Основа развития и воспитания ребенка

Основа развития и воспитания ребенка thumbnail

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Первым воспитателем ребёнка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое проявление заботы о нём, и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и чёткостью требований друг к другу и к своим детям.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе начальной школы

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.

Безнаказанность, удачное скрытие факта кражи могут закрепить в нём ощущение успеха, и постепенно его поступки, которые первоначально объяснялись только тем, что он не сдержался, могут стать актом сознательной кражи. При этом доверительные отношения между ребёнком и взрослым будут сломаны раз и навсегда.

Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

В
сельских условиях ребенок быстрее начинает видеть результаты своих трудов.
Садово – огородные дела, уборка территории, ухаживание за кроликами – все это быстро
закрепляет обратную связь, которая даже может перейти в режим самогенерации.

Юность,
следующий возрастной период, должен быть построен на новых принципах. Это
период полового созревания, выброса гормонов, неуправляемости. К этому периоду
ребенок уже должен быть подготовлен, и главными наработками должны быть самоконтроль, терпение, доверие к родителям. Теперь уже можно и нужно обеспечить ему достаточно
длительные периоды пребывания в городе.

Юность
— это период активного самоутверждения. Если в детстве основным мотивирующим
инстинктом был инстинкт самосохранения, а отрочество — переходный период от
одного преобладающего инстинкта к другому, то юность — это период воинствующего
инстинкта продолжения рода. Если детство и отрочество были прожиты правильно, и
вы видите результаты, то уже можно не бояться, что ребенок попадет в плохую
компанию, улица его уже не раздавит. Его система ценностей уже закрепилась как
на рассудочном уровне, так и в подсознании. Ребенок будет искать общество себе
подобных. В сельских условиях теперь уже в принципе невозможно обеспечить
ребенку ту интенсивность жизни, которую требует его мозги и тело, и к которой
он уже подготовлен.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка евпатория

В период юности, для становления личности,
необходимо плавно начинать менять основную социальную ориентацию ребенка с
инфантильной, той, что была раньше – что скажут родители, сверстники? — на
другую, более зрелую – как я сам отношусь к происходящему?

Если
ребенок в этот период не сформирует собственную систему ценностей, то в
дальнейшем ему всю жизнь придется ориентироваться на общественное мнение, на
одобрение окружающих, на сравнение себя с другими. Он не сможет радоваться
успехам других и сострадать их неудачам. Зависть будет доминирующим качеством.
Как же привить ребенку собственные ориентиры? Начинать надо с воспитания у ребенка честности перед
собой
. Не перед родителями, а именно перед собой. Если
ребенок не научится видеть и признавать собственные ошибки в этом возрасте, то
в дальнейшем научить его этому будет невозможно. Далее будет
формироваться только система самозащиты и оправдания. Нельзя в принципе привить
ребенку честность перед родителями, если предварительно не наработана у него
честность перед собой. Любой
ребенок знает, что требование родителей быть перед ними честным нужно родителям
только для управления детьми. Здесь, как и во всем, будет срабатывать
пример родителей. Если ребенок видит, что слова родителей расходятся с их
делами, то и он вырастет всего лишь мечтателем. Если родители курят, и
одновременно говорят о том, как это вредно, то ожидать, что ребенок не будет
курить, было бы наивно.

Нельзя
насильно заставлять ребенка что либо выполнять если он добровольно или с
небольшим нажимом не хочет делать — это сигнал, что что-то не в порядке во
внешней ситуации. Например, чтобы наш ребенок добровольно начал читать книги,
мы лишили его на время телевизора и компьютера, и тогда ему пришлось
компенсировать недостаток впечатлений чтением книг. А чтение способствует развитию образного мышления. Избыток телевизионных впечатлений атрофирует у
ребенка лобные доли мозга.
Образы идут с экрана на халяву –
зачем трудиться? Но если момент упущен, то образное мышление уже не
восстановить. А без развитых лобных долей
мозга и образного мышления человек — уже не человек.
Кстати, тотальная бесчувственность, жестокость,
которую мы наблюдаем среди молодежи – показатель как раз недоразвитости лобных долей
мозга. Страшно то, что молодежь в этом не виновата. Виновата система,
предлагающая эту халяву, родители, использующие эту
халяву в качестве откупа своего внимания.

Нельзя
собственную систему поощрений и наказаний воспринимать саму по себе, отдельно от
жизненного пространства, плотности населения в квартире на квадратный метр,
собственного бюджета, свободного времени родителей. Нельзя наказывать ребенка за
гиперактивность в вашей маленькой квартире, это не его, а ваша вина, что вы
должным образом не подготовились к рождению ребенка.

Если
вы не сумели привить ребенку доверие к себе, то следует искать собственные
ошибки, а не оправдывать себя пагубным влиянием улицы на вашего отпрыска.

Самое
плохое в воспитании ребенка всех возрастов – это обман. Пообещать, в целях
сиюминутного управления ребенком, и не выполнить. Несколько таких ситуаций — и
ребенок перестает вас уважать.

Самое плохое в воспитании, если ребенок
становится объектом самоутверждения родителей.
Именно на этой родительской мотивации уродуется личность ребенка. Бессознательная мотивация показать другим, что
мой ребенок послушнее, умнее, красивее и развитее, особенно в детстве – самый
быстрый путь фиксировать его только начавшую зарождаться личность двигаться на
мотивации страха перед родителями.

Так
что ситуация довольно печальная. Трудно рассчитывать, что ваш ребенок вырастет
гармонично развитой личностью если:


отношения между родителями не сгармонизировны.


нет просторного жилища в селе или загородного дачного участка с возможностью круглогодичного
проживания..


нет просторного жилища в городе.


нет собственного свободного времени.


сильна жалость к самому себе.


не обладаете достаточным жизненным опытом.


если вам самим мало лет и вы живете с родителями.

Слабые
люди, уродуя психику ребенка, заставляют детей насильно и хитростью жить с ними
до старости.

Средние
люди позволяют взрослым детям жить отдельно от них, потому что дети этого
хотят.

Сильные
люди давая свободу выбора своим взрослым детям, живут одной семьей, потому, что
все этого хотят.

Совесть
у ребенка формируется не на страхе наказания, а на способности давать
собственную оценку своим поступкам, которая, в свою очередь, опирается на
принятую в семье систему (иерархию) ценностей.

Дети — это не только подрастающее поколение, но и
индикатор собственного развития. Если вас могут раздражать дети,
если не получаются с ними доверительные отношения, если дети не признают вашего
авторитета, то значит с вами что-то не
в порядке.
Ребенок –
это ваше отражение, и здесь нельзя винить улицу, дурную
компанию, наследственность или еще что-либо или кого-либо. Ребенок – прообраз
вас самих. Это закон. Странно видеть, когда психолог, или человек, дающий
советы по воспитанию детей имеет собственных детей, которые его ни во что не
ставят. Странно от них слышать стандартное оправдание — сапожник без сапог.

Читайте также:  Отставание психического развития у ребенка

Для
детей очень важно пребывание среди братьев и сестер, нахождение на возрастной
лестнице, т.е.желательно в семье иметь старших и младших детей. Чем больше, тем
лучше. Со старших ребенок может брать пример, младших учить. В такой семье
ревность к маме по поводу того, что она уделяет больше внимания младшим, будет
сведена до минимума. Семья становится целостным организмом. Конечно же, семья
должна быть открытой системой. Только слабые родители ограничивают общение
детей со сверстниками в других семьх и социальных слоях. Только давая ребенку свободу
выбора, можно вырастить творческого человека.
Одновременно, такая позиция будет толкать вас самих на собственный рост и
развитие.

Взрослый
ребенок должен видеть разнообразие вашей жизни, видеть что у вас постоянно
что-то меняется: жилище, бизнес; что вы отправляетесь в путешествия, что у вас
расширяется круг общения и интересов.

Только тогда ему будет интересно жить рядом и не захочется покидать родительский
дом. Только тогда он сможет быть достойным продолжателем начатого вами дела.

Попробуем обобщить некоторые законы
воспитания. 


Среда формирует личность. Нельзя ориентировать воспитание ребенка сугубо на
свою любовь.

— Нельзя заваливать ребенка
игрушками, покупая себе у него свободное время.

Нужно целенаправленно формировать у ребенка
честность к самому себе
, необходимую для
появления таких качеств, как адекватная самооценка, критическое отношение к
себе, совесть, сопереживание,

Главным экзаменом на зрелость,
как это принято в Европе и Америке, в возрасте19-20 лет будет самостоятельное
проживание вне семьи с минимальным выходным пособием. Вот теперь и проявятся все навыки и личные качества а
также все недоработки вашего воспитания. Теперь ваш ребенок должен начать самостоятельно
жить и зарабатывать, а для этого необходимо быть достаточно коммуникабельным и
зрелым.

Например, в Англии, в аристократических семьях
принято отправлять ребенка после окончания школы и перед поступлением в
институт на год в дальнее путешествие с гуманитарной миссией без каких-либо родительских дотаций.В Дании, если ребенок
старше 18 лет проживает с родителями, а не отдельно, то родители платят за это
налог государству.

Подводя
итоги, можно сказать, что если вы ориентированы на зачатие, рождение и
воспитание гармоничного существа, то нужно к этому тщательно подготовиться. Ничего в воспитании не
должно происходить случайно.

Прежде всего у вас должна быть свободная энергия,
которую к этому времени вы должны заработать. Это значит свободное время,
свободные деньги, свободные помещения, свободное внимание.

Мать должна смириться с тем, что первые три года
жизни ребенка она себе не принадлежит. Первые три года мать – это неотделимая
часть ребенка.

На
каждом возрастном этапе развития ребенка ставится конкретная цель воспитания и
подбираются соответствующие методы достижения этой цели.

Искусство родителей заключается в том, чтобы
заинтересовать ребенка в выполнении поставленной перед ним задачи, а не
насильственно заставлять ее выполнять. Главное знать, что практически
любую поставленную задачу ребенок может выполнять добровольно и с песнями, и
если это не получается, то это ваша личная проблема, а не ребенка.

Главное
в системе поощрений и наказаний ребенка старше семи лет – научить его злиться
не на родителей за наказание, а на себя за свои собственные ошибки. Чем сильнее
самоконтроль ребенка, тем слабее система наказаний.

Ориентация
самоконтроля должна строиться у ребенка на таком понятии как стыд и совесть. В
возрасте до 15 – 17 лет, пока нет собственных ориентиров, совесть строится на
соотнесении своих поступков с нормами внешней морали. В возрасте после 20-25-и,
когда появляется внутренний свидетель – сознание, предыдущее понятие совести
должно трансформироваться в соотнесении своих поступков с нормами уже
внутренней морали.

Ожидать,
что у ребенка с возрастом появится сознание можно только в случае, если все
предыдущие этапы были пройдены нормально. Что это значит? Вот базовые ориентиры:

1. Ребенок был желанный.

2. Беременность и роды прошли без
перинатальных травм.

3. До трех лет было позволено
ребенку проявляться по его желанию.

4. До семи лет сформировалось
доверие к родителям и нормы морали.

5. До 15-и лет появилась
способность трезво оценивать свои возможности и видеть свои способности и
недостатки.

6. К 18-ти годам ребенок уже
способен ставить реальные цели и добиваться их достижения.

7. В 22 года основная ориентация
— значимость в собственных глазах, основное качество – способность учиться у
всех и всему.

Всегда
надо помнить, что главное в воспитании гармоничного существа его личностные
качества а не уровень интеллекта. Не пытайтесь ускорить развитие ребенка. На
все природой отведены свои сроки. Никто же не ставит перед собой задачу пройти
период беременности в рекордно короткий срок. Но и затягивать пребывание на
предыдущем возрастном этапе опасно из за того, что природой отведен срок окончательного закрепления
нервных связей в головном мозге – это 18-20 лет. Далее что-либо изменить
в его личности может лишь он сам, да и то при условии, если к этому времени у
него появилось сознание.

Принятие
ответственности за воспитание ребенка позволяет родителям сохранять в себе
поисковую активность и открытость восприятия, становясь постепенно для детей
самыми близ