Особенности психологического развития ребенка раннего возраста

Особенности психологического развития ребенка раннего возраста thumbnail

Ранний возраст —
это период с года до 3 лет. В это время
происходят важнейшие изменения в
психическом развитии детей — формируется
мышление, активно развивается двигательная
сфера, появляются первые устойчивые
качества личности. Ведущей деятельностью
в этом возрасте является предметная
деятельность, которая влияет на все
сферы психики детей, определяя во многом
и специфику их общения с окружающими.

Она возникает
постепенно из манипулятивной и орудийной
деятельности младенцев. Эта деятельность
подразумевает, что предмет используется
в качестве орудия по закрепленным в
данной культуре правилам и нормам —
например, ложкой едят, лопаткой копают,
а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе
деятельности наиболее важные свойства
предмета, ребенок начинает соотносить
их с определенными операциями, которые
он совершает, при этом открывая, какие
операции лучше всего подходят к
конкретному предмету. Таким образом,
дети учатся пользоваться предметами
так, чтобы они не были просто продолжением
их руки, но использовались, исходя из
логики самого предмета, т.е. из того, что
им лучше всего можно делать.

Этапы формирования
таких, закрепленных за предметом-орудием
действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.
Он показал, что на первой стадии —
целенаправленных проб — ребенок варьирует
свои действия исходя не из свойств
орудия, которым он хочет достать нужный
ему предмет, но из свойств самого этого
предмета.

На второй стадии
— подстерегания — дети случайно находят
в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся
повторить его.

На третьей стадии,
которую Гальперин назвал «стадией
навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести
эффективный способ действия с орудием
и овладеть им.

Четвертая стадия
— объективной регуляции. На этой стадии
ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех
объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также
доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким
образом действовать с предметом, этап
проб и ошибок минуется, а дети сразу же
начинают действовать, начиная со второго
этапа.

При диагностике
развития предметных действий у детей
необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные,
так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным
за данным предметом. Так, ложкой можно
копать, пересыпать содержимое из одной
емкости в другую, есть суп, и совершать
другие орудийные действия, но только
последний способ использования является
еще и предметным, исторически закрепленным
за этим орудием. В течение второго года
жизни дети обучаются большинству
предметных действий, причем при
исследовании их психического развития
важно помнить, что орудийные действия
в определенной степени могут являться
показателем интеллектуального развития
детей, в то время как предметные в большей
степени отражают степень их обучения,
широту контактов со взрослыми.

Большое значение
для психического развития в этом возрасте
имеет и формирование сенсорики. Выше
говорилось о том, что исследования
многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца,
Л.А. Венгера) показали, что в первые годы
жизни уровень развития восприятия
существенно влияет на мышление. Это
связано с тем, что действия восприятия
связаны с такими операциями мышления,
как обобщение, классификация, подведение
под понятие и другими. Развитие восприятия
определяется тремя параметрами —
персептивными действиями, сенсорными
эталонами и действиями соотнесения.
Таким образом, становление восприятия
заключается в выделении наиболее
характерных для данного предмета или
ситуации качеств (информативных точек),
составлении на их основе устойчивых
образов (сенсорных эталонов) и соотнесении
этих образов-эталонов с предметами
окружающего мира.

При диагностике
уровня развития восприятия важно
определить уровень сформированности
всех этих трех процессов. Необходимо
также соотнести причины ошибок,
допускаемых ребенком, с этими процессами,
так как практически не существует детей,
у которых были бы нарушены они все
одновременно. Поэтому, как правило,
коррекция одной из сторон помогает
откорректировать всю деятельность
восприятия. Перцептивные действия
помогают изучить основные свойства и
качества воспринимаемого предмета,
выделив из них главные и второстепенные.
На основе такого выделения ребенок
воспринимает информативные точки в
каждом из предметов окружающего мира,
что помогает при повторном восприятии
быстро узнать этот предмет, отнеся его
к определенному классу — кукла, машинка,
тарелка и т.д. Действия восприятия,
которые вначале являются внешними и
развернутыми (ребенок должен не только
посмотреть на предмет, но и потрогать
его руками, действовать с ним), затем
переходят во внутренний план и
автоматизируются.

Таким образом,
развитие перцептивных действий помогает
формированию обобщения, так же как и
других мыслительных операций, так как
выделение наиболее значимых качеств
каждого предмета дает возможность в
дальнейшем объединить их в классы и
понятия. В раннем возрасте также
начинается формирование сенсорных
эталонов — вначале как предметных
(появляющихся уже к концу младенчества),
которые затем, постепенно обобщаясь,
переходят на уровень сенсорных. Сначала
представления о форме или цвете связаны
у ребенка с конкретным предметом
(например, круглый мяч, зеленая трава и
т.д.). Постепенно это качество обобщается
и, отрываясь от предмета, становится
обобщенным эталоном — цвета, формы,
размера. Именно эти три основных эталона
формируются у детей к концу раннего
возраста. Действия соотнесения предмета
с эталоном помогают систематизировать
те знания, которые есть у детей при
восприятии новых предметов. Именно эти
знания делают образ мира целостным и
постоянным.

Читайте также:  С какого возраста можно заниматься развитием ребенка

При этом в раннем
возрасте дети еще не могут разделить
сложный предмет на ряд эталонов, из
которых он состоит, но могут уже найти
отличия между конкретным предметом и
эталоном — например, сказав, что яблоко
— это неправильный круг. Благодаря тесной
связи восприятия и мышления, некоторые
тесты, использующиеся для диагностики
детей этого возраста, применяются для
изучения обоих процессов.В раннем
возрасте кроме наглядно-действенного
мышления начинает формироваться и
наглядно-образное. Исходя из того, что
мышление предполагает ориентировку в
связях и соотношениях между предметами,
в исследованиях Запорожца и Венгера
были разработаны методы изучения и
диагностики мышления, исходя из способов
ориентировки ребенка в ситуации. Эта
ориентировка может быть связана с
непосредственными действиями с
предметами, их зрительным изучением
или словесным описанием, определяя тем
самым и вид мышления — наглядно-действенное,
образное, схематическое, словесно-логическое.

При этом
наглядно-действенное мышление возникает
к концу первого года жизни и является
ведущим видом мышления до 3,5-4 лет.

Наглядно-образное
мышление возникает в 2,5-3 года и является
ведущим до 6-6,5 лет.

Наглядно-схематическое
мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь
ведущим видом мышления до 6-7 лет.

И, наконец,
словесно-логическое мышление возникает
в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и
остается основной формой мышления у
большинства взрослых людей.

Таким образом, в
раннем возрасте основным (и практически
до конца этого возраста единственным)
видом мышления является наглядно-действенное,
предполагающее непосредственный контакт
ребенка с предметами и поиск правильного
решения задачи путем проб и ошибок. Как
и в случае с формированием предметных
действий, помощь взрослого, который
показывает ребенку, на какие параметры
ситуации следует обратить внимание,
чтобы правильно сориентироваться и
правильно решить задачу, необходима
для развития мышления ребенка и перехода
его на более высокий образный уровень.
В то же время к концу раннего возраста
при решении простых, связанных с прошлым
опытом задач, дети должны уметь
ориентироваться практически мгновенно,
не прибегая к пробным действиям с
предметами, т.е. решать задачи на основе
образного мышления. Характерной
особенностью мышления ребенка в этот
период является его синкретизм, т.е.
нерасчлененность — ребенок пытается
решить задачу, не выделяя в ней отдельные
параметры, но воспринимая ситуацию как
целостную картинку, все детали которой
имеют одинаковое значение. Поэтому
помощь взрослого должна быть направлена,
прежде всего, на анализ и выделение
отдельных деталей в ситуации, из которых
потом ребенок (может быть также при
помощи взрослого) выделит главные и
второстепенные.

Таким образом,
общение со взрослым, совместная предметная
деятельность могут существенно ускорить
и оптимизировать познавательное развитие
детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий
вид общения в этот период ситуативно-деловым.
Однако общение со взрослым имеет большое
значение не только для формирования
познавательной сферы, но и для развития
личности детей раннего возраста.
Окружающим надо помнить, что представление
о себе, первая самооценка детей в это
время является на самом деле
интериоризованной оценкой взрослого.
Поэтому постоянные замечания, игнорирование
пусть даже не всегда успешных попыток
детей сделать что-то самостоятельно,
недооценка их стараний могут привести
уже в этом возрасте к неуверенности в
себе, снижению притязаний на успех в
осуществляемой деятельности. Об этом
говорил и Э. Эриксон, доказывая, что в
этом возрасте у детей формируется
чувство самостоятельности, автономности
либо, при неблагоприятном направлении
развития, чувствозависимости от него.
Доминирование одного из двух вариантов
связано, по его мнению, с тем, как взрослые
реагируют на первые попытки ребенка
добиться самостоятельности. В какой-то
степени описание этой стадии у Эриксона
коррелирует с описанием формирования
новообразования «я — сам» в отечественной
психологии.

Так, в исследованиях
Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других
психологов подчеркивалось, что к концу
раннего детства у детей появляются
первые представления о себе как о
личности, отличающейся от других
самостоятельностью собственных действий.
В это же время у детей появляются первые
признаки негативизма, упрямства и
агрессии, которые являются симптомами
кризиса3 лет. Это один из самых значимых
и эмоционально насыщенных кризисов в
онтогенезе. Фиксация на негативном
этапе этого кризиса, препятствия, которые
возникают при формировании самостоятельности,
активности детей (высокая степень опеки
— гиперопека, авторитарность, высокие
требования и критика со стороны взрослых),
не только препятствуют нормальному
развитию самосознания и самооценки
детей, но и приводят к тому, что негативизм,
упрямство, агрессия, так же как и тревога,
отгороженность становятся устойчивыми
свойствами личности. Эти качества,
естественно, влияют на все виды
деятельности детей — и на их общение с
окружающими, и на их учебу и могут
привести к серьезным отклонениям в
младшем школьном и, особенно, подростковом
возрасте.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка история болезни

Важной характеристикой
этого возрастного этапа является
лабильность эмоциональной сферы ребенка.
Его эмоции и формирующиеся в это время
чувства, отражающие отношения к предметам
и людям, еще не фиксированы и могут быть
изменены при изменении ситуации. Фиксация
на запрете при появлении другого
положительного стимула, отсутствие
положительной эмоциональной реакции
на новую игрушку и иные показатели
ригидности эмоций, так же как и фиксация
на отрицательных эмоциях, являются
серьезными показателями (свидетельствами)
отклонения не только в развитии
эмоциональной сферы, но и в общем
психическом развитии в этом возрасте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенок уже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Читайте также:  Факторы развития психики ребенка шпаргалка

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1. Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2. Зарождение новых видов деятельности:

— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годам среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник