Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста курсовая

 

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат) 

телефон 89128530749, https://vk.com/k.diplomov 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ

кафедра педагогики 

Курсовая работа

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста……………………………………………. 6

1.1. Эмоции как объект психолого-педагогических исследований…………….. 6

1.2. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….. 8

1.3. Методы и приемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………. 16

Выводы по первой главе………………………………………………………….. 17

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста………………………………………….. 19

2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………….. 19

2.2. Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….. 26

Выводы по второй главе………………………………………………………….. 34

Заключение…………………………………………………………………………. 35

Библиографический список………………………………………………………. 37

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность выбранной темы подтверждает тезис о том, что изучение процесса становления личности ребенка и его социализации является одной из важнейших научно — практических задач психологии и педагогики. Особое внимание исследователи уделяют изучению процесса становления свойств личности ребенка – в частности, его эмоциональной сферы.

Органичная связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы была указана многочисленными работами, начиная с Б.Пере, В.Штерна. Л.С.Выготский в своих работах отмечал, что «участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической структуры».

В работах Л.С.Выготского, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелевой, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.И.Лисиной, Т.А. Репиной, К.Изарда и других уделялось большое внимание изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка. Особую роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет межличностное общение с родителями и педагогами.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию детей, родители должны сами осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста – с чего и начинается воспитание родителей. Термин «воспитание родителей» наполнится положительным содержанием тогда, когда будет связан с развитием личности каждого из родителей, а через них — и их детей. «Воспитание родителей» – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

В частности, в становлении и развитии эмоциональной сферы дошкольника большое значение имеют адекватные представления родителей об особенностях формирования эмоций у дошкольника и умение распознавать эмоциональные состояния своего ребенка.

Вопросы нравственного поведения — чуткости и гуманности, внимательного и доброго отношения к взрослым и сверстникам — занимают в практике детского сада нередко подчиненное положение по отношению к вопросам приобретения знаний. Эта тенденция некоторой односторонности педагогического процесса порой усугубляется семейными условиями жизни детей именно по причине недостаточной чуткости родителей к эмоциональным состояниям ребенка. Таким образом, актуальной проблемой является гармоничное сочетание в воспитании ребенка акцентов на развитие морально-нравственных качеств, эмоциональности и интеллектуальных возможностей ребенка и совместная работа педагогов и родителей, направленная на формирование представлений об эмоциональных состояниях дошкольников и основных путях их нормализации.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально определить особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования является предположение о ведущей роли включения взрослого в совместную деятельность с детьми, влияния оценки взрослого на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических исследований по проблеме формирования эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте.

2. Изучение формирования эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте.

3. Теоретический анализ факторов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

4. Эмпирическое изучение представлений родителей и педагогов об эмоциональном состоянии ребенка (констатирующий эксперимент).

5. Поиск путей нормализации эмоциональных состояний ребенка старшего дошкольного возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент;

Читайте также:  Пособие для центров развития ребенка буракова

3. Математические методы: количественная обработка эмпирических данных.

Теоретической основой исследования явились психолого — педагогические концепции Л.С.Выготского, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелевой, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.И.Лисиной, Т.А. Репиной, К.Изарда и других.

База исследования: в исследовании приняли участие 12 дошкольников в возрасте 5-6 лет, посещающих ДОУ, а также их родители и воспитатели группы. 

Заключение 

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Воспитание эмоциональной сферы у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показате­лей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требова­ния, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему разви­тию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Исследования эмоционального благополучия ребенка показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Важное значение имеют родительские представления об особенностях эмоциональной сферы дошкольника.

В содержание эмоционального благополучия ребенка – дошкольника включен целый ряд факторов, среди которых основное место занимает сфера межличностного общения, в первую очередь – доверительно-личностное общение со значимыми взрослыми.

В рамках данной работы было уделено особое внимание диагностике и психологической коррекции представлений взрослых об эмоциональных состояниях дошкольников. Результаты бесед с родителями, воспитателями, а также наблюдение за детьми показало высокую эффективность данных занятий, выражающуюся в повышении уровня педагогической компетентности родителей и воспитателей. А именно – родители стали больше интересоваться настроением ребенка в садике, особенностями его общения со сверстниками и воспитателями. Родители и педагоги стали больше внимания уделять анализу эмоциональной составляющей межличностного общения с детьми, совместно решают возникающие трудности.

Библиографический список 

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том. 4. М.: Педагогика, 1984.
  3. Гармаева Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника.//Психолог в детском саду.–№ 2.-2004.– С.103-112
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа­гогическое общество России, 2003. — 512 с.
  5. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.
  6. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
  7. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
  8. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской психологии //Психолог в детском саду, 2000, №№2-3.
  9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003.
  10. Кучерова Э.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психического здоровья //А.В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца. М., 1996

Количество страниц: 38
Стоимость: 1000 руб.

Источник

1. Анохин, П. К. Психология эмоций [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 288 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Знание, 2002. – 400 с.
3. Бодалев, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Бодалев М.: Изд во МГУ, 2002. — 188 с.
4. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Гиппенрейтер — М.: изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. ВиЛюнас. — М., 2006. – 288 с.
6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М., 2002. — 200 с.
7. Вимонас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Ви-Монас. — М.: Пресиздат, 2003. – 288 с.
8. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Н. В. Волкова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аль-ма, 2001. – 240 с.
9. Валлон, А. От действия к мысли [Текст] / А. Валлон. — М., 2003. – 416 с
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / — М., 2004. – 200
11. Выготский, Л. С. [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т.1. — М., 2001. — 457 с.
12. Выготский, Л. С. [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т.3. — М., 2005. — 368 с.
13. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 10. – с. 61-64.
14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б. И. Додонов. — М.: Полит-издат, 2001. — 272 с
15. Давыдов, В. В. Принцип развития в психологии [Текст] / Зинченко В. П. Вопросы философии. — 2003. №12. – 109-111 с.
16. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина – М.: Айрис – пресс, 2006. – 160 с.
17. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005. – 160 с.
18. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников [Текст] / Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005. – 176 с.
19. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. — СПб.: Издательство «Питер», 2001. — 464 с
20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер,
2001. — 752 с
21. Изотова, Е.И. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика»
[Текст] / Е. В. Никифирова — М.: Академия, 2004 г.- 288с.
22. Крейн, У. Теории развития [Текст] / У. Крейн — СПб, 2002. – 512 с.
23. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды [Текст] / Г. С. Костюк — М., 2003. – 304 с.
24. Кулачковская , С.Е. Я – дошкольник [Текст] / Ладывир С.О . — К., 2007 — 32 — 95 с.
25. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Яро —
славль: Академия развития, 2006. – 208 с.
26. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций [Текст] / Ярославль, 2005. – 23 с.
27. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка,
психолог в детском саду [Текст] /. 2003. – 176 с.
28. Кряжева, Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» [Текст] / — Ярославль: Академия развитие, 1997 г. — 208 с.
29. Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет [Текст] / М. И. Лисина. — Автореф. Дис.- М.,2003. – 36 с.
30. Люблинская, Г.О. Детская психология, Высшая школа [Текст] /
Г. О. Люблинская — К., 2001. – 312 с.
31. Лурия, А. Р. Теория развития высших психических функций в со-ветской психологии. Вопросы Философии [Текст] / – М., 2003. — 72-80 с.
32. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей
[Текст] / Т. Д. Марцинковская – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2007. — 176 с.
33. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
34. Обухова, Л. В. Возрастная психология [Текст] / Л. В. Обухова — М.:
Высшее образование, МГППУ,2009. – 460 с.
35. Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание [Текст] / А. А. Рояк. – 2008. — № 2. – 81-89 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. Л. — М., 2007. – 720 с.
37. Симонов, П. В. Высшая нервная деятельность человека: моти-вационно-эмоциональные аспекты / П. В. Симонов. — М. : Наука, 2003. – 173 с.
38. Степанова, В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задерж-
кой психического развития в изобразительной деятельности [Текст] / В. А. Степанова – М. : Москва, 2004. – 140 c.
39. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Та-лызина. – М. 2007. – 288 с.
40. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева – М.: Владос, 2006. – 336 с.
41. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова – М., 2001. – 256 с.
42. Федорович, Л. А.. Составители О. В. Гнета, Макаренко И. В., Федо-
рович Л. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей ранне-го дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. А. Федорович — Кременчуг: Христианская Заря, 2008. — 217с.
43. Чеснокова, И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова – М.: Просвеще-ние, 2008. – 111 с.
44. Чистякова, М. И. Психогимнастика / [Текст] / М. И. Чистякова. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
45. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст] / И. В. Чи-стякова – М.: Просвещение, 2008. – 349 с.
46. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин – М.: Наука 2001. – 400 с.
47. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002. – 176 с.
48. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи
лет [Текст] / Д. Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2005. – 384 с.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин — М.,
2004. – 194 с.
50. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития [Текст] / Б. Д. Эльконин — М.: СП «Интер-пракс», 2003. – 168 с.

Читайте также:  Основа развития и воспитания ребенка

Источник

Сущность эмоций и их значение. Психологические особенности детей 5-6 лет. Механизм адаптации («адаптационное поведение»). Хронологическая последовательность симптомов адаптации и дезадаптации. Онтогенез эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

  • Уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека. Типы восприятия детьми эмоций. Представления детей 6-7 лет об эмоциях и чувствах людей. Этапы и особенности становления эмоциональной отзывчивости у детей, уровни ее развития.

    курсовая работа, добавлен 16.01.2012

  • Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей. Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период как условие его успешной адаптации. Роль дидактической игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2012

  • Понятие и виды адаптации. Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей. Выявление уровня эмоционального благополучия, уровня тревожности, агрессивности и импульсивности.

    дипломная работа, добавлен 23.10.2011

  • Психологические особенности детей раннего возраста. Влияние детского образовательного учреждения на социальную адаптацию детей. Оценка психолого-педагогических условий социальной адаптации детей дошкольного возраста посещающих и непосещающих детский сад.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2015

  • Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии. Взгляды и теории отечественных психологов. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Эмоции.

    курсовая работа, добавлен 14.12.2006

  • Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.04.2007

  • Понятие человеческих эмоций и изучение их функций. Особенности эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Характеристика тревожности и проведение эмпирического исследования эмоциональной сферы подростков. Значение эмоций в жизни ребенка.

    контрольная работа, добавлен 01.06.2014

    Читайте также:  Развитие в два месяца ребенка
  • Характеристика особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Психологические особенности социальной депривации таких детей. Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития.

    курсовая работа, добавлен 26.10.2010

  • Исследование гендерной специфики психической адаптации детей дошкольного возраста. Изучение факторов адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и особенности их половой идентификации. Определение эмоционального состояния ребенка в детском саду.

    курсовая работа, добавлен 19.10.2014

  • Эмоциональная сфера личности. Проблема развития эмоций. Характеристика эмоциональных состояний. Психологические характеристики дошкольников. Соотношение между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Состояние эмоциональной напряженности.

    курсовая работа, добавлен 22.06.2011

  • Источник