Основные закономерности развития личности ребенка дошкольного возраста

Основные закономерности развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Марта Ляшева
Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

– усвоение нравственных норм (усвоение дошкольниками норм и форм поведения, возникновение нравственной саморегуляции поведения, переход к автоматизированным формам нравственного поведения, проявление моральных качеств личности в общении);

–эмоционально-мотивационная регуляция поведения: развитие мотивации общения в дошкольном возрасте, включение в общение мотивов, связанных с учением и трудом, появление социальных мотивов (стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи, становление потребности в достижении успехов, возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции;

– формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других полезных качеств личности;

– психологические новообразования дошкольного возраста: возникновение образного и внутреннего символического плана действий, объединение внутренних и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления, соединение воображения, мышления и речи, возникновение внутренней речи, завершение формирования речи как средства общения, становление внутренней нравственной саморегуляции поступков, развитие мотивации общения с людьми, выявление индивидуальности ребенка.

Основные изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста,в общем виде можно сформулировать следующим образом:

1. Возникают новые мотивы поступков и действий, и прежде всего мотивы общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

2. Формируются первые этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Формируется произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Овладение умением управлять собой, соим поведением и поступками выделяется как особая задача.

4. Вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми становится взрослыми перед ребенком как важная задача. На основеэого возникает оценка своих возможностей осуществить то или иное задание: «могу» и «не могу» начинает мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений.

5. Развитие взаимоотношений ребенка и взрослых и усложнение содержания основных видов деятельности приводит, во-первых, к осознанию общественной значимости труда взрослых, во-вторых, к выделению особых функций взрослых в отношении ребенка – функций руководства и обучения, в-третьих, к выделению ребенком своего места «маленького» в системе общественных отношений.

Факторы, влияющие на становление личности: наследственность, среда, воспитание и деятельность,их можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека.К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка. Все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности.Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом.

Читайте также:  Родительское собрание выступление психолога особенности развития ребенка

Источник

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

1.
Цикличность
развития
.
Под циклом понимают возраст как стадию
развития. Темп и содержание развития
изменяется на протяжении детства.
Периоды подъема интенсивного развития
сменяются периодами затухания.

Читайте также:  Методы психологического развития ребенка с отклонениями в развитии

2.
Неравномерность
развития.
Разные
психические функции развиваются
неравномерно, не пропорционально.
Существуют наиболее оптимальные сроки
для становления и роста отдельных
психических процессов, такие периоды
называют сенситивными. Возрастная
сенситивность – присущее определенному
сенситивному периоду, оптимальное
сочетание условий для развития и
становления определенных психических
свойств и процессов.

3.
Метаморфозность
детского развития. Л.С. Выготский отметил
цепь превращения одной качественной
формы в другие.

4.
Сочетание
процессов

эволюции и инволюции. То, что развивалось
на предыдущем этапе, отмирает или
преобразуется (эволюция). Инволюционный
эффект возникает если не были созданы
условия для развития функции – обратное
развитие (инфантилизм).

5.
Интеграция
психики – перерастание отдельных
психических состояний в черты личности.

6.
Пластичность
психики и возможность компенсации. При
слабости или дефиците одной психической
функции усиленно развивается др.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе

Обучение
(воспитание)

— это целенаправленный процесс передачи
общественно-исторического опыта.
Обучение может рассматриваться как
формирование ЗУНов, а воспитание – как
формирование ценностей, установок,
стереотипов.

Проблема
соотношения обучения и развития была
поставлена в 20-30 годы 20-го века. Л.С.
Выготский выдвинул три точки зрения на
данную проблему:

1.
Независимость процессов детского
развития от процессов обучения («Обучение
плетется в хвосте у развития»).

2.
Обучение
и есть развитие, шаг в обучении
соответствует шагу в развитии («Развитие
следует за обучением, как тень за
предметом»).

3.
С
одной стороны, обучение и развитие
независимы, с др. обучение тождественно
с развитием. Выготский решил проблему
соотношения, определив зоны
и уровни развития психики: УАР (уровень
актуального развития)

сложившаяся в результате определенных
уже завершившихся циклов развития (то,
что ребенок может делать самостоятельно)

УПР
(уровень потенциального развития) —
те
задачи, которые ребенку еще не доступны
для решения.

Расстояние
между УАР
и УПР = ЗБР (зона ближайшего развития,
обучаемость);
эта зона свидетельствует о ходе процессов
еще не созревших, но находящихся в стадии
становления. ЗБР
обнаруживается в решении тех задач, с
которыми ребенок не может справиться
самостоятельно, а только с помощью
взрослого по образцу или подражанию.
УПР постоянно переходит в УАР и тогда
появляется новый уровень УПР1.

Обучение
тогда будет развивающим, когда оно идет
впереди развития, опираясь на ЗБР, тем
самым, обучение создает новую ЗБР, а
она, в свою очередь, переходит в сферу
актуального развития.

Проблема периодизации психического развития

Взгляды
Л.С.
Выготского

на стадиальность развития

Л.С.
Выготский

придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития. Для стабильного периода
характерно плавное течение процесса
развития, без резких сдвигов и перемен
в личности ребенка. Кризисы же, в свою
очередь, это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии и ребенок резко
меняется в своих чертах.

1.
Кризис новорожденности (0-2мес)

2
. Младенчество
(2-12мес)

3.
Кризис 1 года жизни

4.
Раннее детство (1-3 лет)

5.
Кризис 3 лет

6.
Дошкольное детство (3-7 лет)

7.
Кризис
7 лет

8.
Школьный возраст (7-12лет)

9.
Кризис 13 лет

10.
Пубертатный возраст (14-17 лет)

11.
Кризис 17 лет

Особенности
кризисов:

1.
Неотчетливость границ отделяющих начало
и конец кризиса от смежных периодов.
Кульминация кризиса наблюдается примерно
в середине периода и в этот момент
становиться заметным.

2.
Трудновоспитуемость детей в кризисные
периоды.

3.
Конструктивность критических периодов
(позитивность). Создается новая система
отношений, а старая рушится.

4.
Инволюционный характер развития
(распадается и исчезает то, что образовалось
на предыдущей стадии)

Периодизация
Д.Б.
Эльконина

Д.Б.
Эльконин

рассматривает ребенка как целостную
личность, активно познающую окружающий
мир — мир предметов и человеческих
отношений, включая его при этом в две
системы отношений: «ребенок-предмет»
и «ребенок-взрослый». Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы:

1)
система «ребенок-взрослый»:
непосредственно-эмоциональное общение
младенца (0-1г), сюжетно-ролевая игра
дошкольника (3-7л), интимно-личностное
общение подростка (11-15л).
Мотивационно-потребностная
сфера развития

деятельности данного типа системы);

2)
система «ребенок-предмет»:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка (1-3г.), учебная деятельность
младшего школьника (7-11л.) учебно-профессиональная
деятельность старшего школьника
(15-17л.). Интеллектуально-познавательная
– сфера развития

деятельности данного типа системы)

Читайте также:  Что необходимо организовать на ранних этапах развития проблемного ребенка

Периоды

1.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущий
вид деятельности – непосредственно-эмоциональное
общение. Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные
действия, т.е. действия, сопровождаемые
и в какой-то мере регулируемые зрительными,
слуховыми, мышечно-двигательными и
другими ощущениями, восприятиями. Важным
новообразованием этого возраста является
формирование потребности в общении с
другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.

2.
Раннее
детство (1-3 года). Ведущая деятельность
— предметно-орудийная. В ней ребенок
овладевает общественно-выработанными
способами действий с предметами в
сотрудничестве с взрослыми. Новообразованием
возраста является развитие речи и
наглядно-действенного мышления.

3.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая
деятельность — ролевая игра, в процессе
которой ребенок овладевает «фундаментальными
смыслами человеческой деятельности».
Здесь же формируются такие новообразования,
как стремление к общественно значимой
и общественно — оцениваемой деятельности,
что характеризует готовность ребенка
к начальному обучению.

4.
Младший
школьный возраст (7-11 лет). Ведущая
деятельность-учение. В процессе учения
формируется намять, усваиваются знания
о предметах и явлениях внешнего мира.
Новообразованиями возраста являются
произвольность психических явлений,
внутренний план, рефлексия.

5.
Подростковый
возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность
— общение в системе общественно полезной
деятельности (учебной, общественно —
организационной, трудовой и др.). В этом
процессе подросток овладевает навыками
общения в разных ситуациях. Важнейшими
новообразованиями являются формирование
самооценки, критическое отношение к
окружающим людям, стремление к «взрослости»
и самостоятельности и умение подчиняться
нормам коллективной жизни.

6.
Старший школьный возраст (15-17 лет).
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная,
в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание,
мечты и идеалы.

Интегральная
периодизация развития

В.И.
Слободчикова и Г.А. Цукерман

В
основу теории общего психического
развития В.И. Слободчиков ввел понятие
событийной общности, внутри которой и
образуются человеческие способности,
позволяющие индивиду:

1)
входить в различные общности и приобщаться
к определенным формам культуры;

2)
выходить из общности, индивидуализироваться
и самому творить новые формы, т.е. быть
само-бытным.

Каждая
человеческая общность осуществляет
определенную совместную деятельность.
В построении любой человеческой общности
участвуют, по крайней мере, двое, и смена
формы и содержания общности сопровождается
сменой партнера. Новая общность строится
с новым человеком.

На
первой ступени
ребенок вместе с родным взрослым начинает
строить общение. Эта общность названа
ступенью оживления.Ребенок
осваивает собственную телесную,
психосоматическую индивидуальность,
вписывая себя в пространственно-временную
организация общей жизни семьи. Кардинальное
приобретение данной ступени это подлинный
синтез человеческого тела, его оживление
в сенсорных, двигательных, общительных,
действенных измерениях.

На
второй ступени
ребенок вместе с близким взрослым
осваивает предметно-опосредованные
формы общения. Два события: прямохождение
и речь, как способы первичного
самоопределения во внешнем и внутреннем
пространстве субъективности. Названа
ступенью одушевления
– ребенок впервые открывает для себя
свою собственную самость («Я сам!»).

На
третьей ступени
партнером растущего человека становится
общественный взрослый. Человек впервые
осознает себя потенциальным автором
собственной биографии, принимает
персональную ответственность за свое
будущее. Имя этой ступени – персонализация.
Кульминационный момент личностного
развития – появление способности к
саморазвитию.

На
четвертой ступени
партнером молодого человека становится
человечество, с которым взрослеющий
человек вступает в деятельностные
отношения, опосредованные системой
общественных ценностей и идеалов. Эта
ступень названа индивидуализацией

человек становится ответственным за
собственную самость.

Пятая
ступень
называется универсализацией
вход
в пространство в пространство обще- и
сверхчеловеческих, экзистенциальных
ценностей. Вхождение в новую общность
на каждой ступени развития подобно
новому рождению и сопровождается
сдвигом, качественным преобразованием
в системе отношений с миром, с людьми и
с собой. Поэтому, период вхождения в
новую общность и назван кризисом
рождения
.
Этап принятия партнерами друг друга и
новых обстоятельств своей совместности
назван стадией
принятия
.
К концу стадии принятия индивид осваивает
новые способы взаимодействия с партнером
до такой степени, что обнаруживает
способность самостоятельно строить и
налаживать данное взаимодействие.
Кризис развития со-бытийной общности
обнаруживается как разрыв между
индивидуальной и совместной формами
деятельности и сознания. В кризисах
развития взрослый ориентирует ребенка
на поиск новых способов самоопределения,
на освоение нового слоя своей самости.
Пост кризисная стадия развития общности
– эта стадия освоения
субъектом собственной отдельности и
единичной самости внутри данной общности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник