Развитие ребенка монтессори от 3

Развитие ребенка монтессори от 3 thumbnail

Очень часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3 лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Монтессори дома: среда для ребёнка 3–4 лет

Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка этого возраста, какими материалами стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу 3–4 года. Чему уделить особое внимание?

Упражнения для ребенка 3-4 лет

  1. Упражнения практической жизни.

В возрасте 3–4 лет упражнения в практической жизни занимают ведущее место. Они помогают ребёнку чувствовать себя независимым и являются прекрасной подготовкой руки к письму.

Дома вы можете предлагать любые занятия, которые выполняете сами. Например, следующие:

  • Протирание пыли, подметание.
  • Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
  • Уход за цветами и домашними животными.
  • Чистка обуви и одежды.
  • Помощь на кухне.
  • Помощь в саду или огороде.

Что потребуется:

  • Удостоверьтесь, что ребёнку удобно, и все материалы подобраны по его росту.
  • Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке. Кладите все материалы на отведённое им место после использования.

Подготовка руки к письму по Монтессори

  1. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Эта обширная группа материалов, дополняющая группу упражнений в практической жизни, становится наиболее важной для ребёнка в 3–4 года. Появляется необходимость совершенствовать движения рук, чтобы подготовиться к освоению письма. Обычно дети в этом возрасте проводят большую часть времени за такими упражнениями.

Что вам потребуется?

Необязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из них и заменять одни другими:

  • Различные рамки с застёжками или застёжки на одежде ребёнка (пуговицы, молния, шнуровка и т. д.).
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. п.
  • Игры с прищепками.
  • Складывание и сворачивание (салфеток и бумаги).
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
  • Вырезание.
  • Выкалывание форм по точкам (после чего можно использовать для вышивания).
  • Шитьё и вышивание.
  • Штриховка рамок.
  • Письмо на песке или манке.

Развитие сенсорики по Монтессори

  1. Сенсорное развитие.

В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. Ребёнок с удовольствием исследует качества предметов, сенсорные упражнения становятся подготовкой и к занятиям в математике.

Что вам потребуется?

— Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике это блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Если у вас нет возможности в домашних условиях предоставить данные материалы, вы можете предлагать ребёнку башенки, матрёшки, пирамидки, вкладывающиеся стаканчики.

— Материалы для определения названия цвета. Используйте цветные таблички или моточки ниток.

— Материалы для развития тактильных ощущений. В Монтессори-педагогике используются шершавые таблички. Вы можете также использовать различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.

— Различные сортировки: по цвету, размеру, форме, сортировки различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).

— Также вводите понятия тяжёлый – лёгкий, тёплый – холодный, представления о запахах и вкусах. Обычно в домашней среде для этого не нужны специальные материалы – просто акцентируйте внимание ребёнка.

Среда для ребёнка 3-4 лет по Монтессори

  1. Развитие слуха.

В Монтесосри-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

     Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

  1. Развитие речи.

В возрасте 3–4 лет продолжается обогащение словаря ребёнка новыми словами. Помимо этого, ребёнок готовится к обучению письму и чтению.

Что вам потребуется?

  • Наборы карточек или предметов для обогащения словаря ребёнка (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт…).
  • Занимайтесь с ребёнком артикуляционной гимнастикой, повторением и разучиванием стихов, потешек, скороговорок.
  • Играйте в игры на развитие фонематического слуха.
  • Шероховатые буквы, или буквы азбуки для введения названия звуков.
Читайте также:  Програма развития ребенка 2 лет

Творчество для детей 3 лет по Монтессори

  1. Творчество.

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество. Главное, предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.

  1. Развитие крупной моторики.

В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепления всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.

Поэтому давайте ребёнку возможность проводить часть дня в активных играх, преимущественно на свежем воздухе.

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Ищете идеи на тему, как организовать развивающую среду для ребёнка 3 лет? Расскажу, что стоит на стеллажах в гостиной для моей внучки Зои. Днём она посещает Монтессори-сад, а я присматриваю за ней после обеда три раза в неделю. Моя домашняя среда всегда находится в движении — содержимое полок меняется в зависимости от потребностей и интересов внучки. Материалы, про которые я пишу, представляют смесь домашнего обучения и занятий после сада.

Что стоит на Монтессори-полках для трёхлетки

Развитие ребенка монтессори от 3

Не придавайте значение тому, что именно стоит на наших стеллажах. Не хочу, чтобы вы думали, будто всё это обязательно должно быть и у вас. Здорово, если что-то из моих идей пригодится. Но надеюсь, что вы в первую очередь будете учитывать потребности и интересы своего ребёнка. Это самое важное.

Материалы для детей 2,5 и 3 лет обычно очень похожи, точный возраст не важен. Я пишу, чтобы дать вам представление о разных занятиях и показать, как я презентую темы и времена года. Сейчас мы изучаем «Динозавров» и «Осень».

В Монтессори-саде для каждой группы учебных материалов отведена своя полка. Но в моей гостиной только два стеллажа, поэтому я использую один из них для упражнений практической жизни, развития речи и культуры. Многие занятия из темы «Культура» включают в себя упражнения на развитие речи. Второй предназначен для обучающих игрушек, сенсорики, математики, музыки и движения.

Подносы стоят там, где для них достаточно места. Организуйте стеллаж, как вам будет удобно.

Место для чтения

Развитие ребенка монтессори от 3

Между удобным креслом для совместного чтения и полками Зои находится корзина для книг. Внучку сейчас очень интересуют динозавры, поэтому там стоит книга о них. Ещё там есть несколько книг о коте Пите и об искусстве из серии «Найди и покажи», книга о микробах, и кое-что из классики.

Для хранения ковриков я использую подставку для зонтов из Китая, мне нравятся необычные предметы. Это развивает у детей чувство красоты и помогает им научиться заботиться об окружающих предметах. Конечно, если ребёнок не готов относиться аккуратно к таким вещам, то не стоит их использовать.

Стеллаж для упражнений практической жизни, развития речи и культуры

Развитие ребенка монтессори от 3

Развитие ребенка монтессори от 3

Что стоит на полках:

  1. Мягкий глобус с карманом для Луны.
  2. Поднос с природными материалами, содержимое постоянно меняется в зависимости от интересов внучки. Сейчас он посвящён хлопку: на нём даже настоящие коробочки хлопчатника. Зои очень понравилось изучать его под микроскопом.
  3. Книги «Откуда взялась моя одежда?» и «От хлопка к футболке».
  4. Лоток для мытья окон со специальным скребком, его я никогда не убираю с полки.
  5. Перекладывание ложкой попкорна. У меня обычно всегда есть задание на перекладывания разных материалов, сыпучих или жидких. Осенью мне нравится использовать для таких упражнений кукурузу.
  6. Сортировка и упражнение на развитие мелкой моторики. Задание — разместить мини-прищепки с осенними листьями по краям силиконовых форм для выпечки по цветам.
  7. Материалы для письма и рисования.
  8. Корзина буквы «Д»: шероховатая буква «Д», прописная «Д» с картинкой динозавра и поднос песком.
  9. Сопоставление предметов с первой буквой их названия. На кубиках на одной стороне прописная буква, на противоположной — печатная.

Стеллаж для обучающих игрушек, сенсорики, математики, музыки и движения

Развитие ребенка монтессори от 3

Развитие ребенка монтессори от 3

Что стоит на полках:

  1. Матрёшка. Зои её очень любит, поэтому я ставлю её на полку. Думаю, зимой вместо неё я поставлю матрёшку-снеговика.
  2. Поющая чаша, тибетские медитационные тарелки и колокольчики.
  3. Колокольчики и ноты.
  4. Корзина с цветными карточками, я использую их в тематических упражнениях вместо классических Монтессори-карточек с цветами.
  5. Поднос с фигурками динозавров и карточки со слогами.
  6. Математические задания с тестом для лепки на тему «осень». Карточки с цифрами и изображениями тыкв. До середины октября там были яблоки.
  7. Корзина для мячей. Эта корзина появилась практически с рождения внучки, теперь Зои играет в ​​мяч с дедушкой.
  8. Доска с замочками и защёлками второго уровня сложности.
  9. Инструменты для музыкальных занятий.
  10. Кубики с цифрами для физкультуры.
Читайте также:  Понятия развитие ребенка в социуме

Классические Монтессори-материалы

Развитие ребенка монтессори от 3

Раньше я обучала дома моих теперь уже взрослых детей, поэтому у меня есть классические Монтессори-материалы. Если ваш ребёнок посещает или будет посещать Монтессори-сад, вам их покупать не нужно. И наоборот, если вы планируете домашнее обучение, они вам понадобятся.

Зои пять раз в неделю ходит в Монтессори-сад, поэтому я не хочу, чтобы и дома она проводила слишком много времени, занимаясь с материалами. По этой причине я храню их в кабинете, где внучка проводит ограниченное время.

Вот некоторые Монтессори-материалы для ребёнка 3 лет:

  • розовая башня;
  • коричневая лестница и красные штанги;
  • блоки цилиндров и цветные цилиндры;
  • таблички красного, синего и жёлтого цветов;
  • волшебный мешочек;
  • биноминальный куб;
  • самодельные звуковые цилиндры.

Сенсорный стол

Развитие ребенка монтессори от 3
Кроме занятий на стеллажах у Зои есть самодельный сенсорный стол. Он также может использоваться как стол для занятий с водой, который обычно стоит у нас на веранде или рядом в прихожей. Время от времени я меняю наполнение сенсорного контейнера в зависимости от времени года или праздника.

Такой стол не является традиционным Монтессори-материалом, но он прекрасно подходит для обучения дома или занятий после посещения сада. Эта работа способствует развитию концентрации и успокаивает. А ещё, это интересный способ презентовать и объяснить учебный материал по-другому, не дублируя упражнения из Монтессори-сада.

Кухонная и рабочая зоны

Развитие ребенка монтессори от 3
В столовой располагается детский обеденный стол, рабочая зона, упражнение на аранжировку цветов, набор инструментов для уборки и ведро для вытирания больших луж.

Рядом с набором для уборки стоит «Башня помощника» с магнитной доской на одной стороне. Я перемещаю её к столешнице, когда вместе готовим, а на полочке у меня всегда лежат обучающие магниты. Сейчас там лежат деревянные магниты в форме динозавров.
Развитие ребенка монтессори от 3Башня помощника

Аранжировка цветов — идеальное занятие для развития эстетического вкуса, концентрации, координации и независимости. Упражнение адаптируется под любой возраст — для детей постарше вы можете увеличить количество цветов и навыков по переливанию.

Развитие ребенка монтессори от 3Набор для аранжировки цветов

Инструменты для приготовления перекуса

Развитие ребенка монтессори от 3
Нарезать фрукты, намазать кусочки яблока ореховым маслом, приготовить «Муравьёв на бревне», протереть стол — все эти занятия давно знакомы и любимы Зои. Я убрала продукты и оставила только инструменты, так как многое она уже сама достаёт из холодильника.

Например, дуршлаг, чтобы вымыть ягоды, и разделочную доску с ножом, чтобы нарезать что-нибудь для перекуса. Ещё там стоят контейнеры, вложенные друг в друга, с орехами кешью.  Это прекрасный вариант для ребёнка найти перекус и одновременно поработать над мелкой моторикой.

На видео небольшая зарисовка нашей домашней среды для трёхлетнего ребёнка

Автор текста и фото — Деб Читвуд
Источник: Living Montessori Now
Перевела Мария Петренко

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Главная
Метод Монтессори
Монтессори дома
Монтессори дома: среда для ребёнка 1,5–3 лет

В разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике. Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Рассказываем, какими материалами стоит непременно обзавестись и как ещё вы можете помочь малышу гармонично развиваться.

Итак, чему уделить внимания, если малышу от полутора до трёх лет.

Развитие крупной моторики

В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако потребность в движении ещё очень высока: возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепление всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.

Что потребуется:

  • Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
  • Обеспечить возможность развивать движения дома и на детской площадке: на ступеньках, горках, канатах и т. п.
  • Различные активные игры, танцы, в том числе с повторением движений взрослого.

Игры с ключиками и замочками

Развитие мелкой моторики

В возрасте от полутора лет начинается активное развитие мелкой моторики. На возраст 1,5–3 лет приходится сензитивный период интереса к мелким предметам. Ребёнок осваивает более сложные движения, стремится орудовать сложными для него маленькими деталями, осваивает операции анализа и синтеза.

Не обязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из материалов и заменять одни другими.

  • Как только ребёнок перестает исследовать предметы ртом, предоставьте ему возможность орудовать мелкими предметами.
  • Баночки с шариками, «копилки», сортеры, различные материалы с раскладыванием шариков или других предметов в отверстия.
  • Различные рамки-вкладыши.
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда…
  • Пирамидки или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.
  • Игры с прищепками.
  • Рамки с застёжками: на липучках, на 3 большие пуговицы.
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
Читайте также:  Обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка

Идеи для «волшебного мешочка»
Сенсорное развитие

Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Теперь ребёнок не просто получает сенсорный опыт из окружающей среды: появляется необходимость в уточнении восприятия. Поэтому вы можете начинать предлагать сенсорные материалы.

Что потребуется:

  • Различные сортировки. Так как на данный возраст приходится период интереса к мелким предметам, дети обычно с удовольствием проделывают любые виды сортировок: по цвету, размеру, форме, различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).
  • Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрешки, стаканчики.
  • «Волшебный мешочек» с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке.
  • Парные мешочки с различными крупами.
  • Показывайте малышу разницу между контрастными материалами: гладким и шершавым, мягким и твёрдым, тёплым и холодным. Для этого проводите его ручкой по таким материалам и говорите: «Это гладкое, это шершавое»; опускайте ручки ребёнка сначала в холодную, а затем в тёплую воду.
  • Развитие слуха. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

Развитие речи

Часто в возрасте полутора лет ребёнок попадает в некомфортную для него ситуацию: понимая обращенную к нему речь, он не может воспользоваться ею из-за недостатка словарного запаса. Он хочет говорить, но пока не может. Поэтому родители должны прежде всего создать среду, которая позволяла бы расширять словарный запас ребёнка.

Что потребуется:

  • Наборы фигурок или реальных предметов в корзинках, коробочках по темам — например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт. Такие материалы, как фигурки животных или коробочка с игрушечной посудой, могут стоять на полочке постоянно, а реальные предметы (фрукты, одежду, посуду) можно использовать только для проведения трёхступенчатого урока. Вы можете также использовать доски-вкладыши с предметами на тему (транспорт, животные и т. п.).
  • Фигурки-глаголы (фигурки, изображающие людей, которые едят, спят, бегут…) Можно использовать карточки.
  • Материал на сопоставление предмета с его изображением. Все модели и изображения на карточках должны быть реалистичны и соразмерны между собой.
  • Книжки по темам (например, про животных, погоду) или те, в которых на каждой странице представлена определённая группа предметов. Книжки должны быть с реалистичными, красивыми изображениями предметов.
  • Инвентарь для проигрывания небольших сценок из жизни.

Упражнения практической жизни

В возрасте полутора-трёх лет ребёнок пытается повторить все действия взрослых. Поэтому вы можете начинать предлагать ему все те упражнения практической жизни, которые вы проделываете сами. Например, следующие:

  • Протирание пыли, подметание.
  • Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
  • Уход за цветами и домашними животными.
  • Чистка обуви и одежды.
  • Помощь на кухне.
  • Помощь в саду или огороде.

Удостоверьтесь, что ребёнку удобно и все материалы подобраны по его росту. Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке.

Ребёнок в данном возрасте переживает период развития чувства порядка, поэтому для него очень важно, чтобы все предметы были на своём месте. А каждый раз после использования кладите все материалы на отведённое им место.

Творчество

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат, как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества так, чтобы в будущем он имел больше возможностей для творчества.

Что потребуется:

  • Столик и стульчик по росту ребёнка.
  • Разная бумага и мольберт.
  • Доска для рисования мелом и цветные мелки.
  • Стена, где вы можете вывешивать новые работы ребёнка.
  • Карандаши: восковые и обычные, можно приобрести также и акварельные.
  • Пальчиковые краски, акварель, гуашь.
  • Различные штампики.
  • Материал для резания: ножницы, полоски бумаги.
  • Материалы для коллажей: клей, баночка с кусочками бумаги, нарезанными ребёнком, природные материалы, нитки, вата.
  • Пластилин или солёное тесто.
  • Природные материалы.

Добавить в избранное
Распечатать

Источник