Таблица развития ребенка у логопеда

Таблица развития ребенка у логопеда thumbnail

логопед скайп

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Составитель Р. И. Лалаева

Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
Логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических за­ключений имеет место доминирование диагноза общего недораз­вития речи (ОНР).
На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные ло­гопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции на­рушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки
зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с пробле­мой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплек­тованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференци­рованному логопедическому воздействию.
Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психи­ческий, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в кото­ром переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысло­вой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые рас­стройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедическо­го воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация ориентирована на вы­явление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симп­томологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.
Таким образом, определение симптомологического уровня на­рушений речи решает прежде всего практические задачи комплек­тования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.
Известно, что при одной и той же патологии (форме рече­вого нарушения) языковая система может страдать по-разному.
И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии.
В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.
Логопедическая диагностика должна идти от общего к частно­му: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению ме­ханизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.
Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз­действия.
В процессе постановки логопедического заключения необходи­мыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи.
В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классифика­ции. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонемати­ческого развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализа­ции орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходи­мо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации.
Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, на­правления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассмат­риваться в рамках существующих в логопедии классификаций (пси­холого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
— Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.
— Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
— Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также
нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
ринолалия.
• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
выход из моторной (сенсорной) алалии,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
невыясненного патогенеза.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
моторная алалия,
сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.

Читайте также:  Раннее развитие что это как воспитывать такого ребенка

Нарушение темпа и ритма речи:
заикание,
тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Обследование дошкольников с умственной отсталостью
Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторо­не, при нормальном слухе и интеллекте».
В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются сле­дующие формулировки логопедического заключения (для дошколь­ников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.
 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.
Примерные формулировки логопедического заключения
• ОНР (III уровень).
Выход из моторной алалии.
Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Сенсорная функциональная дислалия.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
• НОНР.
По типу задержки речевого развития.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.
• Лексико-грамматическое недоразвитие.
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.
Обследование школьников с умственной отсталостью
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­
ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформи­рованы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; сло­варный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь еди­ничные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласова­ния прилагательного и существительного в косвенных падежах мно­жественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звень­ев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются: 1) степень си­стемного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нару­шения письменной речи.
Примерные формулировки логопедического заключения
• Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическая дислалия.
Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Читайте также:  Индивидуальная карта маршрута развития ребенка

Источник

Памятка логопеда в таблицах.

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

( по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)

Возраст

(месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
 

10

Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией

11

Использование 3 лепетных слов с соотнесением

12

Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой

15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

21

Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов

24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов

30

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

36

Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «полож

и кубик в коробку»

Дефектный звук

Фонетический дефект

Фонематический дефект

Название дефекта произношения

Виды дефектного произношения

Название дефекта произношения

Виды замен

Звук Р
 

Ротацизм

Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»;

Параротацизм

Р – Р’
Р – Л’
Р – J
Р – Г
Р — Д

Звук Л
Звук Л’

Ламбдацизм

Двугубное, смягченное;

Параламбдацизм

Л – Ы
Л – Г
Л – Л’
Л — Р

Звуки С, С’
Звуки З, З’
Звук Ц

Сигматизм

Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее;

Парасигматизм

С, З, Ц – Ш
С, З, Ц – Ф
С, З, Ц – Т
С, З, Ц – Щ
С – З; Ц — Ч

Звук Ш
Звук Ж
Звук Щ
Звук Ч

Сигматизм

Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное

Парасигматизм

Ш, Ж, Щ – Т
Ш, Ж, Щ – Ф
Ж – Ш
Ж – З
Щ – С’
Ш – Щ
Ч – Т’; Ч – Ш’

Звук j

Йотацизм

Мягкое нижней и верхней артикуляции
 

Парайотацизм

J – Л’

Звуки К, К

Каппацизм

Голосовое, гортанное
 

Паракаппацизм

К — Т

Звуки Г, Г

Гаммацизм

Фрикативное заднеязычное, фарингальное
 

Парагаммацизм

Г — Т

Звуки Х, Х

Хитизм

Голосовое, гортанное

Парахитизм

Х — Т

Дизартрия

Очаг поражения мозга

Патогенез

Синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности

Бульбарная

Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов Y, YII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов грудного уровня

Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, дыхательных мышц и мышц, поднимающих нижнюю челюсть.
Атрофия и атония этих мышц (язык вялый, дряблый)
Снижены или отсутствуют глоточный и нижнеглоточный рефлексы.
Расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц.
 

Голос слабый, глухой, истощающийся, гласные и звонкие согласные оглушены.
Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости
Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э.
Артикуляция согласных упрощена: смычные и Р заменяются щелевыми, доминируют глухие плоскощелевые звуки.
Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, речь утомительна для больного.

Псевдобульбарная

Поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное

Пирамидные спастические параличи мышц речевого апппарата.
Мышечных атрофий нет.
Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади).
Глоточный и нижнеглоточный рефлексы усилены.
Насильственный смех и плач.
Параличи двусторонние, с возможным преобладанием симптомов с одной стороны.

Голос слабый, сиплый, хриплый.
Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости (преимущественно страдают гласные У, О и согласные Р, П, Ш, Ж, Ц.
Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад.
Смычные согласные и Р заменяются щелевыми, щелевые преобразуются в плоскощелевые, артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких.
Пропуски согласных при стечении, недоговаривание концов слов.
Замедленный темп речи, нарушение плавности и модулированности речи.
 

Корковая апраксическая постцентральная
 
 
 
 
 
Корковая апраксическая премоторная

Одностороннее поражениекоры доминантного полушария мозга (нижних отделов постцентральных полей)
 
 
 
Одностороннее поражение коры доминантного полушария мозга (нижних отделов премоторных полей)

Кинестетическая артикуляторная апраксия
 
 
 
 
 
 
 
 
Кинетическая артикуляторная апраксия

Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения; смешения признаков согласных по способу и месту образования, по глухости – звонкости, по мягкости – твердости.
 
 
Распад ритмических слоговых структур слов.
Напряженность речи.
Замедленный темп речи.
Персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких – на глухие, мягких – на твердые.
Стечения согласных упрощаются за счет пропусков, аффрикаты расщепляются на составные звуки.
 

Подкорковая

Поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга

Распад или расстройства использования в акте речи врожденных синергий (что делает речь напряженной и неплавной)

Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики.
Нарушения звуковой стороны речи, внятности и членораздельности.

Читайте также:  Степени развития ребенка от рождения

Мозжечковая

Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга.

Статическая и динамическая атаксия речевых движений

Речь скандированная, недостаточно внятная.
Искажения нормативных речевых характеристик.

(По материалам М.А. Поваляевой)

Показатели

Стертая форма

Дизартрия средней тяжести

Тяжелая дизартрия

1. Мимика

Выразительная, симметричная; полный контроль за мимикой, управляемость ее

Маловыразительная; незначительная асимметрия лица; недостаточный контроль за положением губ – в покое рот приоткрыт

Стойкая гипомимия (амимия) лица, асимметрия; произвольные мимические движения затруднены; синкинезии.
Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы ротовой полости

2. Дыхание

Тип дыхания смешанный (грудобрюшной). Обе половины диафрагмы работают равномерно

Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия

Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное.
Выдох ослаблен, затруднено задувание спички.

3. Голосообразование

Голосоподача мягкая.
Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная

Голосоподача жесткая, голос затухающий.
Голосовые складки полностью не смыкаются (порез)

Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения, возможна афония.
Смыкание голосовых складок неравномерно, что отражается на голосе (от тихого до резких выкриков)

4. Рефлекторные движения языка

В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ)

Объем и темп несколько ограничены; истощаемость речевых функций

Стойкие ограничения движений, объема, темпа (жевание, облизывание)

5. Формоположения языка

По средней линии, кончик ярко выражен.

Широкий кончик не сформирован, девивации языка (отклоняется в здоровую сторону)

Стойкая ассиметрия, колообразный или паретичный с односторонней атрофией.

6. Удерживание артикуляционной позы

Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация.

Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации

Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной форме – язык выходит из ротовой полости
 

7. Произвольные движения языка

Все движения в полном объеме и темпе; незначительные нарушения дифференцированных артикуляторных движений

Легкая асимметрия; темп замедленный; затруднена смена артикуляционных движений; истощаемость речевых функций

Стойкая асимметрия языка.
Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малоразборчивой.

8. Мягкое небо

Расположено по средней линии.
При кашле на твердой атаке активно сокращается.

Асимметрично, паретично.
Возможна легкая назальность.

Мягкое небо паретично; небно-глоточный затвор не образуется; отмечается утечка воздуха в носовую полость, сильная назализация

9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка

Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе.
Возможны движения с сопротивлением.

Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе.
Движения с сопротивлением затруднены.

Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует.

10. Гиперкинезы

Отсутствуют.

Непостоянны

Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь.
 

11. Оральные синкинезии

Отсутствуют

Непостоянны, слабо выражены

Постоянны, при попытке речи усиливаются, затрудняют общение.

12. Произношение

Изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах

Возможно правильное, но отмечается неразборчивость; страдают определенные группы звуков.

Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы).
Голос с назальным оттенком; страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность речи.

(По материалам М.А. Поваляевой)

Дислалия

Стертая форма дизартрии

1.        У соматически ослабленных детей. Органики нет.
2.        Неврологическая симптоматика отсутствует.
 
3.        Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
4.        Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
 
5.        Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
6.        Речевая активность повышена.
7.        К своему дефекту ребенок критичен.
8.        Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
9.        Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен.
10.    Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
11.    Диафрагмально-речевое дыхание в норме.
12.    В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное.
13.    Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР.
 
14.    Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой.

1.        Связана с поражением центральной нервной системы.
2.        Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.
3.        Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
4.        Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом.
5.        Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
6.        Речевая активность снижена.
7.        К дефекту относится безразлично.
8.        Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
9.        Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен.
10.    Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
11.    Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое – не сформировано.
12.    Поведение неровное, часты перепады настроения.
13.    Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения)
14.    Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Развитие  языка ребенка (по  Н.А Рыбников, А.Н. Гвоздев)

9,5месяцев –

 1год 6месяцев

Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, тё-тё, ам-ам (есть) и т.д.

Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе.

1год 6месяцев-

1год8 месяцев

Попытки связать два слова в фразу («мама, дай!»).

Усваивается повелительное наклонение глаголов («иди, иди!», «дай,дай!» и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

1год8месяцев-

 1год10месяцев

Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

1год

10 месяцев-

2года

Словарь доходит до 300слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет.

От 1года 6мсяцев до 2лет- первый период вопросов «Что это?»

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.

3-й год

Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения.

4 – 5 лет

Условная форма придаточных предложений.

Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?».

Источник