Оценка физического развития ребенка по сигмальным таблицам

Оценка физического развития ребенка по сигмальным таблицам thumbnail

Для оценки физического развития по
этому методу необходимо знать:

  1. показатели ребенка

  2. средние арифметические величины
    оцениваемых признаков (М)

  3. средние квадратические отклонения
    оцениваемых признаков ()

Для удобства и наглядности все ваши
действия представим в виде таблицы:

Признаки

Показатели
ребенка

М

Разница
между М и показателями ребенка

Величина
сигмального отклонения

Рост

125 см

123,79

4,74

+ 1,21

+ 0,2

Вес

25,5 кг

24,37

3,04

+1,13

+0,4

Окр. Гр.
Клетки

61 см

60,44

2,98

+0,56

+0,2

В
первую графу записываем признаки, по
которым оцениваем физическое развитие,
во вторую – показатели ребенка, в третью
и четвертую графы вносим (М) и (),
которые находим в таблице стандартов
(табл. №1). В пятую графу записываем
разницу между (М) и показателями ребенка,
для чего от большего значения вычитаем
меньшее и ставим знак (+) в том случае,
если показатель ребенка больше (М) и
(-), если показатель ребенка меньше (М).
Разницу с соответствующим знаком делим
на среднее квадратическое отклонение.
Таким путем устанавливаем на какую долю
сигмы или на сколько целых сигм показатели
ребенка отличаются от средних
арифметических величин данной возрастной
группы. По их величинам судим о степени
физического развития.

Различают
физическое развитие среднее, выше
среднего, высокое, ниже среднего и
низкое. При среднем физическом развитии
индивидуальные показатели отличаются
от возрастных стандартов (М) не более
чем на одну сигму и находятся в пределах
М+1.
При развитии ниже среднего показатели
находятся в пределах от М-1
до М -2,
при низком физическом развитии от М-2
до М-3
и ниже. При физическом развитии выше
среднего индивидуальные показатели
находятся в пределах от М+1
до М+2,
при высоком – от М+
до М+3
и выше.

В нашем примере
физическое развитие мальчика можно
оценить как среднее, т.к. величины
сигмальных отклонений находятся в
пределах одной сигмы.

Для
наглядности, особенно при контроле за
физическим развитием в динамике, строят
график-профиль физического развития.
Для графического изображения необходимо
по количеству изучаемых признаков
начертить на равном расстоянии
горизонтальные линии. Каждая линия
соответствует одному показателя. Чаще
всего используют три основных показателя
: рост, вес, окружность грудной клетки
(пауза). Значит таких линий должно быть
три. Вертикальная линия в центре
соответствует средним величинам той
возрастно-половой группы, к которой
относится ребенок. По правую сторону
от этой линии на равном расстоянии
наносят границы отклонений в пределах
+1,
+2,
+3,
по левую соответствует -1,
-2,
-3.

Величину сигмального
отклонения каждого признака отмечают
точкой на соответствующей горизонтальной
линии. Затем последовательно эти точки
соединяют.

ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

-3

-2

-1

М

+1

+2

+3

Рост

Вес

Окр.
Гр. Клетки

Низкое

Ниже
среднего

Физическое
развитие среднего

Выше
среднего

Высокое

При оценке
физического развития и исходят из
расположения профиля. Кроме уровня
физического развития, с помощью профиля
определяют пропорциональность развития.
При пропорциональном развитии точки,
обозначающие сигмальные отклонения
отдельных признаков, лежат на одной
вертикали или удалены друг от друга не
более чем на одну сигму.

В нашем примере,
таким образом, физическое развитие
мальчика можно оценить как среднее и
пропорциональное.

Этот метод простой,
весьма доступный, но не достаточно
точный, т.к. каждый признак оценивается
изолированно, вне корреляционной связи
с другими признаками. Встречаются дети
невысокого роста с несколько меньшим
весом и меньшей окружностью грудной
клетки, чем это требуется по нормам для
их возраста. Оценивая развитие такого
ребенка по общей сигме, можно составить
ошибочное представление о некотором
отставании его физического развития.
Еслиже оценку физического развития
проводить с учетом взаимосвязи признаков,
можно установить, что никакого отставания
нет и что ребенок при его небольшом
росте имеет правильное сложение и
достаточную упитанность. Поэтому для
более объективной оценки физического
развития лучше пользоваться оценочными
таблицами-шкалами регрессии.

В связи с существующей
зависимостью между показателями
физического развития статистическая
обработка материала проводится методом
коррялиционной связи. При этом вычисляют
следующие параметры:

Коэффициент
корреляции – (
r)
– число, выражающее величину связи двух
или несколько признаков

Коэффициент
регрессии – (
R/х),
показывающий величину изменения одного
признака при изменении другого на
единицу.

Сигму
регрессии (
r)
– частную сигму, которая служит для
определения величины индивидуального
отклонения признака, сопряженного с
другим.

С помощью этих
параметров составляют оценочные таблицы
в виде шкал регрессии. Шкалы регрессии
составляют чаще по росту как наиболее
стабильному показателю. В первой графе
шкал обозначены границы сигмальных
отклонений. Во вторую графу внесены
варианты роста с интервалом в 1 см.
Варианты роста сгруппированы в 5 подгрупп
(средние, выше средних, высокие, ниже
средних, низкие) в зависимости от
отклонения от средней арифметической
(М). В третьей и четвертой графах указаны
значение веса и окружности грудной
клетки, которые должны соответствовать
данному росту при пропорциональном
развитии ребенка.

Читайте также:  Как ребенка развитие после зачатия

Шкалы регрессии
используются при индивидуальной оценке
физического развития. Достоинство этого
метода заключается в том, что он дает
возможность производить оценку
физического развития по совокупности
основных показателей в их взаимосвязи.

При
оценке физического развития по шкале
регрессии прежде всего определяют к
какой группе роста относится обследуемый.
Найдя в таблице соответствующее значение
роста, определяют должный вес и окружность
груди, затем вычисляют разницу между
этими величинами и данными обследования
ребенка. Степень отставания или превышения
выражают в сигмах регрессии, для чего
делят на соответствующую частную сигму.
Если показатели веса иокружности не
выходят за пределы -+rот
должностного физическое развитие
считается средним при данном росте.
Если показатели веса и окружности
превышают должные, то физическое развитие
оценивается как выше среднего (от 1r до 2r) и высокое
( от 2rдо 3r). При
отставании этих показателей физическое
развитие считается ниже среднего (от
1rдо 2r) и низким
( от 2rдо 3r). Вернемся
к нашему примеру.

Соседние файлы в папке ГигиенДетст

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

По
методу сигмальных отклонений оцениваются
соматометрические признаки — рост, масса
тела, окружность грудной клетки. Для
этого каждый показатель ребенка
сравнивают с соответствующим средним
показателем стандарта. При этом нужно
из фактических данных роста, массы тела
и окружности грудной клетки вычесть
соответствующие показатели стандартов
и полученную разность разделить на
величину нормального отклонения признака
от средней величины — сигму. Полученная
при делении величина называется
сигмальным отклонением. По величинам
сигмальных отклонений строится профиль
физического развития. Для построения
профиля физического развития на равном
расстоянии друг от друга проводят
горизонтальные линии по числу оцениваемых
признаков: рост, масса тела, окружность
грудной клетки. Вертикальная линия в
центре — М — соответствует средним
величинам той возрастно-половой группы,
к которой относится ребенок. По обе
стороны от средней линии на равных
расстояниях откладывают влево —
отрицательные значения, вправо —
положительные значения сигмального
отклонения. Эти линии проводят параллельно
средней вертикальной линии. Полученные
величины сигмальных отклонений наносят
на соответствующей данному признаку
горизонтальной линии. Соединяя точки
каждого признака, получают профиль
физического развития. Если профиль
физического развития расположен в
пределах от М-1 до М+1, то физическое
развитие считается средним, если профиль
расположен от -1 до -2, то развитие
будет ниже среднего

от
-2 до -3 — низкое развитие

от
+1 до +2 — развитие выше среднего

от
+2 до +3 — высокое развитие

По
профилю судим еще и о пропорциональности
развития. Если все три признака физического
развития отклоняются один от другого
не более, чем на 1 сигму, то следует
считать телосложение пропорциональным,
а при отличии одного из признаков от
другого более чем на 1 сигму, то телосложение
считается непропорциональным. Недостатком
метода оценки физического развития по
сигмальным отклонениям является
отсутствие корреляции между оцениваемыми
признаками, т.е. между ростом, массой
тела, окружностью грудной клетки. Каждый
из признаков оценивается отдельно.

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Этот
метод более совершенный, так как шкала
регрессии — это оценочные таблицы,
учитывающие корреляционную зависимость
между двумя антропометрическими
признаками: длиной и массой тела, длиной
тела и окружностью грудной клетки. Они
составляются на основании проведения
многочисленных исследований на детях
одного возраста, пола, национальности
и проживания в одной местности. Основой
оценочной таблицы является рост ребенка,
представленный во всех вариантах (от
минимального до максимального значения
с интервалом в 1 см) с делением на 5
групп: низкий, ниже среднего, средний,
выше среднего, высокий.

Методика
оценки по шкалам регрессии заключается
в следующем; сначала находят к какой
группе роста относится рост данного
ребенка, затем соответственно данному
росту находят каким должен быть масса
тела и окружность грудной клетки ребенка.
Далее, из фактических данных массы тела
и окружности грудной клетки вычитаем
показатели стандарта — по шкалам регрессии
— по весу и окружности грудной клетки и
делим эту разность на сигму регрессии.
которую находим из шкалы регрессии,
отдельно по росту и окружности грудной
клетки. Полученные величины называются
частно-сигмальными отклонениями. Если
частно-сигмальные отклонения находятся
до 1 регрессии, то развитие ребенка
считается гармоничное; если 2 регрессии,
то развитие дисгармоничное; если более
2 , то развитие считается резко
дисгармоничным за счет низкого или
высокого роста, дефицита или избытка
массы тела 1 и 2 степени.

Читайте также:  Проблема развития личности ребенка дошкольника

Дети
с избыточной массой тела направляются
к эндокринологу, так как в значительном
проценте случаев среди них встречаются
лица с ожирением. Дети с низким ростом
также направляются к эндокринологу для
решения вопроса, имеет ли место общая
задержка физического развития или
низкий рост ребенка обусловлен
генетическими факторами (низкорослость
родителей). Дети с дефицитом массы тела
подлежат наблюдению педиатром для
установления причин этого дефицита.

Указанный
метод тоже имеет недостаток, т.к. он
позволяет оценить лишь морфологический
статус ребенка, но не уровень биологического
развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Метод предполагает графическое
изображение основных по­казателей
физического развития (длина тела, масса
тела и ок­ружность грудной клетки)
после предварительного сравнения их
с стандартными. В стандартах, разработанных
с учетом возраста и пола, представлены
(табл.) средние арифметические значе­ния
(М) каждого из указанных выше признаков
для детей, а также среднее квадратическое
отклонение — допустимое отклонение от
средних значений в сторону увеличения
или уменьшения (±).

Порядок оценки физического развития.

  1. Каждый из индивидуальных признаков
    сравнивают со сред­ней арифметической
    этого признака для данного возраста и
    на­ходят фактическое отклонение от
    неё (со знаком +, если имеется превышение
    по сравнению со стандартным значением,
    либо со знаком — в случае недостаточного
    развития признака).

  2. Путем
    деления фактического отклонения на
    величину сред­него квадратического
    отклонения () находят
    сигмальное откло­нение, которое
    показывает, на сколько сигм в большую
    или мень­шую сторону отклоняются
    показатели исследуемого ребенка от
    средних показателей, свойственных
    данному возрасту и полу.

Таблица
5

Стандарты физического развития детей

Возраст

Мальчики

Девочки

М

±

М

±

Длина тела (см)

5

110,0

4,86

109,5

4,44

6

116,4

5,27

115,6

5,08

7

123,76

5,88

123,2

5,49

8

128,08

6,00

127,0

5,86

9

132,1

6,19

131,4

6,36

10

137,0

6,90

137,3

7,08

11

141,2

6,82

142,4

7,10

12

146,5

7,44

148,8

7,84

13

152,4

8,44

153,6

8,70

14

158,9

8,70

157,3

6,14

15

165,0

8,54

159,0

6,02

16

169,3

8,10

160,5

6,00

17

172,0

6,78

160,7

5,62

18

173,9

6,78

161,2

4,54

Масса (кг)

5

19,4

2,48

19,2

2,68

6

21,9

3,13

21,7

3,37

7

24,7

3,88

24,5

3,98

8

27,02

4,24

26,1

4,41

9

29,1

4,86

28,8

5,20

10

32,2

5,80

32,4

6,38

11

34,8

5,74

36,9

6,82

12

37,4

6,70

39,9

7,62

13

43,0

8,10

44,6

8,34

14

48,1

8,66

49,2

7,50

15

54,3

9,22

52,0

7,30

16

58,8

8,72

54,8

6,72

17

62,7

7,54

56,2

6,83

18

64,5

8,08

56,4

6,42

Окружность
грудной клетки (см)

5

56,9

3,16

56,1

3,27

6

58,7

3,62

57,7

3,70

7

61,5

4,02

60,2

3,94

8

63,6

4,22

60,9

3,42

9

66,0

3,92

63,6

4,76

10

67,0

4,30

65,7

5,28

11

68,6

3,28

68,1

5,56

12

70,2

5,06

71,3

5,82

13

74,2

5,58

74,9

6,08

14

77,6

6,08

77,9

5,50

15

80,8

6,04

79,4

5,18

16

83,6

6,00

80,9

5,12

17

85,9

5,78

81,3

5,50

18

87,4

5,14

81,0

4,84

3. Для построения профиля физического
развития (рис.) на равном расстоянии
друг от друга проводят горизонтальные
линии по числу оцениваемых признаков.
Вертикальная линия в центре соответствует
средним величинам (М) для возрастно-половой
группы, к которой относится ребенок. По
обе стороны от неё про­водят вертикальные
линии, обозначающие величины средних
квадратических отклонений с положительными
значениями вправо (+1;
+2; +3)
и отрицательными влево (-1,
-2; -3).

Величины сигмальных отклонений отмечают
точками на со­ответствующей признаку
горизонтальной линии. Все точки со­единяют
прямыми. Полученный график (профиль
физического развития) позволяет сделать
заключение о физическом разви­тии
ребенка, величине отклонений от средних
показателей и о пропорциональности
телосложения. Отклонение индивидуаль­ных
показателей от средних стандартных
величин в пределах М±1указывает на среднее физическое развитие
данного инди­видуума. При развитии
ниже среднего показатели находятся в
пределах от -1до
-2, при низком
физическом развитии от -2до -3. При физическом
развитии выше среднего индивидуаль­ные
показатели находятся в пределах от +1до +2, при высо­ком
— от +2до +3.
При этом решающим показателем для
опре­деления степени физического
развития считается рост (длина тела),
наименее подверженный внешним влияниям
признак, ха­рактеризующий ростовые
процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития
необходимо оценить взаиморасположение
точек, соответствующих величине
сигмальных отклонений по каждому
признаку. Если они все укладыва­ются
в интервал одной сигмы, развитие считается
гармоничным. В случае, если разброс
признаков превышает одну сигму — раз­витие
дисгармоничное. И, наконец, если один
признак отличает­ся от другого более
чем на 2, такое
развитие расценивается как резко
дисгармоничное.

Читайте также:  Занятия с ребенком развитие чувства уверенности

Пример оценки физического развития
мальчика 10 лет мето­дом сигмальных
отклонений с последующим графическим
изо­бражением профиля физического
развития приведен ниже.

Таблица 6

Источник

Сущность
метода

заключается в сравнении показателей
физического развития индивидуума со
средними арифметическими взвешенными.
Для суждения о степени отличия признака
от стандарта величину отклонения делят
на δ, получая сигмальное отклонение.

Оценка

  • Среднее М ± δ

  • М -δ < ниже
    среднего < М-2δ

  • М-2δ < низкое <
    М-3δ

  • М+δ < выше
    среднего< М+2δ

  • М+2δ < высокое <
    М+3δ

Пропорциональность

Физическое развитие
пропорционально — точки лежат на одной
вертикали или удалены друг от друга не
более чем на δ.

Недостаток

Изолированность
оценки признаков без их корреляционной
связи.

Оценка физического развития по оценочным таблицам (шкалам регрессии)

В связи с существующей
зависимостью между основными показателями
их разработку лучше производить методом
коррелятивной связи. С этой целью
составляют коррелятивные решетки для
зависимости роста от массы тела и роста
от ОГК, с помощью решеток кроме уже
указанных показателей вычисляют:

Коэффициент
корреляции (r)
— число выражающее величину связи 2х
или нескольких признаков.

Коэффициент
регрессии (Ry/x)
— показывает изменение одного признака
при изменении другого на единицу.

Сигму
регрессии (δR),
частную сигму, которая служит для
определения величины индивидуального
отклонения признака, сопряженного с
другим.

Порядок работы:

  • Определить к какой
    группе роста относится испытуемый;

  • Определить должные
    МТ и ОГК;

  • Найти разницу
    между этими и реальными данными;

  • Степень
    расхождения выразить в δR.

Оценка:

  • Гармоничное
    — в пределах ± δR

  • Дисгармоничное
    — в пределах ± 2 δR

  • Резко
    дисгармоничное — свыше ± 3 δR

Достоинство:
оценка производится по совокупности
основных показателей в их взаимосвязи.

Недостаток:
неприменим при оценке развития детей,
имеющих непропорциональное развитие
отдельных признаков.

Центильный метод оценки физического развития

Центильный
метод позволяет оценить морфофункциональные
показатели с учетом их несимметричного
распределения, т.е. он более корректен
с позиций математической статистики,
прост в работе т.к. исключает какие-либо
подсчеты.

Разновидности:

  • Одномерный (по
    Матвеевой Н.А.);

  • Двумерный (по
    Матвеевой Н.А.);

  • По Воронцову И.М.

Сущность
центильного метода:

Все
результаты измерений одного признака
располагают в восходящей градации в
виде упорядоченного ряда. Этот
упорядоченный ряд, охватывающий весь
диапазон колебаний признака, делят на
100 интервалов, попадание в которые имеет
равные вероятности. Размеры таких
центильных интервалов в абсолютных
единицах измерения неодинаковы.
Центральной тенденцией упорядоченного
ряда является 50й
центиль. Обычно для характеристики
распределения признака приводят не все
100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3й,
10
й,
25
й,
50
й,
75
й,
90
й,
97
й.

3й
центиль

— такая величина исследуемого признака,
меньше которой она у 3% вариант исследуемой
группы.

50й
центиль

— медиана ряда.

Каждый
из фиксированных центилей называют
центильной
вероятностью
и
выражают ее в %; промежутки между
центильными вероятностями — центильными
коридорами.

Одномерная центильная шкала по н.А. Матвеевой

Очень
трудоемка, используется при оценке
результатов углубленных медицинских
осмотров (поступление в школу, 3й,
6й,

классы).

Шкала
разработана для 11 признаков:

  1. Длина тела, см;

  2. Масса тела, кг;

  3. Окружность грудной
    клетки, см;

  4. Жировая складка
    на животе, см;

  5. Число постоянных
    зубов;

  6. ЖЕЛ, мл;

  7. Мышечная сила
    правой руки, кг;

  8. Мышечная сила
    левой руки, кг;

  9. Частота сердечных
    сокращений;

  10. Максимальное
    давление, мм рт. ст.;

  11. Минимальное
    давление, мм рт. ст..

Таблицы
разработаны для мальчиков и девочек с
возрастным интервалом в 1 год. За «N»
признака принимаются значения ограниченные
4 и 5 интервалами. При оценке физического
развития определяют уровень каждого
признака по его положению в одном из 8
центильных интервалов.

Оценка:

  • 1 интервал — очень
    низкие;

  • 2 интервал — низкие;

  • 3 интервал —
    сниженные;

  • 4-5 интервал —
    средние;

  • 6 интервал —
    повышенные;

  • 7 интервал — высокие;

  • 8 интервал — очень
    высокие.

Ведущими признаками
считают длину и массу тела.

Гармоничность:

Гармонично
— если длина и масса тела лежат в одном
или соседнем центильном интервале.

Дисгармонично

длина и масса тела выходят за границы
соседних интервалов.

Недостаток:

Имеет тот же
недостаток, что и метод сигмальных
отклонений, в них масса не зависит от
длины тела. Для преодоления этого
недостатка создана двумерная центильная
шкала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник