Особенности психического развития ребенка с нарушениями слуха

Особенности психического развития ребенка с нарушениями слуха thumbnail

Более 80% информации
об окружающем мире мы получаем благодаря
зрению. Только 3% – через слух. Однако
даже тотальное нарушение зрения
практически не отражается на формировании
высших психических функций и не приводит
к резкому изменению развития ребенка.

А
нарушение слуха кардинально меняет
весь ход психического развития. Это
происходит потому, что благодаря
сохранному слуху мы овладеваем речью,
а речь играет огромную роль в нашем
развитии: она является основным средством
общения,
помогает усваивать опыт, накопленный
поколениями живущих до нас людей,
зафиксированный
в слове
, а
также является орудием
мышления.

Поэтому
глубокие и
стойкие нарушения слуха

оказывают отрицательное влияние на
весь процесс психического,
физического
и личностного
развития ребенка. Стойкие нарушения
слуха могут быть врожденными
и приобретенными
.
Диагностика в основном опирается на
показания родителей и поэтому бывает
затруднена. Бывает так, что ребенок
рождается глухим, а родители обнаруживают
это только тогда, когда ему исполняется
год и более.

Согласно
современным взглядам на происхождение
глухоты до 90% нарушений слуха, так или
иначе, наследственно предопределены
(даже в случаях приобретенного ввиду
действия экзогенных причин нарушения
слуха). Согласно этим данным 25% населения
являются носителями гена глухоты.

Глухота, наследуемая
по доминантному типу, составляет
относительно небольшой процент от всех
случаев (не более 2% всех случаев нарушений
слуха).

Причины,
вызывающие
нарушения слуха и воздействующиев
пренатальном

периоде: краснуха, грипп, герпес,
токсоплазмоз, прием матерью ототоксичных
препаратов, химические интоксикации
(мышьяк, ртуть, свинец); травмы плода.

Причины,
способные
вызвать нарушения слуха в
постнатальном

периоде: менингит, корь, скарлатина,
паротит (редко, но к глухоте), грипп,
отиты, преходящие в лабиринтиты; аденоиды,
синусит, ототоксичные препараты;
интоксикации (мышьяк, ртуть, свинец);
постоянный шум и особенно вибрации,
травмы, гемолитическая болезнь
новорожденных.

Различают
два вида поражений слухового анализатора:
тугоухость
и глухоту.

Глухота
– это стойкое нарушение слуха, при
котором невозможно самостоятельное
восприятие речи на слух и самостоятельное
овладение речью на слух.

Тугоухость
– это такое понижение слуха, которое
вызывает затруднения в восприятии речи
на слух, однако восприятие речи все же
возможно (при использовании звукоусиливающей
аппаратуры, усилении голоса или
приближении говорящего к самому уху.).

В
соответствии с данными определениями
различают две большие категории детей:
глухих
и слабослышащих.
Однако такого деления оказалось
недостаточно. Дело в том, что при
одинаковой потере слуха дети могут
очень сильно различаться по уровню
речевого развития. Те дети, которые
потеряли слух в возрасте до года и те
дети, слух которых оставался сохранным
до пяти-шести лет, очень сильно отличаются
друг от друга по уровню развития. Поэтому
в сурдопедагогике принято учитывать
также время
потери слуха, т.о. среди глухих детей
различают ранооглохших
и позднооглохших
детей. Собственно глухие (или глухонемые
в житейском толковании) – это ранооглохшие
дети. Обычно это дети, утратившие слух
в возрасте до 2-х лет. Те дети, которые
утратили слух после 4-х лет, считаются
позднооглохшими.

При
этом следует отметить, что почти не
встречаются дети, совершенно не
воспринимающие мир звуков, т.е. живущие
в полной тишине. Как правило, глухие
дети воспринимают различные звуки (чаще
низкие) при достаточном их усилении
(свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех
глухих, в зависимости от диапазона
воспринимаемых частот, подразделяют
на четыре группы. Первая группа (дети с
восприятием только низких частот) может
услышать заводской гудок, шум поезда.
Вторая группа при достаточном усилении
воспринимает некоторые гласные: о, у.
Третья группа может услышать гласные:
а, о, у, ритмическую структуру слова,
ударный слог. Четвертая группа представлена
детьми, воспринимающими широкий диапазон
частот — они могут услышать при достаточном
усилении все гласные, соноры, количество
слогов в слове.

Слабослышащие
дети
,
как правило, воспринимают широкий
диапазон частот. Их подразделяют на две
большие группы в зависимости от состояния
их речи.
Первая
группа

– это слабослышащие дети с развитой
речью с незначительными нарушениями
ее произносительной стороны. Вторая
группа

– это дети со значительным речевым
недоразвитием.

Сила
звука, которая необходима для того,
чтобы его услышал глухой или слабослышащий
человек, составляет: от 30 до 80дб у
слабослышащих, и более 80дб — у глухих.
Болевой порог – 120дб. При этом учитываются,
главным образом, показатели речевого
диапазона, т.е. от 250 до 2000 гц.

Наиболее
ярко особенности психического развития
глухих
детей проявляются в их речи. Понятно,
что глухой ребенок сам говорить не
начинает. Речь может появиться у него
только в результате специального
обучения. Для того, чтобы научить глухого
ребенка разговаривать используются
сохранные анализаторы: зрительный,
тактильный, кинестетический. Но поскольку
такая речь формируется в отсутствии
слухового контроля, то она часто лишена
модуляции. Произношение
глухих отличается невнятностью,
нечеткостью, смазанностью. Для них
типичны: слабый голос, неадекватная
высота, фальцет, гнусавость, резкость,
неестественность тембра.

Но
произношение – это только одна из сторон
речевого развития. Обогащение лексического
запаса, формирование понятий
– длительный и сложный процесс. Для
того, чтобы он протекал в наиболее
оптимальном режиме в учебные планы школ
для глухих детей вводятся специальные
предметы, стимулирующие процесс овладения
словесной речью.

Помимо
этого на первоначальном этапе формирования
речи используется дактиль
(дактильная азбука). Дактильная азбука
– это система знаков, изображаемых
пальцами правой руки и соответствующих
родному алфавиту.

Дактиль
нельзя путать с жестовой
речью
, которая
к родному языку почти не привязана.
Жестовая речь является самостоятельной
формой речи, рождающейся, как и всякая
речь, из потребности человека (в данном
случае глухого человека) в общении с
себе подобными. Существуют разные точки
зрения на использование жестовой речи
в учебном процессе: от чистого устного
метода (совсем исключающего использование
жестовой формы речи) до обучения глухих
глухими на базе жестовой речи. Один из
вариантов использования жестовой речи
в процессе обучения – метод тотальной
коммуникации, который предполагает
использование всех доступных глухому
речевых средств: от жестовых до разных
форм словесных (устных и письменных).

Читайте также:  Познавательный интерес как основа интеллектуального развития ребенка

Выделяют
две формы жестовой речи: РЖЯ (разговорный
жестовый язык) и КЖР (калькирующая
жестовая речь). Разговорный жестовый
язык – это та форма речи, которая является
естественной для неслышащих и возникает
из потребности глухого человека в
общении. Эта форма речи подчиняется
собственным законам, содержит около
трех тысяч слов-понятий и развивается
в процессе общения неслышащих людей.
Содержит достаточно много базовых
слов-понятий, общих для глухих, живущих
в разных странах. В то же время может
несколько различаться в разных регионах
одной страны.

Калькирующая
жестовая речь в своей основе имеет также
разговорную жестовую речь, но отличается
от нее тем, что включает ряд искусственно
созданных слов, обозначающих понятия,
присущие языку, на котором разговаривают
слышащие соотечественники глухих. Не
всегда слова, используемые в калькирующей
жестовой речи, понятны неслышащим – в
том случае, когда соответствующее
понятие не сформировано, жест остается
не «прочитанным». Используется, главным
образом, при сурдопереводе.

Ввиду
того, что понятия у глухих формируются
замедленно и не всегда достаточно
полноценно, их мышление
носит своеобразный характер. Оно
формируется на базе наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, позже к
нему подключается жестовая речь. Ввиду
этого мышление глухих отличается
бедностью представлений и понятий, их
примитивностью. При осуществлении
анализа, синтеза, сравнения и обобщения
часта опора на несущественные признаки.

При
этом мышление
слабослышащих,
а
не глухих детей производит впечатление
мышления умственно отсталого человека.
Происходит это оттого, что слабослышащие
дети в большей степени склонны доверять
своему речевому запасу, считают себя
вполне слышащими и часто с удовольствием
используют те слова, понятие о которых
у них еще не до конца сформировано.

Своеобразно
развивается речь
слабослышащих

детей. Как было отмечено, слабослышащим
считается такой человек, слух которого
позволяет ему начать овладение речью
без посторонней помощи. Но эта
самостоятельно сформированная речь
практически всегда недостаточно
полноценна.

В
том случае, когда потери слуха относительно
невелики, нарушение речевого развития
заключается в искажении
только
некоторых звуков.
Обычно это высокочастотные звуки,
восприятие которых страдает в первую
очередь. (шоссе – соше, тетрадь – кетрадь,
путаница – тупанита, цапля – тапля,
чашка – ташка и т.д.) Нарушено также
произношение окончаний, ввиду того, что
слабослышащий человек не слышит их в
речи окружающих.

Состояние речи
слабослышащего и глухого ребенка, а
особенно его речевой запас, в значительной
степени зависят от условий, в которых
находится ребенок. Раннее слухопротезирование
и рано начатая специально организованная
коррекционная работа увеличивают
возможности овладения языком и
способствуют реабилитации ребенка с
нарушением слуха.

Качественное
своеобразие остальных познавательных
процессов, которое наблюдается у
большинства детей с нарушениями слуха,
обусловлено именно речевой недостаточностью.

Так, зрительное
восприятие
глухих,
вопреки расхожему житейскому представлению,
нельзя характеризовать как более
развитое, чем у слышащих. Несмотря на
то, что у глухих, действительно, есть не
характерные для слышащих людей возможности
зрительного восприятия протекающих
во времени пространственных образов,
зрительное восприятие глухими сложного
статичного зрительного стимула (например,
картины) отличается бедностью. При
зрительном восприятии объектов глухим
испытуемым, более, чем слышащим,
свойственно отмечать все то, что
«бросается» в глаза: все яркое, контрастное;
выступающие части предмета и т.п. Кроме
того, глухие часто отмечают несущественные
особенности объектов, упуская те их
признаки и свойства, которые менее
заметны, но более существенны. Это
обусловлено тем, что в процесс зрительного
восприятия в норме активно включается
речь.

Еще
более значительное своеобразие отмечают
при исследовании памяти
глухих детей. При необходимости
длительного сохранения в памяти новых
знаний, глухие запоминают плохо как
словесный, так и наглядный материал.
Данное обстоятельство обусловлено тем,
что при запоминании и воспроизведении,
в том числе наглядного материала, мы
используем для опоры в запоминании
словесные обозначения. Глухие такой
возможности, как правило, не имеют.

Обучение
глухих детей, так же как и обучение
слепых – цензовое, т.е. учебные планы и
программы в целом соответствуют учебным
планам и программам массовой школы.
Обучение в школе глухих опирается на
принципы, свойственные массовой школе
с добавлением некоторых специфических:

  • единство
    обучения
    основам наук с обучением словесной
    речи;

  • формирование
    словесной речи как средства общения;

  • дифференцированный
    подход;

  • индивидуализация
    обучения;

  • развитие
    остаточного слуха и коррекция
    произношения.

В связи с этим,
содержание обучения, помимо обычных
общеобразовательных предметов, включает
в себя развернутый цикл языковых
дисциплин: обучение разговорной речи,
обучение письменной речи, обучение
чтению, обучение произношению, обучение
чтению с губ (в школе слабослышащих),
развитие речи вне класса, развитие
слухового восприятия.

В
процессе обучения широко используется
звукоусиливающая аппаратура. Созданы
и активно используются в специальных
школах компьютерные программы для
обучения детей речи и коррекции их
произношения. После окончания специальной
школы наиболее одаренные юноши и девушки
могут стать студентами ВУЗов и колледжей
по специальностям, не связанным с
развернутым речевым общением и не
требующим слухового контроля

Читайте также:  Ребенок и его отсталое развитие

Вопросы
и задания для само
контроля

  1. Назовите
    причины нарушений слуха. Какую роль в
    потере слуха играют ототоксические
    антибиотики?

  2. Что
    такое глухота, каких детей называют
    глухими? Можно ли утверждать, что глухой
    ребенок абсолютно ничего не слышит?

  3. Объясните
    связь между глухотой и немотой. Объясните,
    почему неслышащего человека некорректно
    называть «глухонемым»?

  4. Что
    такое тугоухость, каких детей называют
    слабослышащими? При соблюдении каких
    условий слабослышащий ребенок может
    посещать общеобразовательное учебное
    заведение?

  5. Назовите
    принципы, на которых строится система
    обучения глухих детей.

  6. Найдите
    ответ на вопрос, полезно ли раннее
    слухопротезирование слабослышащему
    ребенку.

  7. Ответьте,
    почему глухой человек не превосходит
    слышащего по уровню развития зрительного
    восприятия?

  8. Раскройте
    понятия «коррекция», «компенсация»,
    «адаптация» и «реабилитация» применительно
    к глухим детям.

  9. Можно
    ли глухого ребенка научить говорить,
    и каким образом это можно осуществить?
    Подумайте над тем, является ли обучение
    произношению единственной проблемой
    при обучении глухих детей речи.

  10. Охарактеризуйте
    особенности устной речи глухих.

  11. Сравните
    дактильную и жестовую речь, охарактеризуйте
    их роль в обучении глухих.

  12. Какими
    специфическими чертами отличается
    мышление глухих?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 учитель-дефектолог,

 д/с №189 «Спутник»

 Один из страшных диагнозов, которого боятся все родители – это снижение слуха у ребенка в раннем возрасте, которое в будущем может отрицательно сказаться на формировании у него речи. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения малыш вообще не овладевает речью. И если из уст врача звучит приговор «глухота», мир, кажется, в эту минуту готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает, что такое музыка, не сможет ощутить все звуковые прелести этого мира, окажется навсегда отрезанным от нормально слышащих людей? Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающими здоровыми людьми?

Выявить нарушения слуха у малыша можно уже с первых дней жизни. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.

Факторы риска нарушения слуха у ребенка:

  •  Инфекционные или вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и др.)
  •  Токсикозы беременности
  •  Асфиксия новорожденного
  •  Внутричерепная родовая травма
  •  Гипербилирубинемия
  •  Гемолитическая болезнь новорожденного
  •  Масса тела при рождении менее 1500 г
  •  Недоношенность
  •  Переношенность
  •  Прием препаратов с ототоксическим действием (ряд антибиотиков и другие сильнодействующие средства)
  •  Наследственные заболевания
  •  Патологии челюстно-лицевого скелета у ребенка

Задачами специального обучения детей с нарушенным слухом дошкольного возраста является их полноценное развитие в соответствии с возрастом, формирование у них словесной речи как устной, так и письменной, и, как следствие, подготовка к школьному обучению. Путь становления речи таких  малышей должен стать максимально приближенным к тому, который проходят нормально слышащие дети. И тогда на смену неосознанным звукам придут первые слова, а затем и фразы. И пусть это произойдет несколько позже, чем у здоровых малышей, зато слабослышащий ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сможет общаться сам.

Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача детского сада и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое  развитие ребенка.  Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в  разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе  других.

Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире.Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев — лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети часто путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Но глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. Также  у детей с нарушением слуха восприятие формы, величины предмета, узнавание предмета по контуру формируются позднее, чем у слышащих сверстников.  Затруднение вызывает и узнавание знакомых предметов в необычном ракурсе (перевёрнутом на 180 градусов положении). В целом,  восприятие  слабослышащих детей характеризуется  неполнотой, фрагментарностью: дети выделяют яркие и очевидные признаки предметов, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки. 

Память. Наглядная память детей с нарушением слуха отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Развитие же словесной памяти сопряжено с большими сложностями, поскольку, запоминая слово, ребенок с нарушением слуха запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков, на что приходится затрачивать большие усилия. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха  является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности. Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.

Читайте также:  Значение развития личностных качеств ребенка в школе

Внимание. Объем внимания у  детей с нарушением слуха в несколько раз ниже, чем    у слышащих детей: дети с нарушением слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов. Внимание неустойчивое, дети с нарушением слуха  могут удерживать внимание не более 10-13 минут. Много времени в процессе обучения уделяется развитию непроизвольного внимания.  

Мышление.    В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей. Для таких детей   характерно замедление процесса формирования понятий.

Эмоционально-волевая сфера. Нарушение слуха накладывает отпечаток на развитие эмоциональной сферы и личности ребенка. Он оказывается частично изолированным от окружающих людей, от общения с ними. Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные. К ним позднее, чем к их слышащим сверстникам, приходит способность сопереживать. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх —  другие они  не умеют проявлять.

Воображение. У детей с нарушением слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л. Выготской,  такие дети долго не переходят от предметно-процессуальных действий к сюжетно-ролевым играм, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Сюжетные игры слабослышащих детей более однообразны, стереотипны. Воображение слабослышащих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, потом к памяти. Дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности  в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово».  Таким образом, уже на ранних этапах развития дети с нарушением слуха начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е.А Сошиной, дошкольники с нарушением слуха проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации), чтобы получился предмет. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг — в колесо).  

           Речь.  Дети  с нарушением слуха могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах  (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и  экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо). 

Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Наиболее успешно запоминаются существительные; значительно труднее дети овладевают названиями действий,  названиями цветов, отдельных частей и признаков предметов. По мере того как дети овладевают доступной их возрасту лексикой и у них формируется простая фразовая речь, возникают новые трудности. Дети с боль­шим трудом осваивают такую особенность слова, как многознач­ность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер». В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, они затрудня­ются в понимании их значений. Дети  с нарушением слуха лишь постепенно понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень обобщения, что, например, слово мебель имеет более общий смысл, в то вре­мя как слова диван, кровать, стол, стул, табуретка — более частное значение. При правильном понимании отношений между словами более конкретными и более обобщенными по смыслу у них начи­нает формироваться понятийное мышление.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих  детей и обеспечить им возможность полноценного общения.  Дети с нарушением слуха безболезненно адаптируются к многообразным, изменяющимся условиям жизни  большого детского коллектива, учатся проявлять свою социальную активность, удовлетворять свои интересы, развивать свои способности. 

Литература:

 1. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92

2 . Богданова Т.Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.

3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

4.    Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно — методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Источник