Факторы развития психики ребенка шпаргалка

Факторы развития психики ребенка шпаргалка thumbnail

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?»» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Читайте также:  Нормативная характеристика в развитии ребенка

Источник

В
той части возрастной психологии, которая
нас интересует, изучается процесс
детского развития. Что же собой
представляет этот процесс? Чем он
обусловлен? В психологии создано много
теорий, по-разному объясняющих психическое
развитие ребенка, его истоки. Их можно
объединить в два больших направления

биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок
рассматривается как существо биологическое,
наделенное от природы определенными
способностями, чертами характера,
формами поведения. Наследственность
определяет весь ход его развития

и его темп, быстрый или замедленный, и
его предел

будет ребенок одаренным, многого
достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок,
становится всего лишь условием такого
изначально предопределенного развития,
как бы проявляющим то, что дано ребенку
до его рождения.

В
рамках биологизаторского направления
возникла теория рекапитуляции, основная
идея которой заимствована из эмбриологии.
Эмбрион (человеческий зародыш) во время
своего внутриутробного существования
проходит путь от простейшего двуклеточного
организма до человека. В месячном
зародыше уже можно узнать представителя
типа позвоночных

он имеет крупную голову, жабры и хвост;
в
2
месяца начинает приобретать человеческий
вид, на его пастообразных конечностях
намечаются пальцы, укорачивается хвост;
к концу
4
месяца у эмбриона появляются черты
человеческого типа.

Э.
Геккелем в
XIX
веке был сформулирован закон: онтогенез
(индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза
(исторического развития).

Перенесенный
в возрастную психологию, биогенетический
закон позволил представить развитие
психики ребенка как повторение основных
стадий биологической эволюции и этапов
культурно-исторического развития
человечества. Вот как описывает развитие
ребенка один из сторонников теории
рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии
млекопитающего; во втором полугодии
достигает стадии высшего млекопитающего
-обезьяны;
затем

начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру

сначала в духе античного и ветхозаветного
мира, позже (в подростковом возрасте)
фанатизма христианской культуры и лишь
к зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Состояния,
занятия маленького ребенка становятся
отголосками давно ушедших веков. Ребенок
раскапывает ход в куче песка
— его
притягивает пещера так же, как его
далекого предка. Он просыпается в страхе
ночью

значит, ощутил себя в первобытном лесу,
полном опасностей. Он рисует, и его
рисунки подобны наскальным изображениям,
сохранившимся в пещерах и гротах.

Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки

в идеях философа
XVII
века Джона Локка. Он считал, что ребенок
появляется на свет с душой чистой, как
белая восковая доска
(tabula
rasa).
На этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления
о неограниченных возможностях формирования
личности ребенка получили достаточно
широкое распространение. Социологизаторские
идеи были созвучны идеологии,
господствовавшей в нашей стране до
середины 80-х годов, поэтому их можно
найти во многих педагогических и
психологических работах тех лет.

Очевидно,
что оба подхода

и биологизаторский, и социологизаторский

страдают односторонностью, преуменьшая
или отрицая значение одного из двух
факторов развития. Кроме того, процесс
развития лишается присущих ему
качественных изменений и противоречий:
в одном случае запускаются наследственные
механизмы и развертывается то, что
содержалось с самого начала в задатках,
в другом

под воздействием среды приобретается
все больший и больший опыт. Развитие
ребенка, не проявляющего собственной
активности, напоминает скорее процесс
роста, количественного увеличения или
накопления. Что понимается под
биологическим и социальным факторами
развития в настоящее время?

Биологический
фактор включает в себя, прежде всего,
наследственность. Нет единого мнения
по поводу того, что именно в психике
ребенка генетически обусловлено.
Отечественные психологи считают, что
наследуются, по крайней мере, два момента
— темперамент и задатки способностей.
У разных детей центральная нервная
система функционирует по-разному.
Сильная и подвижная нервная система, с
преобладанием процессов возбуждения,
дает холерический, «взрывной» темперамент,
при уравновешенности процессов
возбуждения и торможения

сангвинический. Ребенок с сильной,
малоподвижной нервной системой,
преобладанием торможения

флегматик, отличающийся медлительностью
и менее ярким выражением эмоций.
Ребенок-меланхолик со слабой нервной
системой особенно раним и чувствителен.
Хотя наиболее легки в общении и удобны
для окружающих сангвиники, нельзя
«ломать» данный природой темперамент
других детей. Стараясь погасить
аффективные вспышки холерика или
побуждая флегматика чуть-чуть быстрее
выполнять учебные задания, взрослые
должны в то же время постоянно учитывать
их особенности, не требовать непосильного
и ценить то лучшее, что приносит каждый
темперамент.

Читайте также:  История развития ребенка тетрадь для поликлиники

Наследственные
задатки придают своеобразие процессу
развития способностей, облегчая или
затрудняя его. Развитие способностей
зависит не только от задатков. Если
ребенок с абсолютным слухом не будет
регулярно играть на музыкальном
инструменте, успехов в исполнительском
искусстве он не добьется и его специальные
способности не разовьются. Если ученик,
который схватывает все на лету во время
урока, не занимается добросовестно
дома, он не станет отличником, несмотря
на свои данные, и его общие способности
к усвоению знаний не получат развития.
Способности развиваются в деятельности.
Вообще собственная активность ребенка
настолько важна, что некоторые психологи
считают активность третьим фактором
психического развития.

Биологический
фактор, помимо наследственности, включает
особенности протекания внутриутробного
периода жизни ребенка. Болезнь матери,
лекарства, которые она принимала в это
время, могут вызвать задержку психического
развития ребенка или другие отклонения.
Сказывается на последующем развитии и
сам процесс рождения, поэтому нужно,
чтобы ребенок избежал родовой травмы
и вовремя сделал первый вдох.

Второй
фактор

среда. Природная среда влияет на
психическое развитие ребенка опосредованно

через традиционные в данной природной
зоне виды трудовой деятельности и
культуру, определяющие систему воспитания
детей. На Крайнем Севере, кочуя с
оленеводами, ребенок будет развиваться
несколько иначе, чем житель промышленного
города в центре Европы. Непосредственно
влияет на развитие социальная среда, в
связи с чем фактор среды часто называют
социальным. Этой проблеме будет посвящен
следующий, третий параграф.

Важен
не только вопрос о том, что понимать под
биологическим и социальным факторами,
но и вопрос об их соотношении. Вильм
Штерн выдвинул принцип конвергенции
двух факторов. По его мнению, оба фактора
в равной мере значимы для психического
развития ребенка и определяют две его
линии. Эти линии развития (одна

созревание наследственно данных
способностей и черт характера, другая

развитие под влиянием ближайшего
окружения ребенка) пересекаются, т.е.
происходит конвергенция. Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С. Выготского.

Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции

продукт культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. С другой
стороны, среда тоже всегда «участвует»
в развитии. Никогда никакой признак
детского развития, в том числе низшие
психические функции, не является чисто
наследственным.

Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и резко
уменьшается, и речь ребенка развивается
под непосредственным влиянием социального
окружения, а в развитии психосексуальности
роль наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте. Таким образом,
единство наследственных и социальных
влияний

это не постоянное, раз и навсегда данное
единство, а дифференцированное,
изменяющееся в процессе самого развития.
Психическое развитие ребенка не
определяется механическим сложением
двух факторов. На каждом этапе развития,
по отношению к каждому признаку развития
необходимо устанавливать конкретное
сочетание биологических и социальных
моментов, изучать его динамику.

Читайте также:  Пособие для центров развития ребенка скачать

Соседние файлы в папке общая психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и условия психического развития

Развитие– это изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способ­ностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека ге­нетически обусловлено, нет. Врожденность — это особенности, приоб­ретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Так, имеют значение перенесенные матерью в период беремен­ности заболевания, прием лекарств и т.д. Врожденные и унаследо­ванные черты составляют только возможность будущего развития личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность ребенка.

Считается, что человек — существо биологи­ческое и от природы наделено определенными чертами характера, фор­мами поведения. Наследственность определяет весь ход развития.

В психологии существуют теории, в которых преувеличивается роль наследственности в психическом развитии человека. Они называются биологизаторскими.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно через социальную среду, является фактором развития.

Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка — и средства массовой информации, и идеология и др.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Он ycваивает лишь то, что даётся ему ближайшим окружением. Без человеческого общества ничто человеческое в нем не появляется.

Осознание важности влияния социального фактора на развитие психики ребенка привело к появлению так называемых социологизаторских теорий. Согласно им, подчеркивается исключительная роль среды в развитии психики.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности индиви­дуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1.Биологическая активность. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими в движении и т.д.) Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т.д.

2. Психическая активность. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.

3. Социальная активность. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Психическое развитие ребенка осуще­ствляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ре­бенка.

Все факторы развития социальный, биологический, активности тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в психическом развитии ребенка неправомерна.

В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследствен­ность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощуще­ния, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции – продукт культурно-исторического развития чело­века. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственность. В разви­тии всегда участвует среда. Психическое развитие ребенка — это не механическое сложение двух факторов. Это – единство, изменяющее­ся в процессе самого развития. Так, например, считается, что наслед­ственно определен диапазон развития какого-либо свойства. Внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 12414; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник