Оценка физического развития ребенка соматотип

Оценка физического развития ребенка соматотип thumbnail
  1. Определить
    паспортный возраст ребенка

  2. Определить
    возрастную группу ребенка.

  3. Провести
    антропометрические измерения по
    общепринятым методикам(масса, длина
    тела, окружность груди, окружность
    головы).

  4. Найти положение
    полученных измерений в центильных
    интервалах по таблицам стандартов для
    каждого показателя в зависимости от
    возраста и пола ребенка. При необходимости
    использовать дополнительную центильную
    таблицу для определения соответствия
    массы тела данному росту.

  5. Оценивают
    ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
    находят разность между максимальным
    и минимальным номерами коридоров
    центильной шкалы, полученных для массы,
    роста и окружности груди относительно
    возраста. Если разность равна 0 либо 1
    — физическое развитие гармоничное, если
    разность равна 2 — физическое развитие
    дисгармоничное, если разность равна 3
    и более — физическое развитие считают
    резко дисгармоничным.

  1. При гармоничном
    развитии определяют СОМАТОТИП: находят
    сумму номеров коридоров для массы,
    роста, окружности груди. При сумме
    баллов (номеров) 10 и менее ребенок
    относится к микросоматотипу,
    при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
    при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
    типу. Соматотип означает темповую
    характеристику роста, определяет ТЕМП
    физического развития. При микросоматотипе
    говорят о замедленном темпе роста
    (физическое развитие низкое или ниже
    среднего), при мезосоматотипе — средний
    темп роста (физическое развитие среднее),
    при макросоматотипе — об ускоренном
    темпе роста (физ. развитие выше среднего
    или высокое). Соматотип определяют
    ТОЛЬКО при гармоничном физическом
    развитии, так как если развитие не
    гармоничное, когда, например, рост
    изменяется в одном темпе, а масса в
    другом, нельзя говорить об общем темпе
    физического развития.

  2. При негармоничном
    физическом развитии (дисгармоничном
    или резко дисгармоничном) определить,
    за счет какого критерия обусловлена
    дисгармония (т.е. отмечается наиболее
    отклоняющийся признак).

  3. Определяют на
    сколько возрастных интервалов данный
    показатель (масса, рост, окружность
    груди) отстает или опережает паспортный
    возраст ребенка, для чего с помощью
    центильных таблиц находят возрастную
    шкалу, где показатели ребенка займут
    положение между 25 и 75 центилями близко
    к возрастной медиане (50-й центиль).
    Считается нормой, если величина признака
    не выходит за пределы одного возрастного
    интервала, и признак можно принять за
    патологический, если он попадает в
    значения, отклоняющиеся от возраста
    ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
    интервала.

Возрастные
интервалы в таблицах стандартов
:

от рождения до 1
года -1 месяц

от 1 года до 3 лет —
3 месяца

от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев

от 7 лет до 17 лет —
1 год

Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.

  1. Произвести расчет
    долженствующих антропометрических
    показателей и сравнить с ними фактические
    данные ребенка с учетом существующих
    ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
    основные показатели (масса, рост,
    окружность груди) укладываются в
    результаты расчетов (с учетом предельно
    допустимых колебаний), можно считать,
    что физическое развитие ребенка
    соответствует возрасту.

Форма итоговой
записи антропометрического исследования.

Рекомендуется
записывать следующие данные:

1. Дата измерения

2.
Дата рождения

3. Паспортный
возраст ребенка

4. Возрастная группа

5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.

6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:

а) степень
гармоничности физического развития

б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.

в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.

Примеры
конкретных оценок

1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:

Рост-136
см (6)

Вес
-34,5 кг (6)

Окружность груди
— 69 см (6)

Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.

2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:

Рост — 76 см (1)

Вес -10,6 кг (3)

Окружность груди
— 50 см (4)

Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.

Определение
соотношения массы и длины тела

Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения
).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.

Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2
).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).

Читайте также:  Развитие ребенка с 3 7лет

Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.

Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.

Пример:

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.

заключение —
нормотрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.

заключение –
паратрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.

заключение —
гипотрофия 2 степени.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Индекс Кеттле

Массо-ростовой индекс Вервека.

