Развитие у ребенка способностей решать задачи

Развитие у ребенка способностей решать задачи thumbnail

Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтобы обеспечить успешное усвоение школьной программы.

Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет

Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать. Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет.

Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается может успешно постигать математику.

К математическим способностям относится:

  1. Способность обобщения математического материала.
  2. Умение видеть общее у разных предметов.
  3. Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное.
  4. Пользоваться числами и знаками.
  5. Логическое мышление.
  6. Способность ребенка мыслить абстрактными структурами. Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом.
  7. Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности.
  8. Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.
  9. Развитая математическая память. Способность использовать полученные знания в различных ситуациях.
  10. Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево».

Каким образом формируются математические способности

Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой. Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма.

Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. Познание. Ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал;
  2. Применение. Применяет новые знания в самостоятельной игре;
  3. Закрепление. Возвращается к занятиям и повторяет ранее изученное;
  4. Применение. Использование закрепленного материала при самостоятельной игре;
  5. Расширение. Происходит расширение знания о предмете или способности;
  6. Применение. Ребенок дополняет самостоятельную игру новым знанием;
  7. Адаптация. Знание переносится из игровой ситуации в жизнь.

Любое новое знание должно пройти несколько раз через этап применения. Давайте ребенку возможность использовать полученные данные в самостоятельной игре. Детям нужно некоторое время, чтобы осмыслить и закрепить каждое незначительное изменение в знаниях.

В случае, если ребенок не сможет через самостоятельную игру усвоить полученный навык или знание, высока вероятность того, что оно не будет закреплено. Поэтому после каждого занятия отпускайте малыша поиграть или отвлекитесь, поиграйте с ним. Во время игры покажите, как использовать новые знания.

Как развить математические способности у ребенка

Начинать математическое развитие нужно в виде игры и использовать вещи, которые заинтересуют малыша. Например, игрушки и бытовые предметы, с которыми он сталкивается каждый день.

С того момента, когда ребенок проявит интерес к тому или иному предмету родитель начинает показывать ребенку, что предмет можно не только рассматривать и трогать, но и совершать с ним разные действия. Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении.

После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать. Обратить внимание на геометрические особенности.

Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами.

Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит. Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике. Практически все проблемы, связанные с изучением основ этой дисциплины, имеют свое начало в первоначальном отсутствии желания познать.

Что делать, если ребенку неинтересно

Если ребенок при каждой попытке обучить его основам математики уходит и скучает, то нужно:

  •  Поменять форму преподнесения материала. Вероятнее всего ваши объяснения слишком сложные для понимания ребенком и не содержат игровых элементов. Дети дошкольного возраста не могут воспринимать информацию в классическом виде урока, им нужно показывать и рассказывать новый материал в ходе игры или развлечения. Сухой текст не воспринимается ребенком. Примените в обучении дидактические игры или попробуйте задействовать в обучении непосредственно ребенка;
  • Проявите интерес к предмету без участия ребенка. Дети младшего возраста интересуются всем, что интересно их родителям. Они любят подражать и копировать взрослых. Если ребенок не проявляет интерес к какому-либо занятию, то попробуйте на глазах у ребенка начать играть с выбранными предметами. Вслух рассказывайте о том, что вы делаете. Показывайте собственную заинтересованность процессом игры. Ребенок увидит ваш интерес и присоединится;
  • В случае, если ребенок все равно быстро теряет интерес к предмету, нужно проверить, не является ли то знание и умение, которое вы хотите ему привить, слишком сложным или легким;
  • Помните о длительности занятий для разного возраста. Если ребенок до 4-х лет потерял интерес к предмету через 5 минут, то это нормально. Так как в этом возрасте ему сложно долго концентрироваться на одном предмете.
  • Попробуйте вводить в занятие по одному элементу за раз. Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут.
  • Не стоит расстраиваться, если ребенок не захочет заниматься в конкретный день. Нужно попробовать привлечь его к обучению спустя некоторое время.

Главное, помнить:

  1. Материал должен быть адаптирован к возрасту ребенка;
  2. Родитель должен проявлять интерес к материалу и результатам ребенка;
  3. Ребенок должен быть готов к занятию.

Как развивать математическое мышление

Порядок научения ребенка математическому мышлению представляет собой связанные между собою занятия, которые преподносятся в порядке усложнения материала.

1. Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов

Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое «выше», «ниже», «перед» и «за». Наличие этого навыка позволяет воспринимать все последующие занятия проще. Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму.

Можно предложить ребенку следующую игру. Возьмите несколько его любимых игрушек и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите его показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т.д. При появлении затруднений при выборе, подскажите правильный ответ. Используйте в этой игре различные варианты слов, которые определяют расположение предметов относительно малыша.

Употребляйте такой подход к изучению и повторению не только в процессе занятий, но и в обыденной жизни. Например, предложите ребенку определить пространственное расположение предметов на детской площадке. Чаще в обычной жизни обращайтесь с просьбой подать что-либо, ориентируя малыша в пространстве.

Параллельно с пространственным мышлением обучают обобщению и классификации предметов по их внешним признакам и функциональной принадлежности.

2. Изучите понятие множества предметов

Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите игрушки разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек.

Хорошая игра на закрепление понятия множества — «Что в коробочке». Ребенку предлагается две коробки или ящичка, в которых находится разное количество предметов. Путем перемещения предметов между коробками ребенку предлагается сделать количество предметов больше или меньше, уровнять. В возрасте до 3-х лет количество предметов не должно быть большим, чтобы ребенок мог наглядно оценить разницу в предметах без подсчета.

3. Важно в раннем детстве обучить ребенка простым геометрическим фигурам

Научите ребенка видеть их в окружающем мире. Хорошо для развития знания геометрических фигур использовать аппликации из математических форм. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета.

Читайте также:  Методы развития монологической речи ребенка

Покажите и объясните, что такое угол у фигур, предложите ребенку догадаться, почему «треугольник» носит такое имя. Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов.

Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.). Можно использовать пластилин и другие материалы, позволяющие создавать различные формы.

Попросите нарисовать ряд фигур разного типа, посчитайте их вместе с ребенком. Спросите, каких фигур много, а каких мало.

На прогулке с ребенком обратите внимание на форму домов, лавочек, машин и т.д. Покажите, как сочетание различных фигур между собой может создавать новые и знакомые предметы.

4. Умение ориентироваться в пространстве и классифицировать предметы позволяет научить измерению размера предмета

Раннее обучение измерения длины линейкой и при помощи сантиметров не рекомендуется, так как это будет сложный для восприятия материал. Попробуйте измерять предметы с ребенком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов. В этом обучении вложено не само измерение, а принцип его проведения.

Большинство педагогов советуют обучать ребенка измерению при помощи счетных палочек. Они обосновывают это удобством для ребенка и приучению его пользоваться специальным материалом. Эти палочки пригодятся при изучении единиц счета. Также их можно использовать как наглядный материал при работе с книгами (отложить палочку по количеству героев), изучении геометрических фигур (ребенок может выложить палочками нужную фигуру) и т.д.

5. Количественные измерений

После изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел. Изучение чисел и их письменного обозначения происходит с раннего возраста по определенной системе.

6. Сложение и вычитание

Только после освоения количественных измерений и чисел стоит вводить сложение и вычитание. Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.

7. Деление

Деление в дошкольном возрасте вводится только на уровне долей, когда ребенку предлагается разделить предмет на равные доли. Количество таких частей не должно превышать четырех.

Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей

Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения.

  • При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак;
  • Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3;
  • Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции;
  • Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов;
  • Покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах;
  • Научите пользоваться часами со стрелками;
  • Уделите особое внимание пространственному расположению предметов;
  • Формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг;
  • Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.

Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике

  • Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;
  • Магнитная или меловая доска;
  • Часы со стрелкой и весы;
  • Палочки для счета;
  • Конструкторы и головоломки;
  • Шашки и шахматы;
  • Лото и домино;
  • Настольные игры;
  • Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции;
  • Методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка основам математики

1. Поощряйте ребенка в его поиске ответов. Помогайте ему их находить, рассуждая. Не ругайте за ошибки и не смейтесь над неправильными ответами. Каждая попытка ребенка сделать вывод или решить задачу тренирует его способности и позволяет закреплять знания;

2. Используйте время совместных игр для развития необходимых навыков. Акцентируйте внимание на том, что было изучено ранее, показывайте, как на практике можно использовать новый и уже закрепленный материал. Создавайте ситуации, в которых ребенку нужно будет воспользоваться знаниями, чтобы достичь определенного результата;

3. Не перегружайте ребенка большим объемом новой информации. Дайте ему время осмыслить полученные знания через свободную игру;

4. Сочетайте развитие математических способностей с духовным и физическим развитием. Внедрите счет в занятия по физкультуре и логику в чтение, и ролевые игры. Разностороннее развитие ребенка  путь к полноценному развитию малыша. Физически и духовно развитый ребенок постигает математику намного легче;

5. При обучении ребенка старайтесь задействовать все каналы поглощения информации. Кроме устного рассказа, показывайте это на различных предметах, давайте возможность пощупать и оценить вес и фактуру. Прибегайте к разнообразным формам преподнесения информации. Показывайте, как можно использовать полученные знания в жизни;

6. Любой материал должен быть в виде игры, которая заинтересует ребенка. Хорошо способствует запоминанию азарт и вовлеченность в процесс. При отсутствии интереса ребенка к материалу остановитесь. Подумайте над тем, что было сделано не так и исправьте. Каждый ребенок индивидуален. Найдите способ, который подходит для вашего малыша и используйте его;

7. Важным для успешного освоения математических основ является умение концентрироваться на задаче и запоминать условия. Задавайте вопрос о том, что понял малыш из заданной задачи после каждого условия. Проводите работу по улучшению концентрации;

8. Прежде чем предлагать ребенку решать самостоятельно покажите пример того, как нужно рассуждать и решать. Даже, если ребенок уже не однократно проводит некую операцию по вычислению, напомните ему порядок действий. Лучше показать правильный ход действий, чем позволять ребенку закреплять неправильный подход;

9. Не заставляйте ребенка заниматься, если он не хочет. Если малыш хочет играть, то дайте ему эту возможность. Предложите позаниматься спустя некоторое время;

10. Старайтесь разнообразить знания в одном занятии. Лучшим вариантом будет, если в течение дня вы уделите немного внимания самым разным областям математических знаний, чем, если будете заучивать однотипный материал, доводя его до автоматизма;

11. Задача родителя в дошкольном возрасте не научить считать и проводить вычисления, а в развитии способностей. Если вы не научите ребенка складывать и отнимать до школы – не страшно. Если ребенок обладает математическим мышлением и умеет делать выводы, то он сможет постигнуть любые сложные операции быстро и в школе.

Какие книги помогают развивать математические способности

Решение вопроса о научении математике ребенка до 7-ми лет при помощи книг начинается еще с раннего возраста. Так, например, сказка «Теремок». В ней появление различных персонажей происходит по мере увеличения в размере. На этом примере можно научить ребенка понятиям большой — маленький. Попробуйте поиграть в эту сказку в бумажном театре. Предложите ребенку расставить фигуры героев сказки в правильном порядке и рассказать историю. Сказка «Репка» также обучает ребенка понятиям больше и меньше, но ее сюжет развивается от обратного (от большого к меньшему).

Полезным с математической точки зрения будет изучение сказки «Три медведя» через понятия большой, средний и маленький, ребенок с легкостью осваивает счет до трех.

