Основные ключевые характеристики развития личности ребенка

Основные ключевые характеристики развития личности ребенка thumbnail

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:

— социально – коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно – эстетическое развитие;

— физическое развитие.

К 7 годам – по завершению дошкольного образования ребенок способен:

— использовать основные культурные способы деятельности;

— принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

— проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

— активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;

— следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;

— проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;

— выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;

— контролировать свои движения и управлять ими;

— соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

-владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

— обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у него складываются предпосылки грамотности;

— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.

Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой в МАДОУ по Программе определяется требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО,  в котором определены государственные гарантии качества образования.

В соответствии с ФГОС ДО оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании, направлено, в первую очередь, на оценивание созданных в МАДОУ условий осуществления образовательной деятельности:                                                                                                                                                                  

материально-технические условия (здание, территория, наполненность помещений необходимой мебелью и оборудованием), поддерживаемые и обогащаемые в соответствии с планируемыми коллективом результатами, нацеленными на удовлетворение потребностей участников образовательных отношений (детей, родителей/законных представителей, педагогов);                                                                                                                 

финансовые условия (источники финансирования и поступление финансовых средств на запланированные нужды МАДОУ);

психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическое и эмоциональное благополучие развития личности ребенка в образовательном процессе;                                                           — кадровые условия (укомплектованность штата педагогов, специалистов и сотрудников, профессиональная компетентность и профессиональный рост педагогов и сотрудников ДОУ);                                                                                                                                           — условия развивающей предметно-пространственной среды, создаваемые и обновляемые в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

образовательные условия, обеспечивающие достижение дошкольниками определенных индивидуальных успехов в освоении содержания образовательных областей (развивающая познавательная, продуктивная и творческая деятельность, развивающее общение, культурное обогащение среды и культурное практикование в ней);                                                                                          

управленческие условия, обеспечивающие стабильное функционирование и развитие образовательной деятельности ДОУ.

Оценивание и анализ качества образовательной деятельности ДОУ по выбранным критериям осуществляется регулярно в отчетах по самообследованию, различных внешних и внутренних мониторингах образовательной деятельности, оценках родительской удовлетворенности и профессиональной удовлетворенности педагогов, специалистов и сотрудников ДОУ.

Читайте также:  Альбом по развитию речи научите ребенка говорить правильно

 Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:                                                                                                                                            – педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации:                                 

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;                                                                                                                                                            

–карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

 Педагогическая диагностика и оценка проводятся в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в процессе:

— коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

 — игровой деятельности (замысел игры, сговор или правила игры, продолжительность игры, завершенность игры и др.);

— познавательной деятельности (любознательность, развитие способностей, познавательной активности); — проектной деятельности (инициативность, ответственность и автономия, умение планировать и организовывать свою деятельность);

— художественной деятельности (восприятие художественных образов, потребность выражать в них свои впечатления и др.);

— физического развития (наиболее тестовому измерению структурированная оценка, базируется на оценке изменений в развитии физических качеств).

 Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализации образования (поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 — оптимизации работы с группой детей (развитие партнерских отношений, коллективных взаимодействий, оптимизация процессов сотрудничества и соперничества).

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Результаты оценивания фиксируются в индивидуальных картах наблюдений, сопровождаемых регулярной статистической обработкой и использованием полученных данных исключительно для дальнейшего планирования образовательной деятельности, поощрения индивидуальных успехов и достижений ребенка.  

Источник

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.

Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогами количественно в зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они проявляются. На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т.е. о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в картах возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Если педагог сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.

Карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса. Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) организации, осуществляющей образовательную деятельность, или Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка его индивидуальности

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

· Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

· Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

1.7 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

● ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

● использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

● владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

● стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

● проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

● ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

● у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Освоение
примерной основной образовательной
программы не сопровождается проведением
промежуточной и итоговой аттестаций
воспитанников.

Оценка
индивидуального развития детей может
проводиться педагогом в ходе внутреннего
мониторинга становления основных
(ключевых) характеристик развития
личности ребенка, результаты которого
могут быть использованы только для
оптимизации образовательной работы с
группой дошкольников и для решения
задач индивидуализации образования
через построение образовательной
траектории для детей, испытывающих
трудности в образовательном процессе
или имеющих особые образовательные
потребности.

Мониторинг
осуществляется в форме регулярных
наблюдений педагога за детьми в
повседневной жизни и в процессе
непосредственной образовательной
работы с ними.

В
качестве показателей оценки основных
(ключевых) характеристик развития
личности ребенка выделены внешние
(наблюдаемые) проявления этих характеристик
у ребенка в поведении, в деятельности,
во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми, которые отражают становление
этой характеристики на протяжении всего
дошкольного возраста. Для построения
развивающего образования система
мониторинга становления основных
(ключевых) характеристик развития
личности ребенка учитывает необходимость
организации образовательной работы в
зоне его ближайшего развития. Поэтому
диапазон оценки выделенных показателей
определяется уровнем развития интегральной
характеристики — от возможностей, которые
еще не доступны ребенку, до способности
проявлять характеристики в самостоятельной
деятельности и поведении.

Читайте также:  Проектирование социальной ситуации развития ребенка

Общая
картина по группе позволит выделить
детей, которые нуждаются в особом
внимании педагога и в отношении которых
необходимо скорректировать, изменить
способы взаимодействия.

Данные
мониторинга должны отражать динамику
становления основных (ключевых)
характеристик, которые развиваются у
детей на протяжении всего образовательного
процесса. Прослеживая динамику развития
основных (ключевых) характеристик,
выявляя, имеет ли она неизменяющийся,
прогрессивный или регрессивный характер,
можно дать общую психолого-педагогическую
оценку успешности воспитательных и
образовательных воздействий взрослых
на разных ступенях образовательного
процесса, а также выделить направления
развития, в которых ребенок нуждается
в помощи.

Выделенные показатели
отражают основные моменты развития
дошкольников, те характеристики, которые
складываются и развиваются в дошкольном
детстве и обуславливают успешность
перехода ребенка на следующий возрастной
этап. Поэтому данные мониторинга –
особенности динамики становления
основных (ключевых) характеристик
развития личности ребенка в дошкольном
образовании – окажут помощь и педагогу
начального общего образования для
построения более эффективного
взаимодействия с ребенком в период
адаптации к новым условиям развития на
следующем уровне образования.

4.4. Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка.

Оценка становления основных
(ключевых) характеристик развития
личности ребенка осуществляется с
помощью заполнения педагогами карт
развития. Карта развития – удобный
компактный инструмент, который позволяет
педагогу оперативно фиксировать
результаты наблюдений за детьми в
процессе образовательной деятельности,
интерпретировать данные и использовать
результаты анализа данных при
проектировании образовательного
процесса. Использование карт развития
позволяет отметить динамику в развитии
отдельных детей и сопоставить результаты
каждого ребенка с продвижением группы
в целом. Выделенные и включенные в карту
развития показатели развития основных
(ключевых) характеристик развития
личности ребенка выступают для педагогов
в качестве ориентиров, на которые они
должны опираться во время ежедневных
наблюдений за поведением детей в
повседневной жизни, при решении
образовательных задач, в свободной
деятельности, в ситуациях общения и др.
Для заполнения карты воспитателю нет
необходимости организовывать специальные
ситуации. При оценивании педагог
использует сложившийся определенный
образ ребенка, те сведения, которые
накопились за определенное время
наблюдений.

Наблюдаемые проявления
основных (ключевых) характеристик
развития личности ребенка, которые
выделены в качестве показателей их
оценки, оцениваются педагогами
количественно в зависимости от его
возраста, индивидуальных особенностей
и ситуации, в которой они проявляются.
На основе полученной оценки можно судить
не только о соответствии развития
характеристик конкретного ребенка
возрастным возможностям, т.е о зоне
актуального развития, но и зоне его
ближайшего развития, если приводимые
в картах возможности еще в полной мере
не «принадлежат» ребенку, но устойчиво
проявляются в ситуации присутствия
взрослого или с его помощью.

Если педагог сомневается в оценивании,
то ему необходимо провести дополнительно
наблюдение за ребенком в определенных
видах свободной деятельности.

Карты
развития ориентированы на то, что в
итоге мониторинга на основе наблюдения
будет представлена информация об общей
картине развития всех детей группы и о
месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода
при оценке становления основных
(ключевых) характеристик развития
личности ребенка дает довольно полную
и достоверную диагностическую картину
и имеет большую ценность для организации
образовательного процесса. Карта
развития как диагностический инструмент
дает возможность педагогу одновременно
оценить качество текущего образовательного
процесса и составить индивидуальную
картину развития ребенка в соответствии
с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность
проведения оценки развития основных
(ключевых) характеристик позволит
оценить динамику их развития у каждого
ребенка, что важно для анализа эффективности
созданных психолого-педагогических
условий, образовательного процесса.
Неизменяющийся характер развития
основных (ключевых) характеристик с
низкими показателями или динамика
регрессивного характера у ребенка
требуют взаимодействия педагога с
психологом не только для анализа
особенностей развития данного ребенка,
но и социальной ситуации развития,
характера взаимодействия окружающих
с ним. Поэтому при необходимости
используется психологическая диагностика
развития детей, которую проводят
квалифицированные специалисты
(педагоги-психологи, психологи)
организации, осуществляющей образовательную
деятельность, или Центра
психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи. Психологическая
диагностика позволит понять причины
подобной динамики и разработать
необходимые мероприятия для создания
данному ребенку оптимальных условий
развития.

Результаты
психологической диагностики могут
использоваться для решения задач
психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции
развития детей.

Участие
ребёнка в психологической диагностике
допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник