Особенности психического развития аутичного ребенка кратко

Особенности психического развития аутичного ребенка кратко thumbnail

Понимание психологической картины в целом позволяет специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией самого хода психического развития.

Следует подчеркнуть, что хотя «в центре» синдрома стоит аутизм как неспособность установления эмоциональных связей, как трудности коммуникации и социализации, не менее характерным для него является нарушение развития всех психических функций.

В современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т. е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи.

Рассматриваемое нарушение не является простой механической суммой отдельных трудностей — здесь просматривается единая закономерность дизонтогенеза, охватывающая все психическое развитие ребенка. Дело не только в том, что нарушается или задерживается нормальный ход развития, — оно явно искажается. Парадоксальность выражается в том, что при случайных проявлениях способности к восприятию сложных форм, такой ребенок не стремится использовать свои возможности в реальной жизни.

Речь идет о патологическом изменении всего стиля взаимодействия с миром, трудностях в организации активного приспособительного поведения, в использовании знаний и умений для взаимодействия со средой и людьми.

Нарушения в аффективной сфере влекут за собой изменения в направлении развития высших психических функций ребенка. Они становятся не столько средством активной адаптации к миру, сколько инструментом, применяемым для защиты и получения необходимых для аутостимуляции впечатлений.

Так, вразвитии моторики задерживается формирование навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни, действий с предметами. Вместо этого активно пополняется арсенал стереотипных движений, манипуляций с предметами, которые позволяют получать необходимые стимулирующие впечатления, связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок, суста­вов и т. д. Такой ребенок предельно неловок в любом предметном действии. Он не может подражать, схватывая нужную позу; плохо управляет распределением мышечного тонуса: тело, рука, пальцы могут быть слишком вялы или слишком напряжены, движения слабо координируются, не усваивается их временная последовательность. В то же время он может неожиданным образом проявить исключительную ловкость в своих странных действиях.

В развитии восприятия такого ребенка можно отметить нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и изощренное вычленение отдельных, аффективно значимых, ощущений собственного тела, а также звуков, красок, форм окружающих вещей. Обычны стереотипные надавливания на ухо или глаз, обнюхивание, облизывание предметов, перебирание пальцами перед глазами, игра с бликами, тенями.

Речевое развитие аутичного ребенка отражает сходную тенденцию. При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, декламация стихов и т. п.

Как и моторные, развиваются и речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.

В развитии мышления таких детей отмечаются огромные трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, связывая их с трудностями обобщения и с ограниченностью в осознании подтекста происходящего, одноплановостью, буквальностью его трактовок. Такому ребенку сложно понять развитие ситуации во времени, развести в последовательности событий причины и следствия. Это очень ярко проявляется при пересказе учебного материала, выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. Исследователи отмечают проблемы с пониманием логики другого человека, учетом его представлений, намерений.

Дети с РДА не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои способности, с тем, чтобы приспосабливаться к меняющемуся миру.

Особое место среди особенностей аутичного ребенка занимают поведенческие проблемы: нарушение самосохранения, негативизм, деструктивное поведение, страхи, агрессия, самоагрессия. Они возрастают при неадекватном подходе к ребенку (при этом усиливается аутостимуляция, отгораживающая его от реально происходящих событий) и, наоборот, уменьшаются при выборе доступных для него форм взаимодействия.

Таким образом, аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. В общей картине необходимо научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения.

В настоящее время становится все более очевидно, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.

Читайте также:  Значение звуковой культуры для развития личности ребенка

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте описание психологической картины при РДА.

2. Охарактеризуйте стойкие нарушения при РДА.

Список литературы

1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. — М., 1998.

2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший школьный возраст. – М., 1999.

3. Детский аутизм / Под. Ред. Л.М. Шипициной. – Спт., 2001.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма.— М., 1991.

5. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения.— М., 1989.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.— М., 2000.

9. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд через призму детского аутизма. – М, 2000.

10. Шоплер Э., Ланзинд м., Л. Ватерс. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей.- Минск, 1997.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1756 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)…Наверх

Источник

Эфендиева Галина Владимировна
Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка.

Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных признаков шизофрении. Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, которые вырабатываются по особым внутренним законам и не связаны с реальным миром.

Мозг аутиста иначе обрабатывает получаемую информацию, эта особенность нуждается не в лечении, а в «развитии возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Аутизм является первазивным (всепроникающим) расстройством, которое проявляется в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. Аутизм не проходит и не лечится.

Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и основными его проявлениями в этом возрасте является:

— то, что ребенок не фиксирует взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта;

— первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно;

— своих близких узнает, но не проявляет эмоциональной реакции.

В своем поведении ребенок стремится к сохранению постоянства абсолютно во всем: в еде, в одежде, в обстановке, в привычках такая особенность получила название «феномен тождества». Характерным является и наличие ритуалов в поведении. Например аутичный ребенок каждый свой день начинает с включения и выключения всех электроприборов в доме, при этом соблюдая жесткую последовательность своих действий. Только после завершения этого ритуала он может переключиться на что-то другое. Стереотипность проявляется и в игре ребенка, он может часами бессмысленно перебирать одни и те же предметы, игрушки если и использует, то делает это не по назначению. Страхи у ребенка появляются достаточно рано и список их бесконечен, например: шум машин, лай собаки, любой громкий звук, страх подземных переходов, игрушек и т. д. Общей особенностью всех страхов аутичного ребенка является их сила, стойкость и труднопреодолимость. Движения аутичного ребенка угловаты и не соизмерены по силе и амплитуде. Среди особенностей речевого развития, чаще всего встречаются:

— мутизм (отсутствие речи)

— эхолалии (повторение слов, фраз произнесенных другим человеком) воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время

— отсутствие обращений в речи;

— нарушение семантики, грамматического строя речи

— большое количество слов-штампов, фраз-штампов так называемая попугайная речь, которая при хорошей памяти ребенка создаёт эффект развитой речи.

Искаженность развития аутичных детей проявляется в парадоксальном сочетании: Так несоответствующий возрасту, высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка может сочетаться с невозможностью усвоения элементарных бытовых действий и навыков. Неоднократные исследования уровня интеллекта аутичных детей, свидетельствуют о том, что их коэффициент варьируется в диапазоне от 30 до 140. Однако есть исключения профессор ветеринарии Темпль Грандин (США, общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция, писатель Донна Уильяме (Австралия).

Читайте также:  Психопатия и психопатическое развитие личности ребенка

Большую роль в возникновении аутизма играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Аутизм бывает классический (человек не склонен к общению) и атипичный (больной стремиться к общению, но испытывает трудности коммуникации, не может усвоить язык и жесты).

Классификация детского аутизма.

— Синдром РДА Каннера (дети спервых лет жизни отличаются не способностью общаться, расстройтво речи и ЗПР, IQ ниже 70).

— Синдром Аспергера (менее тяжелая форма РДА, при которой интеллект достаточно сохранный, дети могут учиться в обычной школе, хотя пребывают в школьном коллективе обособленно).

— Синдром Ретта (только у девочек. Возникает у детей с нормально протекавшими беременностью, родами и развитием в течение первых месяцев жизни (иногда до 18 мес.). Затем происходят остановка в развитии и катастрофический регресс всех форм психической деятельности с возникновением моторных стереотипий, аутизма и прогрессирующего моторного снижения, последующей инвалидностью и смертью (12-25 лет).

Источник

О.С.Никольская
выделяет также ряд особенностей
психического развития аутичного ребенка.
(1, 32-39)

В
развитии моторики задерживается
формирование навыков бытовой адаптации,
освоение обычных, необходимых для жизни,
действий с предметами. Вместо этого
активно пополняется арсенал стереотипных
движений, таких манипуляций с предметами,
которые позволяют получать необходимые
стимулирующие впечатления, связанные
с соприкосновением, изменением положения
тела в пространстве, ощущением своих
мышечных связок, суставов. Это могут
быть взмахи руками, застывания в
определенных странных позах, избирательное
напряжение отдельных мышц и суставов,
бег по кругу или от стены к стене, прыжки,
кружение, раскачивание, карабканье по
мебели, перепрыгивание со стула на стул,
балансировка; стереотипные действия с
объектами: ребенок может трясти
веревочкой, стучать палкой, рвать бумагу,
расслаивать на нитки кусочек ткани,
передвигать и вертеть предметы.

Ребенок
предельно неловок в крупных движениях
всего тела и в тонкой ручной моторике.
Он не может подражать, схватывая нужную
позу; плохо управляет распределением
мышечного тонуса: тело, рука, пальцы
могут быть слишком вялы или слишком
напряжены, движения слабо координируются,
не усваивается их временная
последовательность.

В
развитии восприятия отмечается нарушение
ориентировки в пространстве, искажение
целостной картины реального предметного
мира и изощренное вычленение отдельных,
аффективно значимых, ощущений собственного
тела, а также звуков, красок. форм
окружающих вещей. Обычны стереотипные
надавливания на ухо или на глаз,
обнюхивание, облизывание предметов,
перебирание пальцами перед глазами,
игра с бликами, тенями.

Характерно
и наличие более сложных форм сенсорной
аутостимуляции. Ранний интерес к цвету,
пространственным формам может проявиться
в увлечении выкладыванием орнаментальных
рядов, причем этот интерес может
отразиться даже в развитии речи ребенка.
Его первыми словами могут быть далеко
не самые нужные обычному малышу названия
сложных оттенков цветов и форм –
например, «бледно-золотистый» или
«параллелепипед». В двухлетнем возрасте
ребенок может всюду выискивать форму
шара или очертания знакомых ему букв и
цифр. Его может поглощать конструирование.
Очень часто уже до года проявляется
страстное увлечение музыкой, причем у
ребенка может обнаружиться абсолютный
музыкальный слух.

Ощущения
света, цвета, формы своего тела приобретают
самоценность, становятся источником
аутостимуляции. Но даже в аутостимуляции
ребенок не ищет новизну, а стремиться
постоянно воспроизводить одно и тоже
впечатление.

В
литературе используется термин
компенсаторная аутостимуляция,
позволяющая ребенку поднять свой тонус
и заглушить дискомфорт.

В
речевом развитии существуют следующие
особенности. При общем нарушении развития
целенаправленной коммуникативной речи
возможно увлечение отдельными речевыми
формами, постоянная игра звуками, словами
и слогами, рифмование, пение, коверканье
слов, декламация стихов.

Ребенок
не может направленно обратиться к
другому человеку, но способен чисто
произносить интересные по звучанию
слова. Используя для дела только скудный
набор речевых штампов, он может проявлять
острую чувствительность к речевым
формам, словам как таковым.

Развиваются
речевые стереотипии, отсутствует
свободная игра с речевыми формами,
активное творчество.

В
развитии мышления наблюдают огромные
трудности произвольного обучения,
целенаправленного разрешения реально
возникающих задач. Имеются сложности
в символизации, переноса навыков из
одной ситуации в другую, ограниченность
в осознании подтекста происходящего,
буквальность его трактовок. Отмечают
проблемы с пониманием логики другого
человека, учетом его представлений,
намерений. В рамках стереотипной ситуации
аутичные дети могут обобщать, использовать
игровые символы, выстраивать программу
действий. Однако они не в состоянии
активно перерабатывать информацию,
активно использовать свои способности,
чтобы приспособиться к меняющемуся
миру.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческий период

В
поведении наблюдается нарушение
самосохранения, негативизм, деструктивное
поведение, страхи, агрессия, самоагрессия,
нарушение пищевого поведение. (8, 286) Они
возрастают при неадекватном подходе к
ребенку и уменьшаются при выборе
доступных для него форм взаимодействия.

Активный
негативизм – это отказ ребенка делать
что-либо вместе со взрослым, уход от
ситуации обучения, произвольной
организации. Он может сопровождаться
усилением аутостимуляции, физическим
сопротивлением, криками, агрессией,
самоагрессией. Негативизм вырабатывается
и закрепляется в результате непонимания
трудностей ребенка, неправильно
выбранного уровня взаимодействия с
ним.

Страхи
непосредственно связаны с особой
сенсорной ранимостью детей, они могут
быть непонятны окружающим. Ребенка
пугают резкие звуки; возможны особые
страхи, связанные с тактильной
сверхчувствительностью, например,
непереносимость ощущения от дырки на
колготках. Возможны страхи из-за
склонности ребенка слишком остро
реагировать на ситуации, в которых
присутствуют признаки реальной угрозы,
инстинктивно узнаваемых каждым человеком.
Например, ребенок боится одеваться,
т.к. голова застревает в вороте свитера,
боится бабочек, мух, птиц из-за их резкого
встречного движения. Тотален страх
новизны, нарушений сложившегося
стереотипа жизни, неожиданного развития
ситуации, собственной беспомощности в
непривычных условиях.

Агрессия
выражается по отношению к людям, вещам,
себе. При данном заболевании используется
термин генерализованная агрессия
–агрессия как бы против всего мира,
против вмешательства в жизнь ребенка,
не направленная ни на кого конкретно.
Может проявляться во взрывах отчаяния
чрезвычайно разрушающей силы.

Самоагрессия
является крайним проявлением отчаяния
от безысходности; она часто представляет
действительную физическую опасность
для ребенка, поскольку может вызвать
его самоповреждение. Проявляется в
усиленной аутостимуляции, которая
приближается к болевому порогу и может
перейти через него. Например, ребенок
бьется обо что-нибудь головой, сильно
нажимает на глаз, рискуя его повредить,
бьет, царапает и кусает себя, ощущая
опасность.

Детский
психиатр Г.В. Козловская говорит о трех
основных симптомах РДА – нарушении в
общении, поведении и эмоциональной
сфере. (4, 56)

Нарушения
в сфере поведения проявляются следующим
образом: аутисты медлительны, неуклюжи,
их движения дисгармоничны, с другой
стороны бывают невероятно подвижны,
могут мгновенно взобраться на шкаф,
взлететь на подоконник. Для них характерно
однообразие движений: верчение пальцами,
вращение вокруг собственной оси, бегание
по комнате от предмета к предмету,
манежный бег, когда дети часами бегают
по кругу.

Что
касается сферы эмоций, то дети-аутисты
холодны и равнодушны, иногда производят
впечатление жестоких, бездушно
обращающихся с близкими, сверстниками,
животными, игрушками. Они крайне ранимы,
обидчивы. У детей повышенная чувствительность
ко всему: свет, звуки, физический контакт,
любое взаимодействие с окружающим
миром. Гиперчувствительность определяет
их аутическое поведение.

В
сфере общения нарушение проявляются
таким образом: дети-аутисты кажутся
слепыми и глухими. Однако при обследовании
слух и зрение оказываются нормальными.
Психика не выдерживает нагрузки и
блокирует ответную реакцию. С ней связан
негативизм, защита своего «обнаженного
сенсорного аппарата». Это как бы люди
с открытой раной в душе. Каждое
прикосновение для них невероятно
болезненно, поэтому они закрываются от
мира. В детском саду аутист уходит в
сторонку и играет один, его раздражает
шум, который издают другие дети. Но он
внимательно следит за происходящим, в
отличие от умственно отсталого ребенка.
(4, 57-58)

Г.В.
Козловская приводит симптомы аутизма
в первые годы жизни ребенка, появление
которых должно насторожить родителей:

1)
В первый год ребенок молчит, не лепечет
или делает это очень слабо.

2)
Он не отвечает улыбкой на улыбку. Ребенок
улыбается сам себе, а когда к нему
подходят, он замирает, уголки рта
опускаются

3)
Ребенок не просится на руки. Когда его
берут на руки, он выворачивается,
изгибается дугой.

4)
Ребенок не фокусирует взгляд на том
предмете, который ему показывают.

5)
Нарушение сна, ребенок капризничает и
плачет при пробуждении.

Соседние файлы в папке 6 семестр

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник