Оценка физического развития ребенка гигиена

Оценка физического развития ребенка гигиена thumbnail

ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Показатели
и методы индивидуальной оценки
физи­ческого развития.

Показатели
физического развития детей и подростков.

Соматометрические
признаки.

  1. Рост
    стоя и сидя.
    Измеряется
    с помощью антропометра или росто-метра.

  2. Масса
    тела.
    Измеряется
    медицинскими весами натощак, без одежды
    и обуви

  3. Окружность
    головы, грудной клетки, плеча, бедра,
    голени. Измерение проводится
    м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические
признаки.

При
соматоскопии (осмотре тела) обращают
внимание на:

  1. Состояние
    кожных покровов и слизистых оболочек
    (тургор,
    цвет, чис­тота,
    влажность)

  2. Степень
    жироотложения
    (развитие
    подкожного жирового слоя). Опре­деляют
    по толщине жировой складки на животе
    (в области пупка и на 5-6 см сбоку от
    него), а также под лопаткой: 1-2 см —
    жироотложение сред­нее, менее 1 см —
    ниже среднего, более 2 см — выше среднего.

  3. Состояние
    опорно-двигательного аппарата

1. Костяк.
Различают
три типа костяка:

а) Тонкий
— узкие плечи, грудная клетка, малые
размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый
— широкие плечи, грудная клетка, большие
кисти и
стопы

в) Промежуточный

  1. Форма
    грудной клетки:
    цилиндрическая,
    коническая, плоская, сме­шанная

  1. Позвоночник.
    Различают
    3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный
позвоночник 8-образной формы. Шейная и
пояснич­
ная
кривизна выражены не сильно и обращены
вперед. Грудная выпуклость
обращена
назад.

б) Лордотический
позвоночник — малая шейная и резко
выраженная
поясничная
кривизна.

в) Кифотический
— все три кривизны резко выражены.

К
деформациям позвоночника относят
сколиозы
(право-
и левосторон­ние). Выделяют три степени
сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма
ног:

а)
Нормальная б) Х-образная в)
О-образная.

5. Форма
стопы.
Стопа
может быть

а)
Нормальная б) Уплощенная в)
Плоская

4)
Оценка
степени
полового созревания.
Производится
по следующим при­знакам:

  1. У
    девочек — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, развитие молочной
    железы, время появления первой менструации

  2. У
    мальчиков — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, мутация голоса, оволосение
    лица, развитие кадыка

Физиометрические
признаки.

Включают
в себя:

  1. Жизненная
    емкость легких
    (ЖЕЛ).
    Определяется с помощью спирометра.

  2. Мышечная
    сила рук.
    Определяется
    с помощью ручного дина­мометра

  3. Становая
    сила

    определяется с помощью станового
    динамо­метра

4) Кроме
того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После
определения всех параметров (показателей),
физического развития

их
необходимо правильно оценить.

Методы
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков.

В
принципе все методы основаны на
сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных
полученных данных с современными
средними показателями для данной
возрастно-половой группы данного
региона.

Существуют
следующие методы индивидуальной оценки
физического развития:

Метод
сигмальных отклонений.

При
данном методе каждый из индивидуальных
признаков сравнивают со средним
арифметическим этого признака для
данного возраста и находят фактическое
отклонение
по
данному признаку. Затем это фактическое
от­клонение делят на сигму (а) — среднее
квадратичное отклонение и находят
сигмальное
отклонение. Нетрудно понять, что если
сигмальное отклонение отрицательно,
то признак развит ниже средневозрастной
нормы, а если оно положительно, то выше
средней величины для данного возраста.
При этом, развитие
признака оценивается следующим образом:

Сигмальное
отклонение

Развитие
признака

От
-1а до +1а

В
пределах средних величин

От
-1о~ до -2а

Ниже
среднего

Меньше
-2а

Низкое

От
+1а до +2а

Выше
среднего

Больше
+2а

Высокое

Совокупность
сигмапьных отклонений изображают
графически, получая так называемый
профиль
физического развития
в
виде ломаной линии, от­клоняющейся
от центральной вертикальной линии,
соответствующей сред­ним
величинам исследуемых признаков, вправо
или влево в зависимости от
того, развит дачный признак выше или
ниже средней величины.

Недостатком
метода является раздельная (без
взаимосвязи друг с другом) оценка
каждого признака, а также отсутствие
оценки гармоничности разви­тия
ребенка.

Оценка
физического
развития по
шкалам
регрессии.

Отличительной
особенностью данного метода является
то, что признаки оцениваются
не отдельно, а в связи друг с другом.
Сначала определяется рост ребенка и
соответственно росту устанавливаются
нормативы для других пока­зателей.
Далее с этими нормами сравнивают
фактические величины показа­телей,
находят аналогично предыдущему методу
сигмальные отклонения для каждого
показателя и оценивают их.

Комплексный
метод оценки.

При
данном методе сначала определяется
соответствие биологического возраста
паспортному (см. следующий вопрос). После
этого оценивается морфофункциональное
состояние организма по шкалам регрессии.
Физиче­ское
состояние оценивается как гармоничное,
если
масса тела и окружность грудной
клетки отличаются от должных для данного
роста (при оценке по шкалам рефессии)
не больше, чем на 1а. При различиях в
пределах ±1-2а развитие считается
дисгармоничным,
больше
чем ± 2а — резко
дисгармонич­ным.
Естественно,
что при дисгармоничном и резко
дисгармоничном разви­тии имеют место
и низкие функциональные показатели.

Определение
группы здоровья ребенка.

По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 фупп :

  1. Здоровые.
    Не
    имеют хронических заболеваний и
    гармонично
    раз­виты
    (в настоящее время это доли процента)

  2. Практически
    здоровые.
    Это
    дети, не страдающие хроническими
    заболеваниями,
    но все-таки имеющие отклонения
    (плоскостопие, суту­лость), часто
    болеющие дети (больше 4 раз в год),
    длительно болеющие (одно
    заболевание длилось более 25 дней), а
    также дети со слабой близо­рукостью.

  3. Больные
    дети в
    стадии компенсации
    (ревматизм
    в стадии ремис­сии,
    гастрит, холецистит в компенсированной
    форме, хронический тон­зиллит).

  1. Дети
    с заболеваниями в стадии
    субкомпенсации

  1. Дети
    с заболеваниями в
    стадии декомпенсации.
    Это
    дети-инвалиды.
    Они
    составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Физическое
развитие
,
как один из основных критериев здоровья,
характеризуется интенсификацией
ростовых процессов и их замедлением,
наступлением половой зрелости и
формирования дефинитивных размеров
тела, тесно связано с адаптационным
резервом детского организма, расходуемым
на достаточно длительном отрезке
онтогенеза.

Читайте также:  Особенности возрастных периодов развития ребенка грудной период

В
антропологическом плане, физическое
развитие понимается как комплекс
морфофункциональных свойств, определяющих
запас физических сил организма. В
гигиенической трактовке, физическое
развитие выступает как интегральный
итог воздействия на организм факторов
окружающей среды, отражающий комфортность
его существования в этой среде. Причем,
в понятие окружающей среды, бесспорно,
вкладываются и социальные факторы,
объединяемые понятием “образ жизни”
индивидуума. Учитывая биологический
характер понятия “физическое развитие”,
последнее отражает и биологические
факторы риска его отклонений (этнические
различия). На сегодняшний день общепринятым
определением физического развития
следует считать следующее: “Физическое
развитие — это совокупность морфологических
и функциональных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс
созревания и функционирования организма
в каждый данный момент времени”.

Данным определением
охватываются оба значения понятия
“Физическое развитие”. С одной стороны
оно характеризует процесс развития,
его соответствие биологическому
возрасту, с другой — морфофункциональное
состояние.

Физическое
развитие детей и подростков подчиняется
биологическим законам и определяет
общие
закономерности роста и развития
организма
:

  • чем моложе детский
    организм, тем интенсивнее протекают в
    нем процессы роста и развития;

  • процессы роста и
    развития протекают неравномерно и
    каждому возрастному периоду свойственны
    определенные анатомо-физиологические
    особенности;

  • в протекании
    процессов роста и развития наблюдаются
    половые отличия.

Основными
закономерностями роста и развития
является:

  • эндогенность
    — рост и развитие организма не обусловлены
    внешними воздействиями, а совершаются
    по внутренним, присущим самому организму
    и запечатленным в наследственной
    программе законам. Рост — реализация
    естественной потребности организма в
    достижении взрослого состояния, когда
    делается возможным продолжение рода;

  • необратимость
    — человек не может вернуться к тем
    особенностям строения, которые были у
    него в детстве;

  • цикличность
    — существуют периоды активизации и
    торможения роста. Первое отмечается в
    период до рождения и в первые месяцы
    жизни, затем интенсификация роста
    происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

  • постепенность
    — человек в своем развитии проходит ряд
    этапов, совершающихся последовательно
    один за другим;

  • синхронность
    — процессы роста и старения совершаются
    относительно одновременно в разных
    органах и системах организма. В процессе
    возрастного развития происходит
    видоизменения пропорций тела за счет
    разной скорости роста отдельных его
    частей. Основной характеристикой
    процесса роста является его скорость.
    Поскольку рост различных размеров тела
    протекает не равномерно, то на отдельных
    этапах возрастного развития говорят
    о продинамии (сходстве ростовых
    процессов) и гетеродинамии (их
    несоответствии). Тотальные размеры
    тела (длина, масса, окружность грудной
    клетки), характеризующие процессы роста
    и физического развития человека,
    позволяют получить суммарную
    характеристику ростовых закономерностей.

Существуют
два вида морфологических исследований
процесса роста у человека: продольный
и поперечный. Продольный
(индивидуализирующий) и генерализирующий
метод

(поперечный), когда за короткий промежуток
времени обследуются дети разных
возрастов. В отличии от продольного
генерализирующий метод не вскрывает
индивидуальных различий в динамике
роста, но позволяет выявить взаимосвязь
морфологических и функциональных
показателей, понять роль эндо- и экзогенных
факторов в регуляции роста.

Преимущество
генерализирующего метода состоит в
том, что он отражает признаки,
характеризующие детей определенного
поколения. Физическое развитие при этом
рассматривается как очень сложное
явление, связанное с многообразием
социальных, экономических и географических
факторов. Динамическое наблюдение над
одними и теми же людьми носит название
“лонгитудинального”. При изучении
закономерностей роста таким методом
можно ограничиться значительно меньшей
группой детей, но при этом требуется
затратить гораздо больше времени. Метод
“продольного наблюдения” перспективен
для усовершенствования организации
медицинской помощи детям и конкретизации
мероприятий по оздоровлению детей,
находящихся под наблюдением детской
поликлиники.

Периодические
медицинские осмотры детей в детских
учреждениях проводятся врачом-педиатром
в единые сроки, зависящие от возраста
детей:

Периодичность
осмотров осуществляется следующим
образом:

до 1 года — ежемесячно
в последнюю пятидневку месяца;

от года до 3-х лет
— ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня,
сентября и декабря;

от 3-х до 7-ми лет —
2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября;

свыше 7 лет — 1 раз
в год по постоянному графику с 1 сентября
по 31 декабря.

В подготовительных
группах детских садов и у школьников
медицинские осмотры всегда носят
комплексный характер и проводятся
бригадой врачей в составе педиатра,
окулиста, отоларинголога, невропатолога,
хирурга, стоматолога.

Осмотр узкими
специалистами детей в детских дошкольных
учреждениях должен осуществляться не
реже 1 раза в году по самостоятельному
графику, а стоматологические осмотры
с последующей санацией полости рта
проводят 2 раза в год. Медицинскому
осмотру детей в детских образовательных
учреждениях должно предшествовать их
антропометрическое обследование с
оценкой степени физического развития,
которое проводится медицинской сестрой.

Оценку физического
развития проводят на основе сопоставления
индивидуальных данных с средними
нормативными значениями (стандартами
физического развития) для каждой
отдельной половозрастной группы, которые
отражают уровень физического развития
детей и подростков, которые проживают
в подобных условиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Практические
навыки: оценивать соматоскопические,
соматометрические и физиометрические
показатели физического развития детей
разного возраста и пола.

Физическое развитие
– совокупность морфологических и
функциональных свойств организма,
характеризующих процесс его роста и
развития.

Для оценки
физического развития детей и подростков
используют показатели: 1) соматометрические
– длина тела (рост), масса тела (вес),
окружности (грудной клетки, головы и
другие); 2) соматоскопические – состояние
опорно-двигательного аппарата, степень
развития мышечного, подкожно-жирового
слоя и вторичных половых признаков; 3)
физиометрические – жизненная ёмкость
лёгких, мышечная сила и другие показатели
(табл.1).

Читайте также:  Образовательная программа детский сад центр развития ребенка

Таблица 1

Некоторые физиометрические показатели [Сердюковская г.Н., 1993]

Возраст
в годах

ЖЕЛ
(мл)

Cила
кисти (кг)

левая

Правая

Мальчики

4

900,0-1200,0

3,5-7,5

4,0-8,0

5

1000,0-1400,0

5,0-10,0

6,0-10,5

6

1200,0-1600,0

6,0-10,5

8,0-12,5

7

1300,0-1700,0

8,0-11,5

10,0-12,5

8

1375,0-1977,0

12,4-18,6

12,8-20,0

9

1428,0-2176,0

14,6-21,4

16,3-22,9

10

1640,0-2360,0

16,2-22,8

17,9-24,7

11

1820,0-2640,0

18,1-24,9

22,3-30,1

12

2100,0-2860,0

20,1-28,3

21,2-32,8

13

2070,0-3170,0

19,5-30,1

22,0-32,6

14

2573,0-3927,0

22,8-35,2

26,2-39,4

15

2941,0-4399,0

26,7-41,7

30,0-48,0

16

3540,0-4800,0

32,0-45,8

36,2-51,0

17

3539,0–4767,0

34,7–46,5

40,1–54,1

Девочки

4

900,0-1150,0

3,5-6,5

3,5-7,5

5

1000,0-1250,0

4,5-8,5

4,5-9,0

6

1150,0-1500,0

5,5-9,5

6,0-11,0

7

1250,0-1600,0

7,0-9,5

7,5-12,0

8

1194,0-1754,0

10,5-15,3

11,3-16,3

9

1273,0-1991,0

12,0-17,2

12,6-18,0

10

1494,0-2312,0

12,0-18,2

12,9-19,7

11

1736,0-2504,0

14,3-21,1

15,4-22,6

12

1788,0-2658,0

15,3-23,3

16,4-25,8

13

2183,0-3029,0

18,8-27,0

20,1-30,1

14

2234,0-3226,0

19,1-27,5

20,6-30,2

15

2589,0-3455,0

19,7-27,9

22,4-32,0

16

2593,0-3509,0

20,0-29,8

22,9-32,7

17

2661,0–3467,0

21,5–30,7

22,4–34,0

Оценку физического
развития производят на основании
сопоставления индивидуальных показателей,
характеризующих уровень развития
обследуемого ребёнка, со средними их
значениями для данной возрастно-половой
группы детей – региональными стандартами.

Проводить оценку
индивидуальных показателей можно лишь
после определения точного паспортного
возраста ребёнка и принадлежности его
к определённой возрастной группе.

При определении
паспортного возраста ребёнка следует
учитывать правила возрастной группировки.
Детей первого года жизни объединяют в
группу с интервалом в 1 месяц. Следовательно,
к возрастной группе детей 1 месяца
относят детей от 16 дней до 1 месяца 15
дней, за 2 месяца считают возраст от 1
мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней. С 1 года до 3
лет возрастная группировка идёт по
четвертям года, например, к 1,5-летним
относят детей от 1 года 4 мес. 16 дней до
1 года 7 мес. 15 дней. С 3-летнего возраста
интервал – 6 месяцев, с 7-летнего – 1 год.
Например, к 3-летним детям относят детей
с 2 лет 10 мес. 16 дней до 3 лет 2 мес. 29 дней.
Если в регионе нет возможности установить
стандарты для детей с 3 лет до 7 с интервалом
0,5 года, допускается с 3-летнего возраста
устанавливать группу, исходя из годового
интервала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детей
и подростков и зависит от множества
факторов: наследственности, климата,
особенностей питания, уровня материальной
обеспеченности семьи, соблюдения режима
и т.д. Наблюдение за физическим развитием
детей и подростков — неотъемлемая часть
работы врача любого детского учреждения
(детских яслей, садов, школ, школ-интернатов
и др.). Детальная оценка показателей,
характеризующих физическое развитие,
про­водится при углубленных медицинских
осмотрах детей с участием всех специалистов
перед поступлением в школу и в определенных
«декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м
(Приказ Минздрава СССР
от
10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по
совершенствованию медико-санитарной
помощи подросткам»). В
связи
с этим будущие
специалисты должны овладеть методикой
антропометриче­ских исследований, а
также методами оценки физического
разви­тия.

Для
оценки физического развития детей и
подростков используют следующие
показатели:

  1. соматометрические
    — длина тела (рост), масса тела, окружность
    грудной клетки и др.;

  2. соматоскопические
    — состояние кожных покровов и видимых
    слизистых оболочек, степень развития
    подкожно-жирового слоя,
    состояние
    опорно-двигательного аппарата, степень
    полового развития;

  3. физиометрические
    — жизненная емкость легких, мышечная
    сила, частота пульса, величина
    артериального давления и др.;

  4. состояние
    здоровья.

Методика антропометрических измерений

Антропометрия

совокупность методов и приемов оценки
морфологиче­ских особенностей
человеческого тела; проведение точных
измерений на жи­вых людях с использованием
четко установленных анатомических
точек, стандартных методических приемов
и инструментария.

Главным
требованием при проведении антропометрических
исследова­ний является их строгая
унификация.

Только
единообразие приемов измерений и
использование точного из­мерительного
инструментария могут обеспечить
достоверность и сопостави­мость
полученных результатов. Исследования
должны проводиться на обна­женном
ребенке в светлом, чистом и теплом
помещении. Все измерения должны
проводиться только между, так называемыми,
«антропометриче­скими
точками»
,
под
которыми понимаются определенные точки
на теле, соответствующие ясно выраженным
и легко прощупываемым образованьям
скелета и лежащие, как правило, на
сагиттальной или боковых линиях тела.
Лучшим временем для антропометрических
исследований являются утрен­ние часы,
т.к. в течение дня возможно уменьшение
роста на 1

2 см в связи с уплощением свода стопы,
межпозвоночных хрящей и снижением
тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение
дня вес тела может увеличиваться до 1
кг
и даже более.

Данные
антропометрических измерений заносятся
в индивидуальную для каждого обследуемого
антропометрическую карту.

Соматометрические
признаки
.
Измерение
роста.

Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью
деревянного ростомера или металлического
антропометра. Деревянный ростомер
представляет собой стойку, хоро­шо
укрепленную на прочной площадке, высотой
до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке
передвигается муфта с планшеткой.

Измерение
роста стоя с помощью ростомера
обследуемый
дол­жен касаться стойки ростомера
четырьмя точками: затылком, межлопаточной
областью, ягодицами и пятками. Голова
устанавливается таким образом, что­бы
нижний край глазницы и верхний край
козелка уха находились в одной
горизонтальной плоскости. Кроме того,
чтобы иметь представление о про­порциях
тела, производят измерение роста сидя,
для чего у стандартных ростомеров
имеется откидное сиденье.

При
измерении роста антропометром позиция
обследуемого такая же, как при измерении
ростомером. С
помощью металлического антропометра
можно опреде­лить также размеры
туловища, верхних и нижних конечностей
и т.д. Для точного измерения пользуются
антропометрическими точками: например,
при измерении длины верхних конечно­стей
— плечевую и пальцевую точки. Ошибка
при измерении не должна превышать 0,5
см.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка трех лет

Определение
массы
тела.

Массу тела
определяют
натощак путем взвешивания на медицинских
весах. Обследуемый должен спокойно
стоять на середине весов. Взвешивание
в одежде и обуви не допускается.

Измерение
окружностей головы, грудной клетки,
плеча, бедра, голени.
Для
измерения пользуются стальной рулеткой
или обыч­ной сантиметровой лентой.
Окружность грудной клетки измеряют в
состоянии покоя, максимального вдоха
и максимального выдо­ха. Ленту
накладывают сзади по нижним углам
лопаток при под­нятых руках. Затем
руки опускают, и лента, соскальзывая,
ложит­ся под углами лопаток. У мужчин
и детей лента проходит спереди по краю
околососкового кружка, у женщин — по
IV ребру. Во время глубокого вдоха и
выдоха лента должна без задержки
сле­довать за движением грудной
клетки.

Соматоскопические
признаки.
При
осмотре (соматоскопии) обращают­
внимание на состояние кожных покровов
и слизистых оболочек(цвет,
тургор, чистота, влажность), степень
жироотложения,
состояние
опорно-двигательного аппарата (костяка,
формы грудной клетки, позвоночника,
формы ног и стопы).

Жироотложение.Развитие
подкожного жирового слоя объек­тивно
определяют
измерением толщины жировой складки на
животе (на
уровне
пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под
лопаткой. Измеренную малым толстотным
циркулем толщину складки де­лят
пополам.
Средним считают жироотложение при
толщине жировойскладки
от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине
жи­ровой
складки
менее 1 см, выше среднего — при толщине
более 2 см.

Костяк.
Различают
три типа костяка: тонкий, коренастый и
промежуточный. Тонкий характеризуется
узкими плечами и груд­ной клеткой,
малыми размерами кистей рук и ступней;
корена­стый — широкими плечами и
грудной клеткой, большими разме­рами
кистей рук и ступней.

Форма
грудной клетки
.
Различают
цилиндрическую, кониче­скую, плоскую
и смешанную грудную клетку. Грудная
клетка ци­линдрической формы при
рассматривании спереди и сбоку вы­глядит
равномерно развитой в верхнем и нижнем
отделах, подгрудинный угол округлой
формы и по величине приближается к 90°.
Грудная клетка конической формы имеет
более широкий и выступающий вперед
нижний отдел по сравнению с верхним.
Подгрудинный угол большой, более 90°.
Плоская грудная клетка обыч­но имеет
удлиненную уплощенную форму, подгрудинный
угол сужен, он
менее
90°. У детей младшего возраста часто
бывают сме­шанные формы грудной
клетки. Могут встречаться рахитические
и
редко бочкообразные
формы.

Позвоночник.
Различают
нормальный, лордотический, кифотический
типы позвоночника. Нормальный позвоночник
в сагит­тальной плоскости имеет
S-образную
форму. Шейная и пояснич­ная кривизны
невелики и обращены вперед, грудная
выпуклость обращена назад. Для
лордотического характерна малая шейная
кривизна
и
резко выраженная поясничная. У
кифотического по­звоночника обе
кривизны и выпуклость резко выражены.

К
деформациям позвоночника относятся
право- и левосто­ронние сколиозы
разной степени (рис.1.). При сколиозе I
степени отме­чается слабовыраженная
асимметрия плеч, лопаток. Дефект не
имеет
стойкого
характера, при напряжении мускулатуры
вы­правляется. Сколиоз II степень
характеризуется устойчивым искривлением
вправо или влево, наличием мышечных
компенсаторныхваликов.
При III степени отмечаются глубокие
искривления, сопровождающиеся деформацией
грудной клетки. Начинающиеся изменения
позвоночника можно обнаружить следующим
простым способом: пальцем с нажимом
проводят по верхуш­кам остистых
отростков позвонков, а затем по
образующейся сплошной красной полосе
судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

Оценка физического развития ребенка гигиена

Рис.
1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий
левосторонний, 3.
S-образный

Форма
ног.
Различают
нормальную, Х-образную и О-образную
форму ног. При определении этого
показателя обследуемый ста­вит пятки
вместе, носки врозь. При правильной
форме ноги со­прикасаются в области
коленных суставов, при О-образной фор­ме
коленные суставы не соприкасаются, при
Х-образной один коленный сустав заходит
за другой.

Форма
стопы.
Различают
нормальную (сводчатую), уплощен­ную
и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия
делают отпе­чатки стопы (плантографию)
(рис. 2). Ватным тампоном, погру­женным
в раствор метиленового синего, смачивают
стопу и ста­вят ребенка на чистый лист
бумаги. Можно использовать также 10 %
раствор полуторахлористого железа.
Бумагу при этом смачи­вают 10 % раствором
танина в спирте.Оценка физического развития ребенка гигиена

На
полученном отпечатке проводят касательную
к наиболее выступающим точкам внутренней
поверхности стопы. Из сере­дины
касательной восстанавливают перпендикуляр
до наружного края стопы. Затем вычисляют
процентное отношение той части
перпендикуляра, которая прошла через
отпечаток, ко всей длине. Если перешеек
составляет до 50 %, стопу оценивают как
сводчатую, нормальную. Если он составляет
50 — 60%, то стопа упло­щенная. Если
отношение более 60%, имеет место выраженное
плоскостопие.

Физиометрическиепризнаки.Жизненную
емкость легких
определяют
с помощью спирометра. По­сле
предварительного вдоха и выдоха
обследуемый делает максимальный вдох
и затем равномерно выдыхает воздух в
трубку прибора. Измерение про­водят
3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная
сила рук — характеризует степень развития
мускулатуры, измеряется ручным
динамометром. Для измерения силы кисти
динамометр берут стрелкой к ладони и,
вытянув руку в сторону, с максимальным
напря­жением сжимают его поочередно
правой и левой рукой.

Становую
силу
измеряют
с помощью станового динамометра, ручка
которого устанавливается на уровне
колен обследуемого. Разгибание должно
проводиться с максимальным усилием, но
без рывков. Ноги при этом не должны
сгибаться в коленных суставах.

Частоту
сердечных сокращений
по
пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин.
При наличии нарушений ритма детей всегда
направля­ют на консультацию к
кардиоревматологу.

Показатели
максимального и минимального артериального
дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи
или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова)
на правой руке в положении сидя, после
минутного отдыха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник