Особенности развития музыкальных способностей ребенка

Особенности развития музыкальных способностей ребенка thumbnail

Валентина Владимирова
Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст — это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже в этом возрасте приобретённый сравнительно устойчивый внутренний мир позволяет использовать педагогические методы, направленные не только на развитие музыкальности, но и на развитие начальных основ музыкальной культуры. Это обусловлено тем, что музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех психологических качеств личности ребёнка

Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается необычайным разнообразием динамичностью. Ключевые направления этого процесса связаны с развитием способностей ребенка, позволяющих ему самостоятельно обобщать уже имеющийся эмпирический (чувственный) опыт, анализировать новые ситуации и находить пути решения различных задач.

Важным для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: является ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов – образования, среды и т. д. От ответа

на этот вопрос во многом зависит стратегия педагогических действий, связанных с музыкальным развитием ребенка.

Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплов выявляет природную основу способностей – задатки. В психологическом контексте проблема способностей и их задатков первоначально была разработана С. Л. Рубинштейном в 30-х годах XX века. «Исходные природные различия между людьми, писал ученый, — является различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности… Значение врожденных задатков для разных способностей различно» [3, 56]. Определяя взаимосвязь задатков и способностей, Б. М.Теплов писал: «Под способностями разумеются индивидуально-психологические способности человека, а эти последние по самому существу дела не могут врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения» [2, 533].

Музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям. В месте с тем психологи отмечают опосредованную зависимость развития музыкальных способностей от природных предпосылок.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность непосредственно и эмоционально откликаясь на нее,выражающаяся:

— в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

— в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;

— в улавливании линия развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку и,проявляющаяся:

— в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; сюжету игры;

— в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

— в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильной долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста,которая выражается:

— в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

— в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

— в способности дать вербальную характеристику музыке;

— в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Дети 4-5лет уже имеют достаточный музыкальный опыт,благодаря деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения, структура остается прежней, но характер несколько не меняется.По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита координация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них маленький запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется возможность самостоятельно искать выразительные средства передачи художественного образа. Также активно используются наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес и эмоциональное отношение к деятельности, активность [1].

Дети среднего дошкольного возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня, начинают высказывать свое отношение к нему.

Дети 4-5 лет уже могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто.

В данном возрасте дети поют от «до» первой октавы до «ля» первой октавы.Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог могут и умеют петь выразительно и красиво, постоянно работать над чистотой интонации и звукообразованием. При этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с последующим их повтором детьми.При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия; произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.

Читайте также:  Игра в развитии ребенка курсовая по психологии

Самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста уже может проявляться. Они начинают движения после вступления, меняют их в зависимости от формы (двух или трехчастной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий); выполняют движения согласованно, соблюдая заданный темп; передают игровые и танцевальные художественные образы; двигаются по кругу.

Обучая музыкально-ритмическим движениям, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям. Это позволяет учитывать возможности каждого ребенка и оказывать помощь слабым и застенчивым.

Детей пятого года жизни нужно учить инсценировать несложные песни, музыкальные сказки, импровизировать пляски. Для развития

Их творческого потенциала необходимы определенные условия: навыки и умения исполнять разнообразные движения, их повторения и закрепление; наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики, которая вызывает желание проявлять свою творческую активность в различных ситуациях.

Обучение на детских музыкальных инструментах происходит систематически на занятиях и в повседневной жизни.Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента); постановка корпуса, рук; освоение основных приемов звукоизвлечения; разучивание музыкального произведения.

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко. При этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя – в той или иной степени – участвую плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар,который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий, а умения вырабатываются в процессе специальных упражнений. Необходимо инструментах.

Таким образом, дети 4-5 лет могут высказывать суждения о музыке, оценивать ее и качество собственного пения; у них уже есть любимые произведения; они проявляют самостоятельность при исполнении песен и танцев; узнают мелодии по вступлению и заключению; любят ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передают характер произведения; исполняют программные танцевальные движения и могут использовать их в свободной пляске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

2. Способин, И. В. Музыкальная форма: учебник / И. В. Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Просвещение, 1978.

Источник

«Особенности развития музыкальных

способностей детей дошкольного возраста».

Лощинина Олеся Александровна,

педагог дополнительного образования,

студии раннего развития «Радуга»

БОУ ДО г.Омска «ЦТ «Созвездие»

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия

на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «не развивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Конечно же, способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Если они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее интонируя. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Читайте также:  Консультация для родителей по социальному развитию ребенка в семье

Еще раз отмечу, что не все дети обладают яркими музыкальными способностями и не все станут музыкантами, но, тем не менее, музыкальное развитие ребенку необходимо, так как оно влияет на общее развитие ребенка, а именно:

— концентрируется внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом;

— развивается моторика, а также память и внимание;

— дети учатся слушать, сравнивать и анализировать, импровизировать, становятся более раскрепощенными;

— со временем возрастает общее физическое развитие детей, укрепляется мышечная ткань и опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость;

— улучшается дикция.

Поэтому основными задачами музыкального воспитания можно считать, в первую очередь, общее развитие ребенка, развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности, а также формирование начала музыкальной и общей духовной культуры.

Рассмотрим три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности немного подробнее.

Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

При первом знакомстве детей с музыкой, необходимо поговорить о том, какими бывают звуки, а именно: музыкальные и шумовые, тихие и громкие. («Развитие музыкальных способностей детей» М. А. Михайлова «Звуки шумовые и музыкальные», «Сила звука и динамический слух»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные. Поэтому для знакомства со звуками, я всегда начинаю со стихотворения Е. Королевой:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршание, не стуки-

Музыкальные есть звуки.

Далее можно выполнить с детьми следующее задание. Рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

hello_html_1257655.jpg

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Для того чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки (громко, тихо), можно выполнить с ними несколько игровых заданий и поиграть в специальные, развивающие эту способность игры.

Самая популярная игра, которая очень нравится детям «Громко — тихо запоем».

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Одного из детей просят отвернуться, в это время педагог прячет мяч. Затем водящий поворачивается и все говорят слова:

Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, (имя) мяч.

Если тихо запоём, далеко он значит

Если громко петь начнём,

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую знакомую им песенку, то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Так же развитие ладового чувства происходит через слушание и анализ прослушанного произведения. Для прослушивания необходимо выбирать небольшие по форме произведения. Это может быть как вокальная, так и инструментальная музыка. Вокальная музыка воспринимается детьми легче, так как в вокальной музыке присутствует текст, который помогает детям понять содержание произведения.

Детям очень нравится песня «Два веселых гуся» — это шуточная детская песенка, поэтому они с большим удовольствием слушают и впоследствии анализируют.

Выбирая для прослушивания инструментальную музыку, склоняюсь к произведениям П.И. Чайковского из «Детского альбома». Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых. Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы уложились в сборник музыкальных произведений под общим названием «Детский альбом».

Музыкально-слуховые представления.

Не секрет, что ребёнку, обладающему хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, свободой в проявлении своих творческих способностей будет не только легче учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.

В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и помогают развивать творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание — это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. «Активное запоминание слуховых представлений,— отмечает Б.М. Теплов,— делает участие двигательных моментов особенно существенным». Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой.

Читайте также:  Развитие ребенка монтессори от 3

Рассмотрим несколько игр на развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста.

Игра «У кого бубен? »

Цель: активизировать слуховое внимание.

Ход игры:

Дети встают в круг. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Игра «Угадай инструмент»

Цель: развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, бубенцы, ксилофон, деревянные ложки и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что — либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.

Переживание ритма, а следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит. Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, которое включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс».

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Для выработки чувства ритма на первоначальном этапе я использую следующее упражнение. Это может быть стихотворение или просто ритм. В первую очередь, ребенок должен научиться выполнять тот или иной ритмический рисунок «по команде».

Первый этап: проговорить ритм вместе с педагогом, затем с музыкальным сопровождение, чтобы ребенок прочувствовал заданный ритм. Далее постепенно усложнять задачу, добавляя удар в ладоши, шаг. После, можно добавлять какой – либо музыкальный инструмент.

Игра «Оркестр»

Ход игры:

Дети стоят по кругу. У каждого ребенка в руках маракас, бубен или другой инструмент. В центре круга – дирижер. На музыку А все дети играют на инструментах в ритм музыке. Дирижер дирижирует. С окончанием музыки А дети — музыканты кладут инструменты, а сами остаются в кругу. Дирижер выходит из круга и тоже встает в общий круг. На музыку Б все бегут по кругу. С окончанием музыки каждый ребенок старается быстро поднять инструмент. Тот, кому не хватило, становится дирижером. Игра начинается сначала.

Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным (чувствительным) и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Источник