Особенности развития личности ребенка с дцп

Особенности развития личности ребенка с дцп thumbnail

Особенности личности

            Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач — невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

              Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

              Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

              Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

               При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

             Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

                 В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

                  Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

                  Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

                  Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

                  Повышенная утомляемость — еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр скачать

                  Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Краткая характеристика детей с ДЦП

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после 1,5 — 2- х месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до 4 лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде 4-6 лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц проявляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

2. Уровень роботоспособности зачительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Выделяют два варианта у детей с данным диагнозом:  

  • Временная задержка темпов психического развития ( при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет 80 %. Основными формами речевых нарушений являются являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушение письменной речи (дисграфия).

7. Внимание: не достаточная концентрация и объем.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

Вывод: детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и втом числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, условия специального образования.

Источник

Проблема личности является центральным
звеном в воспитании детей с детским
церебральным параличом (ДЦП). Личностные
особенности ребёнка, развивающего в
условиях моторной и сенсорной депривации,
ограничений интерперсональных связей,
постоянной психогенной травматизации
в связи с переживанием своей физической
неполноценности, могут стать для него
источником компенсаторного приспособления
к физическому недостатку и неблагоприятным
условиям внешней среды, либо нарушить
процесс его социально-психологической
адаптации.

Формирование
личности ребёнка в условиях тяжёлой
соматической болезни или физического
недостатка относят к одному из типов
асинхроний развития – психогенному
патологическому формированию личности
дефицитарного типа, под которым понимают
отклонения в личностном развитии
ребёнка, спровоцированные сенсорным,
двигательным дефектом или тяжёлым
соматическим заболеванием [Ковалёв В.
В., 1979: Лебединский В. В., 1985; Калижнюк Э.
С., 1987].

Личностное развитие ребёнка с ДЦП
определяется как генетическим фоном,
так и особенностями эмоционально-волевой
сферы. Однако наибольшее значение при
этом имеют социальные условия, в которых
растет ребенок.

Среди видов аномального развития детей
с церебральным параличом чаще всего
встречаются дети с задержками развития
по типу психического инфантилизма.

По определению
Выготского понятие “аномалия”- это
“патологическое отклонение от средней
нормы в структуре организма или её
функциях” [Ульенкова У.В., Лебедева
О.В.,2002 С. 22].

В основе психического
инфантилизма лежит дисгармония созревания
интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферы при незрелости последней.
Психическое развитие при инфантилизме
характеризуется неравномерностью
созревания отдельных психических
функций. Психический инфантилизм в
отечественной литературе освещается
как особый вид нарушения развития, в
основе которого лежит незрелость поздно
формирующихся мозговых систем [Власова
Т. А., Певзне М.С., 1973].

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

Выделяют
простой (не осложненный) психический
инфантилизм [Ковалёв В. В., 1973], к нему
относят также гармонический инфантилизм
[Сухарева Г. Е., 1959]. При этой форме
психическая незрелость проявляется во
всех сферах деятельности ребёнка,
однако, преимущественно в эмоционально-волевой
[Певзнер М. С., 1982].

Наряду с не
осложненной формой психического
инфантилизма выделяют осложненные
формы. Описано несколько вариантов
появления осложнённого инфантилизма
[Певзнер М. С., 1974, 1982; Ковалёв В. В., 1973].
Однако, как отмечает М. С. Певзнер, “при
всех формах инфантилизма недоразвитие
личности является ведущим и определяющим
симптомом” (1982). Основным признаком
психического инфантилизма считается
недоразвитие высших форм волевой
деятельности. В своих поступках дети
руководствуются в основном эмоцией
удовольствия, желанием настоящей минуты.
Они эгоцентричны, не способны сочетать
свои интересы с интересами других и не
подчиняются требованиям коллектива. В
интеллектуальной деятельности также
выражено преобладание эмоций удовольствия,
собственно интеллектуальные интересы
развиты слабо: для этих детей характерны
нарушения целенаправленной деятельности.
Все эти особенности, [по данным В. В.
Ковалёва 1973], составляют в совокупности
феномен “школьной незрелости”,
выявляющийся на первом этапе школьного
обучения.

Данные о развитии
лобной коры и её роли в организации
сложных форм поведения и деятельности
человека и особенности клинической
картины при психическом инфантилизме
дали основание М. С. Певзнеру утверждать,
что в основе психического инфантилизма
лежит недоразвитие лобных и
диэнцефально-лобных систем коры больших
полушарий головного мозга.

