Онтогенетическая концепция выготского психическое развитие ребенка

 

По материалам лекций по курсу «Общая психология» и «Детская и возрастная психология» кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education — Розен (Удовенко) Марины Викторовны

Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С 

*** зоне актуального развития

*** зоне ближайшего развития…

Короткая справка, делюсь:

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней за­нимает.

Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием домини­рующей в сознании функции.

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Школьный возраст

восприятие

память

мышление

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Высшие психические функции возникают первоначально как коллектив­ная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями са­мого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

  • сначала как функция коллективного поведения,
  • как форма сотрудничества или взаимодействия,
  • как средство социального при­способления,

то есть как категория интерпсихическая.

А затем вторично

  • как способ индивидуального поведения ребенка,
  • как средство личного приспособ­ления,
  • как внутренний процесс поведения,

то есть как категория интрапсихическая».

Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего раз­вития, после чего становится формой актуального развития субъекта.

Другие статьи  на сайте b-t.com.ua

==============================================

все статьи атовра Типатов Николай  в группе Онлайн тесты, психология и самопознание

другие статьи автора в группе:
Онлайн-тесты

  • Тест Герчикова — мотивационный профиль
  • Тест Пушкин или нет?
  • Кейсы для управленцев от Соловьева
  • Стиль поведения в конфликте — тест К.Томаса
  • Арт-тесты! Где путешествовал фотограф?
  • Методика Реана — Мотивация успеха и боязнь неудачи / МУН
  • У шизофреников нет иллюзий?
  • Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности`
  • Тест Соловьева. Сравнительный анализ 
  • Тест-тренажер `Кратковременная память`
  • Статистика теста `16 ассоциаций` / 32465 респондентов
  • Тестирование для бухгалтеров
  • Тест-тренажер по немецкому языку — `Немецкие артикли`
  • Методика «перекрестного опроса»
  • Текущее психологическое состояние человека
  • Визуализация — Тесты с результатами
  • Способности к языкам
  • Тесты-тренажеры по английскому языку
  • Тест `Языковые Барьеры`
  • Тесты для дайверов — эндемики
  • Тест: Неправильные глаголы
  • Опросник удовлетворенности браком
  • Онлайн-тест для дайверов — «Угадай рыбу»
  • Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет
  • ИТО — Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик)
  • Жесты дайверов под водой
  • Тест `Крутящаяся девушка` (на доминирующее полушарие)
  • `Тревожность, ригидность, экстраверсия (Моудсли)`
  • `Исследование склонности к риску Шмелева`
  • Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
  • Тесты Здоровья
  • Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)
  • Родитель-Взрослый-Дитя
  • Оценка структуры мотивации к работе`
  • `Оценка мотивации к работе
  • Диагностика социально-психологических установок — тест Потемкиной
  • Тестовые задания — Социология
  • Стиль поведения в конфликте Томаса
  • Тест Херцберга (гигиенические /мотивационные факторы
  • АРТ-Тест `Великие крепости Украины`
  • Арт-тесты! Лидирует Денис Чернов

Психология

  • Трансакционый анализ
  • Уроки Конфуция, или переводим негатив в позитив
  • Конфликт как развитие
  • Психологическая деформация программистов
  • Mark Gungor о мозге мужчины и женщины
  • Без работы: Как держать себя
  • Ловушки на собеседовании
  • Руководитель — творческим человеком?
  • Шизофрения — Игры с архетипами
  • Как заставить сотрудников учиться
  • Обсуждение Компетенций: Ответственность
  • Вижу, слышу, понимаю…
  • Аутистам свойственна низкая религиозность?
  • «…Не под седлом и без узды»
  • Почему на тренингах не вырабатывается навык
  • Графический тест Вартегга
  • «Простое» манипулирование
  • Исследование уровня субъективного контроля
  • Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
  • Малые разговоры по Сидоренко
  • О чем поведают наши рисунки
  • Акцентуации личности
  • Настоящий Люшер
  • Интервью с Бертом Хеллингером
  • Определение ценностных ориентаций
  • Функция историй
  • Введение в позитивную психологию и психотерапию
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи — иллюстрация
  • Поймайчик Агао с планеты Лютчей

Социология

  • Вопросы к немецкой памяти
  • Визуальная антропология | Женщина в роддоме
  • Визуальная антропология | Образ учителя в советском кино
  • Традиции семьи
  • «Я — домашний козёл» фильм, наполненный символами
  • Россияне не любят профессии: депутат, полицейский
  • Разные семейные традиции
  • Казань, музей Соцбыта — 2
  • Казань, музей Соцбыта — 1
  • Можем влиять на дату смерти?
  • Неформальные группы внутри организации
  • Семейные ценности в России
  • Исследования религиозной самоидентификации
  • Женщины всё чаще первыми делают предложение

Маркетинг, продажи, тренинги

  • Пример креативной рекламы
  • Что не так с соцсетями и маркетингом в них
  • Методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Различие Facebook и ВКонтакте
  • Социальные сети повышают избирательную активность
  • Теория «лайков»
  • Почему людей притягивают социальные сети
  • Креативный алгоритм: ролевое моделирование
  • Миф о сетевом маркетинге
  • Переговоры — техника ухода от спора
  • Отношение к возражениям

Интересно

  • Истории происхождения знаков «!», «?», «#», «@»
  • Как появляются крылатые выражения
  • Спасибо вам Аркадий и Борис Стругацкие
  • Смайлики из прошлого века 🙂
  • Шкала вселенной — путешествия от микромира до макромира!
  • Флэшки для настроения
  • Реальные левитации
  • Перечитать тексты фильмов
  • Пародии на Отца / почти юмор
  • Против курения
  • Бутан — ремикс из местных звуков
  • Работа над ошибками от Яндекс
  • Ложь во спасение
  • Заставь Его убирать
  • Икра слов от автора мемов
  • Сергей Петрович Капица
  • Иллюзии — перевертыши
  • Учение Хуана Матуса — концентрат
  • Птицы — Позитивное видео
  • Интересные видео о природе
  • Свинка и печеньки — Видео
  • Англия. Пространство и я
  • Найдите 14 лошадей на картике
  • Быть иль не быть
 

Дети

  • Теория психического развития Л.С.Выготского
  • Что такое развивающее обучение для детей?
  • Недоношенные дети после кесарева сечения
  • Возрастная периодизация по Эльконину
  • Тренируем мышление дошкольника
  • Игры, игрушки, гаджеты… и дети
  • Выделяем ребенку карманные деньги
  • Какой ребенок в семье талантлив?
  • Что делать с гневом на детей?
  • Об ответственности и работе над ошибками
  • Новые роли: дети играют в родителей
  • Какие мультики показывать детям?
  • Профессор помог разобраться маленькой леди
  • Зачем ребенку музыка?
  • Песни, раскраски детям
  • Развивающие игры с ребенком
  • Дебби помогает девочкам стать инженерами
  • Пальчиковые краски — самому
  • Рисовать пальчиковыми красками?
  • Кружки и секции: — развитие ребенка
  • Ребенок и библиотека
  • «Косвенная» подростковая агрессия выгоднее прямой
  • Отношение к детям в русской культуре
  • Мой ребенок – самый лучший!
  • О детях, родителях и электронных устройствах
  • Не судите
  • Как научить ребенка быть семьянином?
  • Воспитание «вдруг»
  • Готы, эмо: о чем не знать нельзя
  • Можно ли устать быть мамой?
  • Темные краски детства
  • Сложные детские вопросы…
  • Если рабочий день отца не нормирован?
  • Дети и компьютерные игры

Фото, видео, походы

  • На байдарках по Белому — 2
  • На байдарках по Белому — 1
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Рыбалка
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Дети
  • Карелия 2012, видео: природа, закаты, скалы
  • Водные походы в Карелию — 2012
  • Фото от Михаила Псарева. Крым в ноябре
  • На байдарке по Волге в сентябре
  • Дно Белого моря
  • История одной любви

Песни для души

  • Автор одной песни / Аркадий Мадатов
  • Александр Иванов — ХАНДРА
  • Песни Александра Суханова
  • Маленький фонарщик в легендах
  • Юрий Визбор — песни диалоги
  • Поэт — математик
  • Автор одной песни / Сергей Шалденков
  • Песни бардов — Владимир Васильев
  • Песни бардов — Валентин Ламм
  • НЕпечальные песни
  • Песни бардов… ответы на вопросы
  • Автор одной песни — Александр Решетько
  • Автор одной песни — Обещанное Тубо
  • Три станции: Мечта, Любовь, Разлука
  • Ах какая пропажа — Юрий Визбор
  • Сегодня дождь со снегом
  • Песни бардов — не любивший меня
  • Песни бардов… ответы на вопросы?

Обсуждение

  • Документальный фильм Клеймо
  • Пасхальный кулич — христианский символ или языческий?
  • «Закон бумеранга» в образах
  • Толстая и неправильная? Чьи стандарты красоты?
  • Клакер — кто хлопает за денежку
  • Голосование «А кого бы оставили вы?
  • Мальчики и девочки — отдельно?
  • А вы когда-нибудь стояли у окна?
  • Ошибка в локализации телефона оборвала жизни
  • Господин Немо: снежинка может согнуть лист бамбука
  • Добро это или зло?
  • Брак со знаком неравенства?
  • `Мельница кота` Путь к себе
  • Про светофор, Мэрилин Монро и грязную посуду
  • Будда и ученик
  • Притча «Куда ты идешь?»
  • Притча «А может быть, это он мессия?»
  • Три мудрых совета
  • Притча «Поставь на 37!»
  • Sprechen Sie Türkisch?
  • Суррогатное материнство
  • Английские песни при изучении английского
  • Синдром опустевшего гнезда
  • Мои самокопания благодаря водителю
  • Изменить `НЕ Хочу` при изучении английского?
  • Правила семейных отношений
  • Дайверы поют под водой — О жестокости человека
  • Казка Про Богиню Мокошу
  • Притча: оставь подарок себе
  • Суббота (проба пера)
  • Человек с ножом во сне, как его победить?
  • Цепочка любви
  • Далеко по соседству… или глазами 50-летнего
  • `Притяжению вопреки` закрыли
  • `Мельница кота` о Пути к себе
  • Раскрути девушку… ?
 
Читайте также:  Что такое критические и сенситивные периоды развития ребенка

+

14.12.2013 , обновлено  11.03.2016

В избранное

Пожаловаться

Просмотров: 153827  

Источник

Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине «Возрастная психология»

1.Возрастная психология (ВП) – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику развития психики человека. Ее предметом являются возрастные особенности развития человека. Сюда относят особенности психофизического развития человека на каждом возрастном этапе, количественные и качественные изменения в психике и поведении человека при переходе из одной возрастной группы в другую, движущие силы психического развития, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, законы психического развития и др. Объектом изучения ВП является развитие человека от его рождения до смерти.

Вопрос методов ВП раскроем через основные способы организации исследований развития человека. Сергей Леонидович Рубинштейн охарактеризовал метод как путь познания, посредством которого изучается предмет науки. В нашем случае таким предметом являются возрастные особенности человека от рождения до смерти. Наряду с хорошо известными методами, такими, как наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, ВП имеет специфические – метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов и комбинированный (когортно-последовательный) метод.

Рассмотрим их подробнее.
Метод продольных срезов или лонгитюдный метод предполагает исследование человека (группы) на протяжении некоторого времени, где повторные измерения проводятся в разные возрастные периоды. Этот метод позволяет обнаружить связи между психическими особенностями на различных этапах возрастного развития, а также их динамику.
Метод поперечных срезов в ВП используется при изучении людей разного возраста одновременно. Он требует меньше времени и быстро предоставляет данные о росте исследуемых психических феноменов у испытуемых разного возраста.
Комбинированный метод или когортно-последовательный метод заключается в изучении двух и более групп людей разного возраста, которые неоднократно исследуются на протяжении определенного времени. Этот метод совмещает продольные и поперечные срезы для их сравнения, в результате чего исследователь получает широкую информацию об изучаемом психическом феномене.
Каким бы методом ВП не пользовалась для изучения возрастных особенностей, она имеет дело с человеком, у которого есть определенные права. Чтобы права человека не нарушались во время исследований, вводятся этические принципы. К основным принципам относят:
-принцип «добровольного участия» (человека ставят в известность об изучении его возрастных психологических особенностей и берется согласие на проведение исследования; если это ребенок до 14 лет, то данное согласие получают от родителей);
-принцип «не навреди» (в процессе и в результате исследования не должно присутствовать ничего, что могло бы навредить здоровью и социальному положению испытуемого);
— принцип конфиденциальности (информация, полученная в ходе и в результате исследования, не должна разглашаться без согласия испытуемого).

Читайте также:  Тренинг потребности развития приемного ребенка

Концепция культурно-исторического развития психики ребенка Л.С.Выготского.

Становление и развитиеотечественной психологии неразрывно связано с именемЛ.С. Выготского.Вся его научная деятельность была направлена на переход психологии «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития.

Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка.

Заслуга ученого состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область возрастной психологии. По Л.С. Выготскому, среда выступаетв отношении развития высших психических функций в качествеисточникаразвития.Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

формой развитияребенка являетсяприсвоение культурно-исторического опыта поведения.Как считал Л.С. Выготский,специфика развитияребенка не подчиняется действию биологических законов, аподчиняется действию общественно-исторических законов. По Л.С. Выготскому,движущая сила психического развития обучение. Важно отметить, что развитие и обучение разные процессы. По словам Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Обучениеесть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть возникает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Они вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами. Затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.

Читайте также:  Игры для ребенка в 3 года дома для развития

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени:свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии:развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития:каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций.Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

5.Зона ближайшего развитияэто расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как считает Л.С. Выготский, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 5711; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9498 — | 7528 — или читать все…

Читайте также:

Источник