Моторное развитие ребенка в возрасте от 2

Моторное развитие ребенка в возрасте от 2 thumbnail

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Читайте также:  Развитие процесс ребенка от 1 года до 7 лет

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред«Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» — Л.Полински.)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 24 — 30 месяцев (2 – 2,5 года)?

Двигательное развитие:
* Рисует каракули круговыми движениями и может рисовать вертикальные линии
* Хорошо бегает, изредка падая
* Ходит вверх и вниз по лестнице самостоятельно
* Стоит на одной ноге без поддержки (от ред. – как минимум 1 секунду, DDST)
* Переворачивает по одной странице в книге

Развитие языковых навыков:
* Говорит предложениями из 2-3 слов
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 2-х частей (от ред. – «Поставь чашку на стол»)
* Использует по крайней мере 20 слов (включая местоимения «он», «она», «я»)

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Читает книги листая страницы и рассматривая картинки
* Открывает дверь, повернув ручку
* Моет и сушит руки
* Кормит себя самостоятельно не сильно испачкавшись

Социальное и эмоциональное развитие:
* Помогает в простых домашних делах
* Как правило реагирует на замечание о прекращении (об остановке) чего-либо

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 2,5 — 3 года?

Двигательное развитие:
* Катается (крутит педали) на трехколесном велосипеде
* Режет (пользуется) маленькими ножницами
* Рисует или копирует (по образцу) полноценные круги
* Подпрыгивает вверх, балансирует на одной ноге (от ред. – как минимум 2 секунды, DDST)
* Поднимается по лестнице уверенно/хорошо
* Бегает легко
Развитие языковых навыков:
* Понятно (четко) разговаривает (понятно/четко, большую часть времени)
* Понимает предлоги, как «в», «на», «под», «рядом»
* Объединяет предложения, используя «и», «или», «но»
* Следует инструкциям из 2 или 3 шагов
* Может назвать самые обычные вещи (часто используемые в быту)
* Говорит, имя, возраст и пол
* Называет друзей по именам
* Говорит слова, как «я», «меня», «мы» и «ты» и некоторые множественные числа (автомобили, собаки, кошки)
* Ведет беседу с использованием 2 — 3 предложений

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Учиться пользоваться туалетом (унитазом), а также мыть лицо и руки
* Может использовать кнопки, рычаги и движущиеся части игрушек по назначению
* Играет понарошку (в куклы, животные и люди)
* Складывает пазлы из 3 или 4 штук
* Понимает, что значит «два» (множественное число)
* Копирует круг карандашом или мелками
* Перелистывает страницы в книге по одной
* Строит башни более чем из 6 блоков
* Закручивает и откручивает крышки на емкостях или поворачивает дверную ручку

Социальное и эмоциональное развитие:
* Дает указания (распоряжения) другим детям
* Играет в определенные ролевые игры («мама», «папа», «преподаватель»)
* Копирует взрослых и друзей
* Показывает привязанность к друзьям без побуждения
* Использует повороты/вращение в играх
* Проявляет заботу о плачущем друге
* Понимает значение слов «мое» и «его» или «ее»
* Показывает широкий диапазон эмоций
* Легко отделяется от мамы и папы
* Может расстраиваться при сильных изменениях в рутинной деятельности
* Пытается одеваться и раздевается самостоятельно

Читайте также:  Вероятность рождения ребенка с аномалиями развития

Контроль за развитием ребенка

Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 3-х лет

* Постоянно падает или имеет проблемы при подъеме по лестнице
* Разговаривает на непонятном языке или имеет очень неясную/нечеткую речь
* Не может играть с простыми игрушками (например, простые головоломки/пазлы, поворачивать ручку/крышку)
* Не говорит предложениями из 3-х слов
* Не понимает простую инструкцию
* Не притворяется или не играет понарошку
* Не хочет играть с другими детьми или игрушками
* Отсутствует зрительный контакт
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ лет?
  

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период «ужасных 2-х лет» и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» — от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет. 
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие 
* Подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
* Скачет или прыгает в длину с разбега
* Поднимается и спускается по лестнице без поддержки
* Пинает мяч
* Подбрасывает мяч вверх
* Почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
* Движется проворно, как лицом вперед, так и задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук
* Копирует квадратные формы по образцу
* Рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
* Пользуется ножницами
* Рисует круги и квадраты
* Начинает срисовывать по образцу большие буквы
* Наливает, режет под наблюдением, и делает пюре (давит еду)

Развитие языковых навыков 
* Различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* Совершенствует основные грамматические навыки, Читает несколько букв
* Говорит предложениями из 5-6-ти слов
* Говорит достаточно чётко — так, что его понимают даже незнакомые люди
* Рассказывает истории из повседневной жизни
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 3-х частей
* Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильно использовать «он» и «она»
* Поет песню или стихотворение говорит по памяти
* Может сказать имя и фамилию

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Правильно называет некоторые цвета, Может сосчитать 5 и более предметов, когда спросили: «Сколько их?»
* Имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
* Подходит к проблемам со своей точки зрения
* Начинает обретать чувство времени
* Выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
* Вспоминает части рассказа
* Различает понятия «одинаковое» и «разное»
* Застегивает одну или несколько пуговиц
* Перед переходом через дорогу, как правило, смотрит в обе стороны
* Играет в фантазийные игры
* Одевается и раздевается без посторонней помощи, за исключением завязывания/развязывания шнурков
* Моет лицо без помощи
* Играет в настольные или карточные игры
* Сообщает вам, что он думает, что будет происходить дальше в книге

Социальное и эмоциональное развитие 
* С интересом относится ко всему новому
* Объединяется и взаимодействует с другими детьми
* Играет в «маму» или «папу»
* Проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
* Сам одевается и раздевается
* С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
* Становится более независимым
* Представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
* Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
* Часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
* Защищает деток младше себя
* Предпочел бы играть с другими детьми, чем сам
* Сотрудничает с другими детьми
* Говорит о том, что ему нравится и о том в чем он заинтересован

Контроль за развитием ребенка

Поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития к 4-м годам.

* не может подбрасывать мяч
* не может подпрыгнуть на месте
* не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
* не может держать мелок (карандаш) в пальцах
* с трудом рисует каракули
* не может поставить 4 кубика один на другой
* по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
* не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
* игнорирует других детей
* не общается с людьми которые не являются членами его семьи, игнорирует других детей
* не использует фантазию в играх
* сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
* выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
* не может нарисовать круг по образцу
* не использует предложения больше чем из 3-х слов
* неправильно употребляет слова «я» и «ты»
* не может пересказать любимую историю
* не выполняет 3-х фазную команду
* не различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* не использует правильно «я» и «ты»
* говорит неясно
* теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Читайте также:  Прогулка как средство физического развития ребенка

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
 

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие
* Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
* Подпрыгивает, кувыркается, может сделать сальто
* Раскачивается, карабкается (на что-либо), Самостоятельно качается на качели
* Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики
* Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
* Рисует человека с телом, по крайней мере из 6 частей
* Пишет некоторые буквы, Печатает свое имя
* Одевается и раздевается без помощи
* Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
* Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков 
* Вспоминает часть рассказа
* Произносит фразы более чем из пяти слов
* Использует будущее время
* Рассказывает длинные истории, используя сложные предложения
* Называет свое ФИО и адрес
* Объясняет смысл знакомых слов
* Узнает большинство букв алфавита
* Говорит очень четко
* Использует будущее время, например, «Бабушка скоро будет здесь».

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Может пересчитать 10 и более предметов
* Правильно называет не менее четырех цветов
* Лучше представляет себе понятие времени
* Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
* Пользуется туалетом без посторонней помощи
* Знает о предназначении, ежедневно используемых вещей, как деньги и еда

Социальное и эмоциональное развитие
* Хочет радовать друзей
* Хочет быть похожим на своих друзей
* Легче соглашается с правилами
* Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
* Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
* Знает о различии полов
* Может отличить фантазию от реальности
* Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
* Проявляет лидерство среди других детей
* Играет в «переодевание» и игру, в которой ребенок воображает себя кем-либо
* Проявляет заботу и сочувствие к другим

Контроль за развитием ребенка

Обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в возрасте 5 лет. 

* Ведет себя необычно (очень испуганно или робко, очень агрессивно)
* Не может расстаться с родителями без сильного протеста
* Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 5 минут
* Мало интересуется игрой с другими детьми
* Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно.
* Редко использует воображение или имитирование в игре
* Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
* Не интересуется новыми видами деятельности
* Избегает или сторонится других детей и взрослых
* Не выражает широкого диапазона эмоций
* Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
* Не может различать фантазию и реальность
* Выглядит необычно пассивным
* Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
* Не может правильно назвать свои имя и фамилию
* Не использует в речи множественное число и прошедшее время
* Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
* Не может построить башню из шести-восьми кубиков
* Испытывает неудобство, держа карандаш
* Испытывает трудности, снимая одежду
* Не может чистить зубы, вымыть и вытереть/высушить руки или раздеться без посторонней помощи
* Не рисует картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Первоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
 

Источник