Поражение
незрелого головного мозга при детском
церебральном параличе приводит к тому,
что корковые мозговые структуры, особенно
поздно формирующиеся лобные отделы,
созревают неравномерно и в замедленном
темпе, что и служит причиной изменений
личности по типу психического инфантилизма.
Однако специфическим условием развитие
этого типа отклонений личности является
неправильное воспитание, ограничение
деятельности и общения, связанные с
двигательной и речевой недостаточностью
[Мастюкова Е.М., 1995. С. 230-231].

Возможно, что
оказание специальной психологической
помощи, а также реализация
личностно-ориентированных педагогических
программ, начиная с раннего возраста,
позволит преодолеть тенденцию к
образованию специфических отклонений
в развитии личности детей.

При рациональном
подходе к воспитанию дети с ДЦП могут
развиваться без личностных отклонений.
Наиболее успешно личностное развитие
осуществляется в детском коллективе
смешанного типа, когда ребёнок контактирует
и с нормально развивающимися детьми, и
с детьми, имеющими аналогичные либо
другие проблемы в развитии. Контакты с
нормально развивающимися детьми
способствуют успешной адаптации в
обществе, контакты с детьми, имеющими
проблемы в развитии, предотвращают
формирование ощущения собственной
исключительности и неполноценности
[Смирнова И.А. 2003. С. 28-29].

1.3.1.
Особенности мотивационной сферы детей
с ДЦП

Под мотивом понимается психологическая
причина поведения. В процессе развития
мотивационной сферы складывается
определённая иерархия, соподчинённость
мотивов, благодаря чему формируется
основная особенность личности – её
направленность. Для характеристики
личности решающим является определение
мотивов, занимающих в мотивационной
сфере доминирующее положение, именно
они обусловливают направленность
личности и её нравственную устойчивость.

Нравственное
поведение предполагает осознанность
мотивов и поступков, которая формируется
на основе нравственного опыта в процессе
социального общения.

Специальными исследованиями российских
психологов показано, что первоначально
моральные представления и оценки детей
слиты с непосредственным эмоциональным
отношением к людям или персонажам
литературных произведений. По данным
Д. Б. Эльконина, формирование этических
оценок и представлений идёт путём
дифференцирования воедино слитого
эмоционального состояния и моральной
оценки, путём постепенного отделения
этой оценки от непосредственных
эмоциональных переживаний ребёнка.
Таким путём моральная оценка постепенно
становится более самостоятельной и
обобщённой.

На первом этапе
овладения моральными нормами поведения
мотивом, побуждающим ребёнка к правильному
поведению, является одобрение взрослых.

Затем
стремление следовать требованиям
взрослых начинает выступать для ребёнка
в некоторой обобщенной категории,
обозначаемой словом “надо”. Так
формируется первая моральная мотивационная
инстанция, объединяющая соответствующие
знания и непосредственные переживания.
На этом уровне в зачаточной форме
начинает формироваться чувство долга,
которое в дальнейшем станет основным
моральным мотивом, побуждающим поведение
ребёнка. Появление чувства долга
качественно видоизменяет мотивационную
сферу и поведение ребёнка. От характера
мотивации зависит весь нравственный
строй развивающейся личности.

У детей с церебральным параличом
недостаточность и бедность нравственного
опыта влияют на темп формирования
осознанности мотивов и последствий
поступков, задерживая его.

При этом реальные действия и поступки
детей регулируются нравственными
нормами на уровне эмоциональных
переживаний, достаточно развитых у
детей. Это чувство стыда, вины, страха,
гордости, радости за похвалу взрослого,
поэтому чрезвычайно важно формировать
эмоциональное отношение к действиям и
поступкам. Опыт этих переживаний и
собственного поведения затем обобщается
в виде нравственного опыта. Такое
обобщение формируется постепенно.
Вначале дети, оценивая те или иные
поступки, улавливают только их
непосредственное значение для окружающих
людей. Исследование показало, что дети
с церебральным параличом долго
задерживаются на этой стадии. Поэтому
важно, чтобы педагог и воспитатель
специально обучали их пониманию
внутреннего нравственного смысла
поступков, формировали у них осознание
нравственной стороны человеческих
взаимоотношений, и прежде всего отношений
со сверстниками. Большое значение имеет
воспитание моральной оценки, поступков
человека, выступающей как определённое
общественное мнение, отражающей взгляды
окружения, в котором живёт ребёнок, на
добро, зло, справедливость, несправедливость.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в начальной школе по фгос

Недостаточность игрового опыта,
эгоцентризм приводят к тому, что при
поступлении в школу дети, как правило,
не имеют навыка поведения в коллективе
сверстников. Только в коллективе ребёнок
с церебральным параличом часто впервые
учится регуляции поведения по принципу
“надо”, а не по принципу “хочу”. Сама
группа сверстников становится важнейшим
регулятором его поведения.

Ребёнок
должен постоянно чувствовать себя
самостоятельным и полезным окружающим.

Для развития активной жизненной позиции
детям с церебральным параличом надо
как можно чаще предоставлять возможность
выражать и аргументировать свою точку
зрения по различным вопросам, служащим
предметом обсуждения в коллективе и
дома [Мастюкова Е. М. 1985. С. 3-8].

Выводы

Таким образом, под термином “детские
церебральные параличи” (ДЦП) понимают
группу заболеваний, возникающих
вследствие повреждений головного (реже
спинного) мозга, во время внутриутробного
развития плода, в момент родов или в
раннем послеродовом периоде. Дети с
церебральным параличом – это дети с
множественными нарушениями, среди
которых ведущими являются двигательные
расстройства, что отрицательно влияет
на весь ход их психического развития.
Поражение центральной нервной системы
при ДЦП нарушает работу мышечных схем
произвольных движений, что определяет
одну из основных трудностей формирования
двигательных навыков. Неправильные
схемы движений у детей с церебральным
параличом могут закрепляться и приводить
к формированию патологических поз и
положений тела и конечностей.

Остается недостаточно изученным вопрос
о влиянии этиологического (причинного)
фактора на характер последующих
двигательных и психических нарушений
при ДЦП.

Течение заболевания
при всех его формах подразделяется на
три стадии:

  • Раннюю,

  • Начальную
    резидуальную (восстановительную),

  • Позднюю резидуальную.

Диагноз ДЦП объединяет пять клинических
форм этого заболевания. Кроме того,
могут наблюдаться и смешанные формы.
Дети с разными формами имеют не только
разную неврологическую симптоматику,
но и разные психологические особенности.

Клиническая картина ДЦП будет неполной
без учета сопутствующих симптомов и
синдромов.

При оценке структуры психического
развития дошкольников с ДЦП необходимо
учитывать не только закономерности
развития и коррекции первичных и
вторичных отклонений, но и социальные
факторы.

В раннем возрасте у многих детей с ДЦП
наблюдается значительное отставание
в развитии сенсомоторной сферы и
интеллекта, но к концу дошкольного
периода, при своевременной помощи,
значительная часть детей приобретает
необходимую готовность для усвоения
школьной программы.

У
детей с ДЦП не всегда стадии развития
эмоциональной сферы соответствуют
паспортному возрасту. Не задержку темпа
развития оказывают влияние и органическое
поражение мозга, и семейное воспитание,
и общение со сверстниками. У больных
детскими церебраль­ными параличами
часто отмечаются эмоциональные нарушения,
которые проявляются в виде повышенной
возбудимости, склонности
к колебаниям
настроения, появлению страхов. У детей
с гиперкинетическим
синдромом
страхи могут перерасти в синдром
витальной
(жизненной)
дизадаптации.
У детей
старшего возраста развиваются вторичные
эмоцио­нальные нарушения как реакция
на свой дефект. У них наблюда­ется
склонность к невротическим нарушениям.

Проблема
личности является центральным звеном
в воспитании детей с детским церебральным
параличом. Формирование личности ребёнка
в условиях тяжёлой соматической болезни
или физического недостатка относят к
одному из типов асинхроний развития –
психогенному патологическому формированию
личности дефицитарного типа. Кроме
того, воз­никает угроза патологического
развития личности по тревожно­
мнительному,
аутистическому (уход
в себя, в мир своих фантазий) или
инфантилизированному
типу.

Развитие личности
дошкольников с ДЦП в наибольшей степени
зависит от социальных условий, в которых
растет ребенок.

Для развития
активной жизненной позиции детям с
церебральным параличом надо как можно
чаще предоставлять возможность выражать
и аргументировать свою точку зрения по
различным вопросам, служащим предметом
обсуждения в коллективе и дома.

Источник