Особенности развития когнитивной сферы ребенка

Особенности развития когнитивной сферы ребенка thumbnail

Восприятие.
Зрительное сосредоточение совершенствуется
и становится достаточно длительным, к
3 месяцам продолжительность достигает
7-8сек. Становится возможным прослеживание
движущихся предметов. В 4мес. Ребенок
активно реагирует на увиденное, двигается
и издает радостные звуки. Восприятие
формы предметов, выделение контура и
других элементов. Младенец проявляет
больше внимания к изогнутым элементам,
чем к прямолинейным; к фигурам
концентрической формы, к изломам –
переходам прямой линии в изогнутую.
Ребенок в этом возрасте ориентируется
во многих параметрах объектов. Их
привлекают контрасты, движение наблюдаемых
предметов и другие их свойства. К 2-3мес.
младенцы обычно проявляют интерес к
новым объектам, которые лишь ненадолго
привлекают внимание ребенка (более
того, могут вызвать тревогу, испуг или
плач). Начинает развиваться также
пространственное восприятие, в частности
восприятие глубины.Считается,
что младенец имеет целостную картину
мира, а не мозаичный набор цветовых
пятен, линий и разрозненных элементов.
Воспринимая не отдельные свойства
объектов, а объекты в целом. Познавательному
развитию ребенка способствует разнообразие
впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком,
должны удовлетворять его потребность
в новых впечатлениях, стараясь чтобы
окружающая обстановка не была однообразной
и неинтересной.

Движения
и действия.
Движения
рук младенца, направленные к предмету,
ощупывание предмета появляются на 4
месяце. В 5-6 мес. ребенок уже может
схватить предмет, что требует сложных
зрительно-двигательных координаций.
Хватание – первое целенаправленное
действие ребенка, оно является обязательным
условием, основой освоения манипуляций
с предметами. Во 2 полугодии движения
рук и соответствующие действия интенсивно
развиваются. Ребенок размахивает
схваченными предметами, стучит, бросает
и снова подбирает их, кусает, перекладывает
из руки в руку и т.д. После 7 мес. ребенок
вкладывает маленькие предметы в большие,
открывает и закрывает крышки коробочек.
После 10 мес. появляются первые
функциональные действия, позволяющие
относительно верно использовать
предметы, подражая действиям взрослых
(катает машинку, бьет по барабану,
подносит ко рту чашку с соком) К 12 мес.
ориентируясь в окружающей действительности,
он интересуется не только тем «что это
такое», но и тем, «что с этим можно
делать».Восприятие
и действие
– та основа, которая позволяет судить
о первоначальных формах наглядно-действенного
мышления в младенчестве. К концу 1 года
ребенок включается в достаточно сложные
действия-игры.

Память.
Познавательное
развитие младенца предполагает включение
механизмов памяти, естественно простейших
ее видов. Первым является узнавание.
Уже в раннем младенчестве дети способны
соотносить новые впечатления с уже
имеющимися у них образами. После 8 мес.
появляется воспроизведение –
восстановление в памяти образа, когда
перед ребенком нет сходного объекта.

Речь. Младенец
учится познавать окружающий мир помощью
речевого действия. До года речь ребенка
– пассивная: он понимает интонацию,
часто повторяющиеся конструкции, но
сам не говорит. Но именно в это время
закладываются основы речевых навыков.
Дети сами закладывают эти основы,
стремясь установить контакт с взрослыми
с помощью плача, гуления, воркования,
лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная
речь формируется около года и служит
переходной фазой между пассивной и
активной речью. Иногда автономную речь
называют детским жаргоном. По форме она
является общением. По содержанию –
эмоционально-непосредственной связью
с взрослыми и ситуацией.

Особенности
эмоциональной сферы.
Ведущая
деятельность — эмоциональное общение
с матерью. Развитие
этой сферы тоже непосредственно зависит
от общения с близкими взрослыми. В первые
3-4 мес. у детей проявляются разнообразные
эмоциональные состояния: удивление в
ответ на неожиданность, тревожность
при физическом дискомфорте, расслабление
при удовлетворении потребности. После
того как ребенок научился узнавать и
бурно радоваться маме, он доброжелательно
реагирует на любого человека. После 3-4
мес. он улыбается знакомым, но несколько
теряется при виде незнакомого человека.
Но если тот разговаривает с ним и
улыбается, то настороженное внимание
сменяется радостью. В 7-8 мес. беспокойство
при появлении незнакомого резко
усиливается (особенно боятся остаться
наедине с незнакомым человеком).

Между 7-11 месяцами
появляется «страх расставания» — грусть
или острый испуг при исчезновении мамы.
Эмоциональное общение с матерью является
ведущей деятельностью. Общаясь с мамой
или др. близким человеком, младенец к
концу 1 года стремится не только к чисто
эмоциональным контактам, но и к совместным
действиям (получить какой-нибудь предмет,
дотянуться до шкафа и т.д.) Облегчают
общение жесты, которыми активно пользуется
ребенок.

Развитие мотивационной
сферы младенца.Мотив —
внутреннее побуждение личности к тому
или иному виду активности, связанное с
удовлетворением определенной потребности,
а мотивация – вся совокупность различных
побуждений: мотивов, потребностей,
интересов, стремлений, целей, влечений,
мотивационных установок или диспозиций,
идеалов и т. п., что в широком смысле
подразумевает детерминацию поведения
вообще. Потребности – первоисточник
психической активности ребенка.
Потребность – переживаемое состояние
внутреннего напряжения, возникающее
вследствие отражения в сознании нужды
и выступающее источником активности.
Младенчество имеет исключительно важное
значение для формирования и дальнейшего
развития мотивационной сферы человека.
Ребенок этого возраста испытывает не
только базовые физиологические
потребности – в пище, питье и т. д., но и
ярко выраженные потребности в аффилиации
(потребность в эмоциональных контактах),
в безопасности, в общении, в новых
впечатлениях. Депривация этих потребностей
создает реальную угрозу как психическому,
так и физическому здоровью детей, в
последствии может сказаться и на
успешности их социальной адаптации. По
мнению некоторых исследователей,
собственно началом формирования
мотивационной активности ребенка
является поведение, связанное с появлением
у него потребности в новых впечатлениях.
Процесс развития и усложнения этой
потребности ведет за собой развитие
других социально обусловленных
потребностей человек. Развитие этой
потребности у ребенка не обеспечивается
само по себе, ему необходима специальная
организация со стороны взрослого
человека. В период младенчества
обнаруживаются и первые предвестники
мотива достижения, который является
главным образом продуктом подкрепления
со стороны родителей или других людей,
образующих первое окружение ребенка.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Я-концепция в
период младенчества.
Я-концепция – это обобщенное представление
человека о самом себе, система его
установок относительно собственной
личности. Я-концепцию можно определить
как совокупность всех представлений
индивида о себе, полученных в результате
критического взгляда на себя, свои
поступки, образ жизни и т. п. Описательную
составляющую Я-концепции часто называют
образом Я, составляющую же, связанную
с отношением к себе или отдельным своим
качествам, принято называть самооценкой.
До 3 месяцев младенец, по-видимому, не
воспринимает себя как «субъекта»,
который хочет и может исследовать
окружающий его мир и оценивать его
значимость для себя. В трехмесячном
возрасте ребенок начинает проявлять
значительный интерес к детальному
исследованию пространства собственного
«Я». Наиболее выраженным и значимым
проявлением этого является изучение и
освоение ребенком своего физического
тела. Младенец с большим интересом
открывает для себя собственные руки и
пальчики на них, исследует и познает их
возможности, совершая различные движения,
понятные только ему. Ноги в этот возрастной
период для ребенка представляют менее
действенную часть тела, однако он с
удовольствием изучает и свои ступни, в
том числе и ртом. К 6 же месяцам ребенка
начинают в большей степени интересовать
собственные ноги, он делает попытки
«использовать» их по прямому назначению,
поддерживая вертикальное положение
тела и совершая первые передвижения.
Для малыша открытие того, что он сам
может «передвигаться» в этом пространстве,
отыскивать в нем то место, которое ему
кажется привлекательным, овладевать
любыми интересующими его предметами,
имеет крайне большое значение. Ведь
совершая первые движения (сначала
ползком, а потом и перебежками), ребенок
обретает столь желанную самостоятельность,
самоутверждается, становится увереннее
и крепче в своих движениях. Все это
приводит ребенка в восторг, и он стремится
разделить свою радость с взрослыми.
Осознание «телесного Я» у ребенка
связано, прежде всего, c опытом тех
движений и действий, которые малыш
осуществляет в процессе освоения
пространства своего физического тела.
Более целостно Я-образ впервые
воспринимается ребенком при знакомстве
со своим отражением в зеркале. До 8
месяцев, очевидно, что ребенка привлекает
изображение в зеркале, однако узнает
ли он себя, однозначно сказать трудно.
К 12 месяцами малыш уже может отличить
собственное изображение в зеркале от
зеркальных образов других людей, например
от ребенка старшего возраста, или
взрослого. Именно в этот возрастной
период младенец начинает связывать
конкретные особенности внешности с
чувством своего «Я».

Кризис 1 года.
С появлением первых слов начинается
новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом
(0-1) и ранним детством (1-3) существует
переходный период, который называется
«кризис 1 года», который характеризуется
освоением речевого действия (автономная
речь, значительно отличающаяся от
взрослой речи, но по своему звучанию
иногда напоминает «взрослые»
слова). Организм младенца регулировала
биологическая система, связанная с
биоритмами. Теперь же она вошла в
противоречие с вербальной ситуацией,
основанной на самоприказе или приказе
со стороны взрослых. Таким образом,
ребенок в возрасте около года оказывается
вообще без системы, позволяющей ему
надежно ориентироваться в окружающем
мире. Биологические ритмы сильно
деформированы, а речевые не настолько
сформированы, чтобы ребенок мог свободно
управлять своим поведением.

Кризис характеризуется
общим регрессом деятельности ребенка,
как бы обратным развитием. Эмоционально
проявляется в аффективности. Эмоции
примитивные. При этом наблюдаются
различные нарушения. 1)нарушение всех
биоритмических процессов (сон –
бодрствование); 2)нарушение удовлетворения
всех витальных потребностей (например,
чувства голода); 3)эмоциональные аномалии
(угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.

Источник

Алёна Шаповалова
Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Е. Н. Шаповалова, воспитатель МБДОУ детский сад №37

г. Новочеркасска, слушатель АПиП, ЮФУ

Е. В. Бочарова к. с. н. преподаватель АПиП ЮФУ

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Современный человек вынужден обрабатывать большой поток информации, в связи с развитием разнообразных форм массовой коммуникации. Объем знаний, необходимых для жизни увеличиваются с каждым днем, поэтому развивать когнитивную сферу необходимо с детства. Развивать внимание, так же важно, как и учить письму, счету, чтению. Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.

Развитие навыков концентрирования внимания – одна из главных задач в дошкольном возрасте. Более того, ребенок к подготовке к школе должен уметь не отвлекаться при выполнении различных действий, следовать инструкции и контролировать полученный результат. Поэтому очень важно, определить у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.

Ребенок в процессе своего развития старается имитировать речь своих близких, усваивая при этом, закономерности языка. На основе этих закономерностей, ребенок начинает строить свою речь. Особенности любого языка требует высокого уровня внимания и мышления, так как в процессе овладения языком необходимо владеть анализом, обобщением и дифференциации. Поэтому, познавательный процесс играет регулятором темпа и развития речи ребенка.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос физическое развитие

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный базис развития речи. По мнению Ж. Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Так как именно мышление помогает развитию языку. Язык, по мнению ученого, лишь частный случай символической функции, которая формируется лишь к определённому периоду развития ребёнка. Однако, с появлением речи, мышление ребенка перестраивается и развивается с огромной силой.

Жизненный опыт во многом определяет постепенный рост состава речи ребенка, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. В дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная функция. В процессе общения ребенок усваивает новые слова и словосочетания. Развивается интеллект и эмоциональная сфера.

2. Познавательная функция. В процессе игровой деятельности ребенок развивает восприятие и вербальную память.

3. Регулирующая функция. Данная функция позволяет ребенку планировать интеллектуальную деятельность.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Речь оказывает влияние на восприятие, ребенок дошкольного возраста активно использует названия свойств, качеств, признаков, состояний различных объектов.

Ребенок, в старшем дошкольном возрасте, осваивает приемы и средства создания различных образов, а память приобретает интеллектуальный характер. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым, более того, начинается постепенный переход от наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. (Жана Пиаже).[2]

В течение дошкольного возраста речь ребенка качественно видоизменяется. К старшему дошкольному возрасту завершается процесс фонематического развития речи, усваиваются грамматические формы языка и активно увеличивается словарный запас. К шести-семи годам речь ребенка становится средством общения и мышления.

Важным показателем когнитивного развития дошкольника является высокий уровень его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу шести-семи годам, на основе интенсивного интеллектуального и личностного развития ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения и переживания, нравственные качества и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериоризации им общественных норм.

С процессом развития речи происходит скачок в интеллектуальном развитии ребенка с появлением вербального и понятийного мышления. Слово включается в познавательную деятельность и становится орудием мышления.

У детей с трудностями в обучении отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное свободное своеобразие и большая распространённость нарушений речи (Е. В. Мальцева, В. А. Ковшиков и др.). Особенностью клинической составляющей нарушений у большинства таких детей является сложность речевой симптоматики, наличие комплекса речевых расстройств, сочетания различных нарушений речи. [3]

У большинства детей с трудностями в обучении наблюдается недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи, несформированность устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Импрессивная речь таких детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи дошкольников с нарушениями психического развития свойственны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, слабая сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович и др.). Структура речевого нарушения детей с трудностями в обучении является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов.

Отмечено также, что для дошкольников с трудностями в обучении интонационная выразительность речи не сформирована. У детей данной нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Восклицательная интонация дается сложней всего в дошкольном возрасте. У детей отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование высказывания. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не допускает длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. У детей с трудностями в обучении имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Нарушения речи часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой деятельности.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что у большинства дошкольников с трудностями в обучении имеется недоразвитие связной речи, которое наблюдается на протяжении всего дошкольного возраста. Только обладая хорошо развитой речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы и аргументировано излагать свои мысли.

Список литературы:

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 2005. – 64с.

2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2006. – 64с.

3. Ульенкова У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. 2006. – №1. – С. 18-24.

Источник

21.
Особенности когнитивного развития в
младенчестве.

Стадия
сенсорно-моторного развития. Ребенок
овладевает своими собственными сенсорными
и моторными способностями: слушает,
кричит, ударяет, мнет, бросает.

Читайте также:  Точки для развития речи у ребенка

Пиаже
разделяет на подстадии:

  1. Врожденные
    рефлексы (0 — 1 месяц) — сосание, хватание
    и т.д.

  2. Моторные
    навыки (1 — 4 месяца) формируются как
    условные рефлексы в результате
    взаимодействия ребенка со средой
    (сосательные движения при виде бутылочки
    с соской, хватание этой бутылочки и
    т.д.). Как конкретно это происходит, мы
    уже рассматривали на примере развития
    перцепции из моторики и сенсорики. в
    теме «Онтологический аспект возрастной
    психологии».

  3. Циркулярные
    реакции (4 — 8 мес.) формируются благодаря
    развитию координации между перцептивными
    системами и моторными схемами (хватание
    веревки, на которой висит погремушка,
    с целью заставить ее греметь).

  4. Координация
    средств и целей (8 — 12 мес.) — отодвигает
    руку экспериментатора, чтобы достать
    спрятанную за ней игрушку.

Пиаже,
как мы видим, вообще не рассматривает
связь между познанием и аффективной
сферой (сферой желаний) ребенка. Для
него ребенок — обособленное существо,
которое социализируется после длительного
периода эгоцентризма только в силу
необходимости как-то разделить с другими
людьми объективные средства для познания
вещей и описания отношений между ними.

Когнитивное
развитие ребенка по Валлону.

Валлон
считает, что ребенок с самого рождения
представляет собою существо, неспособное
что-либо делать самостоятельно и поэтому
обреченное на социализацию (вначале —
с матерью, а потом — с другими людьми).
Развитие ребенка идет только в результате
взаимодействия с другими людьми, и
главную роль в нем играют не только
моторные акты, но и аффективные реакции
и речь. Этой же позиции придерживается
и советская школа психологии (в частности,
Л.С. Выготский — 1978 — отмечает важную роль
других людей в когнитивном развитии
ребенка).

Валлон
выделяет следующие последовательные
стадии детства:

  1. Импульсивная
    стадия (0-6 мес.) — стадия рефлексов,
    автоматически развивающихся в ответ
    на раздражение. Со временем эти рефлексы
    все больше уступают место контролируемым
    движениям и новым формам поведения, по
    большей части связанным с питанием.

  2. Эмоциональная
    стадия (6-10 мес.). — накопление репертуара
    эмоций (страх, гнев, радость, отвращение
    и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать
    тесные контакты с окружающей социальной
    средой. Эмоции образуют «предъязык»,
    с помощью которого ребенок не только
    повышает эффективность своих жестов,
    но и предвидит реакции других людей.

  3. Сенсомоторная
    стадия (10-14 мес.) — начало практического
    мышления. Закрепляются связи между
    движениями и возникающими в результате
    перцептивными эффектами, поэтому
    ребенок начинает все чаще реагировать
    на вещи направленными на них жестами.
    Характерны циркулярные формы активности
    (голос оттачивает слух, а слух придает
    гибкость голосу).

Итак,
особенности развития
восприятия

в младенчестве:
— зрение первым начинает
развиваться и к месячному возрасту уже
можно зафиксировать следящие движения
глаз.
— зрительное сосредоточение, то
есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце
жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с
одного предмета на другой.
— примерно
со второго месяца жизни у ребенка
отмечается способность к различению
простейших цветов, а на третьем — четвертом
месяцах формы предметов. В две недели
у младенца, вероятно, уже сформировался
единый образ лица и голоса матери

предметность, то есть отнесенность
ощущений и образов к предметам окружающей
действительности, возникает к началу
раннего возраста, около одного года.

вскоре после рождения ребенок способен
различать тембр, громкость и высоту
звуков

Особенности
развития
памяти


способность запоминать и хранить образы
в памяти в своих первичных формах также
складывается у младенца в течение
первого года жизни. До 3 — 4 — месячного
возраста ребенок, по — видимому, в
состоянии хранить образ воспринятого
предмета не более одной секунды. После
3 — 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает
способность узнавать лицо и голос матери
в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет
предметы в зрительном поле, причем
узнает их не только в целом, но и по
отдельным частям.
— специфика
ассоциативной памяти, которая уже есть
у детей младенческого возраста, состоит
в том, что довольно рано они оказываются
способными к созданию и сохранению
временных связей между сочетаемыми
раздражителями.

особенности
развития
речи

в младенческом возрасте:

развитие речи включено в общение со
взрослым;

возникает внимание к речи взрослого, а
затем подражание ей превращается в
самостоятельную деятельность ребенка;

устанавливается связь между названием
предмета и самим предметом, что проявляется
в поиске и нахождении предмета по слову
взрослого и в назывании предметов и
лиц;

к концу первого года жизни развивается
инициативное употребление осмысленных
слов.

Особенности
моторного
развития

в младенческом возрасте:

формируется хватание, приводя к развитию
руки как органа осязания и органа
движения;

устанавливаются зрительно-двигательные
координации, что способствует переходу
к манипулированию, в котором зрение
управляет движением руки;

устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между зрительным восприятием
предмета, действием с ним и его называнием
взрослым.

К
концу первого года жизни относятся
первые признаки наличия мышления у
ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети
этого возраста замечают, усваивают и в
своих практических действиях используют
элементарные свойства и отношения
предметов. Дальнейший прогресс их
мышления непосредственно связан с
началом развития речи.

Источник