Определение соотношения роста сидя и стоя

Индекс Пирке ( Бедузи ).

(длина тела стоя – длина тела сидя, см) х 100

длина тела сидя, см.

Индекс характеризует изменение с возрастом соотношения нижнего и верхнего сегментов тела. В период детства изменяется от 55 – 60 до 90 – 95.

Рост сидя, см. х 100%

рост стоя, см.

Н о р м а л ь н ы е з н а ч е н и я: у новорожденных – 70%, 3 года – 57%, в 12 лет у

девочек и около 15 лет у мальчиков – 52%. Значения этого индекса увеличиваются при врожденных нарушениях роста (гипохондроплазия) и уменьшается у подростков с некоторыми формами гипогонадизма.

_______________________длина тела, см___________________

2 х массы тела, кг + окружность грудной клетки, см.

Этот показатель у здоровых детей с возрастом не меняется, составляя 0,85 – 1,25.

величины индекса свыше 1,35 свидетельствуют о выраженном вытягивании – высоком росте (долихоморфии). Величины, лежащие в интервале 1,35 – 1,25, характеризуют преобладание роста в длину ( умеренная долихоморфия ). Интервал0,85 – 1,25 отражает гармоничное развитие ребёнка (мезоморфия ). Величины 0,75 – 0,85 говорят об умеренном отставании в росте ( умеренная брахиморфия ), а значения, лежащие ниже 0,75, — о выраженной брахиморфии. Индекс Вервека мало зависит от возраста, приемлем для характеристики нормальных вариантов физического развития, но не может быть использован в случаях патологически низкого или высокого роста.

масса тела, кг.

(длина тела, м) 2

Широко используется у взрослых. Может быть применен и в педиатрии. У детей значения индекса в периоды «вытягивания» и «полноты» изменяются и сильно зависят от возраста. Тем не менее и у детей предпринимаются попытки нормирования этого индекса.

Тем более что именно этот индекс рекомендует использовать для оценки адекватности питания у старших школьников при длине тела выше 140 – 150 см. Считается, что при этом способе оценки питания детей, в отличие от других (в том числе «табличных» способов, меньше сказываются влияния особенностей телосложения. Хотя проводимые в этом направлении исследования свидетельствуют, что и величина этого индекса отличается от лиц одной длины тела, но разного типа соматической конституции, пола, достигнутого уровня полового развития.

Гармоничность развития на основании учета номеров коридоров в которых располагаются рост, масса тела, окружность груди (головы) в зависимости от возраста.

Разность номеров коридоров между любыми двумя из трёх показателей:

Не более 1 — гармоничное развитие

2 – 3 — дисгармоничное

более 3 — резко дисгармоничное

По схеме Р В.Дорохова и И.И.Бахраха выделяют 3 соматотипа:

микросоматотический, мезосоматотический, макросоматотический.

Сумма номеров коридоров для длины, массы тела и окружности грудной клетки в зависимости от возраста – используется для определения соматотипа.

Сумма балов:

— до 10 — микросоматотип

— 10 – 16 — мезосоматотип

— 16 – 21 — макросоматотип

Заключение о физическом развитии формулируется:

1). Соответствия длины и массы тела: (по центилям)

— нормальное

— дефицит массы тела I, II, III степени.

— избыток массы тела I, II, III степени

2). Гармоничность развития определяют по разности между коридорами центильных

таблиц после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности головы.

— гармоничное – 0 – 2 балла

— дисгармоничное — 3 балла

— резко дисгармоничное — 4 – 7 балла.

3). Соматотип определяется – по сумме номеров центильных коридоров после оценки

роста, массы ( по возрасту ) и окружности груди.

— микросоматотип 3 – 10 балла

— мезосоматотип 11 – 16 балла

— макросоматотип 17 – 24 балла.

Например:

1. физическое развитие нормальное, гармоничное,мезосоматотический тип.

2. физическое развитие с дефицитом массы тела I степени, дисгармоничное,

мезосоматотический тип.

3. физическое развитие с дефицитом массы тела II степени, гармоничное,

микросоматотический тип.

Физическое развитие недоношенного ребёнка

Родившийся при сроке гестации от 28 до 38 недель, масса тела от 1000 до 2500 г.

В н. ор. В структуре перинатальной смертности учитываются плоды с массой тела от 500 г. Плод родившийся с массой тела менее 1000 г. и при сроке беременности ниже 28 недель –

считается выкидышем, а новорожденный с массой тела менее 1000 г. – плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7 дня жизни, после чего плод считается ребёнком.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие ребенка с ограниченными возможностями

Выделяют 4 степени недоношенности: I по массе и сроку гестации:

1 стадия — масса тела от 2000 до 2500 г. I 35 – 37 недель

II стадия — масса тела от 1500 до 2000 г. I 32 – 34 недели

III стадия — масса тела от 1000 до 1500г. I 29 31 недели

IV стадия — масса тела до 1000г. I до 28 недель

I

Следует иметь в виду, что для недоношенного ребёнка, во всяком случае на первом году жизни, характерны несколько иные, чем для доношенного, закономерности физического развития.

Допустимая физиологическая убыль массы тела после рождения у недоношенных детей следующая: для д

етей с массой тела при рождении более 1500 г – 7-9%, для недоношенных с массой тела от 1500 до 1000 г. – 10-12% и, наконец, у экстремально маловесных новорожденных первоначальная убыль массы тела может достигать 14-15%.

Дальнейшее нарастание у недоношенного ребёнка массы тела после физиологической убыли зависит от течения постнатального периода. Если ребёнок здоров и ему обеспечены адекватный уход и питание, то удвоение массы тела происходит в возрасте от 2,5 до 3,5 месяцев, в случае заболеваний – позже. Месячные прибавки у здоровых недоношенных детей на первом году жизни зависят от степени недоношенности. Если в первый месяц жизни они ниже, чем у доношенных детей, то затем их интенсивность значительно возрастает.

Источник

18 марта 2011, 15:41

  •  
инфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы
  Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей 1ДоЗ%Очень низкие 2 3-10%Низкие3 10-25 %Ниже среднего4 25-50 %Средненизкие 5 50-75 %Средневысокие6 75-90 % Выше среднего7 90-97 %Высокие8 Свыше 97 %Очень высокие  Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)
  Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей 1 ДоЗ% Резкий дефицит массы по росту2 3-10% Масса недостаточна по росту3 10-25 %Масса ниже среднего но росту4 25-50 % Масса средне-низкая но росту5 50-75 % Масса срсдпсвы-сокая но росту6 75-90 %Масса выше среднего но росту7 90-97 % Масса избыточная но росту8 Свыше 97 %Резкий избыток массы но росту Оценка гормоничности физического развития Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди. Заключение: 0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое Оценка соматотипа Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди. Заключение: 3-10 микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего» 
11-16 мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 «мезомикросоматический тип»
14-16 «мезомакросоматический тип»
17-24 макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего» Прогнозирование окончательного роста ребенка Родителям всегда интересно, унаследует ли ребенок их рост, насколько он окончательно вырастет. Ученые уже давно предпринимают попытки рассчитать конечный рост ребенка, основываясь на росте его отца и матери. Приводим некоторые тесты, получившие наибольшее подтверждение. 1. Исходя из среднего роста родителей рост ребенка к периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять:
для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см;
для девочек (рост папы + рост мамы): 2 — 5 см. Такой расчет можно сделать для ребенка любого возраста. Для этого необходимо найти дентальную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста’по росту родителей на шкале дентального распределения длины тела в последней строке таблицы. Эта дентальная зона наиболее вероятна для нормального роста ребенка после 2 лет, если он унаследовал гены роста родителей. 2. По формулам Таннера исходя из роста ребенка в 3 года: окончательный рост для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см; окончательный рост для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см. 3. По таблицам, разработанным учеными Гарн и Роман, можно найти средний наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста исходя из полуроста его родителей (табл. 9,10). 4. По данным костного возраста. Этот тест проводится по специальному назначению врача, когда необходимо определить биологический возраст ребенка. Для этого выполняют рентгеновские снимки костей лучезапястного сустава и по специальным таблицам и формулам рассчитывают конечный рост ребенка.

Средние величины длины тела мальчиков в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann 
 

https://www.medikov.net/det_bol/002.html

Источник

Библиографическое описание:


Советхан А. Т., Нургазиева А. Б., Берлибаева И. С., Биболаева А. А., Мырзахан А. К., Бакир А. М. Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/archive/239/55204/ (дата обращения: 05.03.2020).



Актуальность проблемы. Одним из важных критериев, отражающих состояние здоровья детского населения, является физическое развитие. Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Основными критериями оценки физического развития ребенка являются масса тела, длина тела (рост), окружность головы, окружность грудной клетки и пропорциональность этих показателей.

Комплексная оценка физического развития предполагает соматометрию (определение окружностей, длинников и массы тела), физиометрию (исследование функциональных показателей). Рост и вес являются доступными и информативными показателями, характеризующими уровень физического развития детей, а отклонения их от нормативных значений указывают на необходимость углубленного обследования пациента. Рост ребенка ниже 3 и выше 97 перцентилей являются показанием к обязательному обследованию у специалистов (генетика, эндокринолога). Нарушение пропорциональности телосложения является показанием к обследованию у ортопеда (1,2).

Детский организм, особенно на ранних стадиях формирования, отличается необычайной динамичностью показателей физического развития. Снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических болезней. В тоже время физическое развитие может служить основой прогнозирования, а также распознавания различной патологии и должно быть составной частью программы исследования здоровья детей.

Общеизвестно, что у детей с избыточной массой тела значительно чаще регистрируются различные формы гипертонической и ишемической болезней, некоторые хронические заболевания верхних дыхательных путей, а также ряд эндокринных нарушений. Климато-геохимические, экологические условия, урбанизация также существенно влияют на показатели физического развития.

Читайте также:  Задержка психического развития ребенка в 2 года 3 месяца

Физическое развитие является чутким индикатором социально-экономических изменений как позитивного так и негативного характера, определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах и позволяет прогнозировать жизнеспособность взрослого поколения. Низкий уровень жизни, обусловленный неполноценным или недостаточным питанием негативно воздействует на ростовые характеристики детей. Различные виды вскармливания комплексно влияют на основные показатели развития ребенка как на физическое, так и на нервно-психическое здоровье, а также на частоту возникновения инфекционных заболеваний (3).

В дошкольном возрасте значение имеют все размеры тела, если учитывать только размер тела без взаимосвязи с весом тела и окружностью грудной клетки, то можно получить необъективные данные физического развития на том или ином этапе онтогенеза. Отсюда следует, что гетерохронизм роста и совершенствования организма является закономерностью процесса развития детей в дошкольном онтогенезе, благодаря которому есть возможность дифференцировать темпы формирования функциональных систем и органов. В каждом возрастном периоде дошкольного онтогенеза процесс физического развития протекает гетерохронно, то усиливаясь, то замедляясь. Было установлено, что с самого рождения ребенка проявляется тенденция полового дисморфизма физического развития. Причем в первые два года жизни эта тенденция прослеживается через каждые три месяца, а с 3 до 7 лет — через каждые шесть месяцев (4).

Целью настоящего исследования явилась оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни.

Материал иметоды исследования. Проведена оценка антропометрических показателей 465 детей в возрасте до пяти лет, прикрепленных в 4-ю и 11-ю городские поликлиники г. Алматы.

Методика определения и расчет показателей физического развития детей.

Для оценки показателей физического развития детей и выяснения пропорциональности антропометрических данных были использованы центильные таблицы с интервалами (зонами, коридорами) с указанием массы тела, длины/роста тела и окружности груди в зависимости от пола (мальчики и девочки). Одновременно с помощью центильных таблиц выяснялась гармоничность (пропорциональность) физического развития детей с уточнением соматотипа. При выявлении дисгармоничности и/или резко дисгармоничного развития, а также микро- макросоматотипа по таблице оценки физического развития, имеющейся в амбулаторной карте ф. 112 определяли наличие избыточного (ожирение) и дефицита веса (истощение).

Результаты исследования. Проведен анализ антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) 465 детей от рождения до пятилетнего возраста, из них мальчиков было 240 (52 %), девочек 225 (48 %) (таблица 1).

Таблица 1

Структура детей взависимости от пола ивозраста

Возраст

Пол

Всего (n=465)

Мальчики

Девочки

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

До 12 мес

105

57

79

43

184

40

1–3 года

53

45

66

55

119

26

4–5 лет

82

51

80

49

162

34

Всего

240

52

225

48

465

100

В возрастном аспекте больше всего оценка физического развития проведена в группе детей до 1-го года, что можно объяснить обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела детей данной возрастной группы врачами педиатрами на приеме в поликлинике.

Комплексная оценка физического развития подразумевало оценку каждого отдельного показателя и их совокупности. Во всех трех возрастных группах были выделены дети с гармоничным или дисгармоничным развитием, а так же определены соответствующие соматотипы детей (таблицы 2–4).

Таблица 2

Оценка физического развития удетей ввозрасте 0–12 мес.

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное (при разности коридоров 0–1)

96

53

Дисгармоничное (разность коридоров 2)

74

41

Резко дисгармоничное (разность коридоров 3 и более)

14

6

Всего

184

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип (сумма коридоров 3–10)

82

45

Мезосоматотип (сумма коридоров 11–15)

91

50

Макросоматотип (сумма коридоров 16 и более)

11

5

Всего

184

100

Среди детей с дисгармоничным развитием 11 (6 %) детей были с паратрофией. Лишь 3 (2 %) детей были с дефицитом массы тела, что возможно связано с более внимательным, систематическим и надлежащим внимании и уходе за детьми первого года жизни со стороны как родителей, так и медицинского персонала поликлиники.

Таблица 3

Оценка физического развития удетей ввозрасте от 1— до 3 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

50

42

Дисгармоничное

19

16

Резко дисгармоничное

50

42

Всего

119

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

24

19

Мезосоматотип

60

51

Макросоматотип

35

30

Всего

119

100

В этой возрастной группе обследованных отмечается 11 (10 %) детей с дефицитом массы тела, больше чем в других группах. В данной возрастной категории -самое большее число детей с дис- и резко дисгармоничным развитием, соответственно у 69 (58 %) обследованных.

Таблица 4

Оценка физического развития удетей ввозрасте 4–5 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

100

62

Дисгармоничное

34

20

Резко дисгармоничное

28

18

Всего

162

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

40

25

Мезосоматотип

98

61

Макросоматотип

24

14

Всего

162

100

Количество детей с ожирением и дефицитом массы тела в данной возрастной группе было одинаковым и составило по 7 (5 %) обследованных соответственно.

Таким образом, нами проведена оценка физического развития детей до пятилетнего возраста. В возрасте от 1 года до 3-х лет наиболее часто определялась дисгармоничность развития, которая проявилась дефицитом массы тела, что требует дальнейшего изучения вопросов здоровья, профилактики заболеваемости, обеспечения консультации их у узких специалистов и организации рационального питания детей в средней возрастной группе.

Литература:

  1. Петеркова В. А., Таранушенко Т. Е., Киселева Н. Г., Теппер Е. А., Терентьева О. А. Оценка показателей физического развития в детском возрасте // Медицинский Совет — № 7–2016. — с. 28–35
  2. https://who.int/childgrowth/standards/ru.
  3. Легонькова Т. И., Матвеева Е. В., Степина Т. Г., Войтенкова О. В., Штыкова О. Н. Оценка показателей физического и нервно-психического здоровья у детей при различных видах вскармливания // Российский вестник перинатологии и педиатрии — № 4–2013. — с. 88–93
  4. Дворкина Н. И., Дворкин Л. С., Трофимова О. С. Мониторинг физичекого развития детей с рождения и до 7 лет // Физическое воспитание детей и учащейся молодежи. — 2015. — № 4 — с. 27–31

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, физическое развитие детей, возрастная группа, дисгармоничное развитие, дефицит массы тела, масса тела, ребенок, сумма коридоров, грудная клетка, разность коридоров.

Источник