важную информацию для посвященных. Периодизация основывается на выделении
возрастных особенностей.

 Возрастными особенностями называются
характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и
психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.
Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности
развития.

Я.А.
Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной
работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип
природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны
соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое
время, так и в воспитании все должно идти своим чередом —  своевременно и
последовательно.

Учет возрастных
особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. 
Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными
видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок
дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Роль
педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных
отношений, в дошкольный период крайне актуальна. Именно в этот период происходит
формирование здоровья ребенка, его базовых личностных образований. Судьба
любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство.
Семья, детский сад, школа,  они вместе,
рука об руку, участвуют в воспитании и развитии ребенка. Без точного знания
того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его
естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и
достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и
воспитание.

Л.С. Выготский
установил четыре основных закона – особенности детского развития:

1. Цикличность.

Собственно возраст как стадия
развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием.
Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления,
затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций
(памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

2. Неравномерность развития.

Разные стороны личности, развиваются
неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.

3. «Метаморфозы».

Ребенок не похож на маленького
взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт.
Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична
от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и
инволюции в развитии ребенка.

То, что развивалось на предыдущем
этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить,
перестает лепетать.

В соответствии
с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством
считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от
0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).

Важнейшими
психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и
наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества
к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету,
который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и
способ употребления.

Младший возраст
(3-4
года)
— важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.

Психологи
обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой
покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление
настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это
свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка
должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей
самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь
каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания
успеха в деятельности.

Детям
исполнилось четыре года. (4-5 лет) Возросли их
физические возможности: движения  стали значительно более уверенными и
разнообразными.

Дошкольники
испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой
потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе
особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей
разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями
под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит
его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы
и успокоиться.

Переход в
старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической
позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других
детей в детском саду.

Педагогу
необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях
ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению
новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить
малышей тому, что умеем, мы — помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и
многому научиться, мы готовимся к школе — такие мотивы охотно принимаются
старшими дошкольниками и направляют их активность.)

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела,
вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается
к параметрам школьного возраста,  складываются
интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения.
Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

В таблице
представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.

Показатели

Возраст
детей (лет)

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Мышление

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное,
начало формирования образно-схематического

Элементы
логического, развиваются на основе наглядно-образного

Речь

Увеличение
словарного запаса

Способность
понимать обобщённое значение слов

Начало
формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Завершение
стадии формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование
планирующей функции речи

Развитие
внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Внимание
и память непроизвольные

Внимание
и память непроизвольные

Внимание
и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре

Развитие
целенаправленного запоминания

Начало
формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать
процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая
чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к физическому
дискомфорту

Уменьшение чувствительности
к дискомфорту

Уменьшение
чувствительности к дискомфорту

Индивидуально,
у большинства низкая

Объект познания

Непосредственно
окружающие предметы, их внутреннее устройство

Непосредствен
-но окружающие предметы, их свойства и назначения

Предметы
и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы
и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные
связи между предметами и явлениями

Способ познания

Манипулирование
предметами, разбор предметов на части

Экспериментирование,
конструирование

Рассказы
взрослого, конструирование

Общение
со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная
деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником

Условия успешности

Разнообразие
развивающей сферы

Развивающая
сфера и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор
взрослого и хорошо развитая речь

Собственный
широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный
широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Формы общения

Ситуативно-личное

Ситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое
+ внеситуативно-личностное

Внеситуативно-личностное

Отношения со сверстником

Мало
интересен

Мало

 интересен

Интересен
как партнер по сюжетной игре

Углубление
интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении

Собеседник,
партнер деятельности

Отношения со взрослым

Источник
защиты, ласки и помощи

Источник
способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник
информации

Источник
информации, собеседник

Источник
эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов со взрослыми

«Я-сам»

Со
взрослыми как продолжение («Я-сам»)

Отсутствует

Отсутствует

К
7 годам – кризис, смена социальной роли

Эмоции

Сильной
модальности, резкие переходы

Сильной
модальности, резкие переключения

Более
ровные, старается контролировать

Преобладание
оптимистического настроения

Развитие
высших чувств

Игровая
деятельность

Предметно-манипулятивная,
игра «рядом»

Партнерская
со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

Коллективная
со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение
игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные
игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с
ролью

Категория: Статьи администрации детского сада | Добавил: Step007 (14.11.2011)

Просмотров: 36996 | Комментарии: 20

| Рейтинг: 4.5/11

Всего комментариев: 9

Порядок вывода комментариев:

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

9

Mixalelm

 
(26.12.2019 22:35)

[Материал]

hi guys :). I am looking for help for me and my girl. i am from France

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

8

rardoccal

 
(30.11.2019 21:51)

[Материал]

i am from Italy hello. Can you help me translate? /rardor

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

7

rardoccal

 
(13.11.2019 22:40)

[Материал]

posso usare l’italiano or english

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

6

rardoccal

 
(23.10.2019 22:52)

[Материал]

hi 🙂 bross 🙂

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

5

itaKinge

 
(08.10.2019 09:56)

[Материал]

Ciao a tutti vengo dall’italia

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

4

itaKinge

 
(21.09.2019 06:08)

[Материал]

Ciao a tutti vengo dall’italia

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

3

ElenaMassagenon

 
(24.01.2018 03:37)

[Материал]

Ниже видео РЅР° YouTube: — подробнее|

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

2

Soifs

 
(08.01.2018 06:30)

[Материал]

Люди добрые, дайте совет, очень болят суставы, как вы лечите их?

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

0

Особенности развития ребенка дошкольного возраста таблица

1

Worldbfrant

 
(30.07.2017 07:44)

[Материал]

Скачать списки сайтов и доменов на самых различных CMS, среди которых такие популярные, как BigCommerce, Magento, OpenCart и множество других, можно на странице проекта: https://world-bases.com/ — WORLD-BASES.com

Полный список CMS на данный момент: NetCat, osCommerce, vBulletin, SilverStripe, InfoDesignerWeb, Wix, Umbraco, Discuz, phpBB, Weebly, AMIRO.CMS, DirectAdmin, X3M.CMS, DLE, SiteEdit, Squarespace, Moguta.CMS, PleskPanel, Blogger, OpenCart, StoreLand, Shopify, Drupal, Magento, TYPO3 CMS, Pligg, Zen Cart, LifeRay, Gamburger CMS, WordPress, MODX, UMI.CMS, CS-Cart, HostCMS, ExpressionEngine, Joomla, ShopCMS, Bitrix, Adobe Dreamweaver, DotNetNuke, MyBB, Simpla, DotCMS, phpMyAdmin, Shop-Script 6, InstantCMS, IPB, YaBB, PHPShop, SMF, cPanel, InSales, BigCommerce, uCoz, Webmin, DIAFAN.CMS, TextPattern, Concrete5, PrestaShop, VamShop, UralCMS

https://world-bases.com/en/wordpress-base/ — All sites on WordPress CMS
https://world-bases.com/en/phpshop-base/ — All sites on PHPShop CMS
https://world-bases.com/en/umbraco-base/ — All sites on Umbraco CMS

Наш опрос

Оцените работу (в целом) нашего детского сада

Отлично

Хорошо

Неплохо

Плохо

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 65

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей:

Источник