При подборе книг для чтения ребенку обращайте внимание на следующее:

  • Наличие счета в книге и возможности проведения сравнения героев по некоторым признакам;
  • Изображения в книге должны быть крупные и интересные. По ним можно показать ребенку, какие геометрические фигуры используются для создания разных предметов (дом – треугольник и квадрат, голова героя – круг и т.д.);
  • Любой сюжет должен развиваться линейно и содержать определенные выводы в конце. Избегайте книг со сложным сюжетом, который развивается не линейно. Приучайте ребенка к тому, что любое действие имеет свои последствия и каким образом нужно делать выводы. Такой подход поможет легче понять принципы логического мышления;
  • Книги должны быть подобраны по возрасту.
Читайте также:  Аномалия развития желчного пузыря у ребенка

В продаже есть большое количество различных изданий, позволяющих на примерах героев ознакомиться с большинством математических операций и терминами. Главное, обсуждать с ребенком прочитанный материал и задавать наводящие вопросы, которые будут стимулировать развитие математических способностей.

Приобретайте методические книги для развития математических способностей у ребенка по его возрасту. Сейчас есть большое количество различных материалов, которые содержат в себе задания на развитие математических способностей ребенка. Привлекайте такие издания в игру. Напоминайте ребенку о тех заданиях, которые он выполнял ранее по такому изданию для решения новых задач.

Развить у ребенка математические способности несложная задача. Ребенок до 7-ми лет сам ищет новые знания и рад, когда ему их преподносят в игровой форме. Найдите вариант занятий, который подходит вашему малышу и постигайте математические основы с удовольствием.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Все родители задаются вопросом: как понять, какие способности у моего ребёнка? Кем он станет, когда вырастет? Как ему в этом помочь? Как не ошибиться с выбором и начать обучать малыша тому, к чему у него есть талант и предрасположенность? Какие занятия, секции или кружки ему подойдут? В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Ирина Гладких расскажет вам об этом, а также даст полезные практические советы о том, как распознать и развить способности ребёнка с помощью различных игр и упражнений. 

Как распознать и развить способности ребёнка?

Как развивается мозг ребёнка? Этапы

Мозг – главный компьютер нашего тела. Развитие мозга зависит от множества факторов, таких как: наследственность, условия протекания беременности и родов, условия первых лет жизни ребёнка, питание, эмоциональная обстановка в семье, количество внимания, полученного ребёнком и пр.  

В развитии мозга можно выделить несколько этапов:

Внутриутробный период. Своё развитие мозг начинает ещё в утробе матери, на очень ранних сроках беременности. Сначала это – нервная трубка, затем появляются мозговые пузыри, из которых впоследствии разовьются отдельные зоны мозга, и ближе к поздним срокам беременности начинает формироваться кора больших полушарий.  

От рождения до года. Первый год жизни является очень важным для развития мозга. В это время лавинообразно нарастает количество нейронных связей, идёт активное созревание отделов головного мозга. Каждое новое событие, эмоция, тактильное ощущение оставляют свой значимый след в мозге ребёнка. В этот период времени очень важно как можно больше внимания уделять ребёнку – общаться с ним, поглаживать его, читать книжки, играть в простые игры. Самое главное в таком возрасте – это внимание и общение со значимыми взрослыми. Никакие самые современные развивающие игрушки не заменят ребёнку человеческого контакта. Ребёнок развивается только через человеческое общение. 

От года до 3-4 лет. К 3-4 годам у ребёнка созревают зоны, ответственные за зрение, общую моторику, тактильные ощущения, т.е. основные чувства. Ребёнок уверенно ходит, держит карандаш и ложку. Однако зоны, ответственные за анализ и прогноз действий (в т.ч. и своих), ещё не вызрели, поэтому не стоит требовать от трёх- или четырёхлетнего ребёнка прогнозирования  ситуации. Интенсивность работы мозга от рождения до этого возраста превышает интенсивность работы мозга у студентов.

От 3-4 до 6-7 лет. К возрасту 6-7 лет мозг ребёнка практически полностью сформирован и мало отличается по структуре от мозга взрослого человека. Активно развиваются зоны, ответственные за речевые функции и моторику. В этом возрасте хорошо учатся иностранные языки. Зоны, ответственные за эмоциональную зрелость, абстрактное мышление и рациональность до сих не развиты в этом возрасте, поэтому у детей, как и ранее, возможны истерики и перегрузки эмоционального характера.

От  6-7 до 9-10 лет. К концу этого периода практически у всех детей вызревает зона, ответственная за мелкую моторику. Почерк, рисунки и поделки становятся аккуратнее и выходят на новый уровень.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Получите подробный отчёт о работе своего мозга, пройдя Общий когнитивный тест

От 9-10 до 12-13 лет. Очень сложный период. Лимбическая система уже созрела и позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, ответственная за сдерживание эмоций, ещё не развита в достаточной мере. Именно поэтому подростки очень эмоциональные и несдержанные. Продолжают развиваться интеллект и зоны мозга, ответственные за аналитическое мышление. Начинают созревать теменные доли головного мозга, которые помогают детям овладевать точными науками. 

От 12-13 до 15-16 лет. В этом возрасте начинает возникать “специализация” мозга. Малоиспользуемые нейронные связи отмирают, однако те, которые используются, часто значительно усиливаются. В данном возрасте уже можно говорить про профессиональное определение или выбор наиболее интересной области для дальнейшего развития.

От 15-16 до 17-18 лет. Активно развивается префронтальная кора. Растёт самоконтроль, оценка рисков, социальная активность, появляется абстрактное мышление.

От 17-18 до 20-21 года. К возрасту 21 год мозг развит практически полностью. С этого момента зоны мозга больше не развиваются, теперь возможно только увеличение количества нейронных связей и развитие эмоциональной зрелости и узконаправленных специализаций. 

Для развития мозга очень важно обеспечить ребёнку полноценный сон, достаточное количество свежего воздуха и равномерное сбалансированное питание – что особенно важно. Узнайте, какие продукты полезны для мозга. При равномерном питании колебания количества сахара в крови минимальны, и работа и развитие мозга идут без рывков и потрясений. 

Отдельно хочу обратить внимание на отличия развития мозга мальчиков и девочек. У мальчиков быстрее созревает правое полушарие, а у девочек – левое. До 13 лет девочки лучше решают логические задачи и излагают свои мысли, однако затем мальчики не только догоняют девочек по уровню развития логики, но и обгоняют их.

У мальчиков гораздо сильнее заметна асимметрия в работе полушарий мозга. Мозолистое тело – часть мозга, которая соединяет два полушария, и через которую они обмениваются информацией, у мальчиков меньше и тоньше, чем у девочек. Поэтому если у девочек примерно до 13 лет бывает достаточно сложно определить, какое полушарие доминирует, то о мальчиках уже к 7 годам можно сказать, кто они – право- – или левополушарные дети. У мальчиков раньше выявляется направление их способностей, а с определением истинных склонностей девочек лучше подождать до подросткового возраста.

Этапы формирования и развития способностей. Виды способностей

Конечно, каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным и социализированным, развить все способности, заложенные в ребёнке генами и природой. Для этого нужно понимать, когда и какие способности формируются и развиваются.

Способности развиваются из склонностей. Склонность – это предпочтение к занятиям той или иной деятельностью, когда главным является не результат, а процесс. Во время занятия ребёнок испытывает удовольствие, интерес.  Склонность имеет более настойчивый характер, чем просто интерес, т.е. ребёнок отдаёт предпочтение определённым видам деятельности в большинстве случаев.

Формирование и развитие способностей состоит из трёх основных этапов.

Читайте также:  Ребенок на седьмом месяце развитие

Первый этап – это этап подготовки, он начинается с рождения и длится до 6-7 лет. На нём формируются физиологические основы будущих способностей, нейробиологические задатки. Развиваются общие навыки – координация рук, развиваются отдельные зоны коры головного мозга, дифференцируется их работа. Организм готовится к взрослению и дальнейшему развитию способностей. Здесь выявляются склонности, которые можно начинать закреплять.

Второй этап – этап формирования специальных способностей. Начинается с 6-7 лет и может длиться до 14-16 лет. На этом этапе склонности преобразуются в способности. Идёт формирование “специализации”, т.е. то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. На этом этапе очень важна помощь в развитии памяти, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики, координации, творческого воображения и пр. Это этап роста способностей. 

Третий этап – это этап совершенствования тех способностей, которые уже в полной мере проявились в ребёнке. Здесь идёт и развитие, и закрепление специализированных способностей. На этом этапе дети, если они по-настоящему талантливы, значительно обгоняют в развитии своих сверстников и даже учителей. На этом этапе очень важна помощь родителей в поддержании интереса к областям, в которых проявляются способности, так как именно в этом возрасте растёт тяга к социализации и большему общению со сверстниками, а так же растёт зависимость от мнения друзей и окружения.

Конечно,  существуют различные виды способностей.  Для развития каждого вида нужны свои упражнения, о которых мы поговорим далее.

Какие виды способностей существуют: 

  • Художественные способности
  • Музыкальные  способности
  • Литературные  способности
  • Спортивные  способности
  • Технические  способности
  • Математические  способности
  • Интеллектуальные  способности
  • Лидерские способности

Этапы развития способностей

Типы интеллекта

Способности  напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:

природный (натуралистический) – ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.

музыкальный – ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.

логико-математический – любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.

экзистенциальный (философский) – интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.

кинестетический (телесный) – такие дети очень любят движение во всех его проявлениях – танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.

межличностный (социальный) –  очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.

пространственный (образный) – обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.

лингвистический (вербальный) – ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.

личностный (внутренний) – Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав.  Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.

Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?

Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными – это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их – расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.

Какие способности есть у вашего ребёнка?

Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее – он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города?  Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог. Посмотрите внимательно, что именно он делает – ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.

Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка? Талант – это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько. Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.

Как развить способности и талант ребёнка? Практические советы

Для поддержки способностей и талантов даются следующие рекомендации:

1.Поощряйте занятие ребёнка. Обеспечьте его всем необходимым для занятий: маленькому художнику купите кисти, краски, карандаши. Если ребёнок поёт, разрешите ему слушать музыку и петь. Если предпочитает активные игры и танцы – запишите его в кружок, больше гуляйте и играйте. Любит наблюдать за природой – дайте ему горшок с землей, вырастите вместе горох, фасоль, мандарин. и т.д.

2. Избегайте диктата и навязывания своего видения и своей точки зрения. Пусть ребёнок делает так, как считает нужным! Рисует фиолетовое солнце и розового слона? Отлично! Он так видит! Считает, что в сказке не хватает героев и сам их придумывает – прекрасно!

3.Позвольте ребенку самому (конечно, по мере возможностей и с учётом возраста) спланировать свои занятия, их интенсивность, периодичность и место проведения.

4. Не критикуйте ребёнка, даже если он, на ваш взгляд, делает что-то совсем не так. Ребёнок имеет право идти своим собственным путём.

5. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Забудьте это – “А вот  Саша… “. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, и то, только для того, чтобы видеть прогресс. “Посмотри – на прошлой неделе ты прыгнул 20 раз, а сегодня уже 25!”

6. При посещении специализированных занятий прислушайтесь к советам и рекомендациям тренеров и учителей. Посещайте занятия на регулярной основе и объясните важность системных занятий ребёнку. Общим фактором развития любых способностей является настойчивость. Если ребёнок упорен и настойчив в достижении цели, с большей долей вероятности его способности разовьются в талант. Способность к обучению очень часто проявляется именно в виде упорства в достижении цели. Будьте т?