Основные составляющие в развитии ребенка

Основные составляющие в развитии ребенка thumbnail

Анна Борисова
Основные составляющие механизма психического развития ребенка

1. Социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

2. Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации; появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований.

Выделяют следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. У младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

3. Кризис развития. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Выготский описал следующие возрастные кризисы:

· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

4. Психологическое новообразование.

Психологическое новообразование — это,

· во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени.

· Во-вторых, новообразование — это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (по Выготскому Л. С.).

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями.

Вывод: К основным понятиям, описывающим процесс психического развития ребенка относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования

Источник

Понятие
базовых
предпосылок (составляющих психического
разви­тия —

по уточнению, сделанному В.И. Лубовским
и принятому в дальней­шем авторами)
является особым компонентом, еще одной
«макроединицей» в общей структуре
развития ребенка.

В
основе включения этого понятия в сферу
внимания детской психоло­гии лежат
исследования школы детской нейропсихологии
А.В. Семенович и школы работы с детьми
с эмоциональными нарушениями К. С.
Лебединской — О. С. Никольской» а также
более чем двадцатилетняя диагностичес­кая
и коррекционная работа авторов с
различными группами детей с откло­няющимся
развитием. Все это позволило сформулировать
и конкретизиро­вать уровневую структуру
психического развития и всей психической
деятельности, а также изменения
(несформированность, искажения и
по­вреждения) этой структуры при
различных видах отклоняющегося разви­тия.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка в возрасте от 2

Следует
заметить, что введение такой дополнительной
единицы анали­за полностью базируется
на непреложных законах психического
развития ребенка, ведущих свое начало
от Л.С. Выготского и его последователей.
Наши исследования лишь углубляют и
конкретизируют теоретические по­ложения
классиков отечественной психологии.
Не считая необходимым в очередной раз
приводить их воззрения, отсылаем наиболее
пытливых чита­телей к таким
основополагающим трудам Л. С. Выготского,
как «Диагнос­тика развития и
педологическая клиника» (1931), «Основные
проблемы де­фектологии» (1929), «Проблема
обучения и умственного развития в
школьном возрасте» (1935), «Проблема
возраста» (1984) и «Младенческий возраст»
(1984), другим книгам и статьям Л.С.
Выготского, А.Д. Эльконина, П.Я. Гальперина.

Для
разъяснения, что стоит за этим понятием,
необходимо обратиться к модели
«вертикальной» организации психической
деятельности в ее наи­более общем
виде. Предлагаемая модель рассматривается
здесь исключитель­но для описания
структуры базовых составляющих
(предпосылок) и их взаимосвязей с другими
составляющими психического развития
ребенка. Такую модель можно представить
в виде, по крайней мере, трехуровневой
системы. Следует отметить, что на данной
модели основываются анализ и оценка
уровня актуального развития ребенка в
целом. Это дает реальную возможность
построить психологический диагноз,
определить ряд показателей психического
развития, на основании которых можно
сформулировать вероятностный прогноз
развития ребенка и, что самое важное,
дать эффективные рекомендации по
развивающе-коррекционной работе для
всех специалистов.

На
первом, «нижнем», уровне, названном нами
«уровнем причинности», традиционно
располагаются составляющие, которые
определяют источники и причины
психического развития и психической
деятельности в целом.

Одной
из важнейших «причинных» составляющих
является также и социальная ситуация
(условия) развития, значение которой
следует оценивать гораздо шире, чем это
практиковалось до сих пор. В социальные
условия развития необходимо включать
и образовательную среду (ситуацию) в
целом: не только влияние родительско-детских
отношений, но и педаго­гических
диспозиций по отношению к ребенку.
Помимо этого нельзя не учитывать
конкретную социально-этническую
культуру, в которой развивался ребенок,
а также иные особенности, «облегчающие»
или, наоборот, усугубляющие его развитие
в конкретной социальной среде.

Чрезвычайно
важным является состояние собственно
центральной и периферической нервной
системы с точки зрения непосредственно
норматив­ности «органической»
составляющей развития, которое в
значительной сте­пени может быть
нарушено вследствие различных экзо-
или эндогенных патогенных факторов.
Эти факторы и результаты их влияния на
формирование и функционирование ЦНС
неоднократно и детально описаны в
многочислен­ной медицинской и
психологической литературе [10, 11, 13, 19 и
др.], и поэтому нет необходимости в
очередной раз их дублировать.

В
то же время обратим внимание на третий,
чрезвычайно важный компонент «причинного»
уровня, а именно — на специфику
нейробиологической функциональной
организации мозговых систем, включающей
как специфику формирования
корково-подкорковых, так и специфику
индивидуаль­ного профиля функциональной
ассиметрии, как один из основных
параметров, определяющих процесс
развития ребенка, в том числе особенности
развития отклоняющегося. Этот параметр
в последнее время занимает одно из
наиболее значимых мест в структуре
причин, определяющих пси­хическое
развитие ребенка в целом, а также характер
его «уклонения» от социально-психологических
нормативов.

Следующим
«надстраивающимся» над уровнем
причинности «слоем» и являютсябазовые
предпосылки (составляющие)

психической деятельности, рассматриваемые
в данном параграфе. Как предпосылки
собственно психической деятельности
они формируются, начиная с момента
рождения (по некоторым, не подтвержденным
экспериментальными исследованиями
утверждениям, и раньше, до рождения), а
в более поздние сроки развития, уже как
базовые составляющие, встраиваются в
качестве«операционально-технологических»
в психическую деятельность ребенка.

Читайте также:  Условия социума для развития личности ребенка

Система
«базовых составляющих развития» имеет
три взаимозависимых и взаимодополняющих
элемента: произвольность психической
активности, пространственные и
пространственно-временные представления,
базовую аффективную регуляцию. Разделение
составляющих на эти три элемента в
достаточной степени условно, но дает
возможность оценить вклад каждой из
них в целостную психическую деятельность
ребенка. Особенно очевиден вклад каждой
из этих составляющих в случае
недостаточности или дефицитарности
каждой из них. Так, при преимущественном
дефиците произволь­ности психической
активности большая часть проблем ребенка
будет лежать в сфере собственно
регуляторной и мотивационно-волевой,
тем самым определяя недостаточность
или даже невозможность собственного
контроля и программирования деятельности
в целом. При дефиците в первую очередь
пространственных и пространственно-временных
представлений на первый план выступают
проблемы формирования собственно
когнитивного звена ВПФ, а в совокупности
с недостаточностью произвольной
регуляции — всей познавательной
деятельности в целом. В свою очередь,
специфика форми­рования системы
базовой аффективной регуляции проявляется
в дисгармонии или искажении
эмоционально-личностных особенностей
ребенка, что, безусловно, может оказывать
негативное влияние и на развитие
познавательной сферы.

Несмотря
на их взаимообусловленность, в каждом
конкретном случае отклоняющегося
развития тем не менее можно и необходимо
видеть вклад каждой из них и только на
основе такого «многослойного» понимания
структуры психического развития
«построить» причинную, специфическую
раз­вивающую или коррекционную работу.

В
свою очередь, каждая из базовых
составляющих (предпосылок) психической
деятельности представляет собой
достаточно сложную многоуровневую
систему рис. 1.1), которая планомерно
развертывается (формируется) в процессе
развития ребенка, где основным законом
подобного формирования и «надстраивания»
следующих уровней является правило:
«Своевременность
и последовательность решают все».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Понятие
базовых
предпосылок (составляющих психического
разви­тия —

по уточнению, сделанному В.И. Лубовским
и принятому в дальней­шем авторами)
является особым компонентом, еще одной
«макроединицей» в общей структуре
развития ребенка.

В
основе включения этого понятия в сферу
внимания детской психоло­гии лежат
исследования школы детской нейропсихологии
А.В. Семенович и школы работы с детьми
с эмоциональными нарушениями К. С.
Лебединской — О. С. Никольской» а также
более чем двадцатилетняя диагностичес­кая
и коррекционная работа авторов с
различными группами детей с откло­няющимся
развитием. Все это позволило сформулировать
и конкретизиро­вать уровневую структуру
психического развития и всей психической
деятельности, а также изменения
(несформированность, искажения и
по­вреждения) этой структуры при
различных видах отклоняющегося разви­тия.

Следует
заметить, что введение такой дополнительной
единицы анали­за полностью базируется
на непреложных законах психического
развития ребенка, ведущих свое начало
от Л.С. Выготского и его последователей.
Наши исследования лишь углубляют и
конкретизируют теоретические по­ложения
классиков отечественной психологии.
Не считая необходимым в очередной раз
приводить их воззрения, отсылаем наиболее
пытливых чита­телей к таким
основополагающим трудам Л. С. Выготского,
как «Диагнос­тика развития и
педологическая клиника» (1931), «Основные
проблемы де­фектологии» (1929), «Проблема
обучения и умственного развития в
школьном возрасте» (1935), «Проблема
возраста» (1984) и «Младенческий возраст»
(1984), другим книгам и статьям Л.С.
Выготского, А.Д. Эльконина, П.Я. Гальперина.

Для
разъяснения, что стоит за этим понятием,
необходимо обратиться к модели
«вертикальной» организации психической
деятельности в ее наи­более общем
виде. Предлагаемая модель рассматривается
здесь исключитель­но для описания
структуры базовых составляющих
(предпосылок) и их взаимосвязей с другими
составляющими психического развития
ребенка. Такую модель можно представить
в виде, по крайней мере, трехуровневой
системы. Следует отметить, что на данной
модели основываются анализ и оценка
уровня актуального развития ребенка в
целом. Это дает реальную возможность
построить психологический диагноз,
определить ряд показателей психического
развития, на основании которых можно
сформулировать вероятностный прогноз
развития ребенка и, что самое важное,
дать эффективные рекомендации по
развивающе-коррекционной работе для
всех специалистов.

Читайте также:  Реферат семья и развитие личности ребенка

На
первом, «нижнем», уровне, названном нами
«уровнем причинности», традиционно
располагаются составляющие, которые
определяют источники и причины
психического развития и психической
деятельности в целом.

Одной
из важнейших «причинных» составляющих
является также и социальная ситуация
(условия) развития, значение которой
следует оценивать гораздо шире, чем это
практиковалось до сих пор. В социальные
условия развития необходимо включать
и образовательную среду (ситуацию) в
целом: не только влияние родительско-детских
отношений, но и педаго­гических
диспозиций по отношению к ребенку.
Помимо этого нельзя не учитывать
конкретную социально-этническую
культуру, в которой развивался ребенок,
а также иные особенности, «облегчающие»
или, наоборот, усугубляющие его развитие
в конкретной социальной среде.

Чрезвычайно
важным является состояние собственно
центральной и периферической нервной
системы с точки зрения непосредственно
норматив­ности «органической»
составляющей развития, которое в
значительной сте­пени может быть
нарушено вследствие различных экзо-
или эндогенных патогенных факторов.
Эти факторы и результаты их влияния на
формирование и функционирование ЦНС
неоднократно и детально описаны в
многочислен­ной медицинской и
психологической литературе [10, 11, 13, 19 и
др.], и поэтому нет необходимости в
очередной раз их дублировать.

В
то же время обратим внимание на третий,
чрезвычайно важный компонент «причинного»
уровня, а именно — на специфику
нейробиологической функциональной
организации мозговых систем, включающей
как специфику формирования
корково-подкорковых, так и специфику
индивидуаль­ного профиля функциональной
ассиметрии, как один из основных
параметров, определяющих процесс
развития ребенка, в том числе особенности
развития отклоняющегося. Этот параметр
в последнее время занимает одно из
наиболее значимых мест в структуре
причин, определяющих пси­хическое
развитие ребенка в целом, а также характер
его «уклонения» от социально-психологических
нормативов.

Следующим
«надстраивающимся» над уровнем
причинности «слоем» и являютсябазовые
предпосылки (составляющие)

психической деятельности, рассматриваемые
в данном параграфе. Как предпосылки
собственно психической деятельности
они формируются, начиная с момента
рождения (по некоторым, не подтвержденным
экспериментальными исследованиями
утверждениям, и раньше, до рождения), а
в более поздние сроки развития, уже как
базовые составляющие, встраиваются в
качестве«операционально-технологических»
в психическую деятельность ребенка.

Система
«базовых составляющих развития» имеет
три взаимозависимых и взаимодополняющих
элемента: произвольность психической
активности, пространственные и
пространственно-временные представления,
базовую аффективную регуляцию. Разделение
составляющих на эти три элемента в
достаточной степени условно, но дает
возможность оценить вклад каждой из
них в целостную психическую деятельность
ребенка. Особенно очевиден вклад каждой
из этих составляющих в случае
недостаточности или дефицитарности
каждой из них. Так, при преимущественном
дефиците произволь­ности психической
активности большая часть проблем ребенка
будет лежать в сфере собственно
регуляторной и мотивационно-волевой,
тем самым определяя недостаточность
или даже невозможность собственного
контроля и программирования деятельности
в целом. При дефиците в первую очередь
пространственных и пространственно-временных
представлений на первый план выступают
проблемы формирования собственно
когнитивного звена ВПФ, а в совокупности
с недостаточностью произвольной
регуляции — всей познавательной
деятельности в целом. В свою очередь,
специфика форми­рования системы
базовой аффективной регуляции проявляется
в дисгармонии или искажении
эмоционально-личностных особенностей
ребенка, что, безусловно, может оказывать
негативное влияние и на развитие
познавательной сферы.

Несмотря
на их взаимообусловленность, в каждом
конкретном случае отклоняющегося
развития тем не менее можно и необходимо
видеть вклад каждой из них и только на
основе такого «многослойного» понимания
структуры психического развития
«построить» причинную, специфическую
раз­вивающую или коррекционную работу.

В
свою очередь, каждая из базовых
составляющих (предпосылок) психической
деятельности представляет собой
достаточно сложную многоуровневую
систему рис. 1.1), которая планомерно
развертывается (формируется) в процессе
развития ребенка, где основным законом
подобного формирования и «надстраивания»
следующих уровней является правило:
«Своевременность
и последовательность решают все».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник